Шафигуллина Л. Р. Особенности развития народного творчества и самодеятельного искусства в Республике Татарстан (1990-2000-е гг.)

В статье рассматриваются пути и основные формы развития народного творчества и самодеятельного искусства в условиях реформирования общественных отношений в Республике Татарстан в 1990-2000-е гг. Обобщается многолетний опыт проведения народных праздников, музыкальных, танцевальных фестивалей, конкурсов, выставок произведений мастеров декоративно-прикладного искусства, подчеркивается их важность для сохранения культурных традиций.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
18.11.2013
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2013

Особенности развития народного творчества и самодеятельного искусства в Республике Татарстан (1990-2000-е гг.)

Основой любой национальной культуры является народное творчество, которое вбирает в себя многообразие художественных традиций, унаследованных от предшествующих поколений обычаев, различных форм творческой деятельности. Для его развития немало было сделано на рубеже XX-XXI вв.

Односторонний характер культурного взаимодействия ведет к подавлению национальных культур, и, в конечном счете, может привести к потере национально-культурной самобытности не только малочисленными народами, но и довольно многочисленными. В связи с отмеченным действенная культурная политика должна быть направлена на сохранение и развитие народной культуры, а не на ее консервацию.

Серьезным препятствием на пути реализации государственной политики в области культуры стало недостаточное правовое обеспечение. Ситуация в сфере культуры в начале 1990-х гг. требовала кардинальных преобразований в правовом обеспечении отрасли. В результате в течение 1990-х гг. в Российской Федерации и Республике Татарстан были приняты законы в области культуры, в том числе и народной. Базовые политико-правовые ориентиры в области национально-культурного развития РФ закреплены в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре». Принципы и нормы этого документа развиваются и конкретизируются в нормативно-правовых актах, посвященных отдельным направлениям культурной деятельности: законах «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О народных художественных промыслах»1. Цель этих законодательных актов — обеспечение реализации прав народов, этнических общностей на развитие своей национально-культурной самобытности.

Начало было положено созданием концептуальной, законодательной базы2. Кабинетом министров Республики Татарстан были подготовлены и утверждены «Государственная программа развития культуры в Республике Татарстан на 1991-1995 гг.», «Республиканская программа развития культуры в РТ на 1998-2001 гг.» и «Концепция развития татарской культуры в Республике Татарстан», разработанные с учетом предложений творческих и общественных союзов3. В этих важных документах заложены следующие задачи: создание равных условий для культурного развития населяющих республику народов и культурно-досуговой деятельности населения; сохранение и развитие татарской традиционной культуры и культур народов Татарстана, расширение сферы использования родных языков; развитие народного творчества как основы возрождения и развития национальных культур4. Для их решения предусматривалось обеспечение сохранения и пропаганды фольклорного творчества, развитие деятельности фольклорных коллективов и отдельных исполнителей, возрождение и введение в современную жизнедеятельность народов забытых обрядов, ритуалов, праздников, традиций, возрождение и развитие традиционных промыслов и ремесел, поддержка народных мастеров и умельцев, возрождение традиционных национальных музыкальных инструментов и традиционного исполнительства5.

В развитии народного творчества в рассматриваемый период прослеживаются три этапа. Первый этап охватывает вторую половину 1980 — начало 1990-х гг., когда народное творчество находилось в состоянии углубляющегося кризиса. Именно в этот период наибольшие потери понесли такие жанры самодеятельного искусства, как хоровое пение, театрализованные представления, народно-инструментальная и духовая музыка, фольклор. Причины сокращения творческой активности населения в сфере художественной самодеятельности в республике на первом этапе были связаны со слабым финансированием учреждений культуры, с отсутствием необходимой материальной базы, снижением пропаганды традиций народной культуры. Происходило разрушение инфраструктуры культуры: дома и дворцы культуры в массовом порядке начали переводиться на самофинансирование и самоокупаемость. Это практически полностью лишало клубные учреждения средств для дальнейшего существования, а именно при них функционировала большая часть коллективов народного творчества.

На протяжении второго периода, начавшегося с середины 1990-х гг. и продолжавшегося по начало 2000-х гг., в развитии народного творчества и самодеятельного искусства кризис сменяется всплеском интереса к этническим традициям в культуре. Была начата кропотливая работа по изучению традиционных общественных, семейных, религиозных обрядов, обычаев. Благодаря этому активизировалось внедрение в быт национальных праздников.

Третий период, охвативший первое десятилетие 2000-х гг., характеризуется стабилизацией сферы народной культуры. Новых конкурсов и фестивалей учреждается не так много, однако мероприятия, возникшие во второй половине 1990-х гг., продемонстрировали свою востребованность и приобрели новый более высокий статус.

Сохранение народной культуры осуществляется в разных формах. Важную роль в этом процессе играет конкурсное и фестивальное движения, которые являются способами поддержки исполнительства на народных инструментах, их воспроизводстве, укоренения в социуме.

Наиболее распространенными формами проведения мероприятий народного творчества в Республике Татарстан являются фестивали (около 30), праздники (около 20) и конкурсы (около 15). Почему так прижились фестивали?

Как одна из форм культурной деятельности, фестивали выявляют таланты, дают возможность творческого роста, объединяют различные социальные группы для участия в культурной жизни сообщества. Фестивальное движение имеет бóльшую перспективу, чем профессионально-академические конкурсы, результатами которых не всегда все бывают удовлетворены. С другой стороны, рамки академического репертуара превращают конкурсы в мероприятия для самих участников, не решая главной задачи — сохранения связи с народом. Ведь народное музыкальное творчество — один из немногих на сегодня факторов, способных объединять, сплачивать все общество.

Фестиваль — не только праздник с большой буквы, но и большая работа, направленная на достижение конкретных результатов. Организаторами фестивалей в республике выступают Кабинет министров РТ, Министерство культуры РТ, Республиканский центр развития традиционной культуры при Министерстве культуры РТ, Ассамблея народов Татарстана, Исполком Всемирного конгресса татар.

Наиболее известные фестивали народного творчества — республиканский фестиваль татарского фольклора «Иске-Казан түгәрәк уены», фестивали русского фольклора «Каравон» и «Хороводы на Волге», республиканский фольклорный смотр-конкурс «Халкыбызның иҗат чишмәләре» (Родники народного творчества), Международный фестиваль тюркских народов6, республиканский фестиваль творчества народов РТ «Все мы дети твои, Татарстан», фестиваль фольклорных коллективов кряшен «Карендәшем — асылбизәгем», фестиваль национальной культуры «Татарстан — наш общий дом».

Одним из популярных музыкальных фестивалей, проводимых в РТ с 1992 г., является ежегодный Поволжский фестиваль русского фольклора «Каравон», приуроченный ко дню Николая Чудотворца. История праздника «Каравон» в с. Русское Никольское Лаишевского района имеет более чем трехсотлетние корни. В старину праздник отмечался в течение трех дней: начавшись с церковной службы, он переходил в дома к семейным, праздничным застольям, а затем — на улицу, где устраивались гулянья и хоровод — «Каравон», в котором все участники от мала до велика в несколько рядов, соединившись мизинцами, идут «каравонным» шагом. В 1955 г. народные праздники в селах были запрещены. В 80-е гг. ХХ столетия жители села Русское Никольское при поддержке энтузиастов местного Дома культуры возобновили народную традицию. С 1993 г. праздник приобрел республиканский статус. Тогда в нем приняли участие всего семь фольклорных коллективов из городов и районов республики, а сейчас он ежегодно собирает более 100 этнографических и вокальных ансамблей из Татарстана и соседних российских регионов.

Одной из составляющих конкурсов народного творчества стала игра на народных инструментах. К такого рода конкурсам относятся фестиваль народного творчества «Уйнагыз, гармуннар!» (Играй гармонь!) (с 1986 г., ежегодно), Республиканский смотр-конкурс гармонистов им. Ф. Туишева (с 1988 г., один раз в два года), конкурс исполнителей на народных (академических и традиционных) инструментах в рамках фестиваля музыки им. С. Сайдашева (с 1990 г. — один раз в два года, с 2010 г. — ежегодно, приобрел статус международного), Республиканский конкурс исполнителей на курае, сорнае и кубызе им. И. Мусина (с 1992 г. — один раз в два года, с 2007 г. — ежегодно).

Конкурсы организуются в честь выдающихся музыкантов Татарстана. Так в рамках фестиваля «Уйнагыз, гармуннар!» с 1988 г. стал проводиться смотр-конкурс гармонистов им. Ф. Туишева. Музыковед Ш. Рахманкулов отмечал: «Туишев, как виртуоз, обладает высокой техникой (октавная, аккордная техника и техника двойных нот), его игра отличается естественностью, четкостью, простотой и в то же время строгостью трактовки, тонкостью отделки исполняемых музыкальных произведений и народных мелодий. В исполнении Туишева музыкальные произведения и народные мелодии получают максимальную ясность и художественную простоту, пластичность и нюансировку»7. В течение всей жизни Ф. Туишев собирал различные гармоники — заказывал, покупал, принимал в дар. После его смерти коллекция гармоник была передана в Национальный музей РТ. Помимо Министерства культуры РТ, поддержку конкурсу гармонистов с 1992 г. стал оказывать Исполком Всемирного конгресса татар. Он осуществлял поиск и направлял народные дарования из мест компактного проживания татар на конкурс в Казань.

Звучание курая издавна привлекало татарский и башкирский народы своими уникальными, неповторимыми красками. Любителем-фольклористом И. Мусиным, в честь которого назван конкурс исполнителей на курае, сорнае и кубызе, в 1940-е гг. была собрана коллекция кураев, однако тогда его попытка привлечь внимание властей к этому уникальному инструменту не увенчалась успехом.

Условия и порядок проведения конкурсов схожи между собой. Конкурсы предусматривают сольное и ансамблевое исполнение не более пяти разнохарактерных произведений: «лирические (озын көйләр), плясовые (уен җырлары, кыска көйләр), произведения советских и современных композиторов»8; «оригинальные сочинения, сочинения композитора страны (региона) участника конкурса (желательно на национальной основе)»9. Для исполнения рекомендуется обязательная программа, состоящая из народных мелодий, аранжировки народной музыки, оригинальные произведения малых форм, произведения для солистов в сопровождении. Конкурсы обычно проводятся в три тура: в районах и городах РТ, зональный, республиканский.

В 1990-2000-е гг. в РТ наблюдался рост любительского песенного творчества. РНМЦ было инициировано создание союза самодеятельных композиторов, в который также вошли представители регионов компактного проживания татар за пределами республики. Совместно с Союзом композиторов Татарстана были организованы научно-практические конференции по вопросам развития музыкально-песенного жанра на основе традиций татарского народа. Появилось несколько конкурсов среди самодеятельных композиторов, которые стали постоянными: фестиваль самодеятельных татарских композиторов «Чишмәләр» (Родники) (с 1995 г.), Всетатарский фестиваль творчества самодеятельных композиторов РТ и регионов России «Барлау» (Единение) (с 1999 г.), Республиканский конкурс «Лучший самодеятельный композитор года» (с 2000 г.), Международный всетатарский фестиваль-конкурс детской песни «Яңа йолдыз — яңа җыр» (Новая звезда — новая песня) (с 2011 г.).

Одним из наиболее популярных, массовых является фестиваль-конкурс «Барлау»: в нем участвуют не только композиторы, но авторы текстов и исполнители. Целью его проведения является «дальнейшее развитие самодеятельного композиторского творчества, повышение мастерства, обогащение репертуара исполнителей новыми произведениями, выявление самобытных талантов, поддержка и пропаганда авторов, постоянно занимающихся этим видом народного творчества»10. В 2005 г. на конкурс было прислано около 200 заявок песен в народном и эстрадном стиле, а также инструментальной музыки из Татарстана, Башкирии, Марий Эл, Московской, Ульяновской, Оренбургской, Челябинской, Томской и других областей, а также из Финляндии и Казахстана.

Самыми массовыми являются песенные конкурсы. Это — фестиваль «Татар җыры» (с 1993 г. — один раз в два года, с 1999 г. — ежегодно, с 2003 г. получил статус международного фестиваля), студенческий фестиваль национального творчества «Ягымлы яз» (с 1993 г., ежегодно), Республиканский смотр-конкурс исполнителей песен о родном крае «Моя Республика Татарстан» (с 1994 г., ежегодно), Республиканский конкурс исполнителей народной песни «Русская песня» (с 1994 г., один раз в два года), Республиканский конкурс исполнителей чувашской песни «Чувашский соловей» (с 1994 г., один раз в 1,5 года), Всетатарский фестиваль «Сандугач керде күңелгә» (с 1996 г., ежегодно), Республиканский конкурс исполнителей народной и современной песни финно-угорских народов РТ (с 1995 г., один раз в два года), Фестиваль татарской авторской песни (с 1997 г.), Межрегиональный фестиваль-конкурс им. Сары Садыковой «Калфаклы сандугач» (с 2002 г., один раз в два года), Международный фестиваль-конкурс исполнителей татарской песни им. И. Шакирова (с 2003 г., один раз в два года), Международный фестиваль татарской песни им. Р. Вагапова (с 2005 г., ежегодно), Фестиваль молодых исполнителей кряшенской песни «Туым жондызы» (Рождественская звезда) (с 2009 г., ежегодно), Международный фестиваль еврейской музыки (с 2012 г., ежегодно).

Песенные конкурсы с каждым годом демонстрируют положительную динамику. Это касается расширения географии участников, совершенствования репертуара, роста исполнительского мастерства. Возраст участников песенных фестивалей-конкурсов от 7 до 80 лет. Благодаря участию в них дети и подростки вовлекаются в национальное фестивальное движение.

Большинство видов народного искусства в Республике Татарстан находятся на грани исчезновения. Например, такие известные в прошлом виды народного декоративного искусства, как ювелирное дело, золотое шитье, узорное ткачество, искусство каллиграфии, представлены в основном в музеях. В значительной степени утрачены художественно-стилевые особенности и традиции промыслов.

Возрождение очагов народного искусства, выявление и оказание помощи народным мастерам, владеющим секретами традиционного ремесла, приобретают в наши дни все большее значение. Около 20 предприятий республики сегодня производят продукцию народных художественных промыслов. В основном они находятся в ведении ОАО «Татарместпром» (Арское производственное объединение национальной обуви, Алексеевская фабрика художественного ткачества, ОАО «Казанская швейная фабрика») и Министерства лесного хозяйства РТ (Зеленодольский, Сабинский, Буинский лесхозы). Основную долю предприятий народных художественных промыслов составляют частные11.

Существуют определенные проблемы, характерные для народных художественных промыслов. Это затруднения со сбытом продукции, расформирование творческих коллективов, утрата преемственности народного мастерства, художественно-стилевых особенностей и традиций производства, накопление на рынке продукции низкого художественного качества.

В Республике Татарстан проблема народных художественных промыслов на государственном уровне практически не поднималась. Внимание властей к ней впервые было привлечено накануне празднования тысячелетия г. Казани. В 1999 г. было принято постановление Кабинета Министров РТ «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства, производства сувенирной и подарочной продукции РТ». Затем был создан Художественно-экспертный совет РТ по народным художественным промыслам и координации деятельности расположенных на территории РТ организаций и индивидуально работающих мастеров, занимающихся народными промыслами. В 2005 г. парламент республики одним из первых в стране принял «Закон о народных художественных промыслах и ремеслах». Общим итогом было создание Центра развития народных художественных промыслов и ремесел, Палаты ремесел. Были сформированы банки данных о предприятиях и мастерах декоративно-прикладного искусства. Приняты две целевые программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства РТ12. Их целью является «обеспечение экономических, социальных и иных условий для сохранения, возрождения и развития традиционных народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства, производства сувенирной и подарочной продукции, несущей в себе народные традиции»13. Предусмотрено «планомерное формирование и совершенствование инфраструктуры государственной поддержки народных художественных промыслов РТ и повышение качества и конкурентоспособности продукции народных художественных промыслов»14.

Широкой популяризации самодеятельного декоративно-прикладного искусства, привлечению внимания к истокам самобытного наследия народов, населяющих РТ, способствуют конкурсы декоративно-прикладного искусства. Они зачастую проводятся на фестивалях, посвященных фольклору, в качестве одной из номинаций: «Казанская ярмарка» — праздник народных ремесел (с 1991 г.), ежегодные республиканские фестивали татарского, русского, чувашского, марийского, мордовского, удмуртского народного творчества (с 1991 г.), районные и республиканские выставки произведений самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, приуроченные к Всемирному конгрессу татар (с 1992 г.)15, Всемирный фестиваль татарского народного творчества (с 1994 г.), Республиканский конкурс дизайнеров одежды «Национальные традиции в костюмах народов Татарстана» (с 1997 г.), Республиканский молодежный фестиваль народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Ватан» (с 2003 г., один раз в два года, номинации «Декоративно-прикладное искусство» и «Народные обряды»), фестиваль национальных культур «Цвети, мой Татарстан — любимый край» (с 2010 г., номинация «Национальное искусство»), республиканский конкурс «Русская народная игрушка» (с 2011 г., ежегодно).

Фестивали пользовались большой популярностью у населения и вызывали зрительский интерес. В процессе их подготовки и проведения заметно оживилась культурная жизнь республики, выросли ряды участников самодеятельности*.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Культура Татарстана (1997-2002 гг.): Информационно-справочный материал к III Всемирному конгрессу татар. – Казань, 2002. – С. 134-146; Федеральный закон от 6.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 2. – Ст. 234; «Основы законодательства РФ о культуре» (в ред. ФЗ от 23.06.99 № 115-ФЗ) (с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 №194-ФЗ) // Культура Татарстана (1997-2002 гг.): Информационно-справочный материал к III Всемирному конгрессу татар. – Казань, 2002. – С. 6-32.

2. НА РТ, ф. Р-7237, оп. 2, д. 2492, л. 51-64; Закон РТ от 20.12.2000 № 542 «О культуре» // Культура Татарстана (1997-2002 гг.): Информационно-справочный материал к III Всемирному конгрессу татар. – Казань, 2002. – С. 45-55; Закон РТ от 17.01.2002 № 1285 «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей» // Культура Татарстана (1997-2002 гг.): Информационно-справочный материал к III Всемирному конгрессу татар. – Казань, 2002. – С. 64-80; Закон РТ от 1.04.2005 № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. – 2005. – № 4 (I часть); № 12 (IV часть); 2007. – № 1 (I часть); № 12 (II часть); НА РТ, ф. Р-7237, оп. 2, д. 2901, л. 2-23; оп. 1, д. 2789, л. 80-110.

3. НА РТ, ф. Р-7237, оп. 2, д. 2607, л. 26.

4. Там же, д. 2901, л. 4.

5. Там же, д. 2789, л. 91.

6. Там же, д. 2791, л. 67.

7. Зигангирова Г. «Я оставил хотя бы маленький след…» (К 125-летию со дня рождения Ф. К. Туишева) // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2009. – № 2. – С. 172.

8. НА РТ, ф. Р-7237, оп. 2, д. 2368, л. 72.

9. Там же, д. 3135, л. 114.

10. Там же, д. 2920, л. 202.

11. Там же, д. 3035, л. 5.

12. Там же, л. 11.

13. Там же.

14. Там же.

15. Там же, д. 2547, л. 58-60.

 

* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 12-11-16015а/В/2013.

Другие статьи
Публикация посвящена деятельности татарской диаспоры и татарских организаций в Республике Польша, а также их сотрудничеству с Татарстаном.
После принятия ислама болгарами правовая система страны на основе обычного права уступает место уголовно-правовым правоотношениям, которые регулируются нормами шариата. Это обуслов
В публикации отражена сложная социально-политическая ситуация, сложившаяся к 1706 г. в Волго-Уральском регионе, и трудности, с которыми столкнулся А. Дмитриев-Мамонов, уполномоченн
В публикации на основе новых документов сайта «Уфаген» раскрывается история поиска муллы Батырши после поражения восстания 1755 г. и роль Яныша Абдуллина в этом процессе. Публикаци
Рассматриваются татарские граммофонные записи начала XX в. и отношение мусульманского населения к новым образцам звукозаписи. Представлен перечень дореволюционных записей татарских
Борьба за Свияжск в 1918 г. занимала важное место в планах противоборствующих сторон в период Гражданской войны. В статье автор обращается к воспоминаниям современников, отложивших