Осипова Е. Н. Теньковское имение князей Гагариных в XIX — начале XX в.

Теньковское имение князей Гагариных в XIX — начале XX в.
Присоединение Казанского ханства к России во второй половине XVI в. сопровождалось постройкой русских городов-крепостей. На новые земли охотно потянулось работное население и крестьянство. Так в Свияжском уезде было испомещено 34 человека свияжских «жильцов» детей боярских с 5 551 четью земли и 485 крестьянскими дворами. Московское правительство разрешало частным владельцам «называть» на свои земли только не сидевших на тягле и их родственников, а также сами помещики стали «кабалить» своих крестьян, давая им ссуды или брать от них поручные записи в том, что крестьяне будут пахать на них землю, построят двор и не убегут.
При распределении части казанских земель между русскими светскими и духовными владельцами не все земли были розданы в частное владение лицам и учреждениям. Были и владения государя, которые составили «дворцовые земли Великого государя»1.
Известный немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий (1559/1600-1671) в составе Шлезвиг-Гольштейнского посольства посещал Россию в 1633-1634 гг. Результатом этих поездок стала книга «Описание путешествия в Московию», переведенная на русский язык и изданная в Санкт-Петербурге в 1906 г.
Подробное описание тех мест, которые посетил автор, позволяет проследить его путь вниз по Волге: «Вскоре за тем мы проехали мимо кабака Теньковского, пр[имерно] верстах в 30-ти от Казани… 17-го с[его] м[есяца] мы застряли на весьма большой, очень известной главной мели, получившей название Теньковской от вчерашнего старого кабака… Здесь река довольно широка и везде одинаково мелка. Вскоре за тем мы увидали с правой стороны высокий подмытый берег, большая часть которого с месяц назад обвалилась и убила людей, занимавших целую лодку; они хотели проехать под этим берегом к вишням, которых много растет в этой местности… Вокруг этой местности, а дольше уже нигде, мы видели очень много вязов; они росли очень высоко и красиво спускались до самого берега»2. Описание берегов в этих местах дает представление о закономерности названия возникшего здесь села Теньки (вязовые деревья дают большую тень). Умеренный климат, расположение в котловине между прерывающейся цепью гор, множество лесов, дубов, рощ и садов при обилии водных источников способствовали быстрому заселению края.
Основным занятием теньковцев было земледелие. Уже в 1568 г. в Теньках было 115 четвертей (около 300 гектаров пашни), а к середине XIX в. в пользовании крестьян находилось 3 263 десятины. Развивалось ремесло (кузнечество, плотничество, малярство, столярство, шерстобитство и т. д.), промыслы (рыболовство, бурлачество) и торговля. В XVIII — начале ХХ в. здесь круглый год работал базар. По торговым оборотам Теньки превосходили уездный город Свияжск. Они были крупным центром хлеботорговли. Уже в конце XVIII в. многие крестьяне торговали хлебом самостоятельно или в качестве агентов купцов.
В центре села стояли церковь и общественные здания: волостное управление, училище и земская больница. Первый храм в Теньках был возведен в конце XVI в. Позже на месте первой церкви была построена каменная часовня, разрушенная в начале ХХ в. Ныне существующий четырехпрестольный храм был построен в 1791-1796 гг. на средства помещика К. С. Нарышкина.
Село Теньки первоначально являлось дворцовым сельцом. В 1565 г. оно было пожаловано Свияжскому воеводе А. И. Шеину*. Вскоре село отошло свияжскому воеводе, князю Михаилу Фёдоровичу Бахтеярову-Ростовскому, но он был возвращен в Москву, и село вновь стало дворцовым.
В конце 1680-х гг. Теньки и ряд других деревень были пожалованы К. А. Нарышкину**. Это было связано с тем, что в 1689-1693 гг. страной фактически управляла мать Петра I царица Наталья Кирилловна, в девичестве Нарышкина, от которой родственники получили крупные земельные пожалования.
Часть Теньковского имения и некоторые другие земли К. А. Нарышкин выделил впоследствии в приданное дочери Татьяне (1704-1757), которая вышла замуж за князя Василия Михайловича Голицына. Основная часть земель была унаследована сыном Семёном Кирилловичем Нарышкиным. Его супруга, Мария Павловна Балк-Полевая в 1780-е гг. выкупила часть имения в Теньках.
Именно наследники Нарышкиных уступили в начале XIX в. Теньковское имение князю Сергею Сергеевичу Гагарину. В оброчных ведомостях и переписке за 1824 г. сохранилась копия документа Свияжского земского суда за 1815-1818 гг. за подписью дворянского земского заседателя Любимова о том, что купленные князем Гагариным у Нарышкина крестьяне и дворовые земли должны быть послушны новому помещику3.
Гагарины — русский княжеский род, ветвь князей Стародубских. Родоначальником был князь Михаил Иванович Голибевский, по прозвищу Гагара. Владелец Теньковских земель Сергей Сергеевич Гагарин (II)* был сыном действительного статского советника князя Сергея Сергеевича Гагарина (I)** от брака с княжной Варварой Николаевной Голицыной.
После смерти С. С. Гагарина (II) в 1852 г. наследником стал его сын, тоже Сергей***, после смерти которого в 1890 г. Теньковское имение переходит в руки его супруги княгини Веры Фёдоровны фон дер Пален (Гагариной).
Помимо Теньковского имения, Гагарины владели землями во многих центральных губерниях России — Тамбовской, Рязанской, Саратовской, Московской, Нижегородской4.
В отличие от большинства владений помещиков Гагариных Теньковское имение содержалось на оброке и барщине. В его составе находились деревни: Лабышка, Варварино, Буртасы, Новосергиево и село Теньки. Общая земельная площадь в начале XX в. достигала 13 тысяч десятин земли.
С февраля 1917 г. повсеместно начался стихийный захват усадеб и имений помещиков. Этот процесс не обошел стороной и Теньки. Свияжский уездный земельный комитет, возглавляемый И. Майоровым, вынес постановление о распределении земли, принадлежащей землевладельцам, а также их скота между крестьянами. 14 сентября крестьяне во главе с членами Теньковского земельного комитета явились в экономию к княгине Гагариной и овладели всем имуществом.
Акт описи имущества имения Гагариной был начат 15 ноября 1917 г. и закончен 2 февраля 1918 г5. Среди описанных вещей эмалированное блюдо, чайные блюдца, хрустальные вазы, графины с пробками, иконы, гардеробы, мягкие диваны, кресла, железные кровати, ковры, письменные, простые, круглые, обеденные столы, валяные сапоги и галоши6.
Несколько слов о самой усадьбе и доме Гагариных. Барский дом находился в 40 верстах от Теньковского имения, в Казани. Архивный фонд не содержит информации о расположении усадьбы в Казани в первой половине XIX в. Упоминается лишь, что при ней находились конюшня и сараи с крупным рогатым скотом, в 1842 г. во время большого городского пожара он обгорел и в 1847 г. был заново «обстроен»7.
В 1860 г. князь С. С. Гагарин (II) решил построить свой собственный дом в Казани. Он расположился во второй части города по ул. Варлаамской8. Эта постройка, к сожалению, не сохранилась.
Неизвестно, в связи с чем и в какое время встал вопрос о постройке барского дома в Теньках. В книге «Республика Татарстан: памятники истории и культуры» фиксируется, что этот дом — контора управляющего Теньковским имением. Постройка конца XVIII — начала XIX в. представляет собой двухэтажное здание в классическом стиле с элементами барокко9.
Документы Теньковской вотчинной конторы содержат план постройки барского дома в с. Теньки за 1850 г.10 Сама усадьба упоминается в документах лишь с 1846 г. К сожалению, мы не можем ответить на вопросы: кто являлся инициатором постройки, с какой целью был построен дом, когда и как долго велось строительство. Источники свидетельствуют лишь о том, что это здание первоначально не было предназначено для конторы управляющего.
К 1846 г. кирпичное здание усадьбы было уже завершено и управляющий со своей прислугой переехал в Теньки. 1851-1852 гг. явились завершающими в создании усадьбы. С этого времени начинается обустройство быта.
Здание прямоугольной формы построено в стиле классицизма. Ему присущи четкость и геометризм форм. Пятиугольная ротонда, являвшаяся лицевой частью усадьбы, — трехэтажная, но в связи с реставрацией крыши в 2003 г. третий этаж снесли. Портал усадьбы начинается с каменного крыльца, переходящего в первую комнату дома.
План постройки барского дома в Теньках за 1850 г. дает нам примерное представление о назначении тех или иных комнат в доме. Так, на первом этаже располагались кладовая, сени, кухня, пристройка, контора (видимо, кабинет управляющего). На втором этаже находились кабинет, спальня, девичья, зала, галерея, столовая и буфет. Из галереи был выход на летнюю террасу. Сама терраса была деревянная с барьерами. Она держалась на трех четырехугольных колоннах. На центральной колонне из кирпича выложена буква «Т» (обозначает, по всей видимости, название села, где располагается усадьба). В 80-х гг. ХХ в. терраса была уничтожена при пожаре.
Здание лишено украшений и имеет скромный внешний вид: толстые кирпичные стены, узкие, редко расставленные высокие окна. Пол каменный, плиты цельные, ступеньки на лестнице из природного камня.
По плану перед домом располагался сад с озером, возле дома — беседка и фонтан. Неподалеку была конюшня.
В доме жил управляющий, его обслуживала прислуга из числа теньковских крестьян. В исследованиях краеведов присутствуют воспоминания жителей с. Теньки второй половины XIX — начала XX в. Интересны воспоминания Полины Поляковой, записанные краеведом Луизой Тихоновной Батаевой: «Полину в возрасте семи лет взяли в няньки к детям управляющего поместьем. Он был из поволжских немцев. Имени его она не вспомнила. Она отмечала, что он был добрый и справедливый. Он с семьей жил в “Белом доме”, по утрам к дому приходили работники, и он распределял, кто что будет делать, давал задания. Он же следил за тем, чтобы привезли зерно, фрукты»11. Можно предположить, что территорию барского дома называли «Белым двором» или «Барским двором», так как здание было белым, и территория была обнесена белым каменным забором, который сломали в 1930-е гг.
Послереволюционная история усадьбы напоминает судьбу большинства аналогичных господских домов. После Гражданской войны в этом здании было управление совхозом «Садвинтрест». В 1932 г. сюда на бывшие помещичьи земли была переведена Татарская плодово-ягодная станция. Весь первый этаж здания занимал отдел садоводства. Усадьба стала конторой, а несколько помещений было отдано под хранилище бумаг, под бухгалтерию и лаборатории.
После войны часть помещений первого и цокольного этажа заднего фасада здания была приспособлена под магазин и склад, о чем свидетельствует до сих пор сохранившаяся вывеска. В круглой глубокой нише верхнего этажа здания с той же стороны по праздникам вывешивали портрет И. В. Сталина, а стену украшали гирляндами электрических лампочек. Старожилы села вспоминают, что в 1947 г. в комнатах первого этажа проводились уроки для первоклассников местной школы.
С 1956 г. плодово-ягодная станция в качестве отдела садоводства вошла в состав Республиканской комплексной опытной станции. В 1960-х гг. она была реорганизована в Научно-исследовательский институт сельского хозяйства, подразделением которого становится отдел садоводства12. Сейчас это здание также принадлежит Татарскому научно-исследовательскому институту сельского хозяйства.
Здание не подвергалось полноценной реконструкции и сохранилось в первоначальном виде лишь благодаря своему крепкому строению. Лишь в 2003 г. была заново перекрыта крыша здания, но при этом потерялась целостность усадьбы.
История с. Теньки и поместья Гагариных до сих пор не стала предметом специальных исследований, посвященных анализу развития помещичьего землевладения и истории жизни имения в целом. Гагарины были в числе состоятельных помещиков Российской империи и владели землями во многих центральных губерниях России. Изучением имений князей Гагариных в Тамбовской, Рязанской, Саратовской, Московской губерниях занимался ряд крупных ученых, таких, как И. Д. Ковальченко, Л. В. Милов, С. Хок. Изучение же Теньковского владения ограничивается работами краеведов.
В Национальном архиве Республики Татарстан под номером 576 хранится практически не исследованный фонд «Теньковская вотчинная контора князей Гагариных». Фонд содержит документацию с 1702 по 1917 г. Документы расположены в хронологическом порядке. Особый интерес представляют источники ХVIII в., т. е. времен владения имением князьями Нарышкиными. В дополнительной описи дела № 26 даны точная датировка дел, их краткое содержание, примечания.
Фонд содержит актовые документы, делопроизводственную документацию и деловую переписку. К делопроизводственным относятся приходно-расходные и оброчные ведомости, счета вотчинной конторы, рекрутские квитанции, рапорты, перепись, приказы по Теньковской вотчинной конторе. Данная серия документов велась бурмистром с. Теньки и отправлялась регулярно в Московскую главную контору.
Большую ценность представляют деловые письма. Это переписка бурмистра и князя Гагарина. Письма бурмистру и предписания князя в Теньковскую вотчинную контору скреплены печатью с изображением герба дворянского рода.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Покровский И. М. К истории поместного и экономического быта в Казанском крае в половине XVII века. – Казань, 1909. – С. I-V.
2. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/rus/27-8.htm.
3. НА РТ, ф. 576, оп. 1, д. 6, л. 3.
4. Ковальченко И. Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в. – М., 1967. – С. 43.
5. НА РТ, ф. 576, оп. 1, д. 59, л. 1-17.
6. Там же.
7. Там же, оп. 1, д. 36, л. 33.
8. Там же, ф. 408, оп. 2, д. 308, л. 1.
9. Республика Татарстан: Памятники истории и культуры. – Казань, 1993. – С. 92.
10. НА РТ, ф. 576, оп. 1, д. 44, л. 58 об.-59.
11. Из личного архива автора.
12. Проблемы развития садоводства и ягодоводства в Татарии. – Казань, 1981. – С. 35.
* Шеин Андрей Иванович (ум. 1568) — известный военачальник, участник походов на Казань и Ливонской войны.
** Нарышкин Кирилл Андреевич (ум. 1723) — государственный деятель, троюродный племянник Петра I. В 1695-1696 гг. — генерал-провиантмейстер в Азовском походе, в 1704-1710 гг. — комендант Пскова, 1710-1716 гг. — комендант Санкт-Петербурга, 1719-1923 гг. — московский губернатор.
* Гагарин Сергей Сергеевич (II) (1795-1852) — директор Императорских театров (1829-1833), гофмейстер (1835), обергофмейстер (1844).
** Гагарин Сергей Сергеевич (I) (1745-1798) — действительный тайный советник и действительный камергер двора Екатерины II.
*** Гагарин Сергей Сергеевич (III) (1832-1890) — полковник, шталмейстер Высочайшего двора (1883). Увлекаясь собиранием редких и изящных вещей составил знаменитую коллекцию картин. Состоял членом совета Центрального училища технического рисования барона Штиглица, с 1860 г. — почетный член Академии художеств.