Елдашев А. М. Свияжская благотворительница Н. И. Саврасова

Свияжская благотворительница Н. И. Саврасова
История сохранила немало имен благотворителей, но имя Надежды Ивановны Саврасовой, несомненно, стоит особняком среди них. Она была известна не только во многих местах обширной России, но и в Иерусалиме, Афонской горе. В последнее время ее благотворительная деятельность становится объектом научного исследования1.
Н. И. Саврасова родилась 21 сентября 1783 г. в г. Алатырь Симбирской губернии. Отец ее, Иван Михайлович Саврасов, происходил из симбирских дворян. Молодые годы он провел на военном поприще. После подавления Пугачевского бунта вышел в отставку и определился судьей в г. Алатырь.
Имя свое Надежда получила вследствие того, что трое родившиеся до нее детей появлялись на свет мертворожденными. Мать ее, Анна Алексеевна, дала обет, если родится дочь, назвать ее Надеждой.
Воспитание будущая благотворительница получила домашнее, под надзором и руководством своей матери, о которой всегда отзывалась как о самой набожной христианке и строгой ревнительнице обрядов церкви. Первым и единственным наставником Надежды Ивановны Саврасовой был духовник их дома, местный протоиерей И. И. Милонов, впоследствии о. Гурий, архимандрит Кизического Свято-Введенского мужского монастыря. Он первым посеял в ее уме здравые понятия о вере, а в сердце — добрые семена христианского благочестия.
Даровитая и в высшей степени любознательная Надежда увлекалась чтением духовных книг. Любимыми ее книгами были Евангелие, Четьи-Минеи, Псалтырь и Акафистник.
Овдовев, Анна Алексеевна с дочерью Надеждой переехала в родовое имение — с. Сару (ныне Ульяновская область). Имение было небольшим и приносило весьма незначительный доход, что позволяло вести скромный и уединенный образ жизни.
Такое же положение ожидало и ее дочь, если бы не родной дядя по материнской линии, помещик соседнего с. Григорово П. И. Нефедьев. Незадолго до смерти он отписал по духовному завещанию свое имение в пользу племянницы.
Став владетельницей с. Григорово, Н. И. Саврасова проявила себя в делах торговых. Она самостоятельно производила торговые операции по продаже хлеба. После удачной торговой операции они делали вклад или денежное пожертвование в приходскую церковь.
В начале 1820-х гг. Надежда Ивановна приобрела богатое с. Киять Буинского уезда Симбирской губернии. А родство с Михаилом Кузьмичем Терениным** позволило ей войти в высшие дворянские круги Казани и Симбирска. Среди ее знакомых были Баратаевы, Мусины-Пушкины, Стрекаловы, Теренины***.
В 1827 г. архиепископом Казанским и Свияжским был утвержден преосвященный Филарет (Амфитеатров)****. Слава о высокой мудрости, особенно о его даре привлекать к себе каждого своей простотой и назидательностью, быстро разнеслась по всей обширной Казанской епархии. «Я еще до знакомства моего с Владыкой Филаретом, — рассказывала Надежда Ивановна, — уже глубоко его уважала и искала случая познакомиться с ним. Случай этот предоставила мне Авдотья Сергеевна Пушкина*, мать бывшего тогда попечителя Казанского учебного округа М. Н. Пушкина»**.
При своем посещении Буинска владыка, узнав, что в с. Киять проживает Надежда Ивановна с матерью, пожелал посетить его. Он осмотрел церковь, которая тогда реставрировалась, поблагодарил помещиц и крестьян за усердие. Обратившись к Надежде Ивановне, он сказал: «И сама иди, и их, — указывая при этом на теснившихся возле него крестьян, — веди с собой в царствие небесное»2.
Надежда Ивановна построила три храма в селах Сара, Григорово и Муратово. Храм в Саре она построила по предложению преосвященного Филарета, который начертил ей даже и план самой церкви. Дело обстояло следующим образом.
В 1830 г. скончалась Анна Алексеевна. Надежда Ивановна осталась совершено одна. Она решила совершить паломничество в Иерусалим. Но владыка не благословил ее на паломническую поездку, пожелав, чтобы она потрудилась на ниве православной у себя дома. Так и появился план строительства нового каменного храма в с. Сара.
Каменную церковь Надежда Ивановна построила и в с. Григорово, где покоился прах ее дяди П. И. Нефедьева. Почти двадцать лет, по разным, независящим от нее причинам, строилась каменная церковь в имении в с. Муратово (ныне Кайбицкий район Республики Татарстан) над прахом родителей Иоанна и Анны.
В начале 1840-х гг. Надежда Саврасова переселилась на постоянное жительство в г. Свияжск. В течение почти 30 лет она по существу являлась основной благотворительницей свияжских монастырей и храмов. Своими пожертвованиями она не только поддерживала древнее благолепие свияжских святынь, но и обогащала их новыми, весьма ценными украшениями.
Большие пожертвования были сделаны ей в Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. В 1841 г. для монашествующих сестер был построен каменный двухэтажный корпус. В 1842 г. в церкви во имя преподобного Сергия Радонежского на ее средства был обновлен иконостас. В 1851 г. на икону преподобного Сергия Надежда Ивановна пожертвовала 129 руб. В 1866 г. был приобретен колокол в 145 пудов. На монастырском дворе был выкопан колодец и разведен фруктовый сад3.
Особенно значительные пожертвования были сделаны Н. И. Саврасовой в Свияжский первоклассный Успенский монастырь. В 1843 г. она благоустроила новую раку для мощей святителя Германа, основателя и первого архимандрита обители.
В том же году она позолотила пятиярусный иконостас Успенского собора, отреставрировала балдахин над мощами св. Германа и пять киотов, устроила серебряные чеканной работы ризы на три местные образа в иконостасе Успенского собора. Стоимость всех вышеперечисленных пожертвований в соборе составила около семи тысяч рублей4.
В 1844 г. Н. И. Саврасова устроила в Германо-Митрофаниевской церкви новый трехъярусный иконостас с витыми колоннами, украшенный резьбой. В 1845 г. отреставрировала одноярусный иконостас в церкви Вознесения Господня. В 1850 г. на средства Надежды Ивановны был приобретен новый колокол. Невозможно перечислить все пожертвования Саврасовой, они многообразны и многочисленны.
Кроме Свияжска, Саврасова делала значительные пожертвования в православные храмы других городов и сел. Она неоднократно жертвовала в Казанский Богородицкий монастырь, кафедральный Благовещенский собор5, Богоявленскую церковь с. Киять (ныне Буинский район Республики Татарстан).
Она оказывала помощь бедным и сиротам. Старожилы из бывших ее крепостных крестьян рассказывали, что их помещица не могла терпеть нищеты среди своих сельчан, а тем более — лени, пьянства и воровства. Но зато охотно и безвозмездно помогала нуждающимся, особенно в случаях неурожая, падежа скота, пожара6.
Н. И. Саврасова имела твердый характер, никогда не отступала от данного ею слова. Природную вспыльчивость стремилась умерить сдержанностью и обходительностью; к подвластным себе была хоть и взыскательна, но справедлива; ценила людей по их внутренним качествам и умела отличать истинную привязанность от притворной.
В вере была непоколебима и горячо защищала догматы и устои церкви. В делах благотворительности была весьма разборчива. Храмам жертвовала щедрой рукой, следуя своему правилу: давать больше, чем хотелось бы дать.
С осени 1869 г. Надежда Ивановна стала часто жаловаться на бессонницу и общую слабость, а 24 марта 1870 г. ее не стало.
К сожалению, нам не удалось выявить документы, свидетельствующие о месте захоронения известной свияжской благотворительницы. Но с определенной долей уверенности можно предположить, что ее похоронили в ограде Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, в благоукрашение которого она внесла заметную лепту.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Алиев И. А. Благотворительница Свияжска // Православный собеседник. – 2006. – № 2. – С. 218-232; Завьялова И. В. Благотворительная деятельность Н. И. Саврасовой в Свияжске (по материалам фондов Национального музея Республики Татарстан) // Свияжское историческое краеведение и современность. Вып. 1.: Материалы респ. науч.-практ. конф., Свияжск, 24 мая 2010 г. / Гос. историко-архитектурн. и художеств. музей «Остров-град Свияжск». – Казань, 2010. – С. 42-46.
2. Земляницкий Ф. Надежда Ивановна Саврасова (биографический очерк) // Известия по Казанской епархии. – 1871. – С. 535.
3. Там же. – С. 543.
4. Там же. – С. 625.
5. Известия по Казанской епархии. – 1870. – С. 5.
6. Земляницкий Ф. Указ. соч. – С. 627.
** Теренин Михаил Кузьмич из дворян Симбирской губернии, в 1794 г. — капитан, в 1822 г. — провиантмейстер 5 класса (см.: Казанское дворянство 1785-1917 гг. Генеалогический словарь / Сост. Г. А. Двоеносова. – Казань, 2001. – С. 548).
*** Род Терениных внесен в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии по определениям Казанского дворянского депутатского собрания от 19.09.1825, 23.12.1846, утвержден указом Герольдии от 20.03.1847 (см.: Казанское дворянство 1785-1917 гг. Генеалогический словарь / Сост. Г. А. Двоеносова. – Казань, 2001. – С. 548-549).
**** Филарет (Амфитеатров) (1779-1857) — один из известнейших деятелей церкви XIX в. Величие его личности и подвижничества были понятны уже современникам. На казанской кафедре с 25 февраля 1827 по 19 сентября 1836 г. Последние 16 лет жизни, будучи митрополитом киевским и галицким, провел в великой схиме под именем Феодосий. Частичка его мощей находится в мощевике Зилантова монастыря. Благодарная обитель свято чтит его память (см.: Липаков Е. В. Архипастыри Казанские. 1555-2007 гг. – Казань, 2007. – С. 202-213).
* Авдотья Сергеевна Мусина-Пушкина (ур. Болховская) (?-1843) (см.: Агафонов Н. Я. Казань и казанцы. – Казань, 1906. – Кн. 1. – С. 88).
** Михаил Николаевич Мусин-Пушкин (1795-1862), граф, почетный член Петербургской АН (1837), сенатор (1849), действительный тайный советник (1849). Из дворян Владимирской губернии. Выпускник Казанского университета, участник Отечественной войны 1812 г., полковник. Попечитель Казанского учебного округа (1827-1845), почетный член Казанского Родионовского института благородных девиц (1828). Кавалер орденов Св. Владимира 4 и 2 ст., Св. Анны 4 и 1 ст., Белого Орла, Большого креста. Был женат на дочери тайного советника Александре Семеновне Баратаевой (см.: Татарская энциклопедия. – Казань, 2008. – Т. IV. – C. 289; Казанское дворянство 1785-1917 гг. Генеалогический словарь / Сост. Г. А. Двоеносова. – Казань, 2001. – С. 387).