Валиуллин Т. Р. Мастера иконописного дела среди ремесленников серебряного цеха в Казани во второй половине XIX – начале XX в.

Казань – восточная «столица» империи, являлась также центром миссионерской деятельности на территории многонационального Волжско-Камского края, и православная икона, заключавшая в себе молельный образ, во все времена служила атрибутом распространения православного единоверия и христианского просвещения среди населения. Во второй половине XIX в. иконное дело в Казани отчасти сконцентрировалось в границах ремесленного общества и все более приобретало характер цехового промысла. Несмотря на то, что с развитием капитализма в России цеховая организация превратилась скорее в обременительную форму, лишенную содержания, по документам Казанской ремесленной управы с 1870 по 1912 г., в списках мастеров серебряного цеха, к которому были приписаны, в том числе, мастеровые живописцы и иконописцы, число последних было значительно. В это время в Казани функционировало множество различных по объему товарооборота фабричных заведений, в которых хозяин-мастер, будь то серебряник, живописец или иконописец, трудился вместе с наемными рабочими (подмастерьями) или учениками, а иногда имел при мастерской торговое заведение.
Помимо местных цеховых, в Казань на заработок приезжали не только из соседних Нижегородской, Вятской, Симбирской губерний, но и из известных своими «школьными» иконописными традициями Псковской, Ярославской, Московской, Владимирской. В приведенном ниже списке указаны мастера, приписанные как к иконописцам, так и живописцам. В ведомостях управы не делалось принципиального различия между этими понятиями, и в разные годы мастеровые могли быть зачислены то к одному, то к другому, хотя и «смежному», направлению деятельности. К примеру, мастерская казанского цехового Сергея Яковлевича Спиридонова в 1879 г. была приписана к иконописным заведениям, а с 1887 г. – к живописным. Подобная ситуация и у иконописного мастера Ивана Алексеевича Скоморохова, который за более чем десятилетний период существования своей мастерской в разные годы числился и тем, и другим. А иконописная мастерская казанского мещанина Петра Андреевича Ковалинского с 1897 по 1909 г. указывалась исключительно живописной. И это не было связано с изменением рода деятельности.
В выписке из положения о доходах города Казани первой половины XIX в. указано: «мастеровые, временно приписывающиеся к учрежденным цеховым управам, должны были платить каждогодно: мастер 5 рублей, подмастерье 4 рубля. За всех сих ответствует платежом мастер или хозяин, а управа, принимая оный, снабжает его по числу людей свидетельством, и из вносимой суммы половину оставляя в ремесленной казне, другую представляет при отчете в думу для присоединения к городским доходам». Во второй половине столетия картина несколько меняется.