Исмоилов Л. Э. О степени вовлеченности суфийских лидеров в политическую жизнь Мавераннахра XVI в.

Первые десятилетия истории Мавераннахра XVI в. ознаменовали уход династии Тимуридов с политической арены региона и установление в нем новой династии – Шейбанидов, из числа узбекских кочевых племен. Между новыми хозяевами страны и лидерами суфийских братств Мавераннахра постепенно установились разные формы взаимоотношений и взаимодействия. Эти разносторонние связи со специфичными нюансами нашли отражение и в различных жанрах письменного наследия того периода, более всего – в мусульманских агиографических сочинениях (манакибах) и в трудах придворных историков.
Судя по содержанию сведений, содержащихся в указанных жанрах письменных источников, причины и степень вовлеченности различных суфийских братств в политическую жизнь государства Шейбанидов и их активность в ней были разными. В соответствии с правилами житийной литературы, почти во всех манакибах отдельная глава посвящена встрече суфийского шейха с правителями того периода или обмену письмами между ними. В частности, в манакибе «Джодат-ул-ошикин» (Широкая дорога любящих истину)1, посвященном известному лидеру кубравийского братства шейху Хусейну Хорезми (умер в 1551 г.), отдельная глава – «Изложение встречи и переписки, которые произошли с правителями времени» (Дар баен-и мулокот ва макулот-е, ки бо подшохон-и он аср шуда) – посвящена общению шейха с правителями того периода. Эта глава сочинения еще раз документально подтверждает вовлеченность братства Кубравия в политическую жизнь региона.
Другим признаком участия суфийских лидеров в политической жизни страны является частый обмен письмами между ними и правителями. Написание писем было традицией в мусульманском обществе, начиная с эпохи Пророка, и суфийские шейхи также подражали ей. Известные шейхи отправляли письма разным правителям и региональным политическим лидерам. Переписка с правителями могла осуществляться и в стихотворной форме: суфийские шейхи отправляли правителю стихи и получали аналогичный ответ. Манакибы содержат образцы этой переписки в поэтической и прозаической форме. Об этом, в частности, свидетельствует переписка вышеуказанного шейха Хусейна Хорезми и шейбанида Убайдуллы-хана (умер в 1540 г.). Переписка раскрывает духовный авторитет, место и влияние конкретного суфийского шейха на общественно-политическую жизнь страны.
Исторические сведения указывают на высокую степень вовлеченности лидеров другого суфийского братства – Накшбандия в придворную жизнь Шейбанидов, хотя представители остальных братств тоже проявляли активность в этом вопросе. Действительно, поиски контактов с правителями являются отличительной чертой деятельности суфиев братства Накшбандия, в отличие от внешней деятельности представителей других тарикатов. В этом вопросе у Накшбандия в прошлом был накоплен богатый опыт, начиная с деятельности основателя братства – Баха уд-дина Накшбанда (умер в 1389 г.), который имел доступ ко двору правителя своей эпохи. Его преемники придерживались такой же линии поведения.