Т. Насыров. Октябрь и гонения на казанскую русскую небольшевистскую прессу

Октябрь и гонения на казанскую русскую небольшевистскую прессу
В период Октябрьской революции 1917 г. и в первые месяцы после нее большевики одной из главных и решающих задач по утверждению своей однопартийной диктатуры в стране считали ликвидацию несогласной с их курсом оппозиционной прессы. На первом же заседании Советского правительства 27 октября 1917 г. был утвержден специальный Декрет о печати, который ориентировал на повсеместную ликвидацию в России до осени 1918 г. многоязычной небольшевистской периодики.
К октябрю 1917 г. в Казани выходило 38 газет и журналов на русском, татарском, марийском и чувашском языках различной идейно-политической ориентации и назначения. В конце 1917 — начале 1918 г. появилось еще 26 периодических изданий. Среди них были газеты политических партий: кадетская «Камско-Волжская речь», меньшевистские «Рабочее дело» и «Рабочая воля», правоэсеровские «Голос труда» и «Народное дело», левоэсеровская «За землю и волю»; органов власти и управления: «Крестьянская Казанского губернского земства газета», «Крестьянская жизнь», «Трудовой путь», «Игенче» (Хлебороб) на татарском и «Ужара» (Заря) на марийском языках; военных организаций: «Известия Казанского военно-окружного комитета», «Революционный трибун», «Известия Всероссийского мусульманского военного шуро», «Безнең тавыш» (Наш голос) и «Чыңгыз баласы» (Дитя Чингиза) на татарском языке; национальных общественно-политических организаций: «Корылтай» (Съезд), «Алтай» на татарском и «Хыпар» (Весть) на чувашском языках; научные издания: «Ученые записки Казанского университета», «Неврологический вестник», «Труды общества естествоиспытателей»; религиозные издания: «Известия по Казанской епархии», «Православный собеседник», «Әд дин вә-әл әдәб» (Религия и нравственность) и «Иттифак» (Союз) на татарском языке. Выходили также специализированные газеты и журналы, предназначенные для определенных социальных слоев и профессий: «Известия Казанского губернского союза сельских хозяев», «Журнал Казанского общества пчеловодства», «Сөембикә» (Сююмбике) для женщин и «Балалар дөньясы» (Детский мир) на татарском языке и др.
Советская власть с первых же дней своего существования развернула непримиримую борьбу против основной массы небольшевистской прессы, особенно изданий политических партий, и приступила к экспроприации ее материально-технической базы: типографий, запасов бумаги, шрифта, типографской краски и денег.
Первым репрессивным мероприятием нового режима явилась конфискация 27 октября 1917 г. Временным революционным штабом Казани Центральной типографии со всем имуществом и передача ее в распоряжение представителей названного советского органа К. Грасиса, П. Ионова и С. Мохова1. С 29 октября в конфискованной типографии начался выпуск газеты «Знамя революции» — печатного органа Казанского Совета рабочих и солдатских депутатов. Газета из номера в номер всячески охаивала, очерняла и оценивала во враждебных тонах политическую линию ряда ведущих небольшевистских периодических изданий.
Первой запрещенной большевиками военно-политической газетой Казани стал «Революционный трибун». Она являлась преемницей ежедневной газеты «Известия Казанского военно-окружного комитета», издававшейся с 25 мая по 25 октября 1917 г. под редакцией бюро этого комитета (109 номеров). С октября по ноябрь 1917 г. газета выходила как «Революционный трибун» (№№ 110-124).
Газета неодобрительно встретила приход к власти большевиков, выступала за создание социалистического правительства без большевиков. Состоявшийся в конце ноября 1917 г. Военно-окружной съезд второго созыва распустил антисоветский состав Казанского военно-окружного комитета с его печатным органом «Революционный трибун» и сформировал большевистский Казанский военно-окружной исполнительный комитет со своим печатным органом — газетой «Часовой». С января 1918 г. газета была переименована в «Часовой на революционном посту». В связи с упразднением Казанского военно-окружного исполнительного комитета, в феврале 1918 г. после выхода 24 номера «Часовой на революционном посту» объединился с губернской большевистской газетой «Знамя революции».
Особенно непримиримую позицию казанские большевики и их печатный орган «Знамя революции» заняли в отношении одного из ведущих дореволюционных изданий города — газеты «Камско-Волжская речь». Она являлась общественно-политическим литературным ежедневным либерально-демократическим изданием кадетского направления. Газета выходила с 1 октября 1908 г. по 14 декабря 1917 г. и с 21 августа по 7 сентября 1918 г. (всего 2 391 номер). В 1915 г. в виде приложения к газете выпускались «Телеграммы «Камско-Волжской речи», в 1917-1918 гг. — «Телеграммы Петроградского телеграфного агентства».
«Камско-Волжская речь» по продолжительности издания и количеству вышедших номеров была одной из самых крупных казанских газет дореволюционного периода. На ее страницах широко освещалась деятельность 3-й и 4-й Государственных дум, их партийных фракций, печатались тексты выступлений председателей и депутатов-казанцев. Газета регулярно публиковала постановления и распоряжения правительства по различным вопросам общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни, национальных отношений. «Камско-Волжская речь» отрицательно отнеслась к установлению Советской власти, за что с первых же дней стала подвергаться гонениям. В конце октября — начале ноября 1917 г. она была вынуждена прекратить свое издание из-за запрета Казанского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов пользоваться Центральной типографией, где она печаталась, и конфискации запасов бумаги. 6 ноября 1917 г. исполнительное бюро Казанского губернского совета депутатов постановило просить Совет народных комиссаров закрыть газету «Камско-Волжская речь». Однако 8 ноября 1917 г. газета смогла возобновить свою деятельность. Она провела широкую агитационную кампанию по выборам в Учредительное собрание, состоявшимся в конце ноября 1917 г. В ноябрьских и декабрьских номерах за 1917 г. газета критиковала большевиков и лично В. И. Ленина за производимые в стране массовые аресты, создание препятствий для работы Учредительного собрания и стремление заключить сепаратный мир. 14 декабря 1917 г. Казанский губернский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановил закрыть газету «Камско-Волжская речь» за распространение ложных клеветнических слухов и сведений, нервирующих и возбуждающих население Казани и Казанской губернии2. «Камско-Волжская речь» была фактически первой небольшевистской газетой в Казани, официально запрещенной властями после Октябрьской революции. В период временного занятия города частями Чехословацкого корпуса и Народной армии Комуча газета возродилась вновь и выпустила 14 номеров.
Участь «Камско-Волжской речи» разделила и «Крестьянская Казанского губернского земства газета». Она, по оценке редакции, была ежедневным, внепартийным, демократическим, политическим, общественным и литературным изданием. Выходила с 18 июля по 20 декабря 1917 г. (121 номер). Издателем являлось Казанское губернское земство. На страницах газеты нашли отражение деятельность губернского и уездных земств и их исполнительных органов — земских управ в области народного образования и медицинского обслуживания населения. Выступив в поддержку политики Временного правительства, она ратовала за республиканский путь развития России и созыв Учредительного собрания. 17 декабря 1917 г. работавший в Казани III-й губернский съезд крестьянских депутатов постановил немедленно закрыть «Крестьянскую Казанского губернского земства газету». Через три дня увидел свет последний номер этого правоэсеровского периодического издания. 24 января 1918 г. Казанское губернское земство начало выпускать свой новый печатный орган — газету «Крестьянская жизнь», которая стала преемницей прежнего издания.
Ряд небольшевистских газет и журналов в Казани перестал издаваться в январе 1918 г. В хронологической последовательности процесс их закрытия происходил следующим образом.
7 января 1918 г. состоялось общее собрание Казанского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Оно приняло решение о закрытии газеты «Студенческая речь», как распространяющей ложные слухи и ведущей антисоветскую агитацию. Эта газета являлась органом группы демократического студенчества, издавалась с 30 декабря 1917 г. по 7 января 1918 г. (более 2 номеров).
16 января 1918 г. вследствие материальных трудностей вынуждена была остановить свою деятельность ежедневная беспартийная демократическая газета «Казанская речь», издававшаяся с 11 января 1918 г. (3 номера).
31 января 1918 г. прекратила свое существование крестьянская и рабочая газета «Народное дело», являвшаяся органом вновь восстановленной в декабре 1917 г. Казанской организации партии правых социалистов-революционеров, преемницей газеты «Голос труда». Издавалась с 1 января 1918 г. (8 номеров). В период пребывания в городе частей Чехословацкого корпуса и Народной армии Комуча газета «Народное дело» возродилась. Выходила ежедневно с 9 августа по 10 сентября 1918 г. в типографии губернского земства (24 номера).
1 февраля 1918 г. не стало ежедневной социалистической внепартийной общественно-политической газеты «Крестьянская жизнь» — органа Казанского губернского земства. Издавалась с 24 января 1918 г. (8 номеров). Газета действовала в тесном сотрудничестве с редакцией иллюстрированного научно-популярного и литературного еженедельного периодического издания Казанского губернского земства «Земская неделя». На следующий день после закрытия «Крестьянской жизни» Казанское губернское земство приступило к изданию новой газеты под названием «Трудовой путь».
21 февраля 1918 г. в связи с упразднением одноименной организации перестала выходить газета «Известия Казанского губернского союза сельских хозяев». Она издавалась с июня 1917 г. (28 номеров) и освещала деятельность образовавшегося после крушения царского самодержавия демократической организации сельских хозяев.
26 февраля 1918 г. вышел последний 16-й номер газеты «Известия Всероссийского мусульманского военного шуро». В тот же день советские власти запретили выпуск и другого печатного органа этой организации — газеты «Безнең тавыш» (Наш голос) на татарском языке. Несколькими днями ранее 23 февраля заместитель председателя Центрального мусульманского (татаро-башкирского) комиссариата Г. Ибрагимов на страницах газеты комиссариата «Чулпан» (Утренняя звезда) в Петрограде высказал резко критические замечания в адрес этих изданий. Возможно это послужило одной из причин закрытия казанскими властями данных газет.
30 марта 1918 г. после выхода 33-го номера закрыли ежедневную, как написано в заголовке, социалистическую внепартийную и общественно-литературную газету Казанского губернского земства «Трудовой путь». Она издавалась с 15 февраля 1918 г. На ее полосах нашли подробное изложение материалы последнего дня заседания 53-го Казанского губернского земского собрания, состоявшегося 14 марта 1918 г., после выхода постановления исполкома Казанского Совета о разгоне названного земского форума. В нескольких номерах были опубликованы речи представителей губернского земского собрания, выступивших на его последнем заседании. Также в газете был обнародован текст официального протеста по поводу постановления исполнительного комитета Казанского Совета о разгоне Казанского губернского земского собрания.
В марте 1918 г. в связи с упразднением по постановлению исполнительного комитета Казанского губернского Совета крестьянских депутатов от 24 февраля 1918 г. губернской земской управы прекратило свое существование еженедельное издание Казанского губернского земства «Земская неделя», выходившее в свет с 1902 г. Ежегодно издавалось по 52 номера. Газета имела также приложения: в 1915-1916 гг. — «Казанские земские календари», с января 1916 г. по март 1918 г. — еженедельная бесплатная газета без названия объемом восемь страниц.
18 мая 1918 г. большевиками была прекращена деятельность ежедневной общественно-политической газеты «Рабочее дело» — издания Казанской организации Российской социал-демократической рабочей партии (объединенной). Она выходила с 9 ноября 1917 г. как преемница «Казанской рабочей газеты» и «Известий Совета солдатских и рабочих депутатов» под лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В апреле 1918 г. в виде приложения к ней было выпущено три номера «Вечерней газеты», в которой освещались важные события, произошедшие до полудня. Газета «Рабочее дело» критиковала большевиков за разгон Учредительного собрания, заключение Брестского мира и гонения на демократическую прессу. Орган казанских большевиков газета «Знамя революции» неоднократно призывала своих читателей бойкотировать «Рабочее дело». После выхода 135-го номера 18 мая 1918 г. названное периодическое издание было вынуждено прекратить свою деятельность вследствие выхода постановления исполкома Казанского Совета. Однако вопреки этому ровно через десять дней начала издаваться другая социал-демократическая газета под названием «Рабочая воля» — преемница «Рабочего дела». Но уже после выхода 19-го номера 19 июня 1918 г. «Рабочая воля» также была закрыта большевиками. В период взятия Казани частями Чехословацкого корпуса и Народной армии Комуча летом 1918 г. газета «Рабочее дело» начала выходить вновь. Издавалась с 9 августа по 10 сентября 1918 г. (23 номера).
29 мая 1918 г. после выхода 20-ти номеров прекратился выпуск общественно-политической газеты «Известия комиссариата Казанского губернского Совета крестьянских депутатов», продолжения газеты «Известия Казанского губернского комиссариата», издававшейся с марта 1917 г. до начала марта 1918 г. (21 номер). Последняя, освещавшая главным образом деятельность губернских органов власти и управления, являлась преемницей казенно-консервативной газеты «Казанские губернские ведомости», которая печаталась с января 1838 г. по март 1917 г.
18 июня 1918 г. большевики остановили выпуск ежедневной общественно-политической газеты «Казанское слово» (317 номеров). На следующий день приказом губернского революционного трибунала были арестованы ее издатель Н. А. Макаров и редактор В. С. Андреев. «Казанское слово» являлось продолжением газеты «Город Казань», печатавшейся с 21 июля 1913 г. по 15 апреля 1917 г. (1 073 номера). 16 апреля 1917 г. увидел свет первый номер новой переименованной газеты. С конца сентября 1917 г. редакция газеты «Казанское слово» ввела самостоятельную нумерацию, исключив двойной подсчет номеров. В 1917 г. вышло 197, в 1918 г. — 120 номеров газеты. Свое политическое лицо редакция определила как «беспартийно-демократическое». Она подчеркивала, что газета «Казанское слово» выходит в духе издававшихся в 1905-1906 гг. «Волжского листка» и «Волжского курьера». В период занятия Казани белыми войсками летом 1918 г. газета «Казанское слово» была возрождена под названием «Новое казанское слово». Издавалась с 9 августа по 7 сентября 1918 г. (23 номера).
27 июня 1918 г. вследствие материальных трудностей и начала Гражданской войны перестала выходить газета «Известия рабочих депутатов Казанского округа путей сообщения», увидевшая свет в начале марта 1918 г. (17 номеров). До пятого номера (от 2 апреля 1918 г.) она именовалась как «Известия рабочих депутатов Волжско-Камского бассейна». Зарождение газеты было обусловлено постановлением делегатского съезда рабочих и служащих Казанского округа путей сообщения (15-20 февраля 1918 г.) о замене старых форм управления округом выборным исполнительным комитетом рабочих депутатов Волжско-Камского бассейна3. Это издание практически являлось преемницей одной из старейших воднотранспортных газет России «Известия Казанского округа путей сообщения», выходившей с 1897 г. до весны 1918 г. В 1897-1913 гг. как приложение к газете издавалось «Дополнение к телеграфному бюллетеню Казанского округа путей сообщения». С 29 апреля 1914 г. до весны 1918 г. выходило вечернее издание газеты «Известия Казанского округа путей сообщения».
В числе периодических изданий закрытых органами Советской власти была и общественно-политическая газета «Бакен» — независимый орган работников водного транспорта Волжского бассейна4. Издавалась с 10 апреля 1917 г. по 23 июля 1918 г., в навигацию — еженедельно, затем два раза в месяц (47 номеров). Ее издателем был Союз линейных служащих и рабочих.
19 июля 1918 г. большевистские власти запретили издание ежедневной крестьянской и рабочей газеты «За землю и волю» — органа исполнительного комитета Казанского губернского Совета крестьянских депутатов и Казанского губернского комитета партии левых социалистов-революционеров (интернационалистов). Она издавалась с 27 сентября 1917 г. как преемница газеты «Социалист-революционер». Вышли в свет 180 номеров газеты. 21 июля 1918 г. был выпущен один номер газеты озаглавленной «За землю и волю, за рабочую долю» и 1 августа 1918 г. еще один номер под старым названием «За землю и волю». Оба издания были закрыты по постановлению Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией на Чехословацком фронте.
Таким образом с ноября 1917 до начала августа 1918 г. в Казани Советская власть путем конфискации типографий, запасов бумаги и денежных средств, принудительного закрытия органов прессы, ареста издателей и редакторов, упразднения выпускавших периодику организаций закрыла около 40 небольшевистских газет и журналов на русском, татарском и чувашском языках. Все это означало конец свободной, независимой от властей негосударственной прессы, какой традиционно была дооктябрьская периодическая печать. На страницах репрессированных периодических изданий запечатлен богатый фактический, познавательный материал о проходивших в те годы общественно-политических, социально-экономических, культурно-просветительских, военных, межнациональных, духовно-религиозных событиях. Эти уникальные сведения являются важным исследовательским источником для углубленного, объективного и непредвзятого изучения и освещения различных сторон истории Казани и нашего края.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Знамя революции. – 1917. – 31 октября.
2. Упрочение Советской власти (октябрь 1917 — июль 1918): Сб. док. и матер. / Под ред. Н. А. Андрианова, М. К. Мухарямова, В. П. Тимофеева. – Казань, 1964. – С. 647.
3. Там же. – С. 651-652.
4. Окороков А. З. Октябрь и крах русской буржуазной прессы. – М., 1970. – С. 371.