Давыдов Д. В. «От подобных действий следует строго воздерживаться» (К вопросу о взаимоотношениях между властью и мусульманским д

Статья иллюстрирует один из нетипичных примеров взаимоотношений представителей светской и духовной власти в период 1920-х гг. в Татарской республике.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
15.05.2013
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2013

«От подобных действий следует строго воздерживаться»

(К вопросу о взаимоотношениях между властью и мусульманским духовенством в 1920-е гг.)

 

Проведение антирелигиозной политики в 1920-е гг., как известно, сопровождалось обострением взаимоотношений государственных и религиозных структур. Власти намеревались сформировать «нового человека», свободного от «религиозных оков», духовенство стремилось сохранить и по возможности расширить свое влияние на прихожан. В ТАССР борьба на идеологическом фронте имела свою специфику: деятельность органов власти, как центральных, так и местных, была не в состоянии противодействовать растущему движению мусульман в защиту своих интересов. Провозглашая непримиримое отношение к проявлению любой религии, власть вынуждена была мириться с многочисленными случаями открытия новых мечетей, религиозных школ, ростом влияния мулл и т. д. Между тем отношение части представителей мусульманского духовенства к мероприятиям Советской власти не всегда было однозначно негативным. Некоторые муллы вполне открыто демонстрировали политическую корректность.

В такой обстановке противоборство принимало порой необычные и даже курьезные формы. В Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Татарстан хранится довольно интересный документ — заявление муллы 3-го прихода д. Ново-Альметьево Старо-Альметьевской волости Чистопольского кантона Хафиза Таишева в ТатЦИК. Интерес вызывает как стремление муллы выступить перед верующими с речью по случаю празднования 7 ноября, так и отрицательная реакция представителя местной власти на эту инициативу. Обращаясь к документу, можно предположить, что подобный отказ со стороны председателя волостного исполнительного комитета И. Алышева был обусловлен не только политическими, но и личными мотивами, которые, к сожалению, остались «за кадром».

 

№ 1. Заявление муллы 3-го прихода д. Ново-Альметьево Старо-Альметьевской волости Чистопольского кантона Х. Таишева в ТатЦИК

26 апреля 1927 г.

Будучи заведывающим госуд[арственной] библиотекой в дер[евне] Заиткино при Ст. Челны (быв[шего] Чистоп[ольского] уезда) я имел привычку агитировать упираясь на религиозные книги для симпатизирования народа к правительству. Находясь на посту муллы я и до настоящего времени не бросил эту привычку, ибо я хорошо знаю по опыту, что агитация подобным путем влияет на народ. В прошлом году я разослал повестки советам трех приходов о явке к встрече праздника 7 ноября, одновременно уведомив Ст[аро]-Альметьевский в[олостной] и[сполнительный] к[омитет]. Советы приходов соб[и]рались в нашей мечети. Но мне был вручен приказ за подписью главного секретаря в[олостного] и[сполнительного] к[омитета] Алышева Исхака сына Альметьевского ишана о том, чтобы я не читал свою агитационную речь, которую я готовил для в[ы]ступления на встрече праздника 7 ноября. В приказе было написано, что «Вам не разрешается просимое Вами, а наоборот». Это дало понять, что «нельзя говорить за революцию, а следует наоборот». Вот после этого, я перестал говорить крестьянам что-нибудь из газет, из жизни революции, кроме религиозной агитации. Для Вашего сведения посылаю при заявлении копию приказа Алышева. Также прилагаю копию подготовленной своей агитационной речи. Кроме того прилагаю: утверждение приходского совета моей агитационной речи, удостоверение о моей бытности в службе в качестве зав[едующего] библиотекой и удостоверение о моем нахождении членом контрольного совета. Мне думается, что запрещение Алышева быть может, исходит из традиций его отцов и дедов, которые были ишанами и от монархистской болячки. Поэтому прошу Т[ат]ЦИК, чтобы останавливал меня, 60-летнего революционного муллу от полезной агитации какой-то сын ишана.

С копии татарского верно: Губайди (подпись).

ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 2, д. 172, л. 155-155 об.

 

№ 2. Ответ председателя волостного исполнительного комитета Старо-Альметьевской волости Чистопольского кантона на заявление муллы 3-го прихода д. Ново-Альметьево Х. Таишева

3 ноября 1926 г.*

№ 46

В ответ на Ваше заявление Ст[аро]-Альметьевский в[олостной] и[сполнительный] к[омитет] сообщает: что поскольку мечети являются местами лишь исполнения религиозных обрядов и отвлеченными** от государства, и будучи Вы сами лишены гражданского права, Вам отказывается в просьбе. Наоборот, от подобных действий следует строго воздерживаться.

Пред[седатель] в[олостного] и[сполнительного] к[омитет]а (подпись).

С копии татарского верно: Губайди (подпись).

ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 2, д. 172, л. 154. Копия.

 

* Так в документе (подстрочные примечания автора вступительной статьи).

** Имеется ввиду отделенные.

Другие статьи
Публикация посвящена 95-летию со дня подписания В. И. Лениным декрета «О реорганизации и централизации архивного дела в Российской Советской Федеративной Социалистической Республик
Статья посвящена судьбе русского посланника в Швеции в годы Северной войны князя А. Я. Хилкова
В публикации на основе документов отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Лобачевского К(П)ФУ рассматривается развитие частного владения семьи служилых татар Асановых
Приводятся отрывки из рукописей известного казанского миссионера, просветителя, тюрколога и исламоведа Н. И. Ильминского. Они раскрывают малоизвестные аспекты материальной и духовн
В статье говорится о создании первого в Российской империи специализированного периодического издания для мусульманок «Алеми нисван» (Женский мир). Организатором и редактором журна
В статье рассматривается отношение крестьянства Казанской губернии к деятельности правительственных и местных органов власти, осуществлявших землеустроительную политику в начале ХХ