П. С. Кабытов, Н. А. Федорова. Николай Петрович Муньков – учитель учителей

Статья представляет собой рецензию на сборник, посвященный памяти Николая Петровича Мунькова, замечательного историка: ученого, преподавателя, методиста и администратора. В книгу вошло эпистолярное наследие ученого, статьи и воспоминания о нем его коллег и учеников, документы и фотоматериалы. Особенностью рассматриваемого издания служит субъективизм опубликованных материалов. И личные воспоминания Н. П. Мунькова, и статьи второго раздела книги, в которых осуществлена попытка дать оценку его деятельности его современниками, основаны на личном опыте общения с этим человеком. Авторы представляют читателям данный сборник и дают ему научную оценку. Рецензия не лишена эмоциональной окраски, поскольку авторы были лично знакомы как с главным героем книги, так и со многими личностями, упоминаемыми в его воспоминаниях. Рецензия раскрывает структуру и основное содержание сборника. Авторы выделяют наиболее значимые для историков и источниковедов материалы, фрагменты мемуаров. Научная значимость данного издания по оценке авторов статьи состоит в том, что в нем представлены документы, содержащие ценнейшую информацию по макро- и микроистории высшего образования. Указывается, что в книге превалируют материалы по микроистории. Собственно в них представлены обстоятельства жизни и многогранной деятельности Н. П. Мунькова. Документы и материалы, представленные в сборнике, помогут будущим исследователям при написании истории высшего образования в Республике Татарстан ‒ истории Казанского университета, истории Казанского педагогического института, а также при изучении исторической науки, истории педагогики. Издание может быть интересно широкому кругу читателей, а не только историкам-профессионалам.
Тип статьи:
Рецензия
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
16.06.2017
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2017

Аннотация

Статья представляет собой рецензию на сборник, посвященный памяти Николая Петровича Мунькова, замечательного историка: ученого, преподавателя, методиста и администратора. В книгу вошло эпистолярное наследие ученого, статьи и воспоминания о нем его коллег и учеников, документы и фотоматериалы. Особенностью рассматриваемого издания служит субъективизм опубликованных материалов. И личные воспоминания Н. П. Мунькова, и статьи второго раздела книги, в которых осуществлена попытка дать оценку его деятельности его современниками, основаны на личном опыте общения с этим человеком. Авторы представляют читателям данный сборник и дают ему научную оценку. Рецензия не лишена эмоциональной окраски, поскольку авторы были лично знакомы как с главным героем книги, так и со многими личностями, упоминаемыми в его воспоминаниях. Рецензия раскрывает структуру и основное содержание сборника. Авторы выделяют наиболее значимые для историков и источниковедов материалы, фрагменты мемуаров. Научная значимость данного издания по оценке авторов статьи состоит в том, что в нем представлены документы, содержащие ценнейшую информацию по макро- и микроистории высшего образования. Указывается, что в книге превалируют материалы по микроистории. Собственно в них представлены обстоятельства жизни и многогранной деятельности Н. П. Мунькова. Документы и материалы, представленные в сборнике, помогут будущим исследователям при написании истории высшего образования в Республике Татарстан ‒ истории Казанского университета, истории Казанского педагогического института, а также при изучении исторической науки, истории педагогики. Издание может быть интересно широкому кругу читателей, а не только историкам-профессионалам.

 

Abstract

The article is a review of a collection of articles, dedicated to the memory of Nikolay Petrovich Munkov, a great historian, scholar, teacher, methodologist and administrator. The book includes the epistolary heritage of the scholar, articles and reminiscences of his colleagues and students of him, documents and photographic materials. The peculiarity of this publikation is the subjectivity of the published materials. Both personal reminiscences of N. P. Munkov and the articles of the second section of the book, where his contemporaries effort to evaluate his activities is shown, are based on personal experience of communication with him. The authors present readers this collection of articles and give it a scientific assessment. The review is with a hint of emotional coloring, since the authors were personally acquainted both with the main character of the book and many of the characters mentioned in his reminiscences. The review reveals the structure and basic content of the collection of articles. The authors highlight the fragments of the memoirs being the most important for historians and experts in source studies. According to the authors’ evaluation, the scientific merit of the publication is that it contains the richest information on the macro- and micro-history of higher education. It is stated that materials on micro-history prevail in the book. Actually they represent the facts of life and multifarious activities of N. P. Munkov. The documents and materials presented in the collection of articles will help rising researchers at writing the history of higher education in the Republic of Tatarstan ‒ the history of Kazan University and Kazan Pedagogical Institute, as well as at studying of historical science and the history of pedagogics. The publication may appeal to a large public, not just to professional historians.

 

Ключевые слова

Н. П. Муньков, Казанский государственный педагогический институт, Казанский университет, воспоминания, историк, учитель, история Татарстана, гуманитарная интеллигенция.

 

Keywords

N. P. Munkov, Kazan State Pedagogical Institute, Kazan State University, reminiscences, historian, teacher, history of Tatarstan, Humanitarian clerisy.

 

В конце 2016 г. вышел из печати сборник, посвященный памяти одного из видных выпускников Казанского государственного университета, кандидата исторических наук, доцента Николая Петровича Мунькова1. Эту книгу, в определенном смысле, можно считать продолжением серии книг о преподавателях исторического факультета Казанского государственного педагогического института2. В рассматриваемый сборник вошли материалы из личного архива, воспоминания коллег, друзей и учеников, а также статьи о Н. П. Мунькове разных лет.

Когда ты молод и живешь настоящим и будущим, людей старшего поколения ты воспринимаешь как часть своего настоящего. Но вот проходят годы, и ты сам переходишь в категорию старших и начинаешь жить настоящим и прошлым. Вот тогда, вспоминая тех, с кем тебя сводила жизнь, понимаешь, как много ты потерял… Потерял от своего невнимания и легкомыслия. Думаю, что это происходит со всеми, но у историков есть счастливая возможность встречи с прошлым. Мы, авторы этой статьи, оба были знакомы лично с Николаем Петровичем Муньковым. В памяти у каждого из нас свой образ этого человека, но открыв сборник и познакомившись с воспоминаниями, фрагментами дневника Н. П. Мунькова, вдруг явственно ощущаешь, как много нас роднило с этим человеком.

Структура рецензируемого издания состоит из «Предисловия», автором которого является Г. М. Мустафина, трех разделов, библиографии научных трудов Н. П. Мунькова, именного указателя. В первый раздел вошли материалы из личного архива историка. Большой информативный массив содержится в «Воспоминаниях о студенческих годах в Казанском университете…» и в очерке «Более полувека в Казанском педагогическом университете (страницы памяти)», посвященном работе мемуариста в Казанском государственном педагогическом институте, где он прошел путь от ассистента до проректора и заведующего кафедрой истории СССР. Отметим, что уже в студенческие годы Н. П. Муньков сочетал учебу в университете с работой учителем истории в школе. В этот же раздел вошли краткие сведения об его участии в мобилизационных мероприятиях в годы Великой Отечественной войны, а также речь, произнесенная Муньковым на торжественном митинге 9 мая 1945 г. в Казанском университете. Эти два небольших документа (оба они уместились на одной странице) могут служить интереснейшим историческим источником, раскрывающим некоторые аспекты работы тыла в период Великой Отечественной войны и эмоциональное восприятие Победы одним из представителей рано повзрослевшего поколения. Завершают первый раздел две газетные статьи о педагогическом институте, написанные Н. П. Муньковым с разницей в 26 лет. Их анализ дает обильную пищу для размышлений историка и источниковеда.

Воспоминания о студенческих годах представляют наибольшую ценность для будущего биографа Н. П. Мунькова. Здесь, в эмоционально окрашенной форме, приведены сведения о семье Муньковых – отце, матери, дедушке Иване Кузьмиче, а также бытовых условиях жизни. Описана комнатка, в которой нашлось место для книг семейной библиотечки, которую в детские годы «проглотил» будущий историк. Поразителен перечень авторов, привлекших внимание мальчика – Э. Ренан, С. М. Соловьев, Г. Спенсер, А. Древс, различные энциклопедии. Многие из этих книг были изданы до большевистской революции, и их чтение в 1930-е гг. было возможно только дома. Задумываясь о факторах, повлиявших на выбор вектора его жизненного пути, неслучайно Н. П. Муньков подчеркивает роль семьи и близких в выборе будущей профессии. Нетипичными для своего времени были и игры мальчика Коли. Когда пионеры страны стремились к техническому творчеству, он дома играл в школу, где в роли ученицы была его мама. Рано проявились у него интерес и способности к исследовательской работе. Будучи учеником 10 класса, он участвовал в конкурсе на лучшее сочинение по истории, который проводил Московский университет для столичных школьников. Первый «научный труд» Н. П. Мунькова был посвящен эпохе Петра I и был удостоен Почетной грамоты Московского государственного университета.

С большим интересом читаются страницы воспоминаний Мунькова о его студенческой жизни. Весьма содержательно он описывает учебный процесс, позитивно оценивает лекции Е. И. Устюжанина, рассказывает о первом декане исторического (позднее историко-филологического) факультета С. П. Плакатине, живописует дискуссии на семинарских занятиях и приводит массу сведений о своих коллегах студентах. Впечатляет и переписка студента Н. П. Мунькова с академиком Б. Д. Грековым. И, конечно, нельзя пройти мимо воспоминаний о его работе в Казанском педагогическом институте. Здесь он освоил множество новых социальных практик, превратившись из «школяра» в преподавателя, ученого, администратора. В этом ему помогали его старшие коллеги М. Д. Бушмакин, Е. И. Устюжанин, И. М. Ионенко, Г. Н. Вульфсон и другие. Нельзя не отметить важность информации, которая включена мемуаристом в текст воспоминаний о работе в КГПИ. В них отражена повседневная жизнь исторического факультета и кафедры истории СССР, с большой теплотой он пишет о коллегах-историках и фактически создает портретную галерею лиц, реконструируя неповторимые образы своих современников.

Пересказывать мемуары – вещь неблагодарная. Мы полагаем, что эти страницы сегодня будут интересны не только историкам и выпускникам педагогического института, но и студентам, аспирантам, преподавателям любого современного вуза. Здесь передана атмосфера взаимоотношений коллег, преподавателей со студентами, уровень и методики проведения дискуссий, способы разрешения сложных ситуаций. Многое из того позитивного опыта вузовской жизни сегодня утрачено.

Во второй раздел включены воспоминания и статьи историков, друзей, учеников, близко знавших Н. П. Мунькова, которые существенно дополняют его личные воспоминания яркими эпизодами из его повседневной жизни. В каждом тексте этого раздела можно найти богатейшие сведения о Н. П. Мунькове ‒ друге и историке: преподавателе, ученом, методисте. Авторы приводят яркие свидетельства его деятельности как ученого историка и талантливого педагога – учителя учителей. В этих нарративах Н. П. Муньков выступает в разных ипостасях ‒ от начинающего преподавателя, который в кратчайшие сроки сумел органично включиться в учебную, научную и общественную работу до проректора, декана, заведующего кафедрой. Он прошел разные ступени карьерной лестницы, но всегда оставался мудрым наставником и верным другом для студентов и молодых преподавателей.

Авторы этого раздела отмечают его научные достижения в изучении истории Республики Татарстан, региональной историографии и разработке научно-методических пособий. Прекрасным подтверждением этого служит раздел, посвященный библиографии. Перечень опубликованных с 1949 по 2004 г. трудов Н. П. Мунькова насчитывает 66 работ. Не поддается подсчету его участие в редактировании научных работ студентов и аспирантов педагогического института и исторического факультета Казанского государственного университета, его выступления на научных конференциях, в краеведческих мероприятиях. К сожалению, значительная часть научной работы Н. П. Мунькова пока все еще остается в тени, без публикаций. Восполнить эти пробелы деятельности Николая Петровича помогают воспоминания коллег и учеников.

Среди многочисленных учеников мы хотели бы отметить Гульшат Мударисовну Мустафину, кандидата исторических наук, доцента кафедры Отечественной истории Института истории, международных отношений и востоковедения КФУ. Ее силами в свое время были собраны воспоминания и проведена конференция, посвященная памяти Е. И. Устюжанина3; она же явилась составителем и ответственным редактором представляемой вашему вниманию книги.

Богатый иллюстративный материал представлен фотографиями Н. П. Мунькова, его родителей, семьи, коллег и учеников. Самая ранняя фотография Н. П. Мунькова, опубликованная в книге, датирована 1925 г., позднейшая относится к 2002 г. Особенно приятно отметить, что фотографии подобраны в гармоничном сочетании профессиональных и любительских снимков, показывающих главного героя книги в процессе работы и на отдыхе, с друзьями, учениками и членами семьи. Они зафиксировали, с одной стороны, наиболее значимые моменты жизни человека, а с другой – на них запечатлены типичные ситуации, служащие для раскрытия характера героя книги. По ним прослеживается изменение внешнего облика представителей советской интеллигенции на протяжении ХХ в.

Научная значимость данного издания состоит в том, что в нем представлены документы личного происхождения. В них представлены обстоятельства жизни и многогранной деятельности Н. П. Мунькова. Документы и материалы сборника могут быть использованы будущими исследователями при написании истории высшего образования в Республике Татарстан. Личные воспоминания Н. П. Мунькова и оценка его деятельности современниками помогают понять мотивацию поступков людей в сложных исторических обстоятельствах второй половины ХХ в.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Учитель учителей / Сост. и авт. предисловия Г. М. Мустафина; под ред. Г. М. Мустафиной, Р. Ш. Нигматуллина, О. В. Синицына. – Казань: ООО ПК «Астор и Я», 2016. – 140 с. Uchitel' uchiteley. Sost. i avtor predisloviya G. M. Mustafina; pod red. G. M. Mustafinoy, R. Sh. Nigmatullina, O. V. Sinitsina [MUSTAFINA, G. M. (comp. and author of the Introduction), MUSTAFINA, G. M., NIGMATULLINA, R. Sh., SINITSINA, O. V. (eds.). The teacher of teachers. In Russ.]. Kazan, OOO PK “Astor i Ya” publ., 2016, 140 p.

2. Кабытов, П. С., Федорова, Н. А. Представляем книгу Казанских историков // Самарский земский сборник. – 2015. – № 1. – С. 36–39. KABITOV, P. S., FYEDOROVA, N. A. Predstavlyaem knigu Kazanskih istorikov [We present a book of Kazan historians. In Russ.]. IN: Samarskiy zemskiy sbornik, 2015, no 1, pp. 36–39.

3. Расширенное заседание кафедры истории России, посвященное 100-летию Е. И. Устюжанина // Проблемы археологии и истории Татарстана. – Казань: Редакционно-издательский центр, 2012. – Вып. 3. ‒ С. 217–237. Rasshirennoye zasedaniye kafedri istorii Rossii, posvyashchennoye 100-letiyu E. I. Ustyuzhanina [An extended meeting of Department of Russian History, dedicated to the centenary of E. I. Ustyuzhanin is birth. In Russ.]. IN: Problemi arheologii i istorii Tatarstana [Problems of archeology and history of Tatarstan. In Russ.]. Kazan, Redaktsionno-izdatel'skiy tsentr publ., 2012, vol. 3, pp. 217–237.

 

Список литературы

Кабытов, П. С., Федорова, Н. А. Представляем книгу Казанских историков // Самарский земский сборник. – 2015. – № 1. – С. 36–39.

Расширенное заседание кафедры истории России, посвященное 100-летию Е. И. Устюжанина // Проблемы археологии и истории Татарстана. – Казань: Редакционно-издательский центр, 2012. – Вып. 3. ‒ С. 217–237.

Учитель учителей / Сост. и авт. предисловия Г. М. Мустафина; под ред. Г. М. Мустафиной, Р. Ш. Нигматуллина, О. В. Синицына. – Казань: ООО ПК «Астор и Я», 2016. – 140 с.

 

References

KABITOV, P. S., FYEDOROVA, N. A. Predstavlyaem knigu Kazanskih istorikov [We present a book of Kazan historians. In Russ.]. IN: Samarskiy zemskiy sbornik, 2015, no 1, pp. 36–39.

Uchitel' uchiteley. Sost. i avtor predisloviya G. M. Mustafina; pod red. G. M. Mustafinoy, R. Sh. Nigmatullina, O. V. Sinitsina [MUSTAFINA, G. M. (comp. and author of the Introduction), MUSTAFINA, G. M., NIGMATULLINA, R. Sh., SINITSINA, O. V. (eds.). The teacher of teachers. In Russ.]. Kazan, OOO PK “Astor i Ya” publ., 2016, 140 p.

Rasshirennoye zasedaniye kafedri istorii Rossii, posvyashchennoye 100-letiyu E. I. Ustyuzhanina [An extended meeting of Department of Russian History, dedicated to the centenary of E. I. Ustyuzhanin’s birth. In Russ.]. IN: Problemi arheologii i istorii Tatarstana [Problems of archeology and history of Tatarstan. In Russ.]. Kazan, Redaktsionno-izdatel'skiy tsentr publ., 2012, vol. 3, pp. 217–237.

 

 

Сведения об авторах

Кабытов Петр Серафимович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева, г. Самара, Российская Федерация, don.kabytov2012@yandex.ru

 

Федорова Наталия Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент Казанского федерального университета, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, nfjodoro@yandex.ru

 

About the authors

Petr S. Kabitov, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of Department of Russian History, Academician S. P. Korolev Samara National Research University, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Samara, the Russian Federation, don.kabytov2012@yandex.ru

 

Nataliya A. Fedorova, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, at Kazan Federal University, Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation, nfjodoro@yandex.ru

 

В редакцию статья поступила 29.12.2016 г., опубликована:

Кабытов, П. С., Федорова, Н. А. Николай Петрович Муньков – учитель учителей // Гасырлар авазы ‒ Эхо веков. ‒ 2017. ‒ № 1/2. ‒ С. 254-259.

 

 

Submitted on 29.12.2016, published:

KABITOV, P. S., FEDOROVA, N. A. Nikolay Petrovich Mun'kov – uchitel' uchiteley [Nikolay Petrovich Munkov, the teacher of teachers. In Russ.]. IN: Gasyrlar avazy ‒ Eho vekov, 2017, no. 1/2, pp. 254-259.

Другие статьи
 К началу 1917 г. Казанский университет входил в число старейших учебных заведений страны и являлся одним из крупнейших провинциальных научных и образовательных центров. Университе
Первую мировую войну от всех предыдущих военных кампаний отличали невероятные масштабы пленения. За все годы военных действий в плену оказалось восемь миллионов военнослужащих и бо
К 1917 г. дворяне хотя и перестали пользоваться налоговыми и правовыми преимуществами, как это было в XVIII-XIX вв., и практически сравнялись в правах с другими сословиями, но на д
 Одним из наиболее известных центров православия в Среднем Поволжье в дореволюционный период являлся Свияжский Успенско-Богородицкий монастырь, основанный в июле 1555 г.1 Во второй
 Изучение Казанского ханства, в особенности его этносоциальной истории, всегда было затруднено из-за явной недостаточности источников1. Западноевропейские нарративные источники XV
Судебная реформа 1864 г. явила собой преобразование всей судебной системы, порядка уголовного и гражданского процессов в России. Были внесены существенные изменения в судоустройств