Юхименко В. Г. У истоков удмуртской нефти

Статья посвящена истории геологических исследований нефтяных месторождений на территории Удмуртской республики, воспроизводимой на основе опубликованных литературных и архивных материалов.
Рубрика:
Тип статьи:
Обзорная аналитическая статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
18.11.2013
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2013

У истоков удмуртской нефти

Геологическое изучение территории Удмуртии началось в конце XVIII в. К этому времени (1770-1775) относятся самые ранние сведения о горных породах и полезных ископаемых на поверхности отдельных участков региона, собранные И. И. Лепехиным* и П. С. Палласом**. В дальнейшем, до 1860 г., исследования были направлены на изучение строения верхнепермских отложений и поиски связанных с ними полезных ископаемых. Начало систематического изучения геологического строения удмуртской территории относится к 1860 г. и связано с именами таких геологов, как А. А. Штукенберг, П. И. Кротов, А. В. Нечаев, С. Н. Никитин, выполнивших геологическую съемку в связи с составлением по заданию Геологического комитета России геологической карты Российской империи. В эти же годы были начаты и первые геофизические работы1. Исследователями по существу была заложена основа дальнейшего изучения территории современной Удмуртской республики. Полученные сведения о геологическом строении в последующее время уточнялись и детализировались.

После Октябрьской революции были начаты планомерные исследования современной территории Удмуртской республики, направленные на детальное изучение геологического строения и изыскание минерального сырья. Эти работы выполнялись Н. Г. Кассиным***, Г. Н. Фредериксом**** и другими исследователями. Ими была закартирована значительная территория и существенно уточнено строение пермских отложений2.

К концу 1920-х гг. почти вся территория была охвачена преимущественно мелкомасштабными геологическими съемками, позволившими получить представление о ее общем геологическом строении. В 1929 г. при поисках калийных солей в районе Верхнечусовских Городков (современная территория Пермского края) была обнаружена промышленная нефть, подтвердившая прогнозы И. М. Губкина* о возможности нахождения нефти между Волгой и Уралом3.

С этого времени начинался период детального изучения геологического строения территории Удмуртской республики, характеризующийся развитием целенаправленных нефтепоисковых работ.

Первый этап этих исследований (1930-1949) заключался в проведении средне- и крупномасштабных структурно-геологических съемок с целью поисков и картирования структур, благоприятных для залегания нефти. Изучением геологического строения территории и перспектив ее нефтеносности занимались геологи треста «Молотовнефть», Горьковского геологического управления, Всесоюзного научно-исследовательского геологоразведочного нефтяного института (ВНИГНИ)4. По результатам проведенных работ было выделено 49 поднятий, но бурением были подтверждены только 16, в том числе Покровское, Граховское, Киенгопское, Лозолюкское, Кулигинское. Позднее в них были открыты значительные по запасам месторождения.

С 1936 г. на территории Удмуртии начались региональные полевые геофизические работы (магниторазведка). В 1936-1939 гг. они проводились силами Уральского геологического управления (руководитель Д. С. Миков**). Эти работы позволили выявить ряд аномалий в геофизических полях и рекомендовать в их зоне (у д. Зура, в районе Глазова, в низовьях реки Иж) поиски нефти. В республике проводились также гравиразведка и электроразведка, но их эффективность оказалась значительно ниже, чем у магниторазведки5.

В результате было установлено благоприятное для поисков нефти геологическое строение территории Удмуртии. К этому времени в соседних республиках — Башкирии, Татарии и областях уже был открыт ряд месторождений нефти, что послужило основанием для проведения в Удмуртии целенаправленных нефтепоисковых работ и, прежде всего, поисково-разведочного бурения.

Геологическая служба на территории Удмуртии начала создаваться в мае 1936 г., когда от действующего на тот момент Горьковского отделения Московского геологического треста в Ижевск были направлены В. П. Преображенский и Е. И. Тухтин. Перед ними была поставлена задача организации геологических и гидрогеологических работ, начиная от комплектации персонала до перевозки бурового оборудования6.

До 1945 г. в республике работали также ВНИГНИ, трест «Прикамнефть» и Уральское геологическое управление.

Первое собственное геологическое предприятие было организовано на основании постановления Совета народных комиссаров УАССР в феврале 1945 г. Это была Ижевская государственная союзная контора геологоразведочных и буровых работ (более поздние названия предприятия — «Ижевскнефтегеология», «Ижевская нефтеразведка») Главного управления по разведке нефти Наркомата нефтяной промышленности восточных районов СССР. Основной задачей конторы являлось проведение геологоразведочных и буровых работ для поисков нефти и газа7.

В 1945 г. в Алнашском районе на Голюшурминском поднятии (возле с. Голюшурма) было начато бурение первой в республике глубокой опорной скважины8.

В 1954 г. на территории Удмуртии была получена первая промышленная нефть. Это событие произошло на Вятской площади, которая является северным окончанием Арланского месторождения (ее основная часть расположена на территории Башкирии)9. Первооткрывателями удмуртской нефти являются работники Ижевской государственной союзной конторы геологоразведочных и буровых работ: главный геолог А. С. Полушкин, старший геолог участка Г. Д. Севанько, буровой мастер В. Г. Ременной, бурильщик Л. В. Васильев.

Первая скважина, пробуренная на Вятской площади, была разведывательная (ее впоследствии законсервировали). Бурение второй скважины было начато в конце 1953 г. и закончено через год (она тоже была разведочной, в 1973 г. ее перевели в категорию добывающих).

Первый успех подтолкнул к более активным поискам. У геологов появилось новое оборудование, поисковые партии перешли на турбинное бурение. Сразу вырос и объем бурения.

В апреле 1959 г. на базе Ижевской конторы геологоразведочных и буровых работ была создана Удмуртская контора разведочного бурения и геологоразведочных работ в составе Средне-Волжского геологического управления Главного управления охраны недр при Совете Министров РСФСР. Нефтепоисковые и нефтеразведочные работы на территории Удмуртии и Кировской области курировал С. К. Жадченко. В рамках Удмуртской конторы проводились тематические исследования. Для этих целей при Ижевской структурно-поисковой экспедиции организуются тематическая партия по обобщению материалов глубокого бурения и партия по исследованию продуктивных скважин и подготовки материалов с целью обоснования запасов нефти по Вятской площади10. В конце 1961 г. контора была реорганизована в Удмуртский трест разведочного бурения — «Удмуртнефтеразведка», а участки бурения — в экспедиции и партии11.

Другим крупным геологическим предприятием на территории Удмуртии в рассматриваемый период являлось Удмуртская геофизическая экспедиция в рамках Московского треста «Угленефтеразведка». В состав экспедиции были переданы две Пермские сейсморазведочные партии, которые базировались на юге республики (с. Кигбаево и Мостовое), Кузнецкая сейсморазведочная партия, базировавшаяся в пос. Можга, из промысловой конторы пос. Куеда Пермской области была сформирована промысловая объединенная партия. Весной 1960 г. были созданы сейсморазведочная партия корреляционного метода преломленных волн (КМПВ), сейсморазведочная партия метода отраженных волн (МОВ), сейсмокаротажная партия. Базировались они в д. Тюлькино-Пушкари.

Кроме того, на территории Удмуртской Республики работали геофизики — каротажники Арланской, Елабужской, Мензелинской и Ижевской промыслово-геофизической конторы. Позднее промысловая геофизическая контора. Специалисты с помощью специальных методов исследований скважин (каротажа) подтвердили наличие в пластах-коллекторах запасов нефти12.

С 1959 г. на всей территории Удмуртской республики начинается бурение опорных одиночных глубоких скважин. Поисковая скважина № 16 на Киенгопской площади в 1962 г. стала первооткрывательницей Киенгопского месторождения в отложениях среднего карбона13.

Однако открытые позднее месторождения (Тарасовское, Кырыкмасское, Покровское, Архангельское) по размерам и запасам оказались небольшими. Поэтому глубокое бурение в южных районах республики было приостановлено.

В связи с этим был проведен всесторонний анализ имеющихся геологических данных и принято решение о перенесении сейсморазведочных работ в северные и центральные районы. В результате были открыты Гремихинское, Красногорское, Чутырско-Киенгопское, Лиственское и другие месторождения.

К началу 1970 г. в республике было открыто 14 месторождений. Основные геологоразведочные работы осуществлялись Удмуртским трестом разведочного бурения14.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Геология и нефтеносность Удмуртской АССР / Под ред. Л. В. Шаронова. – Ижевск, 1976. – С. 3.

2. Там же. – С. 4.

3. Там же.

4. Там же. – С. 5.

5. Там же. – С. 6.

6. История геологического предприятия «Волгагеология» (1930-2005). – Нижний Новгород, 2005. – С. 186-192.

7. Органы государственной власти и управления Удмуртской АССР (1918-1980 гг.): Справочник (по материалам государственных архивов) / Сост. А. А. Королева. – Устинов, 1986. – С. 69.

8. Геология и нефтеносность Удмуртской… – С. 6.

9. Там же. – С. 7.

10. История геологического предприятия… – С. 186-192.

11. Органы государственной власти… – С. 70.

12. Черное золото Удмуртии. – Ижевск, 2006. – С. 20.

13. Савельев В. А. Нефтегазоносность и перспективы освоения ресурсов нефти Удмуртской республики. – М.-Ижевск, 2003. – С. 22.

14. Там же. – С. 23.

 

* Лепехин Иван Иванович (1740-1802), русский путешественник и натуралист, академик Петербургской Академии наук (см.: Большая Российская энциклопедия. – М., 2010. – Т. 17. – С. 293).

** Паллас Пе́тер Симо́н (Пётр-Симо́н) (1741-1811), естествоиспытатель, географ и путешественник, член Петербургской Академии наук (см.: Большой энциклопедический словарь. – М., 1999. – С. 871).

*** Кассин Николай Григорьевич (1885-1949), геолог, заслуженный деятель науки Казахской ССР, действительный член АН Казахской ССР (см.: Горная энциклопедия. – М., 1973. – Т. 11. – С. 506).

**** Фредерикс Георгий Николаевич (1889-1939), геолог-стратиграф, палеонтолог (см.: Большая Советская энциклопедия. – М., 1978. – Т. 28. – С. 81).

* Губкин Иван Михайлович (1871-1939), геолог, создатель советской нефтяной геологии, академик АН СССР (см.: Большая Российская энциклопедия. – М., 2010. – Т. 8. – С. 123).

** Миков Дмитрий Степанович (1903-1985), профессор кафедры геофизических методов поисков и разведки Томского политехнического университета (см.: Профессора Томского политехнического университета: Биографический справочник / Авт.-сост. А. В. Гагарин. – Томск, 2005. – Т. 3. – Ч. 1. – С. 304-307).

Другие статьи
В статье рассматриваются пути и основные формы развития народного творчества и самодеятельного искусства в условиях реформирования общественных отношений в Республике Татарстан в 1
Публикация посвящена деятельности татарской диаспоры и татарских организаций в Республике Польша, а также их сотрудничеству с Татарстаном.
После принятия ислама болгарами правовая система страны на основе обычного права уступает место уголовно-правовым правоотношениям, которые регулируются нормами шариата. Это обуслов
В публикации отражена сложная социально-политическая ситуация, сложившаяся к 1706 г. в Волго-Уральском регионе, и трудности, с которыми столкнулся А. Дмитриев-Мамонов, уполномоченн
В публикации на основе новых документов сайта «Уфаген» раскрывается история поиска муллы Батырши после поражения восстания 1755 г. и роль Яныша Абдуллина в этом процессе. Публикаци
Рассматриваются татарские граммофонные записи начала XX в. и отношение мусульманского населения к новым образцам звукозаписи. Представлен перечень дореволюционных записей татарских