Усманова Д. М., Борисов А. В. «Шакирдам, муллам и мугаллимам – скидка…»: реклама татарских гостиниц в казанских календарях и адр

Статья посвящена анализу рекламы гостеприимных заведений татарских предпринимателей г. Казани на страницах периодической печати, адрес календарей и других видов печатных изданий начала ХХ в., выходивших на территории Казанской губернии. Изучение содержания подобных объявлений представляет для исследователей большой научный интерес, поскольку демонстрирует появление особой группы потребителей подобной информации – мобильной части населения Российской империи. К такой категории в данном исследовании мы относим представителей татарской буржуазии, которые в процессе развития торговых отношений расширяют географию своей деятельности, совершают многочисленные деловые поездки, что приводит к необходимости развития гостиничной инфраструктуры в исследуемом регионе. В работе представлен анализ рекламной продукции, опубликованной на страницах различных изданий, выявлены сходные черты и различия в содержании информационных объявлений.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
28.09.2018
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3 2018

Аннотация

Статья посвящена анализу рекламы гостеприимных заведений татарских предпринимателей г. Казани на страницах периодической печати, адрес календарей и других видов печатных изданий начала ХХ в., выходивших на территории Казанской губернии. Изучение содержания подобных объявлений представляет для исследователей большой научный интерес, поскольку демонстрирует появление особой группы потребителей подобной информации – мобильной части населения Российской империи. К такой категории в данном исследовании мы относим представителей татарской буржуазии, которые в процессе развития торговых отношений расширяют географию своей деятельности, совершают многочисленные деловые поездки, что приводит к необходимости развития гостиничной инфраструктуры в исследуемом регионе. В работе представлен анализ рекламной продукции, опубликованной на страницах различных изданий, выявлены сходные черты и различия в содержании информационных объявлений.

 

Abstract

The article analyzes advertisements of hospitable public places belonging to Tatar entrepreneurs of Kazan in periodical press, address calendars and other print media of the early 20th century published in the territory of Kazan province. Study of the content of such advertisements is of great scholarly interest for researchers since it shows the advent of a special group of such information consumers – a mobile part of the population of the Russian Empire. Within the scope of our study, the mentioned category consists of members of Tatar bourgeoisie who, during the development of trade relations, expand the geography of their business and make numerous business trips which leads to the necessity of hotel infrastructure development in the region under study. The present work contains the analysis of the advertising material published in various press media and provides insight into similar features and differences in the content of informational advertisements.

 

 

Ключевые слова

Казань, гостиницы, номера «Амур», номера «Булгар», периодическая печать, календари и адресные книжки, реклама, социальная мобильность.

 

Keywords

Kazan, hotels, “Amur” hotel, “Bulgar” hotel, periodical press, calendars and address books, advertising, social mobility.

 

На рубеже XIX-XX вв. реклама стала занимать значительное место в периодических изданиях. Такой рост рекламной продукции был обусловлен двумя очевидными трендами, наблюдаемыми в этот период в российской действительности, – с одной стороны, экономическая модернизация привела к появлению значительного слоя предпринимателей и одновременно ускорила мобильность экономически активной части населения, а с другой – увеличила читательскую аудиторию российской прессы. Хотя пореформенная Россия едва ли может быть названа «самой читающей» страной мира, да и мобильность населения была довольно ограниченной, тем не менее изменения российского сообщества в исследуемый период были весьма значительны и влекли за собой перемены иного плана. Реклама, помимо простого информирования читателей, играла важную роль как в развитии рекламируемого бизнеса, так и в функционировании самого периодического издания, поскольку средства, полученные от рекламы, составляли значительную часть бюджета любого издания.

Реклама гостеприимных заведений в анализируемый период была довольно разнообразна: реклама могла быть «наружной», на страницах периодической печати, а также в виде «промоушена» или «активного действия». Из всего набора возможных реклам, самой распространенной в начале ХХ столетия была реклама именно в периодических изданиях, даже точнее реклама в таких специализируемых изданиях, как памятные книжки, адрес-календари. Периодические издания этого типа имели ряд схожих черт, но в то же время обладали и своей спецификой. Наличие большого объема рекламы на своих страницах отличали все подобные периодические издания исследуемого периода. В частности, памятные книжки – официальные справочные издания, издававшиеся во всех губерниях Российской империи и содержавшие сведения различного характера о высших административно-территориальных единицах1. Традиционно памятные книжки делились на несколько разделов: адрес-календарь, который содержал в себе информацию справочного характера об учреждениях губернии; статистический обзор с основными данными экономического, демографического характера; научно-краеведческие материалы в виде исторических, этнографических очерков2. Таким образом, изначально календари (или адрес-календари) зачастую выступали как составная часть памятных книжек, а также как самостоятельная разновидность периодического издания.

На татарском языке памятные книжки не издавались. В то же время довольно важным сегментом татарской прессы являлись календари. Первый татарский календарь увидел свет в 1841 г.3 Пик активного издания татароязычных календарей приходится на конец XIX ‒ начало ХХ в. Среди них самыми известными были следующие издания:4

‒ «Календарь» Каюма Насыри (издавался с перерывами с 1870 по 1898 г., всего 24 выпуска);

‒ календари Ш. Рахматуллина (1890-1900 гг.);

‒ календарь Ф. Халиди (с 1893 г. до начала Первой мировой войны);

‒ различные календари Ш. Шагидуллина (в т. ч. наиболее популярный календарь «Заман» с 1900 по 1917 г.);

‒ календарь «Мөшәвәрәт» («Киңәш» / «Совет») М. М. Кидерметова (1913-1916 гг.).

С конца XIX в. календари печатаются в виде книг. Помимо собственно календарных сведений и научно-популярной информации в них появляется и разнообразная реклама. В начале ХХ в. татарские календари стали иллюстрированными и ориентированными на выпуск не столько справочно-информационной (например, календари Каюма Насыри), сколько рекламной продукции.

Особое место среди издателей татарских календарей занимал Шарафутдин Шагидуллин (1870 – после 1925?)5. Помимо календаря «Заман» (с 1900 г. печатался в Оренбурге, затем с 1908 и вплоть до 1917 г. – в Казани) он выпускал разноформатные издания справочного характера, в т. ч. в 1908 г. альманах «Безнең Казан» (Наша Казань) на русском и татарском языках, приуроченный к международной научно-промышленной выставке, проходившей в Казани в 1909 г.6 Помимо этого, Ш. Шагидуллин издавал ряд календарей, ориентированных на разные сегменты предпринимателей, или же регионы страны7.

Следует отметить несколько особенностей татарской прессы в сравнении с русскоязычными изданиями. У русскоязычных периодических изданий есть довольно четкое различие между столичной и провинциальной прессой, в том числе, и в отношении читательской аудитории. В отношении татарских изданий такое разграничение является относительным и условным. Конечно, Казань воспринималась всеми татарами как бесспорный исторический национальный центр. Однако татарам, разбросанным по империи, в большей степени присуща была полицентричность. Поэтому на разных этапах в качестве важных культурных центров, помимо Казани, выступали такие города, как Оренбург, Уфа, Астрахань и даже Симферополь. Функции же ведущих периодических изданий до появления у поволжских татар собственной национальной прессы выполняла газета «Терджиман» («Переводчик», Бахчисарай), а после 1906 г. – газеты «Вакыт» («Время», Оренбург), «Юлдуз» («Звезда», Казань) и «Тормыш» («Жизнь», Уфа).

Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Реклама в провинциальном издании, была востребована, прежде всего, местными читателями издания. В то же время реклама гостиниц и номеров для постояльцев едва ли была ориентирована на постоянных горожан, сколько на приезжих гостей. Поэтому последние в поисках места для ночлега на небольшой срок скорее могли воспользоваться советом знакомых и коллег, т. е. пользовались так называемым «сарафанным радио», или же по прибытии в новый город ориентировались по удобству расположения отеля. В этом смысле реклама в календарях, адрес-календарях и памятных книжках имела гораздо более широкое распространение, нежели провинциальная пресса.

Наконец, говоря о слабой мобильности татарского населения, необходимо все же делать различия между разными слоями и группами населения. Татарские крестьяне, женщины, пожилые люди и дети редко отправлялись в длительное путешествие, когда речь не шла о посещении родных и близких в другом городе или селе. В то же время, татарское купечество было очень активным, так, в начале ХХ столетия даже добралось до весьма отдаленных населенных пунктов (среднеазиатские Бухара и Андижан, китайские Харбин и Шанхай, европейские Хельсинки и Берлин и пр.). Довольно много представителей купечества и торгово-промышленного класса приезжали в Казань.  Но еще больше их было в летний период на Нижегородской (Макарьевской ярмарке) или в других экономических центрах империи. Еще одной, довольно мобильной частью татарского населения в начале ХХ столетия были учащиеся (шакирды медресе и студенты вузов, но последних было еще довольно мало).

На рубеже XIX-XX вв., судя по данным адрес-календарей и памятных книжек, в Казани действовало около 20-30 гостиниц и меблированных комнат. В законодательстве «О трактирном промысле» (1861, 1893 гг.), куда включались все заведения, предоставлявшие комнаты в наем, были прописаны следующие типы объектов размещения: гостиницы, меблированные комнаты, подворья и постоялые дворы8. Поэтому деление, предложенное в губернском адрес-календаре, скорее всего, отображает уровень сервиса, который потенциальным постояльцам предлагали заведения, и их ценовую политику. Например, в казанском адрес-календаре 1881 г. была размещена информация о 16-ти гостиницах и меблированных комнатах, из которых восемь располагались на Большой Проломной улице9. В адресной книге 1899 г. гостеприимные заведения города были поделены на четыре группы и их общее количество значительно выросло: всего было 10 меблированных комнат, пять отелей, 12 второклассных номеров и столько же постоялых дворов с номерами10. Большинство гостиниц, по-прежнему располагалось на Большой Проломной: два заведения с меблированными комнатами, один отель и пять второклассных номеров. Однако, среди заведений с максимальным уровнем комфорта, доминировала Воскресенская улица: на ней располагалось сразу четыре «первоклассных отеля» – «Франция, «Европейские номера», «Пассаж» и «Волжско-Камская гостиница»11. Если говорить о соотношении цен, то номера в самой роскошной по тем временам гостинице «Номера Щетинкина» к концу первого десятилетия ХХ в. стоили от 60 копеек до 4-х рублей за сутки12.

Долгое время в списках содержателей гостеприимных заведений татарские предприниматели не фигурировали. Например, в адрес-календаре на 1899 г. в числе владельцев постоялых дворов с номерами на Сенной площади указаны лишь Апанаев и Насибуллин без конкретизации названий отелей.

Сенная площадь была своеобразным центром татарской гостеприимной инфраструктуры. На ней в доме Галеева располагались номера «Сарай», которые содержал Ф. Ахмадуллин. Рядом с площадью были «Ново-Оренбургские номера» (Московская ул.), содержателем которых являлся Г. И. Желиговский, арендовавший, в свою очередь, помещение у Губайдуллина. Но самым известным «татарским отелем» были номера «Булгар», где в начале ХХ столетия останавливались многие знаменитые представители татарской интеллигенции (Габдулла Тукай, Сагит Рамеев, Габдел-Бари Баттал, Калимулла Хасанов, Валиулла Муртазин-Иманский и др.), размещались татарские культурные центры («Восточный клуб», Товарищество «Магариф», редакции газет «Юлдуз» и «Эль-Ислах», мусульманская публичная библиотека «Китапханаи исламия» и др.). Известно, что номера «Булгар» функционировали уже с начала ХХ в., а само здание было выстроено еще во второй половине ХIХ в. (точнее в 1866 г.) как доходный дом купца И. И. Аппакова. Первым содержателем номеров  значился Ф. Ахмадуллин13. Позднее, по крайней мере с 1909 г., среди содержателей отеля встречается имя братьев Рамазановых. Владельцем же здания являлись купцы Казаковы.

Отдельно стоит остановиться на номерах «Амур». Активная застройка южной части Сенной площади каменными домами началась в 70-х годах ХIХ в. Архитектор Пётр Аникин разработал проект двухэтажного дома для Ибрагима и Исхака Юнусовых14. Затем, вплоть до 1912 г., здание неоднократно перестраивалось и расширялось. На втором этаже располагались номера в две-три комнаты. На 1910 г. наследник последнего Абдул-Карим Исхакович Юнусов владел каменным трехэтажным зданием по красной линии и тремя двухэтажными каменными корпусами. Всего в них был 31 номер. В 1912 г. А.-К. Юнусов затеял очередную перестройку трехэтажного основного корпуса, выполнив его фасад в стиле модерн15.

Как известно, татарское население традиционно селилось в двух частях города – второй и пятой. В остальных, более привилегированных районах (первая часть, особенно районы Б. Проломной, Воскресенской, б. Грузинской улиц и Черного озера), татар было мало как среди жильцов, так и гостей. В то же время, в условно «татарской» части города отелей, гостиниц и постоялых дворов также было относительно мало. К 1916 г. четыре гостиницы содержались татарскими предпринимателями и почти все они располагались во второй части города. Три из упомянутых отелей – «Болгар», «Амур», «Сарай» – располагались в непосредственной близости к Сенному базару. Исключение составляли номера «Бристоль», содержатель которых Гайнутдин Мукминов открыл гостиницу в собственном доме на Большой Проломной улице. Важно отметить, что в разные годы часть номеров переходила от одних содержателей к другим, что отследить достаточно сложно.

Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что для появления рекламы отелей в татарских периодических изданиях нужны были особые резоны: специфическая привлекательность определенного отеля именно для татар-мусульман; принадлежность татарским собственникам; наконец, материальная заинтересованность и потенциально хорошая отдача от рекламы. Обозначенные обстоятельства предопределили характер рекламы гостиниц и номеров, которая встречается на страницах татарских периодических изданий, т. е. рекламы, ориентированной на татароязычного потребителя. Из большого количества казанских гостиниц в татарской прессе более всего рекламировались номера «Булгар», «Амур» и «Бристоль».

Из упомянутых иллюстрированных изданий с большей долей рекламной продукции следует назвать, в первую очередь, календари («Заман», «Торгово-промышленный календарь мусульман России», «Торгово-промышленный адресный календарь мусульман Восточно-Приуральского края», «Торгово-промышленный календарь»), журнал «Русия сәүдәсе» (Торговля и промышленность России)16, газету «Игъланат» (Русско-мусульманский вестник). Иллюстрированный торговый, экономический, ремесленный и промышленный журнал «Русия сәүдәсе» (Торговля и промышленность России) печатался в Казани в 1912-1917 гг. В 1912-1913 гг. вышло по одному выпуску; в 1914 г. – еще два выпуска, а с ноября 1914 г. – издание стало ежемесячным. За пять лет было издано 28 номеров, практически два полных годовых комплекта. Летом 1917 г. издание прекратило свое существование.

Размещая на страницах своего издания рекламу торговых домов, магазинов, материалы о заводах и фабриках, а также информацию об отдельных предпринимателях, «Русия сәүдәсе» отвечало требованиям своего времени. Уже в первом выпуске своего журнала (1912) издатель-редактор Ш. Шагидуллин опубликовал очерк по истории рекламы, в котором писал следующее: «На сегодняшний день не осталось, пожалуй, ни одного фабриканта, владельца фирмы, не опубликовавшего в газетах, журналах, календарях объявления о своей фирме, и благодаря чему его фирма стала известна широкому кругу людей. Без рекламы ни одно дело не может быть успешным. Те, кто размещает рекламу в газетах и календарях, быстро увеличивают свои доходы… В последние годы передовые предприниматели продвинули свой бизнес вперед, размещая рекламу в мусульманских газетах и календарях, и поэтому рекламный бизнес среди мусульман набирает обороты»17.

Несмотря на то, что реклама занимала заметное место на страницах издания, за все годы его существования появилось не более десятка рекламных материалов, имеющих непосредственное отношение к гостеприимным заведениям. В основном рекламная информация была посвящена разным торговым домам и продаваемой или производимой ими продукции. Значительная часть рекламы была опубликована в 1913-1915 гг., а с 1916 г. объем объявлений уменьшается, что связано с экономическим кризисом военного времени. В выпусках за 1917 г. рекламная продукция практически не встречается. На страницах «Русия сәүдәсе» можно встретить рекламу только трех гостиниц – двух казанских и одной нижегородской. Речь идет о рекламе гостиниц «Амур»18 и «Булгар»19 и нижегородской гостиницы «Двухсветная», которая располагалась в районе Макарьевской ярмарки20.

Информация, опубликованная в журнале «Русия сәүдәсе» часто дублировалась в календаре «Заман» (издавался в 1900-1917 гг.). Но здесь, возможно, рекламный отдел был даже еще более значительным. Среди многочисленной рекламы были также материалы упомянутых ранее гостиниц – «Амур» (1913, 1915), «Булгар» (1913), «Бристоль» (1913, 1915, 1917) и макарьевской «Двухсветной» (1913).

Наконец, в календаре «Мөшәвәрәт» (1915), издававшемся в Казани в 1913-1915 гг., встречается реклама гостиницы «Бристоль», но аналогичного содержания, что и в календаре «Заман»21. Пожалуй, это вся рекламная продукция отелей для мусульманских постояльцев, которую можно найти на страницах казанских периодических изданий, ориентировавшихся на татароязычного читателя.

Если же обратиться к содержанию рекламной информации о «татарских отелях», то она довольно типична, хотя и содержит разные нюансы и привлекательные моменты. Самым разрекламированным заведением были номера «Булгар» (содержатели – братья Мадьяр и Гарапша Рамазановы) на Сенной площади. Причем их реклама встречалась как в русскоязычном сегменте казанской прессы, так и в татарских изданиях.

В «Иллюстрированном торгово-промышленном адресном и справочном альбоме г. Казани 1909-1910 гг.» было опубликовно следующее объявление: «С 1 декабря номера “Булгар” перешли в аренду к нам (бр[атьям] Рамазановы[м]). Номера и столовая капитально отремонтированы. К услугам квартирантов телефон и посыльные. Обеды из восточных и европейских блюд, суточные и месячные; отпускаются и на дом. Цены умеренные, учащимся скидка. Цена номера от 50 коп. до 3 руб.»22. Содержатели делали акцент на сервисе, который они могли предложить своим постояльцам (без разделения гостей по признакам национальной и религиозной принадлежности), а также была предусмотрена система скидок.

В рекламе гостиницы в татароязычной прессе, основной упор был сделан на то, что это самый лучший отель для татар-мусульман. Особо отмечалось, что номера «Булгар» располагаются в удобном месте, в доме Казаковых вблизи Сенного базара. Из преимуществ и удобств: окрашенные масляной краской, оборудованные электричеством и отапливаемые паром номера; мусульманская, русская и турецкая пресса в двух больших залах; минеральная вода и квас в буфете, столовая с разнообразным меню; рассыльные для почтовых или телеграфных услуг и пр. Для торговцев с товаром предоставлялись склады. В национальной рекламе особо были отмечены удобства для мусульманских постояльцев: если мусульмане путешествуют с компаньонами, то для них предоставляются номера с ширмами; отхожие места не только утепленные, но и раздельные для мужчин и женщин23.

Весной 1913 г. в гостинице «Булгар» был произведен капитальный ремонт24. Наконец, следует сказать, что «Болгар» стал единственным отелем, изображение которого было размещено на дореволюционных почтовых открытках из серии видов города Казани. Вероятно, это объяснялось тем, что после 1905 г. номера «Булгар», благодаря ряду известных постояльцев, превратились в своеобразный центр национальной общественно-культурной жизни.

Братья Рамазановы были также содержателями номеров «Амур» на Московской ул. Реклама утверждала, что гостиница обладает самыми спокойными и опрятными номерами. Отличительная черта заведения – чрезвычайно удобное расположение: здание размещается посреди улицы, выходящей на базар, отсюда во все стороны города ходит трамвай, в шаговой доступности находятся почта, телеграф и банк. Помимо этого, присутствовал и бытовой комфорт: номера теплые и сухие, обустроены душем, ванной и вентиляцией.

Расположение номеров «Амур», очевидно, предполагало определенный контингент. В рекламе было отмечено, что для хранения товара имеется несгораемый склад, а для приехавших на лошадях – утепленная конюшня. Обеды европейской и восточной кухни. Стоимость номеров от 40 копеек до 2 рублей. «Мусульманский дух» гостиницы был особо подчеркнут тем, что «для шакирдов, мулл и мугаллимов номера начинаются от 25 копеек»25. В рекламу 1915 г. была внесена небольшая корректива – минимальная цена номера была увеличена до 50 копеек, но «шакирдам, муллам и учителям-мугаллимам» гарантировалась скидка26.

Реклама гостиницы «Бристоль» (владелец здания – Гайнетдин Мукминов) на ул. Проломной также традиционно начиналась с красочного описания месторасположения здания: «номера располагаются в собственном доме купца Г. Мукминова, в самом спокойном и хорошем месте города. Здание построено по последним европейским стандартам, номера очень чистые, воздух в номерах – чрезвычайно свежий и здоровый. В гостинице есть общий зал, а также душ, ванные, телефон, кухня, помещение (комнаты-читальни. – Авт.) с русскими и мусульманскими изданиями27. Цена от 75 копеек до 4 рублей»28.

В рекламных объявлениях появлялось изображение еще одной «татарской» гостиницы «Сарай», правда, не самой гостиницы, а Торгового дома наследников Ибрагима Арсланова и Бадретдина Хисамутдинова, который располагался в том же здании, только на первом этаже29.

Таким образом, реклама казанских отелей для татар в татарских календарях и выпусках торгово-рекламного журнала «Русия сәүдәсе» была примерно одного и того же содержания и информировала читателей о гостиницах «Булгар», «Амур» и «Бристоль». Содержание рекламы не обновлялось из года в год воспроизводило идентичную информацию и визуальный ряд.

Примечательно, что в казанских изданиях, помимо рекламы казанских отелей, довольно часто помещалась информация о нижегородской «Двухсветной гостинице» (содержатель ‒ Тимерша Соловьев30). Расположенная на Макарьевской ярмарке, важнейшего торгового центра не только Поволжья, но и всей России, гостиница имела особое значение для мусульман.

Ее реклама гласила следующее: «Если вы едете на Макарьевскую ярмарку, хотите проживать в самых хороших номерах, питаться лучше всех и, наконец, в полном удовлетворении вернуться домой, вам следует остановиться в номерах гостиницы “Двухсветная”. Стоимость номеров и обедов умеренная»31.

Следует сказать, что Тимерша Соловьев содержал эти номера с начала ХХ в., поскольку уже в 1903 г. в газете «Терджиман» была опубликована информация на русском и крымско-татарском языках: «Нижегородская ярмарка, первоклассная “Двухсветная” мусульманская гостиница. Номера посуточно от 1 до 5 руб. Роскошно убранное двухсвет[ное] зало, где будет играть национальная музыка с 11 ч. утра до 12 ч. ночи, ежедневно. Завтраки, обеды и ужины. Кухня азиатская и европейская, повара-специалисты. Содержатель Тимерша Соловьев»32.

В двух выпусках журнала «Русия сәүдәсе» (1912-1913 гг.) была опубликована большая статья с биографией Тимерши Соловьева и фотография здания, где располагалась его гостиница. В статье был пропет целый дифирамб как самому Т. Соловьеву, так и его детищу – «Двухсветной гостинице»33. Хотя материал был оформлен не как реклама, нет сомнения, что это была рекламная продукция, заказанная и оплаченная, а возможно, и написанная самим героем очерка. Своего рода первая «скрытая» реклама того времени.

Тимерша Соловьев был весьма прижимистым и экономным человеком. В частности, когда в 1905-1906 гг. он исполнял обязанности директора типографии бр. Каримовых (Оренбург)34, он поражал многих своей «экономностью», доходившей до очевидной жадности. Молодого татарского писателя Зарифа Башири, посетившего типографию, поразило убожество и нищета обстановки: техника дышала на ладан, в печати использовались дешевые краски, текст плохо пропечатывался, бумага использовалась некачественная, на работу брали рабочих, соглашавшихся на мизерную оплату. Все это должно было минимизировать расходы с тем, чтобы издательство могло приносить доходы. Только вмешательство братьев Рамеевых, пожелавших превратить свою газету «Вакыт» (Время) в первоклассное издание, смогло переломить ситуацию и привести к инвестициям в переоборудование типографии.

Поэтому можно предположить, что статья в журнале «Русия сәүдәсе» с восхваляющими словами в адрес Т. Соловьева как рачительного владельца гостиницы, являются не более, чем рекламным ходом. Но то, что Тимерша Соловьев был чрезвычайно предприимчив – бесспорно. Сохранились воспоминания о том, как он предложил артистам труппы «Сайяр», гастролировавшей во время ярмарки в Нижнем Новгороде, выступать регулярно по вечерам в гостинице «Двухсветная» за бесплатные обед и ужин. «Артисты читали татарские стихотворения и небольшим оркестром из нескольких мандолин исполняли народную музыку. Тимерша Соловьев купил для артистов шесть красных фесок, на стекло парадной двери наклеил афишу и приказал официантам аплодировать первыми после каждого номера. Успех превзошел все ожидания ‒ публика в ресторане даже кричала: “Браво!”»35. Фактически Т. Соловьев сумел использовать тяжелое материальное положение артистов татарской труппы как хитрый маркетинговый ход, увеличив привлекательность своего заведения в глазах татарских купцов – постояльцев заведения.

Бесспорно, в предприимчивости и изобретательности Тимерше Соловьеву не откажешь. Вероятно, положительные отзывы в адрес гостиницы «Двухсветная» имели свое основание. Впрочем, в летние периоды Нижегородская ярмарка становилась местом сосредоточения не только татарских купцов, но и всевозможных ходатаев и просителей спонсорских денег (мугаллимов, издателей, журналистов, политиков и пр.). И в это время наступал высокий сезон как для «Двухсветной гостиницы», так и для других отелей в округе.

Подводя итог, можно сказать, что реклама гостиничных заведений с ориентацией на татарских читателей встречается в национальной прессе довольно редко, а в русскоязычных изданиях практически отсутствует.

С чем это могло быть связано, мы можем сделать несколько предположений: во-первых, в связи с низкой мобильностью татарского населения, в том числе даже представителей предпринимательского слоя; во-вторых, с малограмотностью и низкой читательской активностью мусульманского населения страны; в-третьих, с малой долей гостиниц (любого типа, даже самых простых в виде номеров), принадлежавших татарским владельцам, ориентированных и сотрудничавших с татарскими периодическими изданиями; наконец, в-четвертых, с относительно поздним появлением татарских периодических изданий, в целом, и иллюстрированных, в частности.

Тем не менее, появление такой рекламной продукции отражало развитие новых тенденций в татарском сообществе – формирование зажиточной прослойки населения, предпринимателей и купцов, ориентированных на более высокий комфорт, увеличение общей мобильности населения, а затем и появление слоя «путешествующих мусульман», наконец, развитие рынка печатной рекламы. Эти процессы были сначала приостановлены начавшейся Первой мировой войной, о чем свидетельствует почти полное исчезновение такой рекламы к 1915-1916 гг., а затем и полностью прерваны революцией и гражданской войной.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Балацкая Н. М. Памятные книжки губерний и областей Российской империи: предварительный список. – СПб., 1994. – 500 с.
  2. Травникова И. В. Памятные книжки – провинциальные справочные издания XIX в. (на примере Пензенской губернии) // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 29.
  3. Валиди Дж. Переводно-календарная литература // Очерк истории образованности и литературы татар. – М.-Пг., 1923. ‒ С. 41-44.
  4. Зайни Р. Л. Татарские печатные календари: становление и развитие (вторая половина XIX-XX вв.). Автореф. дис. канд. филол. наук. – Казань, 2004. – 21 с.; Миннуллина Л. З. Татарские печатные календари ХIХ – начала ХХ вв. – Казань: Изд-во «Заман», 2015. ‒ 176 с.; Габделганеева Г. Г. История Казанской книжной торговли (вторая половина XVIII – 1917 г.). – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. ‒ С. 83-86.
  5. Миннуллина З. С. Шарафутдин Шагидуллин – издатель и редактор // Гасырлар авазы – Эхо веков. ‒ 2002. – № 1/2. – С. 90-95.
  6. Шәһидуллин Ш. «Безнең Казан». ‒ Казан, 1908. ‒ 52 с.; Габделганеева Г. Г. Указ. соч. ‒ С. 85-86.
  7. Шәрык вә Урал тарафыннан алыш-биреш вә кәсеб адрес-календаре 1901 елга / Төз. Ш. Шәһидуллин. – СПб., 1900. ‒ 56 б.; Шәһидуллин Ш. Идел шәһәрендә юлдаш. – Казан, 1908. ‒ 110 б.; Сәүдәгәр календаре 1911 сәнәгә / Төз. Ш. Шәһидуллин. – Казан, 1910. ‒ 46 б.
  8. Полное собрание законов Российской империи. – Собрание второе. – Т. ХХХVI. – № 37198. – С. 70-78; Собрание третье. – Т. ХIII. – № 9738. – С. 404-410.
  9. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц, по всем учреждениям Казанской губернии, а также сословных и общественных учреждений, частных компаний и обществ на 1881 год. – Казань, 1881.
  10. Вся Казань. Адресная и справочная книга. – Казань, 1899. ‒ С. 577-578.
  11. Там же. ‒ С. 577.
  12. Там же. ‒ С. 13.
  13. Волжский листок. – 1906. – № 56. ‒ С. 3.
  14. Сайфуллина Л., Васильева Ю., Хайруллина А. Номера «Амур» в застройке Сенной площади Старо-Татарской слободы // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. – 2013. – № 1. – С. 50.
  15. Там же. – С. 51-52.
  16. Калганова Г. Ф. Функционирование татарского языка в финансово-экономической сфере: история и современность. Монография. – Казань, 2012. – С. 43-44.
  17. Там же. – С. 44.
  18. Русия сәүдәсе. ‒ 1913. ‒ № 2; 1914. ‒ № 3.
  19. Там же. ‒ 1912. ‒ № 1; 1913. ‒ № 2; 1914. ‒ № 3.
  20. Там же. ‒ 1912. ‒ № 1; 1913. ‒ № 2.
  21. Мөшәвәрәт. – 1915.
  22. Иллюстрированный торгово-промышленный адресный и справочный альбом г. Казани 1909-1910 гг. – Казань, 1909. – С. 17.
  23. Русия сәүдәсе. – 1912. – № 1.
  24. Там же. – 1913. – № 2; 1914. – № 3.
  25. Там же. – 1913. – № 2.
  26. Заман. – 1915.
  27. Там же. – 1913.
  28. Там же. – 1917.
  29. Там же. – 1913.
  30. Тимерша Салаватуллович Соловьев (19.03.1875-1947) – известный предприниматель, журналист, писатель. Родился в деревне Шуширма Свияжского уезда Казанской губернии. В 1881 г. был привезен родителями в Казань и с 1882 г. стал учиться в медресе у Шигабутдина Марджани. После обучения в медресе в течение дести лет, в 1892 г. поступил в Казанскую татарскую учительскую школу. Завершил обучение в КТУШе в 1896 г. с высшими оценками. Затем некоторое время преподавал в русских классах во 2-м городском начальном училище и в Усмановском медресе (Тихвинская ул.). Автор ряда произведений: «Мужик илә мулла, яхуд Карт хәзрәт корган тозак» (Оренбург, 1902); «Биби Казан» (Оренбург, 1905), «Ишан Хәдичәсе» (Оренбург, 1906). Издатель-редактор журнала «Чүкеч» (1906-1910) и газеты «Урал» (1907, № 1-23). В советское время жил в Алма-Ате, где с 1933 г. и до выхода на пенсию в 1935 г. служил в банке, потом переехал к детям в Москву, где и умер после болезни в 1947 г.
  31. Заман. – 1913.
  32. Терджиман. – 1903. – 2 июня. – № 21. – С. 89.
  33. Русия сәүдәсе. – 1912. – № 1. – С. 16-17; 1913. – № 2. – С. 23-24; Казан мөхбире. – 1906. – 12 июля.
  34. Тимерша Соловьев был женат на родной сестре Фатыха Карими Гасиме Каримовой.
  35. Сиразетдинова Н. Симфония жизни Гумеровых. Электронный ресурс. Режим доступа: http://music-college.ru/upper/our-pride/direktoryi/gumerov-mars-gilyalovich.

 

Список литературы

Валиди Дж. Переводно-календарная литература // Очерк истории образованности и литературы татар. – М.-Пг., 1923. ‒ С. 41-44.

Зайни Р. Л. Татарские печатные календари: становление и развитие (вторая половина XIX – XX вв.): дисс. … канд. филол. наук. – Казань, 2005. – 153 с.

Миннуллина З. С. Шарафутдин Шагидуллин – издатель и редактор // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2002. – № 1/2. – С. 90-95.

Миннуллина Л. З. Татарские печатные календари ХIХ – начала ХХ вв. – Казань: Изд-во «Заман», 2015. – 176 с.

Сайфуллина Л., Васильева Ю., Хайруллина А. Номера «Амур» в застройке Сенной площади Старо-Татарской слободы // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. – 2013. – №1. – С. 48-53.

Усманова Д. М. «Национальная татарская периодическая печать отличается всюду одинаковостью направления…». Татарская периодическая печать 1905-1916 гг.: количественная и качественная характеристика // Симбирский научный вестник. – 2013. – № 3 (13). – С. 147-153.

 

References

Minnullina L. Z. Tatarskie pechatnye kalendari XIX – nachala XX vv. [Tatar printed calendars of the 19th – early 20th century]. Kazan, 2015, 176 p.

Minnullina Z. S. Sharafutdin Shagidullin – izdatel i redaktor [Sharafutdin Shagidullin, a publisher and editor]. IN: Gasyrlar avazy – Eho vekov, 2002, no. 1/2, рр. 90-95.

Sayfullina L., Vasilyeva Yu., Khayrullina A. Nomera “Amur” v zastroyke Sennoy ploshchadi Staro-Tatarskoy slobody [“Amur” hotel in the development of Sennaya Ploshchad of Staro-Tatarskaya sloboda (Old-Tatar settlement)]. IN: Mir iskusstv: Vestnik Mezhdunarodnogo instituta antikvariata [World of Arts: Herald of the International Institute of Antiques], 2013, no. 1, pp. 48-53.

Usmanova D. M. “Natsionalnaya tatarskaya periodicheskaya pechat otlichaetsya vsyudu odinakovostyu napravleniya…”. Tatarskaya periodicheskayaa pechat 1905-1916 gg.: kolichestvennaya i kachestvennaya harakteristika [“The national Tatar periodical press is distinct in direction similarity...”. The Tatar periodical press of 1905-1916: quantitative and qualitative characteristics]. IN: Simbirskiy nauchny vestnik [Simbirsk Scientific Bulletin], 2013, no. 3 (13), pp. 147-153.

Validi Dzh. Perevodno-kalendarnaya literatura [Translation-calendar literature]. IN: Ocherki istorii obrazovannosti i literatury tatar [Essays on the history of knowledge and literature of Tatars]. Moscow-Petrograd, 1923, pp. 41-44.

Zayni R. L. Tatarskie pechatnye kalendari: stanovlenie i razvitie (vtoraya polovina XIX – XX vv.) [Tatar printed calendars: establishment and development (second half of the 19th – 20th century). PhD Diss]. Kazan, 2005. 153 p.

 

Сведения об авторах

Усманова Диляра Миркасымовна, доктор исторических наук, профессор Казанского федерального университета, e-mail: dusmanova2000@mail.ru.

 

Борисов Артем Владимирович, аспирант Казанского федерального университета, e-mail: borisov250894@mail.ru.

 

About the authors

Dilyara M. Usmanova, Doctor of Historical Sciences, Professor at Kazan Federal University, e-mail: dusmanova2000@mail.ru.

 

Artem B. Borisov, Postgraduate student of Kazan Federal University, e-mail: borisov250894@mail.ru.

 

В редакцию статья поступила 04.06.2018 г., опубликована:

Усманова Д. М., Борисов А. В. «Шакирдам, муллам и мугаллимам – скидка…»: реклама татарских гостиниц в казанских календарях и адресных книжках начала ХХ столетия // Гасырлар авазы ‒ Эхо веков. ‒ 2018. ‒ № 3. ‒ С. 150-164.

 

Submitted on 04.06.2018, published:

Usmanova D. M., Borisov A. V. “Shakirdam, mullam i mugallimam – skidka…”: reklama tatarskih gostinits v kazanskih kalendaryah i adresnyh knizhkak nachala XX stoletiya [“Shakirds, mullahs and mugallyms get a discount...”: Tatar hotels advertising in Kazan calendars and address books of the early 20th century]. IN: Gasyrlar avazy ‒ Eho vekov, 2018, no. 3, pp. 150-164.

Другие статьи
4 сентября 2018 г. в Государственном комитете Республики Татарстан по архивному делу состоялась передача документов личного архива первого секретаря Татарского обкома КПСС Фикрята
Согласно данным «Казанская Раифская Богородицкая пустынь» была ос-нована в 1613 г. при царе и великом князе Михаиле Феодоровиче монахом Филаретом.
В ноябре 2017 г. в рамках проведения VIII Международных Стахеевских чтений в Елабужском институте Казанского федерального университета Государственный комитет Республики Татарстан
В истории России первая четверть XX века – время серьезных общественно-политических, социально-экономических, культурно-нравственных потрясений, которые повлекли за собой переустро
Произошедшие в последние десятилетия XX в. в нашей стране политические и социально-экономические перемены привели к крушению идеалов советского периода и спаду общественного интере
Обращение к источникам личного характера в данной теме не случайно, поскольку, как отмечала исследовавшая социально-психологический феномен фронтового поколения Е. С. Сенявская, он