Т. Айди, Д. Гарифуллин. Знатные люди из села Аксу

Рубрика:
Тип статьи:
Персоналии
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
15.11.2010
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2010

Знатные люди из села Аксу

Бурган Шагиди (1894-1989)*

Родился в 1894 г. в с. Аксу**. В 1911 г. по приглашению купца Исмаила Габдульзаббарова приехал в г. Семипалатинск и устроился работать бухгалтером торговой фирмы, принадлежавшей семье Исмаила. Здесь юноша все свое свободное время посвятил самообразованию. Он окончил курсы счетоводов, участвовал в организации литературно-музыкальных вечеров. Работая в г. Урумчи, Бурган с помощью специального учителя изучал китайский язык. Здесь старательного парня выдвинули на должность руководителя Управления строительства автомобильных дорог. В 1921 г. он поступил в китайскую гимназию, где учился заочно. В 1929 г. его направили в Германию. В Берлине Б. Шагиди за короткое время усовершенствовал знания немецкого языка и в 1933 г., окончив Берлинский университет, получил диплом юриста. После возвращения в Китай, его назначили на дипломатическую работу. В 1937 гг. работал консулом Китая в СССР (г. Зайсан). Правитель Синьцзяна Шэн Шицай, повторивший сталинские преступления, объявив Б. Шагиди предателем, в 1938 г. заключил его в тюрьму. В 1944 г. после смены власти в Синьцзяне из переполненных тюрем началось освобождение заключенных, содержавшихся там без суда. Шагиди, содержавшийся без приговора, так же был освобожден. В 1944-1947 гг. он был губернатором Урумчи. С 1947 г. являлся заместителем председателя коалиционного правительства Урумчи. Работая на этих должностях, Б. Шагиди много сил вложил в улучшение жизненного благосостояния местного населения, в расширение демократии. В 1949 г. Народно-освободительная армия Китая приблизилась к границам Синьцзяна. Область, имеющая тысячную армию, перешла на сторону революции. В этот период Б. Шагиди был назначен председателем нового правительства. На него были возложены и обязанности главы коллегии Синьцзянского высшего народного суда, постоянного члена Синьцзянского областного бюро ЦК компартии Китая.

Б. Шагиди известен и как ученый с энциклопедическими знаниями. На митингах в Урумчи он выступал сразу на трех языках: уйгурском, китайском и русском. Даже будучи в тюрьме он не оставляет научные изыскания — им был составлен получивший позднее известность «Уйгурско-русско-китайский словарь». Он изучает иероглифы. Если для чтения газет достаточно было знать полторы тысячи иероглифов, то Шагиди осваивает пять-шесть тысяч. Он изучает также древнюю китайскую, в том числе уйгурскую историю и культуру.

В 1955 г. Б. Шагиди был переведен на работу в Пекин. Здесь он выполнял обязанности Исламской ассоциации Китая, члена Китайского народного правительства, первого заместителя председателя Народного политического консультативного совета Китая второго, третьего, пятого и шестого созывов, председателя Народного консультативного совета Уйгурского автономного района КНР, депутата Всекитайского собрания народных представителей первого, второго и третьего созывов, заместителя председателя Постоянного комитета по делам национальностей Всекитайского собрания народных представителей, заместителя председателя Всекитайского комитета защиты мира.

В 1956 г. Б. Шагиди избирается академиком Академии наук Китая. Здесь он в отделении философии и общественных наук и отделении по изучению национальных языков являлся заведующим, а в Синьцзянском отделении — главой. Одновременно Б. Шагиди выполнял и обязанности заместителя председателя Китайского политико-правового научного общества. Кроме татарского, уйгурского, русского, китайского, казахского, турецкого, он хорошо владеет японским, немецким, французским, арабским и персидским языками, от имени китайского правительства принимает послов и представителей, прибывших из мусульманских стран. Бурган Шагиди был руководителем обществ дружбы «Китай — Индонезия», «Китай — Объединенная арабская республика», заместителем руководителя общества «Китай — Азия — Африка». Как официальный представитель китайского правительства он предпринимал визиты в Азию, Африку, десятки стран Европы, вкладывал много сил в установление между этими странами и КНР дипломатических отношений, развитию дружбы и сотрудничества.

Во время пребывания в Германии в конце 1920-х гг. и СССР Б. Шагиди познакомился с марксизмом и социалистическим строительством, а возвратившись в Синьцзян, с большим энтузиазмом поддерживал национально-освободительные движения уйгурского народа.

Б. Шагиди всегда старался возможно большее внимание уделять научно-исследовательской работе, изучению истории Синьцзяна, Азии. Он написал ряд драматических произведений, на что обратил внимание и председатель ЦК КП и правительства Китая Мао Цзедун.

Несмотря на то, что он давно покинул историческую Родину, Б. Шагиди не прерывал связи со своими родственниками в России. В 1929 г. по пути в Германию он останавливался в Казани и несколько дней знакомился с жизнью республики, ее литературой и искусством. Известно, что по приезде в Москву в китайском представительстве он запрашивал из Казани татарские книги Г. Ибрагимова, М. Джалиля, монографию Г. Кашшафа о М. Джалиле. В любых ситуациях он выражал свою любовь к Советской стране. Когда в конце 1950-х гг. отношения Китайского руководства с СССР охлаждаются, Шагиди не поддержал эти изменения, за что подвергся гонениям маоистов.

В 1964 г. Б. Шагиди находился под домашним арестом, а в 1966 г. был посажен вместе с женой в тюрьму г. Урумчи. Репрессиям подверглись и его дети. И лишь после прихода к власти хорошо знавшего Бургана Дэн Сяопина, его перевели из Урумчи в Пекин, где был менее ожесточенный режим содержания. Шагиди был свобожден в 1977 г. На склоне лет он был реабилитирован и получал государственную пенсию.

Выдающийся ученый и дипломат, занимавший ключевые посты в китайском правительстве Мао Цзедуна, Б. Шагиди скончался в 1989 г. в возрасте 95 лет.

Примечание редакции: Именем Бургана Шагиди названы улицы Казани и Буинска.

Тауфик Айди,

писатель,

сокращенный перевод с татарского языка

Веры Хамидуллиной

 

 

Шараф Галимзян Шарафутдинович (1896-1950)

Родился в с. Аксу. Начальное образование получил в семье, затем поступил в медресе «Мухаммадия», где обучались его братья. Изучал староосманский, персидский, арабский, татарский языки. После поступил в реальное училище, которое окончил в 1915 г. Затем обучался в Санкт-Петербургском институте инженеров путей сообщения и одновременно на историко-филологическом отделении Петроградского университета. После Февральской революции Г. Шараф, оставив учебу, втянулся в общественную работу. Он принимал активное участие в Первом Всероссийском съезде мусульман, в сессии Милли Меджлиса — Национального собрания мусульман Внутренней России и Сибири. В 1917 г. Г. Шараф перевелся в Казанский университет, где занимался под руководством Н. И. Ашмарина, В. А. Богородицкого и Н. Ф. Катанова. В 1916 г. был издан его сборник «Афоризмы поэта Тукая». В начале 1918 г. Г. Шараф был приглашен Наркомнацем РСФСР в Москву для разработки проекта границ и положений Татаро-Башкирской республики. Учебу в Казанском университете он совмещал с работой в Центральной мусульманской научной коллегии в Казани, где работал над вопросами реформы орфографии и научной терминологии татарского языка. С 1918 г. Г. Шараф занимался фонетикой татарского языка под руководством В. А. Богородицкого. С 1921 г. преподавал татарский язык в вузах Казани, где с 1928 г. являлся доцентом кафедры татарского языка. В 1926 г. избран членом-корреспондентом Всесоюзного бюро краеведения, с 1929 г. — членом Международной ассоциации экспериментальной фонетики. В 1937 г. репрессирован по делу об антисоветской буржуазно-националистической организации и приговорен к 8 годам лишения свободы. После заключения в Северном железнодорожном лагере он был освобожден, но без права жить с семьей в Казани. Он поселился в Апастово, где преподавал русский язык и литературу. Г. Шараф умер в 1950 г. и был похоронен на Татарском кладбище в Казани. В 1958 г. реабилитирован.

 

Шараф Шагарутдин (Шагар) Шарафутдинович (1877-1938)

Родился в с. Аксу. В 1898 г. окончил медресе «Мухаммадия». В 1899-1919 гг. преподавал в этом же медресе арабский язык и историю Пророка. После закрытия медресе в 1918 г. был избран старшим наставником духовенства в мечети № 5, где раньше была «Мухаммадия». В 1926 г. участвовал в работе Третьего съезда мусульманского духовенства и верующих Внутренней Россиии и Сибири (Уфа). В 1927 г. после ареста брата Гильмутдина стал мухтасибом местного муфтиата и библиотекарем. В 1928 г. был сослан в лагерь заключенных в КомиАССР. В 1933 г. ш. Шараф вернулся из ссылки, но жить и работать в Казани ему не разрешили. Он уехал в Уфу, где работал казначеем Центрального духовного собрания мусульман Восточной России. Автор трудов о Ш. Марджани, по арабскому стихосложению, произведений о пророках «Гасар Сагдат», «Асхаб Кирам» и др. В 1936 г. арестован. Расстрелян в Уфе 17 июня 1938 г. Реабилитирован в 1956 г.

 

Шараф Шигабутдин (Шигап) Шарафутдинович (1875-1939)

Родился в с. Аксу. Окончив медресе «Мухаммадия» вернулся в родное село в звании муллы. В 1930 г. был репрессирован и отправлен в ссылку. Семья была раскулачена. После освобождения в 1934 г. жил в Казани. В 1937 г. повторно репрессирован, умер в заключении в 1939 г.

 

Шараф Бурган Шарафутдинович (1883-1942)

Родился в с. Аксу. В 1899 г. окончил медресе «Мухаммадия», до 1905 г. работал преподавателем математики и словесности. В 1905-1909 гг. сотрудничал с газетой «Вакыт» и журналом «Шура». В 1909 г. в период работы в газете «Вакыт» едет в служебную командировку в Иран, откуда пишет репортажи. В 1909-1915 гг. являлся издателем газет «Казан мухбире», «Ахбар», входил в состав книгоиздательства «Магариф». В 1917-1923 гг. — преподаватель общественных дисциплин в Оренбургском институте народного образования. В 1923 г. вместе с семьей вернулся в Казань, где занимался журналистикой. После ареста брата Гильмутдина в 1932 г. уехал в Ташкент, но вскоре тоже был арестован. В 1932 г. осужден на два года лишения свободы и отправлен в лагеря Карагандинской области. В 1934 г. после ссылки вернулся в Казань, в 1937 г. вновь арестован. Умер в 1942 г. в лагере. Реабилитирован в 1957 г. Шараф Бурган был близким другом Г. Тукая. Автор сочинений об оренбургском купце и меценате Гани Хусаинове.

 

Шараф Гильмутдин Шарафутдинович (1885-1942)

Родился в с. Аксу. Окончив медресе «Мухаммадия» вернулся в родное село, где добился строительства первой школы и открытия аптеки.

В 1904 г. отправился в Санкт-Петербург в лучшую восточную типографию России Типо-литографию Ильяса Барагажского. Затем, имея хороший опыт работы, устроился на работу наборщиком и корректором в типографию Фатиха Каримова в Оренбурге. Затем вернулся в Казань и работал в редакции газеты «Волжский вестник». В 1906 г. получил разрешение на открытие собственной типографии «Матбагин Шараф», которая стала первой татарской типографией Казани. Здесь печатались Г. Тукай (14 изданий), М. Гафури, Ф. Амирхан, Г. Камал, С. Рахманкул, Х. Ямашев и др.

Гильмутдин был известен как энергичный организатор, талантливый издатель, неутомимый труженик, который в условиях бесконечных гонений сумел сохранить типографию. Деятельность Шарафа — яркий пример служения народу. Его типография внесла большой вклад в дело распространения и пропаганды передовых общественно-политических идей среди населения.

После закрытия типографии в 1912 г. работал экономистом и заместителем управляющего Госбанка. Г. Шараф был арестован в 1927 г. по обвинению во вредительстве и сослан на три года в лагерь в Орловскую область. Там он прожил до 1934 г., затем с семьей переехал в Ленинград. В 1938 г. вторично репрессирован и отправлен в ссылку в Красноярский лагерь, где умер в 1942 г. Реабилитирован в 1958 г.

Дамир Гарифуллин,

писатель

 


* Из книги: Буа ягым — тау ягым / Буинские просторы. – Казань, 2000. – С. 368-374.

** Аксу (Кишер Аксуы) — село в Буинском районе Республики Татарстан.

Другие статьи
Поэма. Перевод с татарского языка Николая Переяслова
Советская социальная педагогика и нацистская система взрастили совершенно разные типы нового поколения: поколение патриотов с одной стороны, и поколение агрессоров — с другой. В эт
В очерке писателя Л. Хамидуллина повествуется о жизненном и боевом пути уроженца г. Казани, Героя Советского Союза Федора Баталова.
В первые же дни после начала вторжения получили мобилизационные предписания молодые актеры К. Гильманов, Ф. Халитов, Н. Гайнуллин, М. Надрюков, художник М. Сутюшев. Ушли на фронт
Статья Ш. Мустафина посвящена боевому прошлому и мирной жизни разведчицы и партизанки Ч. Загировой. В публикации представлены воспоминания Ч. Загировой о своем отце — старшем полит
Ко времени начала Великой Отечественной войны на территории Казанского Кремля был сосредоточен целый ряд органов государственной власти и управления. С началом войны были образован