Майстровская М. Т., Короткая Е. Н. «Художник солнечного света» – П. П. Беньков (к 140-летию со дня рождения). Казанский период

Статья посвящена известному отечественному художнику Павлу Петровичу Бенькову (1879‑1949), несомненно входящему в число тех художников, кто своим творчеством закладывал новое искусство России ХХ в., отражая все те коллизии истории, жизни и социальных потрясений, которые довелось пережить. Творчество Павла Бенькова делится на два важных этапа. Первый связан с крупным культурным российским центром – Казанью, городом, где он родился, где прошли годы его учебы и педагогической деятельности в Казанском художественном училище, работы в области сценографии в казанских театрах, дружбы с выдающимся художником своего времени Николаем Фешиным. Несмотря на учебу в Российской академии художеств в Санкт-Петербурге у Кардовского и Репина, первый период творческого пути Павла Бенькова безраздельно был посвящен Казани. Второй этап его творческой жизни связан со Средней Азией, куда он переезжает уже зрелым мастером, очарованный светом и солнцем азиатского Востока. Статья впервые рассматривает не столько жизненный путь художника, сколько его живопись, поиски и манеру письма, сюжеты и формы, характерные черты его неповторимого живописного почерка. Особое внимание уделено наиболее выразительным работам казанского периода. Павел Беньков – художник экспериментатор, пишущий то жанровую ностальгическую картину, то удивительные по тонкости и ощущению покоя и лиризма пейзажи Волги. Уже в первых его живописных работах выявляется особый интерес к свету, цвету, движению воздушной среды, который станет его творческим кредо. В первый Казанский период своего творчества он создал целую вереницу портретов, вдумчиво вглядываясь в натуру – свое близкое окружение, любимых людей, друзей, изысканных актрис, знакомых по театральной деятельности, колоритные и выразительные казанские этнические типы.
Рубрика:
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
26.09.2019
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3 2019
Ознакомительная часть статьи

Каждый период, каждый этап искусства рождает свое неповторимое видение мира, свои темы и пристрастия, воплощая их в произведениях с тем или иным рвением, осмысленностью, творческим и божественным даром художника. Даром, в котором сливаются и синтезируются профессиональное мастерство и искренность переживания своего времени. Именно к таким удивительно тонким и чутким художникам принадлежит Павел Петрович Беньков. Один из самобытных отечественных художников, который заслуженно входит в ряд первооткрывателей искусства России ХХ в. Его творчество не только неповторимо, как и должно быть у большого мастера, оно отражает все те коллизии истории, жизни и социальных потрясений и повседневности, в которых ему довелось жить и творить.

Творчество Павла Бенькова делится на два важных и, можно сказать, судьбоносных этапа, связанных с его жизнью. Первый относится к становлению его творчества в культурном российском центре – Казани, включая учебу в Российской академии художеств в Санкт-Петербурге, а второй полностью посвящен далекой и колоритной Средней Азии, куда художник переезжает в поисках своего пути, очарованный светом и солнцем азиатского Востока.

Выбор Самарканда был не случаен, и не потому что «там тепло, и растут яблоки», а потому что художник, находящийся в творческом кризисе, в свой последний период казанской жизни искал солнце. Искал реализации своих размышлений о живописи, о свете, о своеобразном, присущем только ему восприятии мира.

Павел Беньков – художник-экспериментатор. Он писал то жанровую ностальгическую картину «Покорность» (1909), то удивительные по тонкости и ощущению покоя и лиризма пейзажи Волги – «На Волге» (1914), «Тихий день» (1910), «Золотой плес» (1914) – или осенних Сокольников, утопающего в цветах имения «Языково» (1914‑1915). Однако уже в первых его живописных опытах выявляется особый интерес к свету, цвету, движению воздушной среды, как в работах «На террасе» (1910), «Венеция» (1910), «Море. Капри» (1913), а также яркая и убедительная декоративность, как в картине «Стамбул ночью» (1913).

В ранний период своего творчества он создал целую вереницу разнообразных портретов, вдумчиво вглядываясь в натуру – свое близкое окружение: любимых людей, друзей, выразительных и изысканных актрис, знакомых по театральной деятельности. К ним относятся «Портрет Н. О. Степановой-Шевченко» (1915), «Портрет детей Ковалевских» (1914‑1915), «Портрет жены» (1915) и другие полотна.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Деятельность купеческой династии Гирбасовых в рамках акционерного товарищества, на основе анализа Отчетов торгово-­промышленного товарищества «Ф. П. Гирбасова с сыновьями и К°», от
В статье анализируются особенности функционирования древнетюркских личных имен в татарском ономастиконе. Материалом исследования выбраны опубликованные тексты орхоно-­енисейских па
Статья посвящена анализу советского законодательства 1940-1950-х гг. при исследовании проблемы взаимоотношений власти и молодежи. Дана видовая характеристика законодательных источн
Статья посвещена малоизвестным фактам политической биографии Г. Губайдуллина в условиях русской революции 1917 г., его активному участию в общественной жизни татарского народа, в р
Описана датированная 10 июля 1935 г. «Справка иностранного отдела НКВД СССР о татарской белой эмиграции на Дальнем Востоке “О состоянии татарской белой эмиграции на Дальнем Востоке
Сделан вывод о том, что возникшие ранее рунического письма родовые тамги могли сыграть определенную роль при его создании, а символико-смысловая природа рисунка тамг могла стать пр