Хузеева Л. В. Прозаик, драматург, философ, эссеист (К 75-летию со дня рождения Д. Н. Валеева)

Публикация к 75-летию со дня рождения прозаика, драматурга, философа Д. Н. Валеева
Рубрика:
Тип статьи:
Персоналии
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
15.05.2013
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2013

Прозаик, драматург, философ, эссеист

(К 75-летию со дня рождения Д. Н. Валеева)

 

«Происхождение мое туманное и загадочное для меня самого. Почему моей маме, Кутуевой Зайнуль Мухамедовне, врачу по специальности, нужно было перед самыми родами — мы жили в Казани — ехать в глухую, по тем временам, деревню Казанбаш Арского района. Официально я родился 1 июля 1938 года в семь утра по дороге между Казанбашем и арской больницей, в тарантасе, в соломе. Почему затем нужно было возвращаться в Казанбаш и оформлять свидетельство о рождении там, а не в Арске или Казани…», — писал в автобиографических заметках о начале своей жизни, известный прозаик и драматург Диас Назихович Валеев1.

Отец его — Валеев Назих Гарифович, комсомольский и партийный работник, первый секретарь Алькеевского райкома ВКП(б). В начале 1940-х гг. его на глазах Диаса арестовали, осудили на десять лет и три года поражения в правах. Через год он был освобожден «за отсутствием состава преступления» и направлен рядовым в железнодорожные войска.

Мать Диаса Валеева — Кутуева Зайнуль Мухаметовна, заслуженный врач ТАССР и РСФСР, работала главным врачом Республиканского противотуберкулезного диспансера. По иронии судьбы, ее родной младший брат — писатель Адель Кутуй умер в 1945 г. в госпитале польского города Згеш «от болезни, в которой я была специалистом», — писала в воспоминаниях З. М. Кутуева.

В тех же автобиографических заметках Д. Н. Валеев писал: «Родителей в детстве видел мало — иногда по воскресеньям. Огромное влияние на нас с братом Радиком* оказала няня Ольга Денисовна Денисова, которая была родом из деревни Атамыш Атнинского района. Она прожила в нашей семье с 1929 по 1978 г., не окончила ни одного класса школы, но любила читать. Вырос я на русских сказках и русских народных песнях. Позже они воспитывали и моих дочек — Майю** и Дину***»2.

Окончив в 1956 г. с серебряной медалью школу № 6 г. Казани, Диас Валеев поступил на геологический факультет Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина. Время учебы в университете — годы беззаветной преданности творчеству: Д. Н. Валеев много писал на самые разные темы, стремясь понять психологию людей, мотивы добра и зла в их поступках.

В это время происходят первые знакомства и общение Д. Н. Валеева с писателями старшего поколения и начинающими поэтами и прозаиками. Он посещал заседания литературного объединения при музее М. Горького в Казани.

В те же студенческие годы, взяв два месяца академического отпуска, он путешествовал по России, прошел тысячи километров, работал на комсомольской стройке Казахстанской Магнитки в г. Темиртау Казахской ССР.

После окончания университета в 1962-1966 гг. работал геологом в составе геологических партий в Удмуртии, Кировской области, на Южном Урале, в Кемеровской области, Хабаровском крае. Затем — старшим научным сотрудником в Казанском отделе гидрологии и водных ресурсов Северного научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации.

3 марта 1966 г. Диас Валеев был принят на должность литературного сотрудника в литературный отдел газеты «Комсомолец Татарии», где проработал пять лет. Он навсегда расстался со специальностью геолога. Каждую весну его томила тоска по полевой работе, но обстоятельства жизни оказались сильнее.

В 1973 г. Д. Н. Валеев вступил в Союз писателей и Литературный фонд СССР. В 1975 г. окончил двухгодичные Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького в Москве.

Первый рассказ Д. Н. Валеева «Карта старика» был опубликован в газете «Комсомолец Татарии» в октябре 1959 г., а первая книга «Погода на завтра» спустя 14 лет. Он автор более 30 книг и 450 публикаций в газетах и журналах. Среди них — сборники повестей и рассказов «Старики, мужчины, мальчишки» (1975), «По вечному кругу» и «Стук резца по камню» (1988), роман «Астральная любовь» (1999). В 2002 г. вышел двухтомник «Уверенность в Невидимом», где Диас Валеев выступил как философ, разрабатывая идеи новой мировой религии. В последние годы были изданы еще четыре тома собрания сочинений писателя: «Портрет Дон Жуана» (2003), «Пророк и черт» (2005), «Чужой» (2007) и др. Неопубликованными из-за отсутствия финансирования остались три произведения: «Записки бодрствующего», «Дневник писателя времен смуты» и «Меч вестника — слово».

Пьесы Д. Н. Валеева «Охота к умножению» (1971), «Дарю тебе жизнь» (1972), «Диалоги» (1976), «Пророк из казанского Заречья» (1977), «1887» (1979) с успехом шли на сценах ведущих театров страны.

В 1980-1990-х гг. Диас Валеев вел большую общественную работу. Он руководил «Литературной мастерской» при редакции газеты «Комсомолец Татарии», принимал активное участие в избирательных кампаниях, занимался правозащитной деятельностью.

Д. Н. Валеев — лауреат Республиканской премии им. Г. Тукая (1976), лауреат всероссийских и всесоюзного конкурсов национальной драматургии (1973, 1979, 1981), лауреат республиканских конкурсов «Лучшая книга года», лауреат Международной премии им. Кул Гали (2008). Ему присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств ТАССР (1981) и РСФСР (1983). Награжден почетными знаками и памятными медалями.

В личном фонде Д. Н. Валеева, созданном в Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Татарстан в 2010 г., содержится много интересных и важных для изучения биографии и творчества писателя и его семьи документов 1925-1970 гг. В него вошли рассказы, очерки, эссе, статьи, стихотворения, последние издания Д. Н. Валеева с дарственной надписью архиву, письма литературных критиков, главных режиссеров театров Казани, Саратова, Ульяновска о постановке пьес и публикациях произведений Д. Н. Валеева, переписка с женой и родителями, личные документы (дипломы, справки, записные книжки, удостоверения), документы служебной и общественной деятельности, фотодокументы, документы о жизни и деятельности его родителей.

«Помимо именного фонда в бывшем Партархиве, — написал в комментариях к своему фонду Диас Валеев незадолго до смерти*, — огромный набор разнообразных документов содержится в архиве ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, а также в музее А. М. Горького в Казани. Кроме того, одна коробка рукописей находится в фондах Научного** музея, кое-что в Литературном музее Арска и школьном музее деревни Казанбаш. Думаю, что оставлю некоторые рукописи также в отделе рукописей и редких книг университетской библиотеки»3.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. ЦГА ИПД РТ, ф. 8327, оп. 1, д. 45, л. 1.

2. Там же, л. 2.

3. Там же, л. 7.

 


* Валеев Радик Назихович (1933-1979), геолог, доктор геолого-минералогических наук (см.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 102).

** Валеева Майя Диасовна (р. 1962), писательница, художник-анималист.

*** Валеева Дина Диасовна (р. 1964), искусствовед.

* Д. Н. Валеев умер 31 октября 2010 г.

** Так в документе.

Другие статьи
Публикация посвящена 95-летию со дня подписания В. И. Лениным декрета «О реорганизации и централизации архивного дела в Российской Советской Федеративной Социалистической Республик
Статья посвящена судьбе русского посланника в Швеции в годы Северной войны князя А. Я. Хилкова
В публикации на основе документов отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Лобачевского К(П)ФУ рассматривается развитие частного владения семьи служилых татар Асановых
Приводятся отрывки из рукописей известного казанского миссионера, просветителя, тюрколога и исламоведа Н. И. Ильминского. Они раскрывают малоизвестные аспекты материальной и духовн
В статье говорится о создании первого в Российской империи специализированного периодического издания для мусульманок «Алеми нисван» (Женский мир). Организатором и редактором журна
В статье рассматривается отношение крестьянства Казанской губернии к деятельности правительственных и местных органов власти, осуществлявших землеустроительную политику в начале ХХ