А. Файзуллин. «Струны души» рода Файзи

Рубрика:
Тип статьи:
Обзорная аналитическая статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
20.05.2011
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2011

«Струны души» рода Файзи

Все, кто любит и знает татарскую литературу и искусство, в первую очередь вспомнят имя самого известного представителя современного поколения Файзуллиных — драматурга, писателя, поэта Мирхайдара Мустафовича Файзи (1891-1928). Установлено, что его прадед Мухаммадьяр был мурзой. (М. Файзи, как известно, покинул Казань и доживал жизнь скромно в глухой башкирской деревне нынешнего Абзелиловского района Башкортостана. Иначе бы репрессии не обошли стороной автора знаменитой «Галиябану»).

«Галиябану» — шедевр татарской драматургии, созданный в 1916 г. Это одно из самых любимых и популярных в народе произведений. Сюжет пьесы взят из народной жизни, в ней много музыки, песен, танцев. «Галиябану» поставили, наверное, все татарские, башкирские театры страны. Широко известны и другие спектакли по пьесам М. Файзи: «Ак калфак», «Асылъяр», «Кәкре каен». Не зря имя М. Файзи стоит в одном ряду с именами Г. Тукая, Г. Исхаки, М. Гафури, Г. Камала. Его творчество глубоко лирично, воспевает искренние чувства, моральную чистоту, здоровый быт.

Многое М. Файзи связывало с Казанью. В здании на ул. Сенной (ныне Парижской Коммуны, д. 20/37) в 1923-1924 гг. он жил и работал библиотекарем в Детской библиотеке им. Г. Тукая при Центральной Восточной библиотеке.

Племянник М. Файзи — Рафгат Шакирзянович Файзуллин (1904-1983) — народный артист БАССР. Это один из корифеев башкирского театрального искусства. Рафгат Файзуллин стоял у самых истоков культуры Башкортостана, развивая основы сценического мастерства, создавая неповторимые актерские образы. Главную роль в его становлении как артиста сыграл именно родной дядя Мирхайдар. Начав в 1920 г. с драматической студии в Оренбурге, где лекции читали известные московские режиссеры, он работал в Третьем Восточном театре Оренбурга. Осенью 1924 г. Р. Файзуллин уехал в Москву, где учился и одновременно работал в Московском татарском рабочем театре. В 1933 г. его пригласили главным режиссером и актером в Астраханский татарский театр. За сезон он ставил три спектакля, сам играл несколько ролей.

Его больше привлекала актерская стезя, и в 1934 г. по приглашению художественного руководителя Башкирского театра М. Магадеева он приехал в Уфу. Именно на башкирской сцене мастерство и актерское дарование Р. Файзуллина раскрылись в полной мере. Он сыграл более 50 ролей, вершиной его мастерства стала роль Яго в спектакле «Отелло» В. Шекспира. Критики отмечали, что Р. Файзуллин потрясал мощью своего исполнения.

Супруга Р. Файзуллина Марьям ханум после окончания Московской консерватории пела в Уфимском театре оперы и балета. Отмечали ее удачные работы в комической опере У. Гаджибекова «Аршин-мал-алан», опере А. Эйхенвальда «Мэрген», других спектаклях. Ярый пропагандист башкирской народной музыки, она сыграла большую роль в ее становлении. Р. Файзуллин имел бронь, но добровольцем ушел на фронт. 6 августа 1942 г. был ранен осколком снаряда, однако остался в строю. 9 августа получил второе пулевое ранение. И в госпитале актерская душа не знала покоя, силами раненых бойцов и медперсонала он поставил спектакль «Дочь рыбака». После лечения вновь участвовал в боях. В декабре 1942 г. был тяжело ранен и затем демобилизован.

Вернувшись домой в Уфу, Р. Файзуллин был зачислен на должность режиссера Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури. За время работы режиссером им были поставлены спектакли «Лес шумит» Р. Нигмати, «Под каштанами Праги» К. Симонова. Он стал первым постановщиком пьес М. Карима «Свадьба продолжается» и «Одинокая береза».

В Уфе на доме по ул. Ленина, 9/11 установлена мемориальная доска. На ней написано: «В этом доме в 1959-1971 гг. жил народный артист БАССР Файзуллин Рафгат Шакирзянович (Рафгат Файзи)». Похоронен он на мусульманском кладбище Уфы.

Племянник драматурга Сагит (Сагыйть) Саидгареевич Файзуллин (Сагит Файзи, 1899-1975) — типичный представитель советской интеллигенции. Он одним из первых знакомился с творчеством дяди-драматурга и в течение всей жизни не терял с ним связи. Через 28 лет после смерти Мирхайдара Файзи выходит двухтомник его избранных произведений (Казань, 1975), чем мы обязаны именно Сагиту Файзи. В 1924 г. он учился в Москве в Институте журналистики, одновременно работая в татарской газете «Эшче» («Рабочий»).

С этого периода начинается его, по тем временам ответственная и трудоемкая деятельность по переводу трудов В. И. Ленина на татарский язык. В марте 1929 г. С. Файзи становится руководителем радиовещания Татарии, а с 1931 г. работает переводчиком, редактором партийных изданий на татарском языке. В связи со 100-летием Пушкина была издана повесть «Пиковая дама» в его переводе. Под его редакцией выходит однотомник А. П. Чехова на татарском языке. С. Файзи принимал активное участие и в составлении русско-татарского словаря. Страдая постепенно нарастающим ухудшением зрения, в 1936 г. он ослеп на оба глаза, но все равно продолжал литературную деятельность. Скончался С. Файзи в Казани в 1975 г.

Известна неординарными личностями и другая ветвь рода Файзуллиных. Это академик Ирек Султанович Файзуллин, работающий в Институте геофизики Российской Академии наук в Москве, а также композитор Джаудат Файзи (1910-1973), Заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР, народный артист ТАССР, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая. С его именем связано появление в татарской культуре жанра музыкальной комедии. Кто не знает комедию «Башмагым», созданную им в 1942 г. Она ставилась на сценах многих театров Советского Союза. Друзья композитора шутили: «Наш Джаудат сшил красивые прочные башмаки».

Родился и вырос Дж. Файзи в Оренбурге в интеллигентной семье педагога и просветителя Хариса Мухамметзарифовича Файзуллина (1871-1933), выходца из д. Шахмайкино Каргалинской волости Чистопольского уезда Казанской губернии. Тяга к знаниям привела Хариса в 1891 г. в Турцию, где его товарищами по учебе были писатель Ф. Карими и просветитель Г. Буби. Вернувшись в Россию, он стал преподавать в медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Испытывая трудности из-за отсутствия книг и учебников на татарском языке, Харис Файзи сам пишет недостающие учебники для школьников — по географии, истории, физике и т. д. После революции 1905 г. Харис Файзи выпускал демократическую газету «Ахбар».

В 1931 г. в Казани была опубликована комедия Дж. Файзи «Алты бармак». Кроме драматургии, он с юных лет был увлечен собиранием народных песен. В 1932 г. на вечере, посвященном памяти поэта Х. Такташа, впервые прозвучала его песня «Урман кызы» на слова поэта. Всего Дж. Файзи написал около 200 песен. Это был один из немногих музыкантов, кто хорошо знал татарскую советскую поэзию, работал вместе с М. Джалилем, А. Ерикеем, Ах. Файзи, С. Хакимом. Кроме «Башмагым», Дж. Файзи создал музыкальные комедии «Акчарлаклар», «Идел буенда».

К 40-летию ТАССР Дж. Файзи создал оперу «Тапшырылмаган хатлар» («Неотосланные письма») по либретто Г. Кутуя. В 1971 г. вышел сборник песен «Жемчужины народные» на татарском языке, которые Дж. Файзи собирал и писал всю жизнь.

Дж. Файзи вел большую просветительскую работу в качестве музыкального редактора радиокомитета (1939-1942), директора и музыкального руководителя Татгосфилармонии (1944-1958).

Старший брат композитора, профессор-рентгенолог Мидхат Харисович Файзуллин (1908-1990) также родился в д. Шахмайкино. В 1924 г. он приехал в Казань, в 1928 г. стал студентом медицинского факультета Казанского университета. Работая врачом-рентгенологом, в 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию и был назначен начальником рентгеновского отделения военного госпиталя Казани. В 1948 г. защитил докторскую диссертацию по рентгенодиагностике, в 1950 г. стал заведующим кафедрой рентгенологии казанского ГИДУВа. Им написано 130 научных работ, под его руководством защищено 25 диссертаций, из них пять докторских. Он вырастил и воспитал двух сыновей — Эмиля и Альфреда, которые продолжили научную карьеру отца, защитили диссертации и продолжают преподавать в вузах Казани. Сноха Альфреда Мидхатовича Елена Владимировна Файзуллина — известный в республике профессор-дерматолог.

Младший брат Шаукат Харисович Файзуллин (1911-1981) в 1935 г. принимал участие в строительстве ТЭЦ-1 г. Казани, затем работал главным диспетчером в системе Татэнерго, стал Заслуженным энергетиком РСФСР. Его сын, инженер Эдуард Файзуллин многие годы работал в авиационной промышленности, в настоящее время пенсионер, принимает участие в работе меджлиса татарских мурз г. Казани.

Наконец, еще одна ветвь рода Файзуллиных, начало которой положил елабужский предприниматель Шакиржан Мухамметзарифович Файзуллин (1860-1937). В семье было три сына и три дочери. Эта состоятельная семья не приняла революцию 1917 г. и вскоре оказалась в Средней Азии. Младший сын Аббас в Гражданскую войну принял сторону белых. Дочь Насима (1887-1939) была замужем за одним из основателей медресе в д. Иж-Бобья — Губайдуллой Буби, и преподавала в этом же учебном заведении. Сын Масхут (1891-1956) преподавал в Духовном управлении мусульман Средней Азии и Казахстана.

 

Фото из личного архива автора.

Асаф Файзуллин

Другие статьи
Стихотворение. Перевод с татарского языка Веры Хамидуллиной
В работе дается подробный эпиграфический, лингвистический анализ татарских эпитафий 1550 и 1553 гг. сохранившихся в с. Карино Слободского района Кировской области.
Статья знакомит с вновь выявленным списком родословной Кара бека, хранившимся у профессора Рустама Байкеева.
В публикации проводится источниковедческий анализ газеты «Новая деревня»
Журнал продолжает публикацию показаний Мирсаида Султан-Галиева, начатую в прошлом номере (начало см. в № 3/4 за 2010 г., с. 113-130)
Рассматривается история мобилизации трудовых резервов в промышленности Татарской республики в 1941-1945 гг.