Моисеев М. В. Материалы по истории русско-ногайские отношений в 1583-1585 гг.

УДК 930.2
Материалы по истории русско-ногайских отношений в 1583-1585 гг.
М. В. Моисеев,
Российский государственный гуманитарный университет
г. Москва, Российская Федерация
Materials on the history of Russian-Nogai relations in 1583-1585
M. V. Moiseev,
the Russian State University for the Humanities,
Moscow, the Russian Federation
Аннотация
Статья посвящена публикации документов русско-ногайских отношений за 1583-1585 гг. За это время приказные материалы сохранились в виде столбцов, представляющих собой черновики посланий, распоряжений и рабочую документацию Посольского приказа и Казны. Большой интерес представляют собой публикуемые выписи из казенных книг жалованья ногайской знати. Довольно любопытны материалы дела 1585 г., в котором сохранились материалы миссии в Ногайскую Орду Василия Колтовского, Тренки Стремоухова и Бунды Языкова. Хотя документы сохранились частично, они представляют определенный интерес не только для изучения русско-ногайских отношений, но и для истории дипломатических контактов Османской империи и Бухарского ханства. Именно в этом деле сохранились сведения об антиногайской позиции бухарского хана Абдуллы II и попытках ногайской знати сорвать русско-бухарские отношения. Содержатся сведения о внутриногайской политической обстановке и повседневной жизни кочевой знати. Публикация этих документов представляет интерес для широкого круга исследователей, занимающихся историей восточной политики Московского государства в конце XVI в., историей кочевых сообществ, историей дипломатических даров и экономикой позднесредневековой и раннемодерной дипломатии.
Abstract
The article is devoted to the publication of documents of Russian-Nogai relations for 1583-1585. Order materials are preserved as columns representing drafts of messages, orders and paperwork from the Ambassadorial Prikaz and the Treasury. The published extracts from the state salary books of the Nogai noblemen are of great interest. The materials of the case of 1585 with the preserved information on the mission of Vasily Koltovsky, Trenka Stremoukhov and Bunda Yazykov to the Nogai Horde are rather interesting. Although the documents are preserved partially, they present some features of interest both in terms of the study of Russian-Nogai relations and the history of diplomatic contacts between the Ottoman Empire and the Khanate of Bukhara. The information about the anti-Nogai position of Bukhara Khan Abdullah II and the attempts of the Nogai noblemen to disrupt Russian-Bukhara relations are preserved in this very case. It contains information about the internal Nogai political situation and the daily life of the nomadic noblemen. The publication of these documents is of interest to a wide range of researchers of the history of the Muscovite state’s eastern policy in the late 16th century, the history of nomadic communities, diplomatic gifts and the economy of late medieval and early modern diplomacy.
Ключевые слова
Дипломатическая переписка, восточная политика, Московское государство, Ногайская Орда, Бухарское ханство, Османская империя, грамота, шерть, дары, жалованье «поминки».
Keywords
Diplomatic correspondence, eastern policy, Muscovite state, the Nogai Horde, the Khanate of Bukhara, the Ottoman Empire, diploma, shert, gifts, emolument, funeral reception.
Благодарность
Исследование выполнено в рамках проекта Российского научного фонда (проект № 20-18-00432). Руководитель проекта – К. Ю. Ерусалимский.
Acknowledgement
The research is supported by the Russian Science Foundation (project no. 20-18-00432). Project Manager – K. YU. Erusalimskij.
От дипломатических контактов Московского государства с Ногайской Ордой конца XVI в. сохранились лишь столбцы за период 1580-х. гг., которые в научный оборот введены лишь частично1. Именно поэтому публикация этих документов сохраняет свое значение. В этой работы мы публикуем столбцы за 1583-1585 гг.
Дело 1583 г. представляет собой подборку документов, связанных с организацией отправления послов в Ногайскую Орду. Состоит оно из: 1) указной грамоты царя и великого князя Ивана IV Васильевича в Казань; 2) указной грамоты царя и великого князя Ивана IV Васильевича в Нижний Новгород; 3) «наказной памяти» приставу Семену Мальцеву о сопровождении ногайских послов до Казани. Перечень документов указан в той последовательности, как он отложился в деле, но надо учитывать, что листы были перепутаны при расклейке. Правильное чтение: л. 2-4, 1-2, 6-8. В такой последовательности оно и будет опубликовано. Также в деле была указная грамота в Астрахань, так как внизу листа 8 написано: «А се такова грамота послана в Асторохань воеводам и диаком». Необходимо отметить, что нумерация листов была изменена. Так, например, у листа № 3 – «3» было зачеркнуто и вписано «4». Эти исправления были связаны с тем, что при изначальной пагинации отсутствует лист с № 5. После исправления последовательность номеров выглядит правильной. Однако не ясно, по какой причине лист 5 отсутствовал: либо из-за механической ошибки, и тогда в деле сохранены все листы на момент первичной пагинации, либо же лист № 5 пропал целиком, и тогда в деле есть еще одна потеря. Ответить на этот вопрос сейчас мы не имеем возможности, и именно поэтому в этой публикации мы сохранили первичную пагинацию.
Следующее публикуемое дело представляет особый интерес. Дело 1584 г. – это выпись из книги «лета 7092-го государева жалованья» ногайским аристократам. Этот документ, очевидно, происходил из Казенного приказа. Как известно, Казна ведала выдачей «поминок», ее представители вели их учет. В посольских книгах нередки фразы типа: «А что поминков, и то писано у казначеев»; «И что были их поминки, и то писано в казне у казначеев»2. Росписи «поминков» вручались дипломатам, ехавшим за границу, но в тексте самих посольских книг не всегда находили отражение. Сведения о стоимости «поминок» в посольских книгах, как правило, не регистрировались. Эту лакуну вполне могла бы восполнить документация Казны, но, к сожалению, за XVI в. она почти целиком погибла. Тем самым значение публикуемой росписи выходит за рамки русско-ногайских отношений.
Росписи «поминок» объединялись на Казенном дворе в книги, с которых, в свою очередь, для нужд Посольского приказа делались выписки. Во всяком случае, такая последовательность предполагается самим заголовком публикуемого документа. Какое время функционировали выписи в Посольском приказе, сказать сложно из-за немногочисленности подобных источников. Приводимая выпись сделана с книги 7092 (1583/84) г., предназначалась она для посольств другого года. Об этом ясно говорят пометы напротив статей. Ряду ногайских аристократов снизили размер жалованья, иным повысили. Сокращение коснулось бия Уруса (с 300 до 200 руб.), его жен и детей, исключая старшего сына Хана (с 200 до 100 руб.). Повышение затронуло мирз Кучюка (с 70 до 100), Ураз-Мухаммеда (с 70 до 120) и его мать (с 15 до 20 руб.)3.
Следующая далее роспись государева жалованья Ураз-Мухаммеду, его семейству, Кучюку с женой, Хану, Араслану и Тинмагмету, где также прослеживается повышение жалованья против данных книги 7092-го. Следовательно, можно предположить, что пометы в выписи и роспись были сделаны после возвращения Т. Стремоухова, В. Колтовского и других из Большой Ногайской Орды 27 августа 1585 г.4 и во время подготовки следующего посольства и может относится, самое раннее, к осени 1585 г.
Снижение размера жалованья Урусу и его семейству (исключая мирзу Хана) и повышение клану Ураз-Мухаммеда и ряду других мирз объясняется их позицией в русско-ногайских отношениях рассматриваемого времени. Как известно, Урус начал проводить антироссийский курс, Ураз-Мухаммед же возглавил противников этой политики. Русские власти отреагировали на это соответствующим образом. Еще заметнее политика экономического давления проявилась в случае со старшим сыном Уруса – Ханом. Он шертовал на верность царю Федору Ивановичу 24 января 1585 г. В результате ему послали платья на 40 рублей, в то время как содержание всего семейства бия – жен и детей – снижено с 200 до 100 рублей.
Выпись и роспись жалованья отражают не только изменения в текущей политике, но и иерархию в самой Орде. Так, наибольшая сумма жалованья причиталась бию (300/200 руб.), затем шло его семейство (200/100), после нурадин (117), содержание «нарадина в сторожех» равнялось 70 рублей. На основании этих документов сложно сказать, чему равнялась сумма жалованья тайбуги. Данный чин в иерархии Ногайской Орды управлял улусами Сибирского юрта после их поражения и откочевки5. Первым тайбугой стал Ураз-Мухаммед. Его жалованье выросло с 70 до 120 рублей, но связь этого роста с новым чином не очевидна. Вероятно, расходы на тайбугу должны быть ближе к сумме жалованья нурадина. Впрочем, отсутствие схожей документации за последующее время оставляет этот вопрос открытым.
Достаточно примечателен и отрывок грамоты Б. Ф. Годунову, сохранившийся в составе дела 1584 г. Текст документа со всей очевидностью демонстрирует, что стремление к получению жалованья приводило к пророссийским позициям и представителей духовенства. Обращает на себя внимание то, что грамоту писал Янгыдыр-мулла, который скорее всего и был тем самым Гадыр-муллой сообщения посланника Семена Мальцева 1569 г. Известен он тем, что, будучи муллой Дин-Ахмед-бия, продал русскому дипломату всю переписку ногайского правителя. В этот комплект документов входили: грамота от турецкого султана, две грамоты от крымского хана, послания от ханов Бухары, Ургенча и Самарканда, ответные послания Дин-Ахмеда и тайные речи дипломатов6.
Дело 1585 г., озаглавленное в описи как «отписки в Посольский приказ дворян Колтовского, Стремоухова и Языкова, посланных в Ногаи для приведения мурз к присяге царю Федору Ивановичу», значительно шире по содержанию. В него входят: отписка Б. Языкова (л. 1), доклады Колтовского и других участников миссии (л. 2-3), отрывки грамот ногайских мирз (л. 4-6, 8, 10-16), память Д. Истленьеву об охране ногайских купцов (л. 9). То есть, документы столбца наиболее близки по формуляру к посольским книгам.
Заголовки делам даны по описанию Н. М. Рогожина7, сокращение «гдрь» и производные от него раскрыты как «господарь», что было обосновано в специальной работе8.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Рогожин Н. М. Посольские книги России конца XV – начала XVII в. – М.: ИРИ РАН, 1994. – С. 65-66; Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Квадрига, 2020. – С. 36-38.
2. Рогожин Н. М. Указ. соч. – С. 14.
3. РГАДА, ф. 127, оп. 1, д. 1 (1584 г.), л. 1.
4. Там же, д. 1 (1585 г.), л. 4.
5. Подробнее см.: Трепавлов В. В. Указ. соч. – С. 471.
6. Посольская книга по связям Московского государства с Крымом. 1567-1572 гг. / Отв. редактор М. В. Моисеев; под. текста А. В. Малов, О. С. Смирнова; статьи, коммент. А. В. Виноградов, И. В. Зайцев, А. В. Малов, М. В. Моисеев. – М.: «Фонд «Русские витязи», 2016. – С. 254.
7. Рогожин Н. М. Указ. соч. – С. 65.
8. Бачинский А., Ерусалимский К., Кочековская Н., Моисеев М. Дипломатическая переписка Ивана Грозного: проблемы авторства, хранения и бытования // Российская история. – № 2. – 2018. – С. 111-112. См. также: Авдеев А. Г. «Государь» или «Господарь»? Об одном элементе титулатуры правителей Московской Руси // Российская история. – № 5. – 2018. – С. 9-16.
№ 1. 1583 г., август. Отпуск посла Яв Татыря и отправление в Ногайскую Орду детей боярских Юрья Тутолмина и других
(Л. 2) А се такова грамота послана в Нижней к воеводе и диаку о отпуске нагайских послов.
От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в Нижней Новгород воеводе нашему Данилу Васильевичу Сабурову да диаку нашему Поснику Шипилову. Отпустили есмя в Нагаи с нагайскими послы вместе с Яв Татыром с товарыщи к Урусу князю и к мирзам детеи боярских Юря Тутолмина с товарыщи с своими служилыми тотары. И как Юрьи Тутолмин с товарыщи вместе с нагаискими послы с Яв Татыром с товарыщи (л. 3) в Нижней приедут, и вы б послали сына боярского добра голову з детми боярскими, а велели у нагаиских послов пересмотрити по росписи, какова роспись дана которой послан их провожати Семен Малцов, чтоб у них сверх того числа нынешнего неметцкого полону и в полону место русских людеи не было и заповедного товару лишнего саадаков и сабель, и копеи, и рогатин, и доспехов у нагаиских послов не было. А будет у них лишний полон сверх росписи, будет и заповеднои товар саадаки, сабли (л. 4) и копья, и рогатины, и доспехи и вы б у них лишней полон и заповеднои товар поимали на нас. А пересмотря у нагаиских послов полон и заповеднои товар, из Нижнего отпустили и проводити их послали1 до Казани сына боярского2 с стрельцы 20 человек3, а будет дети боярские Юрьи Тутолмин с товарыщи с нагаискими послы, и вы б нагаиским послом велели Юрья Тутолмина с товарыщи дожидатись в Нижнем. А как Юрьи Тутолмин с товарыщи в Нижней приедут, и вы б тот час с нагаискими послы Юрья Тутолмин с товарыщи отпустили4. А того у ногаиских послов лишнего полону и сверх росписи возмете и заповедного товару и вы б о том к нам отписали. А чего будет нагаиские послы похотят купити в Нижнем запасу и мяхково товару и вы б им о запасу и мяхкие рухляди купити ослободили5. Писана на Москве лета 7091-го августа в 9 день.
А се такова грамота послана в Казань воево[дой] (л. 1) и к диокам о ногаиском отпуске.
От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в нашу отчину Казань воеводам нашим князю Григорю Ондреевичу Булгакову да Богдану Юрьевичу Сабурову да диаку нашему Михаилу Битяговскому. Отпустили есмя в Нагаи ⁶своих посланца Юрья Тутолмина с товарыщи6 нагаиских урусовых княжих и мирзиных послов Яв Татыря с товарыщи, а проводити их до Казани послали есмя Семена Малцова. И как они в Казань приедут и вы б на Казанское устье выслали голову с стрельцы и велели у нагаиских послов полон пересмотрети по росписи какова роспись дана Семену Мальцеву, чтоб у них сверх того числа лишнего полону7 и в полон место русских людеи не было, да заповедного в товару: саадаков, сабель и копей, и рогатин у нагаиских послов и у ардабазарцев не было ни которы делы. А пересмотрят у нагаиских послов полон и заповеднои товар отпустили их в Нагаи и проводити из послали сотника с стрельцы, чтоб их волские атаманы и казаки не побили да и к Григорю б есте к Онучину об них отписали, чтоб Григореи нагаиски послов проводили до того урочища в котором они месте ис судов вы…
(Л. 6) Память Семену Мальцеву. Ехати ему с нагаискими послами Яв Татыром с таварыщи и бережене держати по государеву наказу, чтоб нагаиские послы едучи дорогую крестьяном насилста не чинили никоторого. А им бы потому ж насилства не было ни откого, а приехав в Казань сказати ему про послов воеводам и диаком, чтоб они нагаиских послов ис Казани отпустили по государеву указу, а полону неметцкого с нагискими послы, что они купили на Москве ____ человек, а сколько у которого татар душ полону и Семену тому дана роспись, а в городке в Косымове всеми болшими суды нагаиским послом приставати не давати. Пристали взяв с собою человек пять или шесть лутчих послов в малои чтруг кому что купити. А дорогою едучи, беречи им того накрепко, чтоб нагаиские послы сверх росписи болши того полону не покупали. А учнут нагаиские послы лишнеи полон или заповеднои тавар покупати, а Семен того не учнет беречи и в Казани того полону назад не возмет, сказав казанским воеводам. И Семену от царя и великого князя быти в великои опале. А как Семен с нагаискими послы поидет из Нижнего, и Семену наперед себя в Казань к воеводам ко князю Григорю Булгакову с таварыщи и к дьяком послати грамота какова с ними послана об их приходе, чтоб они выслали против их на Казанское устье детеи боярских и стрелцов многих. А в Казань о том к воеводам и дьяком писано. А для провожанья послано с ним три человека толмачие Ахмет Родивонов, Бурнаш Томонаев (л. 7) да Юрьи Тенишев. А провожати тем толмачем с Семеном до Казани. А будет нагаские послы похотят в Городке в Касымове купити мяхкову товару и ему взяти в лехкои струг лутчих послов человек пять или шесть да с ними отпустити в Касымов служилых татар человек дву-трех для того чего они похотят купити. А всем тотаром однолично в Городке в Касымове приставати не велети, чтоб в заповедных товарев и во всяком воровстве государеву делу убытка не было. А которои полон у татар, что они покупали на Москве с ними отпущен, и тому полону дана ему роспись. И Семену болши того полону сверх того числа покупити не велети. А в Казань приехав на Казанское устье, по тому списку у нагаиских татар полон пересмотрити. И будет у них сверх списка в полону место русские люди или у татар будет лишнеи полон, и Семену однолично русские люди и полон лишнеи, что у них будет сверх списка поимати. А пересмотря полон тот час нагаиских послов ис Казани отпустити, а отпустя нагаиских послов, самому ехати к Москве.
А се такова грамота послана в Асторохань воеводам и диаком…
РГАДА, ф. 127 (Сношения России с ногайскими татарами), оп. 1, д. 1 (1583 г.), л. 1-8. Столбец.
№ 2. 1584. Отправление посла И. Хлопова к ногайскому князю Урусу
(Л. 1) Выписано из книги лета 7092-го государева жалованья послано в Нагаи к Урусу князю Исмаилеву княжемо сыну и к ыным мурзам и к ыих женам и к детем с Ываном с Хлоповым с товарыщи, а что каму и с кем послано и тому роспись.
Урусу князю послано платья на 300 рублев – вперед послати на 200 руб.
Женам ево и детем, опричь сына ево болшого Хан мурзы, на 200 рублев, – на 100 рублев вперед.
Сеид-Ахмет мирзе Мамет мирзину сыну и его жене послано с Розгилдеем с Любучениновым платья на 117 рублев, потому ж послати.
Кучюк мирзе Мамет мирзину сыну и его жене послано с Василем с Колтовским платья на 70 рублев, – послати ныне на 100 рублев8.
Урмагмет мирзе Тинахматову княжему сыну болшому послано с Третьяком с Стремауховым платья на 70 рублев, – послати ныне на 120 рублев.
Урмагмет мирзиной матери Мангруке черкаске на 15 рублев, – послати на 20 руб//
(Л. 2). Розпись, что ныне послати в Нагаи Урмагмет мурзе с товарыщи государева жалованья.
Урмагмет мирзе Тинехматову княжему сыну болшому послать платья на 120 рублев.
Урмагмет мирзине матери послать на 20 рублев.
Урмагмед мирзиным женам на 30 рублев.
Кучюк мирзе Магмет мирзину сыну и его жене послать на 90 рублев.
Хан мирзе Уросову княжему сыну болшому послат с служилым тотарином на 40 рублев.
Араслан мирзе Уросову княжему сыну послат с служилым тотарином на 30 рублев.
Тинмагмет мирзе Тинахматову княжему сыну другому Урмагмет мурзину брату послат на 30 ру(л. 3)блев с служилым татарином.
Урмагметеве меньшои братье:
Байтерек мирзе на 4 рубли.
Иштерек мирзе на 3 рубли.
Кучюк мирзе на 3 рубли.
Шайтерек мирзе на пол-3 рубли.
Яштерек мирзе на пол-3 рубли.
Усеин мирзе на пол-3 рубли.
Тохтар мирзе на пол-3 рубли.
Имена Урмагмет мирзиным детем.
Болшому сыну Назар-Маамет мирзе на 4 рубли.
Келмаамет мирзе на 3 рубли.
Солтан-Маамет мирзе на 3 рубли.
Али мирзе на пол-3 рубли.
Касаи мирзе на пол-3 рубли.
Арслан мирзе на пол-3 рубли.
Кан мирзе на пол-3 рубли.
И всего в Нагаи ныне послать на 400 рублев.
(Л. 4) Перевод с Янгыдыр моллынои грамоты к Борису Федоровичу.
Болшому везирю Борису Федоровичу Янгыдыр молла да Тиналисуфи да Кудаикул имилдеш челом бьют. От господаря нашего от Исмаиля князя господарь ваш и по ся места в дружбе был. А ныне от господаря вашего господарь наш Урус князь хотел отстати и мы, трое нас, господарю вашему служачи Ивана Хлопова отпустили. И службу нашу всю Иван Хлопов сам видел и толмач Бидеи видел же. И ты б их о том спросил, да потому к нам свое жалованье и держал. А о всяких о здешних делех о дружбе и недружбе от трех нас весно будет все. Бьем челом господарю и тобе, чтоб господарь пожаловал для твоего печалованья свое жалованье прислал к нам денежок. А о нашей службе роспросил Ивана Хлопова, потому и нам и жалованье свое…А мы господаревы холопы неизменные, роспроси про нашу службу ко господарю диака господарьского Ондрея Яковлича да потому нас и жалуй…
РГАДА, ф. 127 (Сношения России с ногайскими татарами), оп. 1, д. 1 (1584 г.), л. 1-4. Столбец.
№ 3. 1585 г. – 1586 г., январь. Отписки в Посольский приказ дворян Колтовского, Стремоухова и Языкова, посланных в Нагаи для приведения мурз к присяге царю Федору Ивановичу
(Л. 1) Лета 7094-го генваря в 22 день приехал Бундо Языков из Астаракани Кан мурзе к Урусову княжему сыну генваря 23 день. Кан мурза взял на корнюш и сидел мурза в круге, и Бунда, пришод, посолство от господаря правил, изговоря речи по наказу да пошел к себе в стан. Генваря в 24 день Кан мурза людеи своих которые с ним в олусе кочюют к шерти привел, а говорил им дайтева мне шерть на том, что вам господареву украину самим не ходить и детеи своих не отпущат и к господаревым недругом не приставати, а которои вас на господареву украину поидет или отпустите детеи своих или племянников и мне ваши дома грабити и вас казнити. А яз на том роту и шерть дал за вас за всех царю господарю и великому князю Федору Ивановичу всеа Русии перед ево послом перед Бундои перед Языковым, что мне Кан мурзе на господареву украину в головах не ходити и детем моим и племянником моим и своих людеи не отпущати к господаревым недругом не приставати. Да Кан же мурза роту и шерть дал за брата своего за Ярослан мурзу, бедет деи брат мои станет думати на господареву украину, и яз деи поимаю ево перед отцем перед своим, а на господареву украину ево не пущу, да о том ко господарю отпишу да и ледеи ево учну грабити и казнити. Да которые деи мои люди захотят качевати ево улусу на крымскои стороне для тово захотят ити на господареву украину мне деи вас потому ж грабити и казнити (л. 2)9 Господарю царю великому князю Федору Ивановичю всеа Русии биют челом холопи твои господаревы Васюк Колтовской да Тренка Стремоухов да Бунда Языков. Посылал еси господарь нас холопей своих на свою господареву службу в Нагаи, и мы холопи твои у мурз были и по твоим господаревым наказом и по записем тебе господарю мурзы перед нами шертовали и послов своих к тебе ко господарю с нами отпустили. А Урмагмет, господарь, мурза шертовал за собя и за Бек мурзю10 и за восмь братов да за семь сынов своих. А Урмагметя, господарь, мурзы посол Токказа да от Урмагметевы матери посол Боскишь да казначей Тактаул11 да от Урмагметевых брато и от Байтерека12 мурзы посол Бос да от Тинмагметя мурзы посол Аиккоза да от Штерека13 мурзы посол Базар да Кучюков мурзы посол Тохтар14 да Урмаметева сына Назармаметя мурзы посол Девятей. Да Урмаметь, господарь, шертовал за Иштерека мурзу да за Осан мурзу [да за15]16 (Л. 3) да за Тохтар17 мурзу да за Шетерек да за Шетерек мурзу и от тех, господарь, мурз к тебе ко господарю послов нет. А Кучюк, господарь, мурза Махмет18 мурзын сын тебе ко государю шертовал и за сына своего за Алею мурзю19, а посол, господарь, от Кучюка мурзы Зоигора, да Кан мурза, господарь, шерътовал да и за брата своего за Яраслан мурзю20. А от Кан мурзы посол Яншач Батереков, а от Урмаметя мурзы послов и татар сорок человек, а от Кучюка мурзы Магмет мурзына сына с послы татар шездесят четыре человеки. А от Кан мурзы с послы татар двацатшесть человек, а с ними, господарь, со всеми нагаискими послы лошадеи тысеча четыреста лошадеи. А мы, господарь, пришли на твою господареву украину в Мортву августа в 13 день, а отпустили, господарь, к тебе ко господарю твоих господаревых толмачеи служилых татар Ушака Обдалова да Баизита Янсубина, а от нагаиских, господарь, послов послали к тебе ко госпадарю трех татаринов: Урмаметев татарин Агъмет, а Кучюков татарин Исень да Кан мурзы татарин Козюбай. А Ивана, господарь, Хлопова Урус князь да Сеид-Ахмед мурза Розгилдея Любучининова не отпустили, за тем, что у них воевали на Еике казаки за Сарайчиковские улусы, а побили, господарь у них и в полон поимали многих людеи, а убили, господарь, дву сеитов лутчих людеи21 (л. 4) И августа 27 дня дня господаревы дети боярские Василеи Колтовскои, Третьяк Стремоухов, Бунда Языков и служилые татарове Баизигит Янсубин с товарищи из Нагаи к Москве приехали. А посылан Третьяк к Урмамед мурзе Тенехматову княжому сыну, а Василеи Колтовскои посылан х Кучюк мурзе к Магметь мурзину сыну, а Бунда посылан х Кан мурзе Урусову княжому болшому сыну, а служилый татарин Баизагат посылан к Тинмагмет мурзе, к Тинехматову другому сыну, а сказали Третяк с товарыщи, что с ними мурзы отпустили своих послов Урмагмед мурза Токкозю, а Кучюк мурза прислал Зоргору, а Кан мурза посла22 Яншу с товарыщи всего 128 человек, а лошадеи с ними 1 400 лошадеи, а про Ивана Хохлова и про Розгилдея Любученова, а как ся у них в Нагаех господарево дело делалось и Третьяк сказали, что Урус князь и Сеид-Ахмед мирза их задержали, потому что казаки волжские улусы их воевали23. (л. 5)24 Бил челом господарю царю великому князю Федору Ивановичю всея Русии Урмамет мурза, как господарюшертовал, чтобы господарь пожаловал своим господаревым, жаловал, как отца моего отец твои царь и великии князь Иван Васильевич всеа Русии жаловал. И ты бы господарь и меня жаловал так же, а яз тобе и братия мои и дети мои от твоего жалованья не отступны. А хто тебе господарю будет тушман, тот и нам тушман. Хотя и Урус князь тебе будет тушман и нам тушман25 да пожалуй матушку мою на старость, чтобы к матушке своим жалованьем Алпа-чута прислали к сыну моему Назар-Мамету мурзе при моем животе. А учнеш присылати свое жалованье ко мне менше Шелехметя муурзы26 и моя правда не в правду и шерть не в шерть. А яз и и сам лутче Шелехметя мурзы и правда моя к тобе ко господарю не ложна будет (л. 6) Бил челом господарю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии Кучюк мурза. На Куране как гсоподарю шерътовал, чтобы господарь его пожаловал велел бы ему блиско Волги качовати, что бы господарь не велел его волским казаком воевати. А яз де от господаря не отступен и с сыном своим с мурзою с Алием до смерти своеи, а хто тобе госпадарю будет тушман, а нам тот же тушман да пожаловал бы еси прислал свое жалованье к сыну моему Алею мурзе, а хто (л. 7) Шол турского царя паша к Урусу князю через Урмаметев улус из Бухар, а в Бухари приходил от турсково царя и Бухар просил люди воевати Килинбаш27 и Бухарскои ему людеи не дал, а отказал, что у него28 много и своих недругов. А шол через Урмаметева улус из Бухар и Урмамет его ограбил и трех человек отнял. И мне говорил в Азмтарахани господарев князь29 воевода князь Федор Михаилович Лобанов30, чтобы яз говорил Умаметю мурзе турсково Базмана пашу прислал ко господарю, а господарю он грубец. И Урмаме мне сказал по грехом де ушел до тебя ушол. Я бы его поимал и послал с тобою ко господарю тако бы ты его заехал. И после того присылал Урус князь Урмаметю мурзе грабежу просити, и Крмамет мурза грабежу Базмана паши не отдал (л. 8).
А се перевод с Урмамет мирзины грамоты с Туккозею.
Царю и великому князю Федору Ивановичу всеа Русии Ормаамет мирза Тинахматов княжои сын челом бьет, что божим судом отца твоего в животе не стало, а на отца своего место на всем крестьянском господарстве учинился ты господарем да споди31 тебе на многие лета на отцове столе счастливо господарствовати, а нас потому же на Мангытцком юрте третим господарем учинили и мне дали Таибугинскои жеребии и ныне бы нам с тобою быти всем нашем времени в любви и в дружбе, чем нам меж собою недружбою, воиною что имати. И мы будучи в дружбе и в доброи ссылке послы своими, лутчи ласкою имати, а хотя есми леты молод, а правда моя: дяди моего Уруса князя и Сеид-Ахмет мурзыны правды болши и будет тебе то не известно и ты б своих стареиших отцовских людеи, спросив проведал. А и ныне есми на тои же своеи правде стою, осми моих братов да семи сынов минят на мне. Да не токмо те, но и стареишии мои князь да Сеид-Ахмед мирза (л. 9) […]рищи к Москве приеха […]32
Память Данилу Ивановичу Истленеву.
Царь и великии князь Федор Иванович всеа Русии велел ему быти для своего дела у базару33 у нагаиских послов у Токкози с товарыщи, а которым детем боярским велено быти с ним у послов, и тем детем боярским дан ему список, да и с ним же велено быти сотнику стрелецкому да с бозару да сту человеков стрелцов и да им узаняв место в нагаиском короване и около того места сторожи стрельцам и сторожить и ставить34. И будучи Данилу у нагаиских послов и ордобазарцов бережене к ним держати по господареву наказу и пока места им господарь вели базар дати. И по та места к нагаиским послам и к ардабазарцом в корованы русские люди ни хто ни каков человек не ездили и не торговали с ними ни какими товары. Да и послы б и ардабазарцы из заставы ни куды не ездили, а как господарь царь и великии князь35 нагаиским послом и ардобазарцом торговым людем велит базар дати и Данилу быти у нагаев36 на базаре и того беречи накрепко, чтоб детем боярским и всяким торговым людем от нагаиских людеи в те поры37 обид и насильства не было и нагаем бы (л. 10)
А се перевод Ормамет мирзины с шертные грамоты с Тртьяком Стремоуховым на какове грамоте Урмагмед мирза перед ним Третьяком шерть дал.
Яз, Урмагмет38 мирза Тинахматов княжей сын, (даю шерть)39 по своему по мусульманскому закону на Куране даю шерть государю царю и великому князю Федору Ивановичю всея Русии на том, что мне Урмагметю мирзе в головах и моим меншим братьям и племянником и моим меншим братьям и племянником и моим детям, которые со мною кочуют сякова дни вперед на цареву и великого князя украину воиною не ходити и с крымскими и с азовскими и Казыева улуса людми людей своих вместе воиною не послати и государьскои земле никоторого лиха и убытка не чинити по сеи шертнои записи никако ни которого лиха не делати. А которые люди без нашего ведома с крымскими или с азовскими или с казыева улуса людми вместе на государеву украинупоидут воиною или опричь крымских и азов... (л. 11) велиш мне воевати и саблю свою велишь на недруга своего довести. И ты б мне пожаловал прислал пансырь царевский Семионов. Да по два годы твое жалованье ко мне доходит оскудно. И толко похошь меня правдою имети, и ты б жалованье свое прислал ко мне, а слышав, многаб твое жалованье ко мне слышав други мои радовалися, а недруги б плакали. Да Уразлы мирзин сын Булат мирза40 живет у меня. И которое будет свое жалованье к нему пошлеш, и ты б написал в моей грамоте да посла б моево Яншея отпустил еси ко мне вскоре. Да двум женам моим да трем сыном да двум дочерем свое б еси великое жалованье прислал. А опричь тебя Федора царя у меня любимово друга нет, потому что отца моего обретенои друг, чтоб нам на многие лета быти в любви и в дружбе, и толко ты Федор царь не похочеш меня другом себя имети и мангитскои улус весь у отца моево в руках, а яз у отца своего сын воин имяннои, конь мои подо мною, а саадак, сабля на мне (л. 12) … от тебя отстанут, а нам двум Магметь мирзиным детем от тебя не оставывать так бы еси ведал, а дяди моево Урусово княжое и братьи моеи всех мирз которое будет лихое и доброе все то от меня проведаешь. А правде моеи знамя то: от всех стран от друга и от недруга и от моеи братьи со всякими вестми по трожды на год тебе учну присылати гонца на весну и осередь лета, и на оснь да преж то как дядя мои Тенехмат князь был на нурадынстве, а Урус князь был мирза и в то время которое еси им свое жалованье присылал, и ныне брат мои Сеид-Ахмет мирза нурадын, а яз ныне мирза. И ты б и ко мне по тому же свое жалование присылал, да которые наши холопи и рабы бегают в Асторохань и ты бы (л. 13) пожаловал, тех сыскав, велел отдавати на да велел бы еси с Яика и с Волги казаков свести. И будет ты, челобитие мое послушав, меня пожалуешь, а яз будет не учну на своеи правде стояти и тебе дружити. И буду деда моево Исмаилева княжая и дяди моево Тинахматова княжая правда на мне. И будет тех казаков с Волги и с Яика не сведешь и меж Волги и Яика. И Волги и Яика те урочища, где казаки живут не очистишь, и ты меня себе недругом учинишь, так бы еси ведал. Да ты чаешь, что мы не ведаем, что Абдулла царь бухарскои тебе послов присылает и грамоты пишет приказывает, что деи Смаилевы княжие дети тебе деи и нам убытки чинят и ты б деи их с Волги согнал. И то он приказывает для тово, что он сам кругом себя (л. 14) опростеца и они хотят оба соединачився Волгу и Яик завладеть. И Янибеков царев юрт Сараичик взяти и мусульманство прославити, а после тово хотят и твои юрт взять. А мы на Волге живучи развее траву травим и да воду пьем, кроме тово ни которово тебе убыт(л. 15)ка нет, а как завладев Волгою и Яиком, и пришед прямо хотят стол твои Москву взять и веру свою прославити и приход их нам будет лихо, а тебе не добро же. Господарь еси сам ведаешь на нас бы еси не молыл, что ведаючи тебе не сказываем. А правда моя то: отколе, что не услышав от твоих недругов тебя безвести не учиню. Толко они, оба сложася, придут, и они с тебя смогут и юрт твои возмут. Да збежала от меня девка доморощенная в Астарахань, которая у меня с рукомоиником стряпала. И ты бы пожаловал, однолично велел астараханским воеводам, сыскав, отдати. Да две у меня жены да четыре сыны, и ты б им пожаловал свое жаловане прислал. Болшая жена Татлы ханым, а другая жена Алтун ханым, обеих бы еси ровно пожаловал. А болшово сына моево зовут Али мирза да под тем Касаи мирза да под тем Казыи мирза, да Бии мирза. Всех бы еси их пожаловал, да три у меня дочери: болшая Карлытач ханышь да Асылбек ханышь, да Солтан-бек (л. 16)ханышь, и их бы еси пожаловал. Да пожалова…41 меня: шубу бархат золотнои на соболех, да шубу бархат золотнои на горностаех, да шюбу кунью под сукном, да десеть шуб белих да сорок однорядок да кафтан белеи под сукном да пансырь, да седло золотом писано, да саблю добрую да шелом доброи, да сто рублев денег да две лохани медяные да куб виннои. Да выдам дочери замуж и ты б прислал много жести да потали, да сто тысяч гвоздеи сапожных да пятдесят тысяч гвоздеи седелных, да много нашатырю, да много шафрану, да бели, да румянцу. Да человеку моему еси ослободил купити десеть душ полону, да как воевал Мартын улусы наши и толды доброво нашево человека Бердибек багатыря убили и полону много у него поимали. А и тово полону мы у них многих выкупили, лишь одно сына его не сыскали. Толко меня пожалуешь учнеш имети прямым другом, и ты б пожаловал, велел того малово, сыскав, отдати, а зовут ево Тинеем. Да пожаловал бы еси прислал кречят доброи, да пожаловал бы еси велел сыскав отдати…
РГАДА, ф. 127 (Сношения России с ногайскими татарами),
оп. 1, д. 1 (1585 г.), л. 1-16. Столбец.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. «з детми бояр» – зачеркнуто.
2. Написано над строкой.
3. Написано над строкой вместо зачеркнутого «детеи боярских да с ними стрельцов».
4. Далее зачеркнуто: «и проводити их по».
5. Предложение написано над строкой.
6. Написано над строкой.
7. Написано над строкой.
8. Зачеркнуто, вверху написано «80».
9. В верху строки написано: «не пиш».
10. Так в тексте.
11. Исправлено из «Таккаул».
12. Написано вверху строки вместо зачеркнутого: «братьев Байтерека».
13. Написано вверху строки вместо «Ище».
14. Исправлено из «Тохтару».
15. Зачеркнуто.
16. На обороте листа 2 две вертикальные строки написанные на встречу друг другу: «94-го августа в 18 день с служилым тотарином» и «…ликому князю Федору Ивановичу всеа Руси».
17. Исправлено из «Тохтару».
18. Исправлено из «Магмет».
19. Так в тексте.
20. Так в тексте.
21. На обороте листа 3 две вертикальные строки написанные на встречу друг другу: «94-го нагаискои последнее…» и «Господарю царю ве…».
22. Написано вверху строки.
23. Данное предложение стало итогом интенсивной редактуры, большая часть вписана по исправленному вверху строки. В итоге в строке осталась фраза, которая плохо согласуется с отредактированным текстом: «с товарищи подали списки», которая очевидно относится к первоначальному варианту предложения.
24. На обороте листа 4 написана интитуляция грамоты к Стефану Баторию, которая была зачеркнута.
25. Написано вверху строки.
26. Так в тексте.
27. Так в тексте.
28. Вписано вверху строки, вместо зачеркнутого «а у меня».
29. Зачеркнуто.
30. Исправлено из «Лолобанов».
31. Так в тексте.
32. Вверху строки по расклейке.
33. Вверху строки, вместо зачеркнутого «на Москве».
34. Вверху строк над этим предложением вписано: «боярским дан ему…», «…у нагаиских послов…», «…к ним держати…», «…господарь вели базар дати…», «…послам и ардабазарцам…».
35. Зачеркнуто.
36. Зачеркнуто.
37. Написано над строкой.
38. Исправлено из «Ормагмет».
39. Зачеркнуто.
40. Написано вверху строки.
41. Верхний край листа оборван.
Список литературы
Авдеев А. Г. «Государь» или «Господарь»? Об одном элементе титулатуры правителей Московской Руси // Российская история. – 2018. – № 5. – С. 9-16.
Бачинский А., Ерусалимский К., Кочековская Н., Моисеев М. Дипломатическая переписка Ивана Грозного: проблемы авторства, хранения и бытования // Российская история. – 2018. – № 2. – С. 111-129.
Посольская книга по связям Московского государства с Крымом. 1567-1572 гг. / Отв. редактор М. В. Моисеев; под. текста А. В. Малов, О. С. Смирнова; статьи, коммент. А. В. Виноградов, И. В. Зайцев, А. В. Малов, М. В. Моисеев. – М.: «Фонд «Русские витязи», 2016. – 400 с.
Рогожин Н. М. Посольские книги России конца XV – начала XVII в. – М.: ИРИ РАН, 1994. – 224 с.
Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Квадрига, 2020. – 1040 с.
References
Avdeev A. G. “Gosudar’” ili “Gospodar’”? Ob odnom elemente titulatury praviteley Moskovskoy Rusi [Sovereign or hospodar? An element of the titulary of Muscovy rulers]. IN: Rossiyskaya istoriya, 2018, no. 5, рр. 9-16.
Bachinsky A., Erusalimsky K., Kochekovskaya N., Moiseev M. Diplomaticheskaya perepiska Ivana Groznogo: problemy avtorstva, hraneniya i bytovaniya [Diplomatic letters of Ivan the Terrible: problems of authorship, storage and existence]. IN: Rossiyskaya istoriya, 2018, no. 2, pp. 111-129.
Posolskaya kniga po svyazyam Moskovskogo gosudarstva s Krymom. 1567-1572 gg. Otv. redaktor M. V. Moiseev; pod. teksta A. V. Malov, O. S. Smirnova; statyi, komment. A. V. Vinogradov, I. V. Zaytsev, A. V. Malov, M. V. Moiseev [Ambassadorial book of the Muscovite state’s relations with the Crimea. 1567-1572]. Mоscow: Fond “Russkie vityazi” publ., 2016, 400 p.
Rogozhin N. M. Posolskie knigi Rossii kontsa XV – nachala XVII v. [Ambassadorial books of Russia of the late 15th – early 17th century]. Mоscow: IRI RAN publ., 1994, 224 p.
Trepavlov V. V. Istoriya Nogayskoy Ordy. 3-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe [History of the Nogai Horde. 3d edition, revised]. Mоscow: Kvadriga publ., 2020, 1040 p.
Сведения об авторе
Моисеев Максим Владимирович, кандидат исторических наук, научный сотрудник РГГУ, e-mail: maksi-moisee@yandex.ru
About the author
Maksim V. Moiseev, Candidate of Historical Sciences, Researcher at the Russian State University for the Humanities, e-mail: maksi-moisee@yandex.ru
В редакцию статья поступила 14.02.2022, опубликована:
Моисеев М. В. Материалы по истории русско-ногайские отношений в 1583-1585 гг. // Гасырлар авазы – Эхо веков Echo of centuries. – 2022. – № 1. – C. 72-84.
Submitted on 14.02.2022, published:
Moiseev M. V. Materialy po istorii russko-nogayskih otnosheniy v 1583-1585 gg. [Materials on the history of Russian-Nogai relations in 1583-1585]. IN: Gasyrlar avazy – Eho vekov [Echo of centuries], 2022, no. 1, pp. 72-84.