Бушуев А. С. Сельское население Татарии накануне и в годы Великой Отечественной войны

Сельское население Татарии накануне и в годы Великой Отечественной войны
История XX столетия — это история целой череды великих испытаний, выпавших на долю нашей страны и ее многонационального народа. В этой череде социальных катастроф особняком стоят предвоенные и военные годы. На развитии российского села в этот и последующий периоды истории страны в полной мере сказались негативные результаты антикрестьянской по своей сути аграрной политики государства, основанной на раскулачивании и форсированной насильственной сплошной коллективизации миллионов крестьянских хозяйств, не подготовленных к этому ни с точки зрения технико-экономической составляющей, ни даже психологически. На развитие социальных процессов на селе в эти годы существенное влияние оказали массированная индустриализация страны, политические репрессии и военная мобилизация, которые вызывали подъемы смертности и спады рождаемости, приводя к невосполнимым демографическим потерям со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Сельское население Советской Татарии в полной мере испытало на себе трудности этого времени. Огромные последствия развернувшихся в стране и республике социальных процессов 1930-1940-х гг. долгое время давали о себе знать и в определенной мере сохраняют свое влияние и сегодня. Учитывая это, рецензируемая книга, в которой дан анализ демографических и социальных процессов, протекавших в конце 1930-х — первой половине 1940-х гг. на селе в Татарской АССР, относится к числу актуальных и значимых.
Авторам удалось разработать четкую научную концепцию книги, основой которой стало намерение изучить сложную «систему производственных, общественных и личных отношений, сложившуюся в сельских районах республики и состоявшую из множества мобильных подсистем (включая системы взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий и государства, граждан и правоохранительных органов, представителей разных национальностей друг с другом и т. д.), а также социально-экономические и демографические процессы» (с. 5).
Масштаб затронутых авторами проблем впечатляет. В книге дана детальная историко-демографическая характеристика сельского населения Татарии, рассмотрены уровень и качество его жизни, общественно-политические ориентации жителей села и их религиозность. Каждый из рассмотренных здесь сюжетов при прочих равных обстоятельствах мог бы быть представлен отдельной книгой, но авторы успешно объединили их в одном исследовании, и от этого книга только выиграла.
В книге рассмотрены такие демографические процессы в среде сельского населения Татарской АССР, как рождаемость, смертность, браки и разводы накануне и в годы Великой Отечественной войны, охарактеризованы возрастно-половая и национальная структура, социальный состав сельского населения, его занятость. В результате анализа данных переписей и текущего статистического учета населения авторами установлено, что численность сельского населения в рассматриваемый период существенно сократилась (с. 44). Авторы вполне закономерно выделили ряд факторов, способствовавших этому, среди которых не только причины эндогенного характера, но и экзогенные факторы. Немалую роль в этом процессе сыграла миграция, связанная с процессами урбанизации и индустриализации, которые, впрочем, не были лишь республиканской особенностью*. В книге не обойдена вниманием и проблема социально вынужденных, принудительных миграций, связанных с эвакуацией населения и предприятий из прифронтовых районов с последующей реэвакуацией, в которой, по справедливому замечанию авторов, приняли участие уже не все ранее эвакуированные (с. 70).
Проведенный авторами анализ позволил зафиксировать и проявившуюся к концу 1930-х гг. существенную диспропорцию в третичном соотношении полов не в пользу мужского населения (с. 48-49, 95), которая лишь усилилась в годы военной мобилизации и наложила отпечаток на все последующее развитие сельской жизни — как в собственно демографическом плане, так и с точки зрения диспропорции в балансе трудовых ресурсов села. Все это, в конечном счете, заложило основы для снижения удельного веса трудоспособного сельского населения.
Несмотря на все сложности своего времени, люди продолжали жить в тяжелых условиях — они женились, обзаводились детьми, отмечали праздники. Отрадно, что авторы уделили большое внимание и этой стороне сельской жизни, представив полную яркую примерами картину. Рассмотренные в книге уровень жизни сельского населения, материальное состояние сельской семьи, жилищно-бытовые условия, состояние здоровья и медицинского обслуживания жителей села дополняют картину сложных демографических процессов, показывая условия повседневной жизни и труда сельчан.
Авторы убедительно показали, что внеэкономическое принуждение крестьян к труду, введенное в сельскую повседневность в условиях коллективизации и активно используемое в последующем, приводило в конечном итоге к перенапряжению не только материальных и физических ресурсов села, но и моральных сил его населения (с. 128). На основе изучения источников и размеров доходов крестьянских семей, сопоставления их с динамикой уровня цен в рецензируемом исследовании, наряду с констатацией падения уровня и качества жизни сельского населения (с. 236), зафиксирован очень важный процесс — изменение социального облика крестьянства, опосредованное постепенной денатурализацией и ростом доходов со стороны, утратой значения для крестьянской семьи индивидуального сельскохозяйственного производства и другими факторами.
Особое значение имеют авторские наблюдения, сформулированные в главе, посвященной характеристике общественно-политической, идеологической и религиозной составляющей сельских жителей. Известно, что в предвоенные и военные годы этому вопросу коммунистическая партия и правительство Советского Союза придавали особенно большое значение, пытаясь решить вопросы моральной устойчивости граждан и патриотической поддержки фронта в тыловых районах страны, которым как раз и являлась Татарская АССР.
На многочисленных примерах из бытовавшего на селе фольклора в виде цитат из частушек и анекдотов, воспоминаний сельчан, приводимых как в основном тексте книги, так и в приложении к ней, авторы показали специфику функционирования социальной памяти крестьянства. Этот сюжет в сопоставлении с анализом содержания и интенсивности идеолого-просветительской работы на селе позволил установить провалы как в социально-экономической программе развития села, так и недочеты в идеологической работе. На основе изучения статистики уголовных и «политических» дел, возбужденных органами НКВД в предвоенный и военный период в отношении сельских жителей ТАССР, авторы получили достаточно полную картину состояния и эффективности идеологической работы на селе. Благодаря этому удалось установить, что лишь с конца 1942 г. по мере накопления успехов Красной Армии на советско-германском фронте постепенно меняется отношение сельчан к И. В. Сталину и проводимой им политике, сокращается число уголовных дел с политической подоплекой, что можно считать своеобразной победой власти на идеологическом фронте (с. 307), которая, однако, далась не так легко, вопреки устоявшемуся в предшествующий период развития отечественной историографии мнению.
Еще одна очень важная составляющая жизни сельчан, проанализированная в рецензируемой книге, — проблема религиозной веры и взаимодействия населения с церковными институтами. Здесь на материалах ТАССР убедительно доказано, что рост религиозных настроений в республике в годы Великой Отечественной войны был во многом обусловлен не только ослаблением антирелигиозной пропаганды и патриотическими призывами, исходившими от духовенства (как христианского, так и мусульманского), не только ослаблением позиций Союза воинствующих безбожников, но и глубокой религиозностью самих сельских жителей (с. 337). В этой связи нельзя не согласиться с указанием авторов на то, что «именно религия была важным стабилизирующим фактором морально-психологической обстановки в селах ТАССР в военное время» (с. 346).
Детально и профессионально проанализировать демографические и социальные процессы в сельской среде ТАССР авторам, безусловно, позволила достаточная полнота и видовое разнообразие документальной основы их исследования. Ряд материалов, приведенных в книге, является особо ценным, впервые введенным авторами в научный оборот. В целом, следует отметить тщательную проработку авторами комплекса источников, отложившихся в фондах центральных и региональных архивохранилищ, материалов, собранных в ходе полевой работы авторов.
Ретроспективное исследование социально-демографических процессов предвоенных и военных лет в среде сельского населения Татарии позволило авторам констатировать, что война, несмотря на то, что она «наложила серьезный отпечаток на воспроизводство населения, обусловив неблагоприятную демографическую ситуацию на многие десятилетия вперед» (с. 349), была выиграна в том числе и благодаря большому жизненному потенциалу жителей тыловых районов страны, каким и была Советская Татария. Именно использование этого потенциала и позволило в дальнейшем преодолеть катастрофическое состояние послевоенного села.
Как раз в связи с этим было бы интересно дополнительно провести работу по изучению таких показателей демографического развития, как индекс замещения поколений, брутто- и нетто-коэффициентов воспроизводства населения и других, что позволило бы установить меру интенсивности воспроизводства сельского населения, а не только динамику его численности. Это, конечно, лишь пожелание рецензента, никак не умаляющее достоинств рецензируемого издания. Напротив, уже факт того, что подобное пожелание может быть высказано в адрес авторов, говорит в пользу книги, поскольку именно ее материалы и позволяют поставить такой вопрос.
С уверенностью можно сказать, что рецензируемая монография вносит значительный вклад в исследование проблем социальной истории региона в XX в., истории Великой Отечественной войны и демографических процессов в сельской среде Поволжья.
Алексей Бушуев,
кандидат исторических наук
* Подробнее см.: Сенявский А. С. Урбанизация России в XX веке: роль в историческом процессе. – М., 2003. – 286 с.; Арутюнян Ю. В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. – М., 1963. – 459 с.