А. М. Имамутдинова. Казанский период становления В. М. Хвостова как ученого и общественного деятеля

В статье рассматривается становление известного историка, ученого и общественного деятеля – академика Владимира Михайловича Хвостова. На основе архивных материалов личного фонда В. М. Хвостова, находящихся в Архиве Российской академии наук, были выявлены многие факты биографии ученого. Условно можно выделить четыре периода его жизни и деятельности: 1905‑1926 гг. – становление и формирование личности и мировоззрения В. М. Хвостова; 1926‑1938 гг. – первый этап научного творчества: специализация на исследованиях по истории международных отношений, защита докторской диссертации; 1939‑1955 гг. – деятельность ученого во время и после Великой Отечественной войны; 1960‑1972 гг. – работа в Академии педагогических наук СССР, активная международная деятельность. Статья посвящена первому периоду жизни и творчества В. М. Хвостова. Начало творческого пути видного ученого приходится на казанский период. Здесь он учился во 2‑й мужской гимназии г. Казани, в школе 2‑й ступени, в Восточном педагогическом институте (ВПИ). Во время обучения в институте В. М. Хвостов подрабатывал при кабинете обществоведения рабфака ВПИ и в Татарском коммунистическом университете – на кафедре истории революционных движений на Западе. Владимир Михайлович был не только крупным историком и ученым, но и умелым организатором педагогической науки, руководителем педагогического (исторического) образования.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
05.11.2020
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1 2020
Ознакомительная часть статьи

Владимир Михайлович Хвостов – один из крупных, всесторонне образованных отечественных историков. В его научном наследии широко представлены многочисленные труды по истории дипломатии и международных отношений, по вопросам исследований крупных проблем всеобщей и отечественной истории. Среди них докторская диссертация «Внешняя политика Германской империи в последние годы канцлерства Бисмарка», статьи, посвященные истории международных отношений на Ближнем Востоке в конце XIX в., рукописи 2-го тома «Истории дипломатии» и введения к книге «История внешней политики СССР», многочисленные статьи и доклады по различным вопросам внешней политики СССР и международных отношений.

В становлении личности Владимира Михайловича важную роль сыграла семья. Его дед Михаил Никифорович, в 1862 г. окончил юридический факультет Московского университета, два года служил учителем истории и географии в Мариинском училище Казани, а затем – товарищем прокурора Симферопольского окружного суда. В 1874 г. он умер, и воспитание детей легло на плечи бабушки Владимира Михайловича – Марии Кирилловны. Отец В. М. Хвостова, Михаил Михайлович – один из известных специалистов по античной истории, профессор Казанского университета (1872-1920). В 1883 г., получив домашнее первоначальное образование, Михаил Михайлович Хвостов поступил в Керченскую Александровскую гимназию, которую окончил в 1891 г. с золотой медалью. В 1900 г. он получил звание приват-доцента и в этом же году был приглашен в Казанский университет. Инициатором приглашения М. М. Хвостова в Казань был профессор Федор Герасимович Мищенко, получивший рекомендательное письмо от профессора Павла Гавриловича Виноградова. 7 октября 1900 г. Михаил Михайлович направляет на имя декана историко-филологического факультета Казанского университета прошение о принятии его на работу. Почему молодой ученый избрал местом жизни и деятельности Казань, точно неизвестно. Однако можно предположить, что ему были хорошо известны и импонировали крепкие антиковедческие традиции в Казанском университете, получившие широкую популярность в научном мире. Кроме того, в этом городе свою преподавательскую деятельность начал и его отец. Выбор был сделан, и 12 января 1901 г. М. М. Хвостов приехал в Казань, где началась его бурная, весьма плодотворная научно-педагогическая деятельность. Кроме работы в Казанском университете, немалой была доля участия Михаила Михайловича в деле открытия в 1906 г. в Казани высших женских курсов.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Документальный материал позволяет представить особенности женской фронтовой судьбы, выделить трудности, которые выпали на долю фронтовичек, специфику адаптации в послевоенный перио
Воскресить память о войне помогают письма с фронта. На основе хранящихся в фондах Госархива Республики Татарстан военных писем от женщин-фронтовичек, адресованных Председателю През
В статье представлены документы из фонда Ш. З. Ракипова, хранящегося в Государственном архиве Республики Татарстан - переписка писателя с ветеранами Великой Отечественной вой­ны и
В статье рассматривается история образования и деятельность казанского ОКБ № 16 (Особого конструкторского бюро на авиационном заводе № 16) в сфере разработки отдельных видов вооруж
На примере театральных коллективов Среднего Поволжья, изучен вклад работников культуры в становление общественного мнения местного населения в годы ВОВ. Выявлены как единообразие,
В статье приведены сведения об особенностях вербовки военнопленных тюркских национальностей в легион «Идель-Урал», сведения о структуре, вооружении и личном составе 825‑го батальон