Бушуев А. С. Динамика политических процессов в Республике Татарстан в 1994- 2020 гг.

Статья продолжает серию публикаций автора о развитии политических процессов в постсоветском Татарстане. В ней последовательно изучено политическое развитие Республики Татарстан в период после заключения двустороннего договора 1994 г. с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. В работе показано, что налаживание отношений с Москвой способствовало стабилизации политических процессов внутри республики, росту политического веса М. Ш. Шаймиева, который он сумел конвертировать в экономические выгоды для республики. Автором подробно исследована динамика взаимоотношений федерального центра и республиканских властей в начале 2000-х гг., когда президент В. В. Путин инициировал ряд политических изменений, направленных на укрепление вертикали власти. Показано, что политический компромисс по урегулированию возникшего «конституционного конфликта» Татарстана с Российской Федерацией оказался, в конечном счете, выгоден обеим сторонам. В исследовании установлено, что осуществив в рамках закона передачу власти от первого президента республики М. Ш. Шаймиева его преемнику Р. Н. Минниханову, Татарстан продемонстрировал перспективу сохранения преемственности власти и дальнейшего успешного развития «модели Татарстана», сочетающей успешное социально-экономическое развитие региона, отвечающее современным требованиям технологическое развитие промышленного кластера с ответственной социальной политикой и продуманным развитием культурного потенциала республики.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
28.09.2021
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3 2021
Ознакомительная часть статьи

Аннотация

Статья продолжает серию публикаций автора о развитии политических процессов в постсоветском Татарстане. В ней последовательно изучено политическое развитие Республики Татарстан в период после заключения двустороннего договора 1994 г. с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. В работе показано, что налаживание отношений с Москвой способствовало стабилизации политических процессов внутри республики, росту политического веса М. Ш. Шаймиева, который он сумел конвертировать в экономические выгоды для республики. Автором подробно исследована динамика взаимоотношений федерального центра и республиканских властей в начале 2000-х гг., когда президент В. В. Путин инициировал ряд политических изменений, направленных на укрепление вертикали власти. Показано, что политический компромисс по урегулированию возникшего «конституционного конфликта» Татарстана с Российской Федерацией оказался, в конечном счете, выгоден обеим сторонам. В исследовании установлено, что осуществив в рамках закона передачу власти от первого президента республики М. Ш. Шаймиева его преемнику Р. Н. Минниханову, Татарстан продемонстрировал перспективу сохранения преемственности власти и дальнейшего успешного развития «модели Татарстана», сочетающей успешное социально-экономическое развитие региона, отвечающее современным требованиям технологическое развитие промышленного кластера с ответственной социальной политикой и продуманным развитием культурного потенциала республики.

 

Abstract

The article continues the author’s series of publications on the development of political processes in post-Soviet Tatarstan. It consistently studies the political development of the Republic of Tatarstan during the period after the conclusion of a bilateral treaty in 1994 with the Russian Federation on the delimitation of jurisdictional subjects and mutual delegation of powers to this day. The paper shows that the establishment of relations with Moscow contributed to the stabilization of political processes within the Republic, the growth of the political weight of M. Sh. Shaymiyev, which he managed to convert into economic benefits for the Republic. The author studied in detail the dynamics of relations between the Federal Government and the Republican authorities in the early 2000s when President V. V. Putin initiated a series of political changes aimed at entrenchment of the vertical power structure. It is shown that the political compromise on the resolution of the “constitutional conflict” between Tatarstan and the Russian Federation was ultimately beneficial to both parties. The study established that having carried out the transfer of power from the first President of the Republic M. Sh. Shaymiyev to his successor R. N. Minnikhanov, Tatarstan demonstrated the prospect of maintaining the continuity of power and further successful development of the “Tatarstan model”, which combines the successful socio-economic development of the region, the technological development of the industrial cluster that meets modern requirements, with a responsible social policy and the balanced development of the Republic's cultural potential.

 

Ключевые слова

Республика Татарстан, Российская Федерация, политические процессы, федеративные отношения, «модель Татарстана», М. Ш. Шаймиев, Р. Н. Минниханов, В. В. Путин.

 

Keywords

The Republic of Tatarstan, the Russian Federation, political processes, federative relations, “Tatarstan model”, M. Sh. Shaymiyev, R. N. Minnikhanov, V. V. Putin.

 

Заключенный в феврале 1994 г. двусторонний Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» стал важнейшим фактором политического и экономического развития Республики Татарстан в последующие годы.

Вскоре после подписания договора – в конце мая 1994 г. – Б. Н. Ельцин совершил свой первый официальный визит в Татарстан в статусе Президента России. В ходе визита российский президент демонстрировал доброжелательное отношение к республике и ее руководству, а по его итогам были достигнуты договоренности о финансировании ряда значимых инфраструктурных проектов из федерального бюджета (реконструкция аэропорта г. Казань, строительство моста через р. Каму), что свидетельствовало о нормализации взаимоотношений1.

Достижение определенности в отношениях с Москвой существенно стабилизировало политическое развитие внутри республики, усилив позиции руководителей органов власти и, прежде всего, президента республики – М. Ш. Шаймиева. Имевшее место в 1990-1994 гг. политическое соперничество официальных властей республики и представителей оппозиции (как националистически настроенной, так, отчасти, и пророссийской) постепенно сходило на нет. Это показали и результаты голосования населения республики на выборах в органы представительной и исполнительной власти.

В республике, наконец, состоялись выборы в органы государственной власти Российской Федерации. 13 марта 1994 г., при 58,5-процентной явке избирателей, прошли повторные выборы в Федеральное Собрание РФ2, в результате которых были избраны пять депутатов нижней и два члена верхней палаты российского парламента. В Государственную Думу ФС РФ были избраны В. Н. Алтухов, Г. Г. Багаутдинов, Г. В. Егоров, В. В. Михайлов3, О. В. Морозов4, в Совет Федерации ФС РФ – Ф. Х. Мухаметшин и М. Ш. Шаймиев5.

Выборы депутатов Государственной Думы РФ второго созыва в декабре 1995 г. состоялись при аналогичной высокой явке избирателей. На них наибольший процент голосов по федеральному избирательному округу набрали представители проправительственного общественно-политического движения «Наш дом – Россия» (28,6 %), а также КПРФ (15,4 %) и ЛДПР (4,8 %)6. По одномандатным округам от Татарстана были избраны В. Н. Алтухов, Г. Г. Багаутдинов, О. В. Морозов, А. К. Хамаев и С. П. Шашурин7.

Летом 1996 г. в республике, при явке избирателей в 73,8-77,5 %, превышавшей общероссийские показатели, прошли два тура выборов Президента России. Если в первом туре жители Татарстана одинаково проголосовали за лидеров президентской гонки – Б. Н. Ельцина и Г. А. Зюганова (38,1 и 38,3 % соответственно), – то во втором туре уверенное большинство (61,4 %) набрал Б. Н. Ельцин8. Немалую роль в этом сыграла нормализация отношений Казани с федеральным центром и публичная поддержка М. Ш. Шаймиевым кандидатуры действующего Президента России на выборах9.

Стабилизация политических процессов произошла и в самой республике, что отразилось и на результатах выборов в органы власти Татарстана. Вслед за выборами в российский парламент, в марте – апреле 1995 г. в несколько туров прошли выборы в парламент республиканский. С 1994 г. он не только обрел новое название – Государственный Совет Республики Татарстан, – но и сократил свою численность с 250 до 130 депутатов, из которых на постоянной основе трудились 39 человек. При этом депутатами стали 51 из 61 действовавших глав администраций городов и районов республики, назначаемых на эти должности Президентом РТ. Исследователи справедливо отмечают, что в Госсовет «не прошли… критикующие президента демократы и радикальные националисты. Но не прошли не только благодаря “регулированию” избирательного процесса, а также и потери поддержки в массовом общественном мнении»10.

Растущий авторитет и политическое влияние первого лица республики со всей очевидностью подтвердили и выборы Президента Татарстана в 1996 г. На выборах, состоявшихся 24 марта 1996 г., кандидатура М. Ш. Шаймиева набрала 97,1 % при 2,8 % голосов «против» и явке 77,7 % избирателей11. Особенностью этих выборов стало то, что они прошли на безальтернативной основе, так как оппоненты действующего главы республики не смогли представить необходимые для регистрации в качестве кандидатов на пост главы республики 50 тысяч подписей12. Кандидат от КПРФ, собравший необходимое число подписей – директор Казанского уксусного завода Р. Ш. Габдрахманов, – решил не выдвигать свою кандидатуру, ссылаясь на то, что часть собранных его избирательным штабом подписей может быть забракована избирательной комиссией, так как в подписных листах не все подписанты полностью указали имя и отчество13. В итоге при значительной поддержке жителей республики М. Ш. Шаймиев был переизбран на второй президентский срок.

Значимым свидетельством ослабления политического веса оппонентов М. Ш. Шаймиева стала попытка объединения коммунистов республики и представителей татарского национального движения в Народно-патриотический союз Татарстана летом 1996 г.14 Декларацию нового объединения подписали Ф. А. Байрамова (татарская партия национальной независимости «Иттифак»), Р. Г. Садыков (КПРТ), Р. З. Юлдашев (союз татарской молодежи «Азатлык»), Б. Ахметшин (Российский общенародный союз) и др. Однако, из-за того, что объединение оказалось весьма разнородным по составу участников, полноценной политической работы у него не получилось, и оно вскоре практически исчезло с политического горизонта республики, проявив себя лишь на митингах в марте 1997 г. и кратковременной активностью во время выборов осенью 1998 г.

Выборы в Государственный Совет РТ второго созыва, состоявшиеся в декабре 1999 г., одновременно с выборами депутатов Государственной Думы РФ, прошли при высокой явке избирателей по всей республике. В результате этих выборов в парламент были избраны более 50 представителей органов исполнительной власти и значительное число руководителей предприятий республики, лояльных ее главе15. Это позволило Президенту Татарстана еще более укрепить свои политические позиции.

Свидетельством укрепления позиций М. Ш. Шаймиева на политической арене, не только в масштабах республики, но и на федеральном уровне, в конце 1990-х гг. стало создание и продвижение на выборах в Государственную Думу избирательного блока «Отечество – Вся Россия». На фоне ухудшения здоровья Б. Н. Ельцина и ослабления позиций федерального центра ряд сильных региональных лидеров выступил с идеей создания избирательного блока для участия в выборах в российский парламент. Блок «Вся Россия» во главе с Президентом Татарстана договорился об объединении с движением «Отечество» Ю. М. Лужкова.

Состоявшееся объединение «Отечество – Вся Россия» представило на декабрьских выборах интересы региональных элит. Во главе его встали экс-премьер-министр российского правительства Е. М. Примаков, мэр Москвы Ю. М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев. И хотя по итогам общероссийского голосования блок «Отечество – Вся Россия» не получил широкой поддержки населения (за него проголосовали лишь 13,3 % россиян), в Татарстане он набрал 40,6 % голосов, более чем в два раза обогнав лидера общероссийского голосования – КПРФ (24,4 % ‒ по России, 18,0 % ‒ по республике)16. Депутатскую фракцию блока ОВР в Государственной Думе возглавил Е. М. Примаков, однако депутаты-одномандатники, избранные в нижнюю палату парламента благодаря поддержке «Всей России», вошли в группу «Регионы России» во главе с депутатом от Татарстана О. В. Морозовым. Это позволило главе республики сохранить свой политический вес на федеральном уровне вопреки неудаче блока ОВР на думских выборах в рамках общероссийского голосования.

Кроме того, М. Ш. Шаймиеву удалось свой политический авторитет конвертировать в экономические выгоды для республики. В 1999 г. Татарстан договорился с федеральным центром о пролонгации межправительственных соглашений, заключенных в 1992-1994 гг. в период подготовки и подписания двустороннего Договора о разграничении предметов ведения. Это позволило республике продолжить путь уверенного социально-экономического развития, начатый в предшествующие годы.

Начало XXI в. стало временем масштабных изменений в России и Татарстане. Новую динамику политического и социально-экономического развития во многом определила смена руководства страны. Став Президентом Российской Федерации, В. В. Путин инициировал ряд реформ, изменивших расстановку сил и приоритетов в государственной политике, отношениях федерального центра и регионов, в этнополитической сфере.

Произошедшие изменения затронули самый широкий спектр вопросов и были ориентированы на восстановление управляемости государства. В частности, была создана трехуровневая система распределения власти между центром и регионами, реформировано Федеральное Собрание и введены новые принципы партийного строительства. Но и в этих условиях Татарстан сумел сохранить свое особое положение и отношения с Москвой.

Республика Татарстан на сегодняшний день является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Она обладает высоким модернизационным потенциалом и способна выступать в качестве экспериментальной площадки для апробации всевозможных новаций. Не будет преувеличением отметить, что даже в изменившихся условиях игры отношения Татарстана с федеральным центром продолжают оставаться своего рода индикатором состояния российского государства, развития его региональной и национальной политики.

Знаковым событием стал приезд В. В. Путина в столицу республики в марте 2000 г. в качестве председателя Государственной комиссии по подготовке и празднованию 1000-летия Казани. Здесь он подтвердил, что формула Б. Н. Ельцина «берите суверенитета столько, сколько можете проглотить» остается актуальной: «Когда лидеры республик, краев по-настоящему начинают решать свою судьбу, – это вызывает к жизни эффективные формы управления соответствующими территориями. На примере Татарстана мы отчетливо увидели это»17.

Республика в ответ продемонстрировала не только высокую политическую активность (явка 79,9 %), но и существенную поддержку избирателями кандидатуры будущего президента. Татарстан оказался среди регионов, где В. В. Путиным был получен наивысший процент голосов избирателей – 68,8 %18. Безусловно, важную роль в уверенной победе В. В. Путина в республике сыграла и позиция Президента Татарстана М. Ш. Шаймиева, ведь в своих выступлениях он неоднократно высказывался в его поддержку. Подводя итоги выборов, он резюмировал, что они стали возможными благодаря поддержке В. В. Путиным идеи сохранения договорных отношений между Москвой и Казанью.

В свою очередь Президент РФ, уже после марта 2000 г., еще несколько раз приезжал в Татарстан, демонстрируя свое хорошее отношение к республике. Так, в июне 2000 г. В. В. Путин приехал в Казань для участия в татарском народном празднике Сабантуй, во время которого дал высокую оценку успехам республики в социально-экономической сфере и в области культуры19. В августе 2002 г. он вновь приехал в Казань уже для встречи с делегатами III Всемирного конгресса татар и участия в праздновании Дня республики20.

В мае 2000 г. своим указом В. В. Путин изменил систему управления территориями, поделив страну на федеральные округа и введя в них должность полномочных представителей Президента РФ, осуществив переход от двухуровневой к трехуровневой системе распределения власти между центром и регионами (президент – полпреды – главы субъектов)21. Для Казани это означало как необходимость согласования своих позиций с полпредом в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко, так и появление должности главного федерального инспектора по Республике Татарстан. Несмотря на разразившуюся критику такой организации системы управления регионами, в том числе, прозвучавшую из уст президента Татарстана М. Ш. Шаймиева, заявившего, что «параллельные функции федеральных и окружных структур плодят новые армии чиновников и ведут к полной неразберихе»22, такая система была сохранена.

Следующим шагом на пути усиления централизации власти стала корректировка нормативно-правовых оснований государственного устройства с привлечением судебной ветви власти. В частности, в постановлении Конституционного суда РФ от 7 июня и его определении от 27 июня 2000 г. указывалось, что Конституция Российской Федерации не допускает иного носителя суверенитета и источника власти помимо многонационального народа России, а значит, нормы конституций шести субъектов РФ (Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан) о суверенитете не соответствуют Конституции Российской Федерации. В связи с этим ряд положений Конституции Татарстана был назван утрачивающим силу23.

Представители национального движения в лице Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) отреагировали незамедлительно, уже 29 июля 2000 г. проведя внеочередной чрезвычайный расширенный пленум. На пленуме представители ВТОЦ приняли заявление, акт и резолюции, в которых указывалось, что решения Конституционного суда РФ являются агрессией против суверенитета и прав национальных республик и краев, игнорированием воли народов, населяющих субъекты федерации. Суть требований националов сводилась к необходимости «восстановления независимости» Татарстана и создания Конфедерации национальных республик Идель-Урал24.

Реакция официального Татарстана на инициативы главы государства по реформированию государственного устройства России с самого начала была неоднозначной и эволюционировала от сдержанных оценок к умеренно-критическим, в особенности после упомянутого выше определения Конституционного суда РФ и начала приведения законодательства субъектов федерации в соответствие с федеральным законодательством. Решение вопроса о внесении необходимых изменений в Конституцию Татарстана приняло в республике рутинный характер и затянулось надолго.

Осенью 2001 г. парламент республики – Государственный совет Республики Татарстан – официально приступил к приведению Конституции Татарстана в соответствие с Основным законом Российской Федерации, чего требовало упомянутое выше определение Конституционного суда России25. Так, начавшись с судебных исков и актов прокурорского реагирования, этот процесс в целом завершился компромиссом 19 апреля 2002 г., когда республиканский парламент большинством голосов («за» – 112, «против» – 5) принял Закон РТ «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан»26. Президент Татарстана подписал закон 29 апреля 2002 г., и через десять дней после официального опубликования он вступил в силу.

Из новой редакции Конституции Республики Татарстан были изъяты положения, вызывавшие возражения федерального центра. В частности, в статье 1 появилось указание на то, что «Республика Татарстан – демократическое правовое государство ... являющееся субъектом Российской Федерации (здесь и далее курсив наш. – А. Б.). Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан»27. Были внесены правки и в некоторые другие положения Конституции РТ, а также в ней появились отсылки к федеральному законодательству. Кроме того, к началу 2003 г. Государственный совет РТ привел в соответствие с федеральным законодательством 302 из 344 находившихся в противоречии с ним правовых актов.

На этом фоне в Татарстане 25 марта 2001 г. прошли всенародные выборы президента республики, за которыми пристально следили не только официальные лица в Москве, но и порядка 15 тысяч наблюдателей, в том числе международных. Явка составила 79,4 %. Итоги выборов Центральная избирательная комиссия РТ огласила через четыре дня: большинством голосов избирателей, набрав 80,7 %, Президентом Татарстана был избран М. Ш. Шаймиев. Остальные кандидаты на этот пост не получили сколько-нибудь значительной поддержки избирателей: депутаты Государственной думы РФ С. П. Шашурин и И. Д. Грачев набрали соответственно 5,8 и 5,5 %, член фракции КПРФ в Госсовете РТ Р. Г. Садыков – 4,5 %, заместитель главы администрации г. Зеленодольска А. С. Федоров – 0,5 %28. Таким образом, М. Ш. Шаймиев в третий раз стал во главе республики.

К этому времени актуализировалось еще одно направление путинской реформы – в области партийного строительства. Целью данной реформы, очевидно, было сокращение числа партий, укрепление партии власти и получение с ее помощью уверенного пропрезидентского большинства в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Принятый в 2001 г. новый Федеральный закон «О политических партиях» содержал в себе амбициозные требования к политическим организациям, претендующим на места в парламенте, а также запрещал участие региональных партий в выборах всех уровней29.

В этих условиях общественно-политическое движение «Татарстан – новый век», на которое делала ставку региональная политическая элита, а также представители национального движения оказались в сложной ситуации политического выбора. Политическая элита Татарстана и руководство «ТНВ» нашли выход в активизации сотрудничества с общероссийской партией «Единая Россия». Секретарем политсовета татарстанского отделения «Единой России» был избран председатель Государственного Совета РТ Ф. Х. Мухаметшин, а в федеральный список кандидатов в Государственную Думу ФС РФ 2003 г. вошли М. Ш. Шаймиев, Ф. Х. Мухаметшин, О. В. Морозов и другие известные политики30.

Важной инициативой федерального центра стало также изменение процедуры выборов глав исполнительной власти субъектов федерации в 2004 г. После возникшей в Государственном Совете РТ дискуссии по поводу этого нововведения соответствующие поправки в законодательство все же были приняты, и выборы Президента РТ были заменены процедурой утверждения Госсоветом республики кандидатуры, предложенной Президентом России. Свою лепту в дискуссию внес и М. Ш. Шаймиев, заметив, что выбор кандидата в Президенты Татарстана остается за республиканским парламентом, а путь конфронтации с федеральным центром не оправдан. В итоге 25 марта 2005 г. на заседании Государственного Совета РТ М. Ш. Шаймиев, по представлению Президента России В. В. Путина, был наделен полномочиями Президента Республики Татарстан. В своем программном выступлении М. Ш. Шаймиев изложил основные положения ежегодного послания Президента РТ Госсовету, где он вновь подтвердил приверженность руководства Татарстана федерализму31.

Курс Президента России В. В. Путина на укрепление вертикали власти, приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, принятие новой редакции Конституции Республики Татарстан в 2002 г., а также принятие Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”» вызвали необходимость обновления Договора РФ и РТ 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ». В результате проведения ряда согласовательных процедур договор был обновлен и утвержден Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ32.

В отличие от договора 1994 г., подписанного лишь главами исполнительной власти России и Татарстана, новый договор был одобрен не только республиканским, но и федеральным парламентом, подписан президентом страны. Обновленный договор сохранил преемственность конституционно-договорных отношений Российской Федерации и Республики Татарстан, зафиксированных предыдущим договором, и позволил республике в новых реалиях развивать свой потенциал, способствуя и социально-экономическому развитию страны. Так, Татарстан остался единственной в России республикой с особым – договорным – статусом.

Когда в январе 2010 г. первый Президент Татарстана – М. Ш. Шаймиев – обратился к Президенту РФ Д. А. Медведеву с просьбой не рассматривать вопрос о продлении его полномочий на посту президента республики, на этот пост была предложена кандидатура премьер-министра Татарстана Р. Н. Минниханова. Государственный Совет РТ, рассмотрев представление Президента РФ, 4 февраля 2010 г. наделил Р. Н. Минниханова президентскими полномочиями. За нового главу республики единогласно проголосовали 94 присутствовавших на заседании депутата33.

Таким образом, осуществив в рамках закона передачу власти от первого президента республики М. Ш. Шаймиева его преемнику Р. Н. Минниханову, Татарстан продемонстрировал перспективу сохранения преемственности власти и дальнейшего успешного развития «модели Татарстана». А после вступления с 1 июля 2012 г. в силу закона, вернувшего прямые выборы глав субъектов федерации, Татарстан 13 сентября 2015 г. (впервые после 2001 г.) провел всенародные выборы президента. На этих выборах уверенную победу, набрав 94,4 % голосов, одержал Р. Н. Минниханов34. Опытный государственный деятель, он открыл новую страницу в истории древнего, многонационального края. Его идеология инноваций, ориентация на передовые технологии, ответственная социальная политика сформировали образ современного Татарстана как региона будущего.

Население республики выразило доверие своему президенту и тому курсу социально-экономического и культурного развития, которым республика шла все последние годы. Это подтверждают и слова самого Р. Н. Минниханова, произнесенные им на церемонии инаугурации: «Хочу сердечно поблагодарить избирателей Татарстана, которые на прямых выборах доверили мне высший пост нашей республики. Искренне признателен за личную поддержку, содействие и реализацию программ и проектов президенту РФ Владимиру Путину и правительству нашей страны. Рассматриваю мое избрание как голосование за политику, направленную на сохранение мира, единства и согласия в Татарстане, высокие темпы социально-экономического развития и повышение качества жизни татарстанцев»35.

Особый статус, которого удалось добиться республике благодаря мудрой политической линии ее руководства, а также многолетняя успешная деятельность обоих Президентов республики – М. Ш. Шаймиева и Р. Н. Минниханова – позволили реализовать на практике «модель Татарстана» как пример уникального регионального государственного строительства в рамках Российской Федерации, эффективного взаимодействия с федеральным центром, продуманной экономической стратегии, социальной и межнациональной стабильности.

Продуманная и взвешенная социально-экономическая политика руководства республики позволила не только более мягко перейти к рыночным условиям развития экономики в 1990-е гг., но и успешно развивать ее основные направления в 2000-е. Благодаря этому уже в начале 2000-х гг. Татарстан уверенно вошел в число регионов-лидеров по уровню валового регионального продукта на душу населения.

Одним из главных направлений социально-экономического развития республики сегодня является отход от сырьевой зависимости, создание инновационных производств на основе имеющегося научно-технического и промышленного потенциала республики. Для этого в 2005 г. руководство республики поручило «Татнефти» строительство Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске – «ТАНЕКО». Реализация проекта «ТАНЕКО» позволила осуществить переработку татарстанской нефти вблизи места ее добычи, а выход комплекса на переработку 7 млн тонн нефти в год позволил Татарстану в 2012 г. занять шестое место среди регионов России по объемам нефтепереработки. Об успехе реализации данного направления свидетельствует и решение Правительства РФ, принятое в июле 2014 г., о включении «ТАНЕКО» в энергетическую стратегию России, рассчитанную до 2035 г.

Сегодня набирает обороты еще один крупный инвестиционный проект Республики Татарстан, реализуемый совместно с японскими и китайскими бизнесменами, – 12 февраля 2016 г. Президентом России В. В. Путиным и Президентом Татарстана Р. Н. Миннихановым в Менделеевске был осуществлен запуск завода «Аммоний» по производству минеральных удобрений и азотных соединений, аммиака, гранулированного карбамида, метанола и промышленных газов. Реализация подобных высокотехнологичных проектов является залогом качественного и динамичного развития Республики Татарстан в XXI в.

Успехи Татарстана в экономическом развитии позволили республике реализовать масштабные социальные проекты. Одним из важных социальных приоритетов республики стала реализация программ жилищного строительства. Реализация Программы ликвидации ветхого жилья не только позволила переселить за 1995-2004 гг. из разрушающихся домов, не отвечающих современным санитарно-гигиеническим и иным нормативам, в современные благоустроенные квартиры более 50 тысяч татарстанских семей, но и способствовала развитию инфраструктуры городов, сопряженных со строительством производств и финансовой сферы. Продолжившая ее республиканская программа социальной ипотеки, рассчитанная на период 2005-2019 гг., сегодня успешно реализуется в республике. Опыт Татарстана по реализации масштабных программ жилищного строительства позволил ему включиться в реализацию Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Еще одним важным направлением, успешно реализованным в республике, стала программа газификации сельских населенных пунктов. Благодаря этой программе республике сегодня удалось добиться почти стопроцентной газификации. Кроме того, ряд успехов был достигнут республикой и в других областях социально-экономического развития.

Достижения Татарстана открыли широкие горизонты для развития культуры и системы образования народов республики. На рубеже XX-XXI вв. Республика Татарстан сделала заметные шаги в направлении культурного строительства, поддержания сферы культуры и образования, повышения духовности, развития взаимодействия народов, населяющих республику. В этот период в республике, несмотря на имеющиеся трудности, не закрылось ни одного театра, дворца культуры. Были открыты семь историко-культурных музеев-заповедников, более 30 библиотек, более 150 дворцов культуры. Значительный вклад в культуру вносят многочисленные национально-культурные общества, фольклорные коллективы, творческие ассоциации, культурно-просветительские учреждения. Важнейшей приметой перемен в жизни Республики Татарстан явилось становление новой модели отношений между религиозными организациями и государством. Высокая степень веротерпимости, свойственная духовенству и верующим основных конфессий, прежде всего ислама и православия, стала визитной карточкой Татарстана.

В XXI в. Татарстан стал регионом-новатором в реализации пилотных проектов в области образования, профессиональных видов искусства, в проведении различных международных форумов по наиболее актуальным проблемам современности, в сохранении и популяризации историко-культурного наследия народов Поволжья. Подготовка и празднование в 2005 г. 1000-летия столицы республики – города Казани – стало неординарным событием, серьезно изменившим не только облик города и его инфраструктуру, но и отношение россиян и самих татарстанцев к городу. Признание Казани одним из древнейших городов планеты с высоким уровнем градостроительной культуры, богатым историко-культурным наследием народов, проживающих в Татарстане, прочно закрепило за ним неофициальный статус «третьей столицы» России. Недаром в 2001 г. Казанский Кремль был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а исторический юбилей города (2005), наряду с празднованием 200-летия Казанского университета (2004), был включен в календарь памятных дат ЮНЕСКО. О международном признании достигнутых успехов свидетельствует активное участие Татарстана и Казани в реализации и проведении крупных международных мероприятий. В 2005 г. в Казани прошло заседание Совета глав государств СНГ, в 2007 г. – XVI ежегодное собрание Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития, в 2009 г. Казань принимала участников Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» и стала местом проведения совещания министров культуры государств-членов ШОС. В 2013 г. город принимал XXVII Всемирную летнюю Универсиаду, в 2015 г. ‒ Чемпионат мира по водным видам спорта, а в 2018 г. здесь прошли матчи чемпионата мира по футболу.

Сегодня Республика Татарстан с уверенностью смотрит в завтрашний день, всенародно избранный президент республики – Р. Н. Минниханов – проводит современную политику, отвечающую вызовам времени как в области государственного строительства, так и в сфере экономики, культуры, науки и образования. В этих условиях курс Татарстана на успешное и динамичное развитие в XXI в. остается неизменным.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Республика Татарстан. – 1994. – 1 июня.

2. Развитие российской избирательной системы. Выборы в Татарстане (документально-иллюстрированное издание) / Под общ. ред. А. А. Фомина. ‒ Казань: Изд. дом Маковского, 2012. ‒ С. 272.

3. ГА РТ, ф. Р-2307, оп. 1, д. 37, л. 1-2.

4. Развитие российской избирательной системы… – С. 282.

5. ГА РТ, ф. Р-2308, оп. 1, д. 63, л. 1.

6. Развитие российской избирательной системы… – С. 292.

7. Там же. – С. 293.

8. Там же. – С. 230-231.

9. «Я За Ельцина, но без войны в Чечне»: интервью М. Ш. Шаймиева // Комсомольская правда. – 1996. – 26 марта; «Не хочу возвращаться назад»: беседа собственного корреспондента газеты с М. Ш. Шаймиевым // Московские новости. – 1996. – 19 мая.

10. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Отв. ред. Л. М. Дробижева. – М.: Мысль, 1996. – С. 377.

11. Воля и выбор народа. Выборы Президента Республики Татарстан 24 марта 1996 года. Документы. Материалы. Итоги. – Казань: Татарское книжное издательство, 1996. – С. 277-278.

12. Вечерняя Казань. – 1996. – 7 марта.

13. Комсомольская правда. – 1996. – 26 марта.

14. Вечерняя Казань. – 1996. – 17 июля.

15. Выборы народных депутатов Республики Татарстан: итоги 19 декабря 1999 г. – 8 апреля 2000 г. / Сост. В. В. Гаврилов. – Казань: Изд-во ЦИК РТ, 2000. – С. 3-171.

16. Развитие российской избирательной системы… – С. 299.

17. Республика Татарстан. – 2000. – 23 марта.

18. Развитие российской избирательной системы… – С. 239.

19. Республика Татарстан. – 2000. – 27 июня.

20. Там же. – 31 августа.

21. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Российская газета. – 2000. – 14 мая.

22. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. – М.: Захаров, 2005. – С. 239.

23. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”» // Российская газета. – 2000. – 21 июня; Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан» // Российская газета. – 2000. – 25 июля.

24. Ватаным Татарстан. – 2000. – 1 августа.

25. Республика Татарстан. – 2001. – 29 сентября.

26. Закон РТ от 19 апреля 2002 г. № 1380 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан» // Республика Татарстан. – 2002. – 30 апреля.

27. Конституция Республики Татарстан. 1992 г. (в редакции 2012 г.) // Конституция Республики Татарстан. – Казань, 2012. – С. 237.

28. По велению сердца. Выборы Президента Республики Татарстан. 25 марта 2001 года. Документы. Материалы. Итоги. – Казань: Матбугат йорты, 2002. – С. 201-202.

29. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2950.

30. Российская газета. – 2003. – 21 ноября.

31. Республика Татарстан. – 2005. – 26 марта.

32. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» // Российская газета. – 2007. – 31 июля.

33. Республика Татарстан. – 2010. – 5 февраля.

34. Республика Татарстан. – 2015. – 15 сентября.

35. Рустам Минниханов заявил, что придает большое значение предложениям и наказам избирателей // Деловая электронная газета «Бизнес Online». – 2015. – 18 сентября. Электронный ресуср Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/news/141304.

 

Список литературы

Воля и выбор народа. Выборы Президента Республики Татарстан 24 марта 1996 года. Документы. Материалы. Итоги. – Казань: Татарское книжное издательство, 1996. – 368 с.

Выборы народных депутатов Республики Татарстан: итоги 19 декабря 1999 г. – 8 апреля 2000 г. / Сост. В. В. Гаврилов. – Казань: Изд-во ЦИК РТ, 2000. – 171 с.

Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Отв. ред. Л. М. Дробижева. – М.: Мысль, 1996. – 381 с.

Крыштановская О. Анатомия российской элиты. – М.: Захаров, 2005. – 384 с.

По велению сердца. Выборы Президента Республики Татарстан. 25 марта 2001 года. Документы. Материалы. Итоги. – Казань: Матбугат йорты, 2002. – 294 с.

Развитие российской избирательной системы. Выборы в Татарстане (документально-иллюстрированное издание) / Под общ. ред. А. А. Фомина. – Казань: Изд. дом Маковского, 2012. – 480 с.

 

References

Volya i vybor naroda. Vybory Prezidenta Respubliki Tatarstan 24 marta 1996 goda. Dokumenty. Materialy. Itogi [Will and choice of the people. Election of President of the Republic of Tatarstan on March 24, 1996. Documents. Materials. Results]. Kazan: Tatarskoe knizhnoe izdatelstvo publ., 1996, 368 p.

Vybory narodnyh deputatov Respubliki Tatarstan: itogi 19 dekabrya 1999 g. – 8 aprelya 2000 g. Sost. V. V. Gavrilov [Gavrilov V.V. (comp.) Election of People’s Deputies of the Republic of Tatarstan: results of  December 19, 1999 ‒ April 8, 2000]. Kazan: Izd-vo TsIK RT publ., 2000, 171 p.

Demokratizatsiya i obrazy natsionalizma v Rossiyskoy Federatsii 90-h godov. Otv. red. L. M. Drobizheva [Drobizheva L. M. (ed.) Democratization and images of nationalism in the Russian Federation in the 90s]. Moscow, Mysl publ., 1996, 381 p.

Kryshtanovskaya O. Anatomiya rossiyskoi elity [Anatomy of the Russian elite]. Moscow, Zakharov publ., 2005, 384 p.

Po veleniyu serdtsa. Vybory Prezidenta Respubliki Tatarstan. 25 marta 2001 goda. Dokumenty. Materialy. Itogi [At the bidding of the heart. Election of President of the Republic of Tatarstan. March 25, 2001. Documents. Materials. Results]. Kazan: Matbugat iorty publ., 2002, 294 p.

Razvitie rossiyskoy izbiratelnoy sistemy. Vybory v Tatarstane (dokumentalno-illyustrirovannoe izdanie). Pod obshch. red. A. A. Fomina. [Fomin A. A. (ed.) Russian election system development. Elections in Tatarstan (documentary and illustrated edition)]. Kazan: Izd. dom Makovskogo  publ., 2012, 480 p.

 

Фото, кроме указанного, предоставлены автором.

Photos except for the stated are submitted by the author.

 

Сведения об авторе

Бушуев Алексей Сергеевич, кандидат исторических наук, ученый секретарь Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, e-mail: a_bushujev@mail.ru

 

About the author

Aleksey S. Bushuev, Candidate of Historical Sciences, Academic Secretary at Sh. Mardzhani Institute of History, the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, e-mail: a_bushujev@mail.ru

 

В редакцию статья поступила 25.03.2021, опубликована:

Бушуев А. С. Динамика политических процессов в Республике Татарстан в 1994-2020 гг. // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2021. – № 1. ‒ С.92-105.

 

Submitted on 25.03.2021, published:

Bushuev A. S. Dinamika politicheskih processov v Respublike Tatarstan v 1994-2020 gg. [The political processes' dynamics in the Republic of Tatarstan in 1994-2020]. IN: Gasyrlar avazy – Eho vekov [Echo of centuries], 2021, no. 3, рр. 92-105.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи была проведена в 1897 г. по указу императора Николая II. Всеобщей переписи подлежали все жители страны независимо от пола, воз
В статье рассматривается правотвоpческая и религиозно-просветительская деятельность члена Оренбургского магометанского духовного собрания Ризаэтдина Фахретдина в 1891-1906 гг. по р
Статья посвящена рассмотрению деятельности Первого всероссийского мусульманского съезда, собравшегося в Москве 1 мая 1917 г.
На основе архивных материалов автор обосновывает вынужденность и безальтернативность перевода трудовых отношений в плоскость уголовного права в условиях предстоящей войны.
Документы из фондов Госархива современной истории Чувашской Республики являются свидетелями особой роли отраслей связи Чувашской АССР в годы Великой Отечественной войны. Рассматрив
Влияние политических установок на ход развития исторической науки в Татарской АССР на примере работы Хайри Гимади, заведующего сектором истории Института языка, литературы и истори