Салихов Р. Р. История татарского народа (XX — начало XXI вв.)

История татарского народа (XX — начало XXI вв.)
Учебное пособие «История татарского народа (XX — начало XXI вв.)» посвящено сложному периоду истории татарского народа, включающему в себя советский и постсоветский этапы. Оно рассчитано на учащихся профильных гуманитарных классов, углубленно изучающих историю, и хронологически продолжает изданное ранее пособие*, завершая таким образом полную линию учебников по истории татарского народа, предназначенных для профильного уровня образования.
В пособии подробно изложены вопросы политической и социально-экономической истории татар, раскрыты особенности осуществления национальной политики советского государства в регионе, отражены перипетии борьбы за создание Татарской АССР, показано положение татарского пролетариата и крестьянства, становление советской системы образования, охарактеризован вклад татар в индустриализацию, развитие науки и культуры. Большое внимание уделено и проблемам формирования и развития новых видов и жанров татарской культуры в советский и постсоветский периоды. Отдельный раздел посвящен рассмотрению вклада татар, других народов Татарстана в Победу в Великой Отечественной войне. С новых позиций представлена повседневная жизнь населения республики.
Работая над текстом учебника, авторы опирались на последние разработки отечественной и мировой исторической науки, новые, ранее неизвестные или мало востребованные из-за конъюнктурных соображений исторические источники и архивные материалы.
В пособии предпринята попытка переосмыслить советский период отечественной истории, исходя из современных методологических подходов, требующих объективного отражения как достижений, так и утрат в истории и культуре татарского народа, в том числе в духовной и интеллектуальной сферах. При этом авторы не ограничивались только территориальными рамками ТАССР. Стремясь показать более широкую панораму жизни и культуры татарского народа, они включили в канву повествования материалы о многочисленных диаспорах татар вне пределов республики.
Достоинством работы является акцентирование внимания школьников на проблемах социальной истории. Авторы предлагают учащимся оценить важнейшие исторические процессы и явления нашей истории с позиции «простого человека», обращаясь не только к официальным документам, но и к мемуарной литературе, воспоминаниям очевидцев и современников рассматриваемых событий.
Сильной стороной данного пособия является включение в него обширного документального материала, отражающего различные точки зрения исследователей на вопросы истории и культуры татарского народа.
Как отрадный факт необходимо отметить и иллюстративный ряд издания, большинство иллюстраций которого впервые используется в учебной литературе.
Пособие имеет тщательно проработанный методический аппарат. Учебный материал подается на двух уровнях (основном и углубленном). Подобная вариативность позволяет ученику выстроить его собственную образовательную траекторию, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования. Пособие содержит большое количество заданий, аналогичных по форме наиболее часто встречающимся в ЕГЭ в части «С». Кроме того, в него включены вопросы, актуализирующие межкурсовые и межпредметные связи.
Вместе с тем в пособии имеют место и определенные недостатки. Текст в некоторых частях перегружен второстепенными деталями, статистическими данными, иногда авторы повторяют материал, уже известный учащимся по курсу истории России. Имеют место опечатки и технические ошибки. Тем не менее, указанные замечания не умаляют достоинства пособия, которое призвано восполнить нехватку учебников, позволяющих в соответствии с требованиями ФГОС знакомить учащихся с региональной и этнокультурной спецификой, недостаточно отраженной в современных учебниках по истории России.
* История татарского народа (XVIII — начало ХХ вв.) / Загидуллин И. К., Гибатдинов М. М., Загидуллина Д. Ф. – Казань, 2010. – 319 с.