Салихов Р. Р. История татарского народа (XX — начало XXI вв.)

Рецензия на учебное пособие «История татарского народа (XX — начало XXI вв.)» для 11 классов средней общеобразовательной школы, изданное в Казани в 2012 г.
Рубрика:
Тип статьи:
Рецензия
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
08.12.2012
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2012

История татарского народа (XX — начало XXI вв.)

Учебное пособие «История татарского народа (XX — начало XXI вв.)» посвящено сложному периоду истории татарского народа, включающему в себя советский и постсоветский этапы. Оно рассчитано на учащихся профильных гуманитарных классов, углубленно изучающих историю, и хронологически продолжает изданное ранее пособие*, завершая таким образом полную линию учебников по истории татарского народа, предназначенных для профильного уровня образования.

В пособии подробно изложены вопросы политической и социально-экономической истории татар, раскрыты особенности осуществления национальной политики советского государства в регионе, отражены перипетии борьбы за создание Татарской АССР, показано положение татарского пролетариата и крестьянства, становление советской системы образования, охарактеризован вклад татар в индустриализацию, развитие науки и культуры. Большое внимание уделено и проблемам формирования и развития новых видов и жанров татарской культуры в советский и постсоветский периоды. Отдельный раздел посвящен рассмотрению вклада татар, других народов Татарстана в Победу в Великой Отечественной войне. С новых позиций представлена повседневная жизнь населения республики.

Работая над текстом учебника, авторы опирались на последние разработки отечественной и мировой исторической науки, новые, ранее неизвестные или мало востребованные из-за конъюнктурных соображений исторические источники и архивные материалы.

В пособии предпринята попытка переосмыслить советский период отечественной истории, исходя из современных методологических подходов, требующих объективного отражения как достижений, так и утрат в истории и культуре татарского народа, в том числе в духовной и интеллектуальной сферах. При этом авторы не ограничивались только территориальными рамками ТАССР. Стремясь показать более широкую панораму жизни и культуры татарского народа, они включили в канву повествования материалы о многочисленных диаспорах татар вне пределов республики.

Достоинством работы является акцентирование внимания школьников на проблемах социальной истории. Авторы предлагают учащимся оценить важнейшие исторические процессы и явления нашей истории с позиции «простого человека», обращаясь не только к официальным документам, но и к мемуарной литературе, воспоминаниям очевидцев и современников рассматриваемых событий.

Сильной стороной данного пособия является включение в него обширного документального материала, отражающего различные точки зрения исследователей на вопросы истории и культуры татарского народа.

Как отрадный факт необходимо отметить и иллюстративный ряд издания, большинство иллюстраций которого впервые используется в учебной литературе.

Пособие имеет тщательно проработанный методический аппарат. Учебный материал подается на двух уровнях (основном и углубленном). Подобная вариативность позволяет ученику выстроить его собственную образовательную траекторию, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования. Пособие содержит большое количество заданий, аналогичных по форме наиболее часто встречающимся в ЕГЭ в части «С». Кроме того, в него включены вопросы, актуализирующие межкурсовые и межпредметные связи.

Вместе с тем в пособии имеют место и определенные недостатки. Текст в некоторых частях перегружен второстепенными деталями, статистическими данными, иногда авторы повторяют материал, уже известный учащимся по курсу истории России. Имеют место опечатки и технические ошибки. Тем не менее, указанные замечания не умаляют достоинства пособия, которое призвано восполнить нехватку учебников, позволяющих в соответствии с требованиями ФГОС знакомить учащихся с региональной и этнокультурной спецификой, недостаточно отраженной в современных учебниках по истории России.

 

* История татарского народа (XVIII — начало ХХ вв.) / Загидуллин И. К., Гибатдинов М. М., Загидуллина Д. Ф. – Казань, 2010. – 319 с.

Другие статьи
Публикация об учреждении государственных символов Татарской АССР.
Среди основных задач ТЮРКСОЙ — развитие и укрепление связей между тюркоязычными странами в сфере культуры и искусства. На примере этой организации рассматривается международное кул
Интервью со скульптором, заслуженным деятелем искусств Республики Татарстан М. М. Гасимовым.
О сановнике Казанского ханства первой половины — середины XVI в. князе Кострове. Некоторые наблюдения и выводы о генеалогии его происхождения, государственно-дипломатической, военн
Публикация текста самой ранней из известных науке подлинных грамот первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, архимандриту Герману из фондов Национального архива Республик
Публикация посвящена истории ежегодного принесения иконы Смоленской Божьей Матери в Казань в XIX в. и отражению этого события в изобразительных источниках.