Пилипчук Я. В. Находился ли Саксин в составе Дешт-и-Кыпчак?

Находился ли Саксин в составе Дешт-и-Кыпчак?
Одной из малоизученных проблем истории Восточной Европы является история хазар и Нижнего Поволжья периода второй половины X — XVII вв. Важно ответить на вопрос: «Входило ли Нижнее Поволжье (Саксин) в состав Дешт-и-Кыпчак?»
По мнению О. Бубенка, огузы в середине Х в. появились в Подонье и на Северном Кавказе. Они дошли до северо-восточных предгорьев Кавказа и потеснили алано-булгарское население1. Но, что предшествовало их вторжению на Запад? По предположению Е. Круглова, до середины Х в. огузов и хазар объединял антипеченежский альянс. Хазары не строили на границах с огузами фортификаций и позволяли им кочевать на правобережье Волги2. Джуаншер Джуаншериани зафиксировал отступление «пачаников» на Запад под давлением «турков». Этот этноним обозначал огузов-торков3. Огузы принудили часть печенегов принять власть хазар. Эта группа печенегов получила название «хазарские печенеги». В Саркеле* находился огузо-печенежский гарнизон4.
Во время правления на Руси князя Святослава, огузы стали врагами хазар и переориентировались на Русь. Ибн-Хаукаль** сообщал, что русы опустошили Булгар, Хазаран, Итиль, Семендер, но Ибн Мискавейх*** указывал, что перед тем как принять ислам, хазары были атакованы тюрками. Ал-Мукаддаси**** упоминал, что русы напали на Хазарию, когда ее уже освободили хорезмийцы. Ибн аль-Асир***** сообщал о нападении тюрков на хазар5. Летописец Нестор не сообщал о продвижении русов на восток от Саркела. Победа над касогами (черкесами) и ясами (донскими аланами) могла произойти вблизи Самкерца (Тмутаракани) и «Белой Вежи» (Саркела)6. Яков Мних писал, что Владимир осуществил поход на хазар и обложил их данью. То есть походы Святослава не привели к падению Хазарского каганата, а лишь ослабили его. На Нижней Волге усилилось мусульманское влияние. По сведениям Ибн Мискавейха и Ибн аль-Асира, тюрков (огузов) вынудили отступить мусульмане. Эту информацию также сообщал арабский писатель ад-Димишки. По его сведениям, мусульманское войско из Хорасана победило тюрков. Ал-Мукаддаси сообщал о помощи хазарам правителя Джурджании. Хазары под давлением своих мусульманских соседей были вынуждены принять ислам7.
Если бы хазары были окончательно побеждены Святославом, то какой смысл имел бы поход Владимира? Интересно, что именно при Владимире русы сделали попытку утвердить свое влияние на Волге, но столкнулись с противодействием волжских булгар. Русы взяли под свой контроль Саркел и Самкерц, но не смогли утвердиться на Волге. Первые столкновения русов с тюрками-огузами произошли только в 50-х гг. ХI в., когда экспансия кыпчаков вынудила их отступить на север и запад.
Еще одним направлением огузского отступления был юго-восток. Астролог и историк Мюнеджимбаши сообщал, что в 1064 г. к Кахтану прибыли беженцы из страны хазар. Очевидно, они были вынуждены отступать под давлением огузов, которых в свою очередь теснили кыпчаки8. А. Новосельцев предположил, что хазарское государство существовало и после вторжения русов и огузов-торков9. Хазарское государство в XI в. было вассалом хорезмийцев10. Экспансия кыпчаков принесла изменения в этническую карту Восточной Европы.
Правда, о расселении кыпчаков сохранились отрывочные и фантастические данные. Муслихиддин Лари* сообщал фольклорную версию расселения кыпчаков. По его данным, они расселились в степи во время правления Кара-хана, и степь стала называться Дешт-и-Кыпчак. Кыпчаки тогда же заняли Баб аль-Абваб**, и он с того времени стал называться «Вратами тюрок». Стражами ворот стали канклы (канглы)11.
Первые достоверные упоминания о кипчаках на Северном Кавказе отмечены только в грузинских источниках XII в. По сведениям «Жития царя царей Давида», грузины и кыпчаки Атрака воевали против «дербентских кыпчаков» и лаков (лакзов, лезгин)12. Впервые о них было упомянуто в 1123 г. или в 1124 г.13 Кыпчаки Отрока (сына хана донецких кыпчаков Шарукана) потеснили «дербентских кыпчаков» в первой четверти XII в. Однако под властью «дербентских кыпчаков» продолжали оставатся степи на западном побережье Каспийского моря. Русский князь Юрий (сын Андрея Боголюбского) прятался от своего дяди Всеволода Большое Гнездо (Савалата в грузинской хронике) в городе хана Севенджа (Севинча) на р. Сунжа. Сунжа была известна русским под названием Севенц14. В любом случае, кыпчакская экспансия должна была обусловить окончательное падение хазарского государства. На его месте в дельте Волги источники упоминали Саксин.
Об этой стране сохранились многочисленные упоминания. Доминиканский монах из Венгрии Юлиан сообщал, что монголы покорили царство Сасция15. Автор Лаврентьевской летописи сообщал, что в 1229 г. у волжских булгар искали защиты саксины и половцы16. Как отмечал монгольский анонимный летописец, Субэдэй*** встречал сопротивление со стороны народов Восточной Европы, среди которых был упомянут народ сесут17. Рашид ад-Дин сообщал, что Угэдэй**** направил войско против саксинов и булгар18. Некоторые хронисты приписывали успехи Бату-хана Чингис-хану. Вассаф*****, Хамдаллах Казвини****** и анонимный автор сообщали, что земли Булгара и Саксина Чингис-хан отдал как улус своему старшему сыну Туши (Джучи)19. Саксин — это не народ и не племя, а политическая и территориальная общность20. Интересно, что Саксин интересовал Ануштегинидов и йемеков, которые делали попытки овладеть им, но саксины сумели сохранить самостоятельность до эпохи монгольських завоеваний21.
Наджиб Хамадани и Ахмад ат-Туси называли регион Нижнего Поволжья Саксином и сообщали, что на него нападали кыпчаки. Ни в одном источнике не указано, что Саксин являлся частью Дешт-и-Кыпчак22.
В хазарскую эпоху регион Нижнего Поволжья назывался Саксином, там находилось несколько городов. Н. Гареева интерпретирует название города Сар’c или Сар’ш.н, как Саксин23. В. Минорский считал, что город имел название Сар’ш.н и соответствовал загадочному Саксину. Он предлагал две этимологии названия. Одна из них Sarichin — «Желтый остров». Вторая этимология — Sari-sin («Желтая Могила»). В. Минорский предположил, что тюркское Sarigh (желтый) соответствует арабскому al-Bayda (белый). Сарашен (Сарыгшин), по его мнению, должен быть одной из частей Итиля24. Б. Заходер считал, что Сарг’ш тождествен Саркелу25. По предположению Ф. Вестберга, Саксин тождествен Итилю. Й. Маркварт считал так же26. Одним из главных городов хазар был Сар’ш.н. Также в Нижнем Поволжье упоминался город Х.н.б.л (Хан-балык). Тахир ал-Марвази называл Сар’ш.н Сар’сом и упоминал о Х.н.б.л. Ал-Истахри и Ибн Хаукаль сообщали о Итиле и Хазаране (Хаб-Балык)27.
Среди современников существования Саксина очень важны сведения Махмуда ал-Кашгари и Абу Хамида ал-Гарнати. Махмуд ал-Кашгари локализировал Саксин вблизи владений кыпчаков и волжских булгар. Саксин у него известен именно как Саксин, а не Сар’с или Сар’ш.н.28 Абу Хамид ал-Гарнати же лично посетил Саджсин. Он оставил яркое описание страны и города, где он побывал. По сведениям арабского путешественника, от Саджсина до Булгара было сорок дней пути29. По сведениям Ибн Исфендийара, Саксин поддерживал торговлю с Амолом на Амударье30. Ахмад ат-Туси сообщал, что Саксин расположен вблизи р. Итиль. Арабский ученый и литератор Закарийа ал-Казвини считал, что Саксин находился на расстоянии 40 дней пути от Булгара. Йакут локализировал город вблизи от Табаристанского (Каспийского) моря. По сведениям историка и географа Абу-ль-Фиды, координаты Саксина это 67 градусов долготы и 53 градуса широты. Были и другие данные. Абу-ль-Фида, ссылаясь на «Китаб ал-Атвал», локализировал Саксин значительно восточнее. Его координаты — 162 градуса 30 минут долготы и 40 градусов 50 минут широты31. Координаты Абу-ль-Фиды из сочинения Ибн Саида связывают Саксин с Суваром. По данным Насира ад-Дина Туси и Хамдаллаха Казвини, координаты Саксина — 86 градусов 30 минут долготы и 43 градуса широты. Саксин находился значительно южнее Булгара и немного южнее Итиля. Сведения Хамдаллаха Казвини путанные. Он сообщает, что Саксин и Булгар — малые города в шестом климате, и что они в 32 градусах от Мекки. Г. Федоров-Давыдов считал более правдоподобной локализацию арабского путешественника ал-Гарнати и Закарийа ал-Казвини32. Е. Круглов характеризирует население прикаспийских степей как торкско-печенежское33. На Нижней Волге огузы вошли в состав нового объединения — Саксина34.
Пребывая в Саксине, ал-Гарнати отметил, что в городе жили хазары, огузы, булгары и сувары35. Саксин поддерживал тесные взаимоотношения с Волжской Булгарией в экономической и духовной сферах. Ал-Гарнати описывал население Саксина как мусульман, что частично совпадает с описанием Суммеркента у Вильгельма Рубрука, который, кроме алан-христиан, в этом городе упоминал мусульман36. Еще в хазарскую эпоху часть населения столицы Хазарии исповедовала ислам, в частности, это были гвардейцы ал-арсийа37. Сарацинами Вильгельма Рубрука были волжские булгары, сувары, хазары и огузы38. Ал-Гарнати отмечал, что каждая из этнических групп населения Саксина имела свой квартал и мечеть39. Абу Хамид ал-Гарнати и Закарийа ал-Казвини сообщали, что в Саксине жило несколько десятков родов огузов40. Среди его населения также упоминали хазар, сувар и волжских булгар41. Ф. Вестберг считал, что население города составляли исключительно хазары. Й. Маркварт же полагал, что Саксин был полиэтничным городом42. Х. Гекеньян сообщал, что в Саксине жили огузы43. Похожую гипотезу предложил С. Агаджанов44.
Среди исследователей распространена гипотеза, что Саксин входил в состав Дешт-и-Кыпчак. Г. Федоров-Давыдов считал, что под названием саксины упоминались нижневолжские кыпчаки45. Эту точку зрения приняла и С. Плетнева46. Нужно отметить, что в Нижнем Поволжье присутствует группа кыпчакских «царевских курганов». Кыпчаки кочевали в Поволжье, но открытым остается вопрос о их роли в регионе. Царевские курганы близки к памятникам кыпчаков Восточной Европы47. Можно предположить, что одни племена кыпчаков поддерживали саксинов, а другие враждовали с ними. Возможно, восточноевропейские кыпчаки были союзниками саксинов против йемеков.
По мнению Д. Васильева, керамика, которую исследователи привыкли интерпретировать как печенежско-огузскую, принадлежала потомкам населения джетыасарской культуры, которое входило в состав как печенегов, так и огузов. Это население могло переселиться в волжскую дельту вместе с огузами48. Кроме огузов в Саксине находилось булгарское население. Абу Хамид ал-Гарнати упоминал о суварах в Саджсине. Не совсем понятно, были ли они выходцами из Сувара или местным населением.
Необходимо отметить, что булгары пришли на Среднюю Волгу с территории Северного Кавказа. Их переселение было обусловлено давлением арабов. Не исключено, что часть суваров не переселилась на север. В хазарско-еврейской переписке упоминался народ с-в-р, который был подвластен Йосифу. Это, конечно, не славяне северяне, поскольку славяне упомянуты в широкой редакции этого документа как С-л-виюн. Ибн Хурдадбех упоминал о стране Сувар на север от Дербента. М. Артамонов отождествлял эту страну с землей Хамзин в «стране гуннов» Дагестана. Я. Федоров предполагал, что Сувар — это другое название «страны гуннов»49.
Тяжело отождествить саксинов с каким-то одним народом. Население города также не было моноконфессиональным. Кроме мусульман там еще присутствовали христиане-аланы50. Это похоже на данные о населении Нижнего Поволжья хазарской эпохи, когда рядом с мусульманами среди населения региона присутствовали христиане, иудеи и язычники. Но иудейская община после нашествия огузов была вынуждена принять ислам51.
Города Саксина сосредоточивались в районе волжской дельты. Д. Васильев указывает, что Суммеркент — это не Самосдельское городище. Большим населенным пунктом было городище Мошаик. По реконструкции Г. Федорова-Давыдова Рубрук добрался до этого города, форсировав реки Бузан, Картуба, Болда. Далее путь Рубрука проходил через Волгу и Казачий Эрик. Д. Васильев предполагает, что маршрут Рубрука был иным: Бузан, Прямая Картуба, Белый Ирмень, ерик Бабинский, река Рыча, ерик Бобёр, ерик Перекатный, ерик Сенной, река Волга. Исследователь пришел к мнению, что идентификация Суммеркента с каким-то одним городищем остается проблемной52. От Суммеркента, поднимаясь по течению Волги, можно было попасть в Волжскую Булгарию53. Саксин как регион существовал и во время существования Улуса Джучи. Но часть его территорий до 1360 г. была затоплена. Затопление региона началось еще в 30-х гг. XIV в.54 Логично допустить, что затоплен был не весь регион, а только его главный город55.
Поход Святослава не привел к гибели Хазарского каганата, но существенно его ослабил. Огузы заняли степные просторы, а алано-булгарское население было вынуждено отступать к предгорьям Кавказа. Хазары сберегли контроль над дельтой Волги при помощи войск соседних мусульманских государств. Эта помощь стоила хазарам перехода в ислам. В Нижнем Поволжье был значительный процент огузского населения. В XI-XIII вв. хазары составляли лишь одну из общин полиэтнического Саксина.
Саксин можно рассматривать как правоприемника хазарского Итиля, однако в отличие от него материальная культура региона была не такой разнообразной. Большинство населения по конфессиональной принадлежности были мусульманами, хотя в городах Саксина были и христиане-аланы. Состав населения региона оставался полиэтничным. Среди этносов, населявших Саксин, были огузы, булгары, сувары, хазары, аланы.
Саксин — это прежде всего территориальная и политическая идентичность. Саксин был регионом, отдельным от Дешт-и-Кыпчак.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Бубенок О. Б. Алано-огузькі контакти у степах Східної Європи у після хозарський період // Східний Світ. – 2008. – № 1. – С. 63; Федоров Я. А., Федоров Г. С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. – М., 1978. – C. 217-225, 240-244.
2. Круглов Е. В. Печенеги и огузы: некоторые проблемы археологических источников // Степи Европы в эпоху Средневековья. Т. 3: Половецко-золотоордынское время. – Донецк, 2003. – С. 27-29, 49-58.
3. Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала / Пер. Г. Цулая. Тбилиси, 1986. – Ч. I. – С. 66-67.
4. Артамонов М. И. История хазар. Изд. 2-е. – СПб., 2001. – C. 414-419, 423-424; Гарустович Г. Н., Иванов В. А. Огузы и печенеги в евразийских степях. – Уфа, 2001. – C. 113; Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A H. — 982 A. D. / Tr. and expl. by V. Minorsky. With the preface by V. V. Barthold. – London, 1937. – Сh. 47, Comments.
5. Артамонов М. И. Указ. соч. – C. 589; Сведения Ибн Хаукаля о походе Руси времен Святослава / Пер. Т. М. Калининой. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Haukal/text4.phtml; Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии. – Ашхабад, 1969. – C. 149-150; Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М., 1990. – C. 222.
6. Повесть временных лет / Прозаический перевод на современный русский язык Д. С. Лихачёва. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old-russian.chat.ru/02povest.htm; Білецький А. В. Про проблему походу на схід князя Святослава Хороброго // Вісник Національного університету «Львівська Політехніка». Серія Держава та право. – Львів, 2008. – Вип. 612. – С. 23-30; Сведения Ибн Хаукаля о походе Руси времен Святослава…; Hudud al-Alam. The Regions of the World… – Ch. 505 Notes.
7. Артамонов М. И. Указ. соч. – C. 589, 594-595; Новосельцев А. П. Указ. соч. – C. 222.
8. Артамонов М. И. Указ. соч. – C. 594-595; Новосельцев А. П. Указ. соч. – C. 231-232.
9. Новосельцев А. П. Указ. соч. – C. 227.
10. Артамонов М. И. Указ. соч. – C. 591-592.
11. Kırzıoğlu M. Fahrettin. Yukarı Kür ve Çoruk Boylarında Kıpçaklar İlk Kıpçaklar, (M. Ö. VIII — M. S. VI. yüzyıl) ve Son Kıpçaklar (1118-1195) ile Ortodoks Kıpçak Atabekler Hükümeti (1267-1578) Ahıska Çıldır Eyaleti Tarihinden. – Ankara, 1992. – Р. 10-11.
12. Анчабадзе З. В. Кыпчаки Северного Кавказа по данным грузинских летописей XI-XIV веков // Материалы сессии по проблеме происходжения балкарского и карачаевского народов. – Нальчик, 1960. – С. 118.
13. Там же. – С. 118; Gökbel, A. Kipchaks and Kumans // The Turks.– Ankara, 2002. – Vol. 1. – P. 650.
14. История и восхваление венценосцев / Пер. Кекелидзе К. С. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Istor_vencenoscev/frametext1.htm. – Гл. XVII; Осіпян О. Поширення християнства серед половців XI-XV cт. // Київська старовина. – 2005. – № 1. – C. 14.
15. Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII и XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. – М.-Л., 1940. – Т. III. – С. 85.
16. Лаврентьевская и Суздальская летопись по Академическому списку / Под. ред. Е. Ф. Карского. Воспроизведение текста изд. 1926-1928 гг. // Полное собрание русских летописей. – М., 1962. – Т. 1. – C. 453.
17. Сокровенное сказание монголов / Пер. С. А. Козина. – M., 2002. – C. 146, 148.
18. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с перс. Ю. П. Верховского. – М.-Л., 1960. – Т. 2. – C. 20-21.
19. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II: Извлечения из персидских сочинений, собранных В. Г. Тизенгаузеном и обработанных А. А. Ромаскевичем и С. Л. Волиным. – М.-Л., 1941. – C. 80, 91, 204.
20. Федоров-Давыдов Г. А. Город и область Саксин в XII-XIV вв. // Древности Восточной Европы. – М., 1969. – С. 259-261.
21. Агаджанов С. Г. Указ. соч. – C. 162.
22. Федоров-Давыдов Г. А. Указ. соч. – С. 253-261; Pelliot, P. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or. – Paris, 1949. – P. 165-173.
23. Ибн Русте. Книга драгоценных ожерелий // История татар. Т. 2: Волжская Булгария и Великая Степь. – Казань, 2006. – С. 701, прим. 213; Тахир Марвази. Природа животных // История татар. Т. 2: Волжская Булгария и Великая Степь. – Казань, 2006. – С. 708, прим. 237.
24. Hudud al-Alam. The Regions of the World… – Ch. 50, Comments; Golden, P. B. Khazar Studies. An Historico-Philological Inquiry into the Origins of the Khazars. – Budapest, 1980. – P. 237-239.
25. Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 1: Поволжье в IX-X вв. – М., 1962. – C. 192.
26. Кестлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt. – Прим. 117.
27. Ибн Русте. Книга драгоценных ожерелий… – С. 701; Тахир Марвази. Природа животных… – С. 708; Ал-Истахри – Ибн Хаукаль. Книга путей и государств // История татар. Т. 2: Волжская Булгария и Великая Степь. – Казань, 2006. – С. 747; Golden, P. B. Khazar Studies… – P. 237.
28. Кумеков Б. Е. Кыпчаки: хозяйство, общественный строй, племенной состав // История татар. Т. 2: Волжская Булгария и Великая Степь. – Казань, 2006. – С. 473.
29. Абу Хамид ал-Гарнати. Ясное изложение некоторых чудес Магриб. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Garnati/frametext1.htm.
30. Кестлер А. Указ. соч. – Прим. 117.
31. Федоров-Давыдов Г. А. Указ. соч. – С. 254-255.
32. Там же. – С. 256.
33. Круглов Е. В. Указ. соч. – С. 16-21, 56-58.
34. Абу Хамид ал-Гарнати. Ясное изложение некоторых…
35. Там же.
36. Де Рубрук Г. Путешествие в Восточные страны / Пер. А. И. Малеина. – М., 1957. – С. 185; Абу Хамид ал-Гарнати. Ясное изложение некоторых…
37. Прицак О., Голб Н. Хазарско-еврейские документы Х века. Изд. 2-е. – М.-Иерусалим, 2003. – С. 167-169.
38. Де Рубрук Г. Указ. соч. – С. 185; Абу Хамид ал-Гарнати. Ясное изложение некоторых…
39. Абу Хамид ал-Гарнати. Ясное изложение некоторых…
40. Федоров-Давыдов Г. А. Указ. соч. – С. 254; Абу Хамид ал-Гарнати. Ясное изложение некоторых…
41. Федоров-Давыдов Г. А. Указ. соч. – С. 254; Gоckenjan, H., Sweeny, J. R. Der Mongolensturm. – Graz, 1985. – Band. 3. – S. 114-115.
42. Кестлер А. Указ. соч. – Прим. 117; Маркварт И. О происхождении народа куманов / Пер. А. Немировой. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://steppe-arch.konvent.ru/books/markvart1-00.shtml.
43. Gоckenjan, H., Sweeny, J. R. Der Mongolensturm… – S. 115, n. 17.
44. Агаджанов С. Г. Указ. соч. – C. 161-162.
45. Федоров-Давыдов Г. А. Указ. соч. – С. 253-261.
46. Плетнева C. А. Половцы. – М., 1990. – С. 116-117.
47. Иванов В. А. Кыпчаки в восточной Европе // История татар. Т. 2: Волжская Булгария и Великая Степь. – Казань, 2006. – С. 501.
48. Васильев Д. В., Гречкина Т. Ю., Зиливинская Э. Д. Городище Самосделка — памятник домонгольского периода в низовьях Волги // Степи Европы в эпоху Средневековья. Т. 3: Половецко-золотоордынское время. – Донецк, 2003. – С. 106-107, 111-112, 117-118.
49. Гмыря Л. Тюркские народы Северного Кавказа // История татар. Т. 2: Волжская Булгария и Великая Степь. – Казань, 2006. – С. 75, 77; Абу Хамид ал-Гарнати. Ясное изложение некоторых…; Коковцев П. К. Еврейско-хазарская переписка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0504b.htm; Zimonyi, I. History of the Turkic speaking peoples in Europe before Ottomans. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www2.lingfil.uu.se/afro/turkiskasprak/IP2007/ZimonyiIP.pdf.
50. Де Рубрук Г. Указ. соч. – С. 185.
51. Васильев Д. В. Местоположение и население города Саксин // «Великие реки и мировые цивилизации». Материалы Международной научной конференции 7-9 сентября 2006 г. К 450-летию со дня основания Астрахани. – Астрахань, 2006. – С. 22-28; Артамонов М. И. Указ. соч. – C. 589, 594-595.
52. Васильeв Д. В. О пути Гильома Рубрука через Дельту Волги и о населенных пунктах, которые он посетил // Золотоордынское наследие. Вып. 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященная памяти М. А. Усманова. – Казань, 29-30 марта 2011 г. – Казань, 2011. – C. 68-70.
53. Абу Хамид ал-Гарнати. Ясное изложение некоторых…; Де Рубрук Г. Указ. соч. – С. 185.
54. Васильев Д. В., Гречкина Т. Ю., Зиливинская Э. Д. Указ. соч. – С. 118-119; Васильев Д. В. Местоположение и население… – С. 22-28.
55. Де Рубрук Г. Указ. соч. – С. 185.
* Саркел — хазарский, позже древнерусский город-крепость на левом берегу р. Дон.
** Ибн-Хаукаль — арабский географ и путешественник Х в., родом из Багдада.
*** Ибн-Мискавейх (ок. 932/936-1030) — историк, поэт и философ, живший на территории современных Ирана и Ирака.
**** Ал-Мукаддаси (ок. 946/947 — ок. 1000) — арабский географ и путешественник.
***** Ибн аль-Асир (1160-1233) — один из наиболее известных арабских историков.
* Лари Муслихиддин — иранский ученый-историк XVI в.
** Баб аль-Абваб — арабское наименование города Дербента.
*** Субэдэй (1176-1248) — монгольский полководец.
**** Угэдэй (ок. 1186-1241) — третий сын Чингис-хана и Бортэ и преемник своего отца в качестве кагана Монгольской империи (1229-1241).
***** Вассаф аль-Хазрат — персидский историк XIV в.
****** Хамдаллах Казвини (ок. 1281/1282 — ок. 1344/1350) — иранский историк, географ и поэт.