Майстровская М. Т., Короткая Е. Н. «Художник солнечного света» – П. П. Беньков (к 140-летию со дня рождения). Казанский период

Каждый период, каждый этап искусства рождает свое неповторимое видение мира, свои темы и пристрастия, воплощая их в произведениях с тем или иным рвением, осмысленностью, творческим и божественным даром художника. Даром, в котором сливаются и синтезируются профессиональное мастерство и искренность переживания своего времени. Именно к таким удивительно тонким и чутким художникам принадлежит Павел Петрович Беньков. Один из самобытных отечественных художников, который заслуженно входит в ряд первооткрывателей искусства России ХХ в. Его творчество не только неповторимо, как и должно быть у большого мастера, оно отражает все те коллизии истории, жизни и социальных потрясений и повседневности, в которых ему довелось жить и творить.
Творчество Павла Бенькова делится на два важных и, можно сказать, судьбоносных этапа, связанных с его жизнью. Первый относится к становлению его творчества в культурном российском центре – Казани, включая учебу в Российской академии художеств в Санкт-Петербурге, а второй полностью посвящен далекой и колоритной Средней Азии, куда художник переезжает в поисках своего пути, очарованный светом и солнцем азиатского Востока.
Выбор Самарканда был не случаен, и не потому что «там тепло, и растут яблоки», а потому что художник, находящийся в творческом кризисе, в свой последний период казанской жизни искал солнце. Искал реализации своих размышлений о живописи, о свете, о своеобразном, присущем только ему восприятии мира.
Павел Беньков – художник-экспериментатор. Он писал то жанровую ностальгическую картину «Покорность» (1909), то удивительные по тонкости и ощущению покоя и лиризма пейзажи Волги – «На Волге» (1914), «Тихий день» (1910), «Золотой плес» (1914) – или осенних Сокольников, утопающего в цветах имения «Языково» (1914‑1915). Однако уже в первых его живописных опытах выявляется особый интерес к свету, цвету, движению воздушной среды, как в работах «На террасе» (1910), «Венеция» (1910), «Море. Капри» (1913), а также яркая и убедительная декоративность, как в картине «Стамбул ночью» (1913).
В ранний период своего творчества он создал целую вереницу разнообразных портретов, вдумчиво вглядываясь в натуру – свое близкое окружение: любимых людей, друзей, выразительных и изысканных актрис, знакомых по театральной деятельности. К ним относятся «Портрет Н. О. Степановой-Шевченко» (1915), «Портрет детей Ковалевских» (1914‑1915), «Портрет жены» (1915) и другие полотна.