А. А. Хохлов. «Седмиозерное дело»: интерпретация проблемы сквозь призму источников

1908 г. стал знаковым для православной общественности Казани. После вступления на архиерейскую кафедру нового архиепископа Никанора (Каменского) в мае указанного года, наместник Казанского Седмиозерного Богородицкого монастыря схиархимандрит Гавриил (Зырянов), обладавший высочайшим духовным авторитетом в среде верующих, подвергся обвинению в растрате монастырского имущества, плохом ведении монастырского хозяйства и связях с социал-демократической партией. Это обернулось унизительным следствием в отношении престарелого монаха и его помощника, иеромонаха Тихона (Бузова), и их последующим изгнанием из Казанской епархии. Этот процесс был обозначен нами как «Седмиозерное дело». Актуальность избранной темы обусловлена ростом духовного почитания Гавриила как святого в России и за ее пределами, а также готовящейся канонизацией подвижника в лике общероссийских святых. Между тем, многие обстоятельства «Седмиозерного дела» до сих пор не подвергались детальному изучению, в особенности сквозь призму архивных материалов. Те же работы, которые имеются, страдают фрагментарностью и не избежали ангажированности. Предпринятое исследование является частью комплексного анализа «Седмиозерного дела» на основе аутентичных источников и затрагивает вопрос его объективной интерпретации на основе сохранившихся документов.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
26.10.2020
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3 2020
Ознакомительная часть статьи

Личность Гавриила (Зырянова) – одна из знаковых в русском православии рубежа XIX-XX вв. Это обусловлено его нравственным авторитетом, богатым духовным наследием и широкой известностью в среде православных верующих в Казани и далеко за ее пределами.

Церковная канонизация старца как местночтимого святого, состоявшаяся в 1997 г., легитимировала практику его народного почитания, предопределив, в соответствии с каноническими правилами, необходимость детального изучения жизненного пути подвижника. Частью этого стало житие, подготовленное А.В. Журавским к прославлению схиархимандрита Гавриила в лике святых. Историк стал одним из первых, кто обратился именно к архивным источникам, не ограничившись богатым преданием. В последующем, по мере возрождения системы духовного образования в России, к личности и наследию старца неоднократно обращались церковные исследователи, воспитанники духовных учебных заведений (в рамках подготовки выпускных квалификационных сочинений), краеведы. Среди них стоит выделить работы Е. В. Липакова, С. Огрызкова и ряда других.

Тем не менее нельзя не отметить традиционную проблему исторического поиска, ставшую своеобразным знаком времени и нашедшую отражение в обозначенном вопросе. Речь идет о поверхностности исследований, слабой проработке имеющихся источников и невнимательности историков к деталям. Даже к тем, которые способны оказать существенное воздействие на интерпретацию тех или иных исторических фактов и, как следствие, в целом итоговый результат. История Гавриила не избежала этой участи. Его жизненный путь изучался много и плодотворно, но выборочно и фрагментарно. Как следствие, сложился и закрепился ряд стереотипов (в частности, о последних годах жизни старца), не противоречащих нормам агиографической традиции, но довольно далеких от подлинной исторической действительности. Таким образом, проблема «Седмиозерного дела» – проблема, прежде всего, источниковедческого плана.

Ученики и последователи старца Гавриила, среди которых следует выделить Симеона (Холмогорова) и Варнаву (Беляева), еще при его жизни стали фиксировать события из его жизни, а также воспоминания, изречения и наставления своего учителя. Впоследствии они легли в основу двух жизнеописаний, ставших широко известными: «Един от древних» и «Тернистым путем к Небу». Однако обстоятельства «Седмиозерного дела» в трудах писателей оказались отражены по-разному. Так, Симеон, излагая свою версию, постарался не акцентировать внимание на фигуре главного преследователя старца – архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского). Прекрасно понимая, что полностью исключить епархиального архиерея из своего повествования ему вряд ли удастся, Симеон деликатно назвал судьбоносного епископа «Архиепископом Н».

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Поздравление председателя Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу Г. З. Габдрахмановой к 25-летию журнала
Слово редактора Ф.Л. Гумарова к 25-летию журнала
Экскурс в историю журнала «Гасырлар авазы – Эхо веков» и пожелания редакции от автора
Воспоминание о первом редакторе и основателе журнала «Гасырлар авазы – Эхо веков» Дамире Рауфовиче Шарафутдинове
В статье представлены вехи биографии и творческой деятельности пионера советского краеведения в Набережных Челнах Анатолия Григорьевича Дубровского (1932-2019)