Нигаматзянов И. Р. Научная деятельность Г. А. Федорова-Давыдова по изучению истории Золотой Орды

Статья освещает научную деятельность профессора Московского государственного университета, организатора и руководителя Поволжской археологической экспедиции Г. А. Федорова-Давыдова по изучению истории Золотой Орды.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
15.05.2013
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2013

Научная деятельность Г. А. Федорова-Давыдова по изучению истории Золотой Орды

Интерес Г. А. Федорова-Давыдова (1931-2000) — «патриарха золотоордынской археологии» к истории Золотой Орды определился с самого начала его научной деятельности. В 1957 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Клады золотоордынских монет (основные этапы развития денежного обращения и денежно-весовых систем в Золотой Орде XIII-XIV вв.)». Им были уточнены даты и время происхождения кладов; изложена история развития денежного обращения в Золотой Орде и постордынских государствах; обоснованы особенности состава обращения монет в различные периоды их истории; определены экономико-географические зоны денежного обращения. Позднее материалы диссертационного исследования нашли отражение в одноименной статье1.

Будучи сотрудником кафедры археологии Московского университета Герман Алексеевич в 1966 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Кочевники Восточной Европы в X-XIV вв.» Первая часть диссертации была посвящена исследованию истории материальной культуры (типологии вещей, системы датировок, каменных изваяний), а также религии, хозяйства и быта тюркоязычных кочевых племен Х-ХIV вв. Юго-Восточной Европы (печенегов, торков, половцев). Во второй части впервые в науке детально освещены улусная система Золотой Орды, взаимоотношения государственной власти с кочевой аристократией, показано сходство, часто идентичность государственного управления и всей общественной системы Золотой Орды и постордынских государств. Позднее работа была издана двумя книгами «Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов» и «Общественный строй Золотой Орды»2.

В 1957 г. при Институте истории материальной культуры АН СССР (ныне Институт археологии РАН) создается Поволжская археологическая экспедиция (ПАЭ), главной задачей которой было изучение золотоордынских городищ на Нижней Волге. Организаторами этой экспедиции были А. П. Смирнов и Г. А. Федоров-Давыдов.

Осенью 1958 г. А. П. Смирнов и Г. А. Федоров-Давыдов провели разведочную поездку, которая позволила оценить перспективу археологического изучения золотоордынских городов Нижнего Поволжья. Затем золотоордынский отряд Нижне-Донской экспедиции произвел осмотр Царевского городища Сталинградской (Волгоградской) области3. Учеными было составлено описание городища, очерчен его приблизительный план, визуально прослежены некоторые оборонительные сооружения, загородные поселения, остатки древних каналов. Были высказаны предварительные замечания о топографии города. Осмотр городища показал, что «план А. А. Терещенко, производивший первые раскопки на городище в XIX в., довольно точен и заслуживает самого внимательного к себе отношения. Однако, необходимо его дополнить и уточнить аэрофотосъемкой городища и его окрестностей (от Ленинска вдоль Ахтубы по направлению к г. Цареву)»4.

В результате проведенных наблюдений было выявлено, что культурный слой прекрасно сохранился почти на всем пространстве городища, за исключением районов, прилегающих к г. Цареву, и не погиб для науки, как считалось раньше. В итоговом отчете исследователи писали, что «раскопки на этом памятнике представляются нам чрезвычайно перспективными, и необходимо их начать в самое ближайшее время. Первым этапом работ на городище должны быть раскопы в тех участках городища, где спокойное залегание культурного слоя позволит разобраться в стратиграфии городища и выделить основные характерные признаки напластований различных периодов жизни городища»5.

Среди находок было выявлено много керамики, изразцов, кирпичей, монет, обломков стекла, медных и железных предметов. Отрядом также было произведено определение 53 сохранившихся серебряных монет клада, который был найден учениками Царевской школы за несколько месяцев до работ экспедиции6.

После работ на Царевском городище отряд переехал в г. Азов. Здесь были осмотрены все сохранившиеся сооружения XIV-XVII вв.7

В журнале «Советская археология» Г. А. Федоров-Давыдов и А. П. Смирнов опубликовали программную статью «Задачи археологического изучения Золотой Орды», в которой были намечены стратегические перспективы изучения памятников и предполагаемая тематика конкретных исследований по истории и культуре Золотой Орды8. После постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в татарской партийной организации» и последовавшей за ней научной сессией АН СССР 25-26 апреля 1946 г. история Золотой Орды стала фактически запретной и «гиблой» тематикой, и ее освещение было тенденциозным9. В связи с этим современные исследователи считают, что публикация этой статьи А. П. Смирновым и Г. А. Федоровым-Давыдовым была актом гражданского мужества10.

Важнейшую проблему изучения Золотой Орды авторы видели в анализе социально-экономической структуры золотоордынского общества11. Ими были поставлены следующие задачи: археологическое изучение золотоордынского города, установление периода его максимального развития, выявление причин упадка государства, изучение ремесленного производства, денежного дела, истории торговли, погребений средневековых кочевников, социальной структуры и терминологии Золотой Орды и др.12

С 1959 г. начинается археологическое изучение нижневолжских золотоордынских городищ. До этого, за исключением раскопок А. В. Терещенко в XIX в. на Царевском городище, эпизодических раскопок Ф. В. Баллода на некоторых золотоордынских поселениях, систематических исследований в Болгарском городище, а также незначительных исследований в Азове, Крыму, Мохше, в Старом Орхее и на других объектах, крупномасштабных и целенаправленных археологических исследований памятников эпохи Золотой Орды не проводилось13.

На рубеже 1950-1960-х гг. в Нижнем Поволжье основным объектом работ Поволжской археологической экспедиции стало Царевское городище (Волгоградская область, Новый Сарай). К исследованиям подключается Казанский государственный университет, отрядами которого руководил И. С. Вайнер, а затем А. Г. Мухамадиев14.

Во второй половине 1960-х гг. на территории Нижнего Поволжья ПАЭ значительно расширила круг исследований. Основным объектом работ по-прежнему оставалось Царевское городище, на котором велись широкомасштабные раскопки. Но уже с середины 1960-х гг. начались разведочные, а затем стационарные исследования на Селитренном городище (Сарай-Бату). С 1967 г. объектом раскопок стало Водянское городище (Бельджамен). Разведочные работы велись и на других золотоордынских объектах региона. К концу 1960-х гг. центр работ ПАЭ стал смещаться в бассейн Нижнего Поволжья. Одновременно велись раскопки на трех крупных средневековых городищах16.

С начала 1970-х гг. ПАЭ продолжала исследовать территорию Среднего и Нижнего Поволжья. В Нижнем Поволжье раскопки шли на Селитренном и Царевском городище, но основные работы экспедиции были сосредоточены на Водянском городище, где раскапывался комплекс мечети XIV в.16

Активное промышленное освоение нижневолжского региона заставило ПАЭ заняться изучением тех археологических памятников, которые попадали в зоны строительства и могли быть утрачены. В Черноярском районе Астраханской области в ходе строительства первой очереди Калмыцко-Астраханской рисовой оросительной системы возникла опасность затопления и исчезновения большого количества древних курганов. Новые задачи привели к резкому расширению фронта работ экспедиции17.

С 1975 г. основным объектом исследований Поволжской археологической экспедиции становится Селитренное городище. Здесь изучаются гончарный квартал и усадьбы в черте города. Производилось также обследование памятников XIII-XIV в. у с. Лапас Астраханской области18.

В последующие годы параллельно продолжались раскопки курганов в Астраханской области. 1989 г. был последним годом, когда Г. А. Федоров-Давыдов лично присутствовал на раскопках Селитренного городища. В 1990-2000 гг. он лишь консультировал своих учеников, продолжавших исследования на территории Нижней Волги19.

В результате многолетних исследований Г. А. Федоровым-Давыдовым и его учениками были разработаны основные направления археологического изучения золотоордынской культуры. Под его руководством сложился творческий коллектив (Н. М. Булатов, В. Л. Егоров, А. Г. Мухамадиев, Ю. А. Зеленеев, М. Д. Полубояринова, Э. Д. Зиливинская, Л. Т. Яблонский и др.), детально изучавший различные аспекты золотоордынской культуры, вопросы этнического состава городов Золотой Орды, их историческую географию. Материалы Поволжской археологической экспедиции были полностью опубликованы в различных научных изданиях20.

В результате работ ПАЭ была осуществлена классификация золотоордынских жилищ, до этого практически неизвестных. Материалы выявленных и изученных жилищ и усадеб позволили проследить степень социальной стратификации населения Золотой Орды. Кроме жилых зданий ПАЭ исследовались мечети, медресе и бани, а также система водоснабжения городов.

Было установлено, что размеры золотоордынских городских усадеб значительны и превосходят усадьбы существовавших параллельно русских средневековых городов. Г. А. Федоров-Давыдов связывал это с отсутствием в золотоордынских городах в течение долгого времени оборонительных сооружений21. Сильная центральная власть создавала такую обстановку, что города могли обойтись без фортификации. Только во второй половине XIV в., когда обострились междоусобицы, у некоторых городов Золотой Орды появились укрепления.

Исследование золотоордынских погребений дало новые данные по этнической истории и антропологии золотоордынских городов Нижнего Поволжья. По мнению Л. Т. Яблонского, во многом благодаря инициативе Г. А. Федорова-Давыдова Нижнее Поволжье в палеоантропологическом отношении стало одним из наиболее исследованных регионов России22.

Значительное внимание было уделено изучению золотоордынского ремесла. Впервые была создана классификация всех видов керамических и стеклянных изделий, архитектурного декора и другого археологического материала из культурного слоя нижневолжских золотоордынских городов.

По мнению Г. А. Федорова-Давыдова, Золотая Орда представляла симбиоз двух миров — городской цивилизации и степной стихии кочевников, со своей специфической культурой и особым строем общества. Рассматривая историю существования степных городов в контексте политического развития золотоордынского государства, исследователь показал, что расцвет городской жизни приходился на период жесткой централизации государства, сильной ханской власти. Как только она стала не способной поощрять и поддерживать ремесло и торговлю (основу экономики), городская жизнь пришла в упадок.

Плодотворная работа Поволжской археологической экспедиции за 40 лет дала богатейший материал. Были окончательно опровержены представления о Золотой Орде как о государстве преимущественно кочевом, с малочисленными городами, слабо развитой торговлей и ремеслом.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Федоров-Давыдов Г. А. Клады джучидских монет (Основные периоды развития денежного обращения в Золотой Орде) // Нумизматика и эпиграфика. – М., 1960. – T. I. – C. 94-192.

2. Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. – М., 1966. – 275 с.; Он же. Общественный строй Золотой Орды. – М., 1973. – 177 с.

3. Федоров-Давыдов Г. А. Отчет об археологической разведке произведенной на Царевском городище Сталинградской обл. и в г. Азове Ростовской обл. Золотоордынским отрядом Нижне-Донской экспедиции // Архив Института археологии Российской академии наук, Р-1, № 1715, 10 л.

4. Там же, л. 8.

5. Там же.

6. Там же, л. 8-9.

7. Там же, л. 10.

8. Смирнов А. П., Федоров-Давыдов Г. А. Задачи археологического изучения Золотой Орды // Советская археология. – 1959. – № 4. – С. 128-134.

9. Татарская энциклопедия. – Казань, 2008. – Т. 4. – С. 377-378.

10. Сингатуллина А. Г. Г. А. Федоров-Давыдов как нумизмат // Федоров-Давыдов Г. А. Денежное обращение Золотой Орды. – М., 2003. – С. 285.

11. Смирнов А. П., Федоров-Давыдов Г. А. Указ. соч. – С. 130; Федоров-Давыдов Г. А. Четверть века изучения средневековых городов Нижнего Поволжья // Советская археология. – 1984. – № 3. – С. 84.

12. Смирнов А. П., Федоров-Давыдов Г. А. Указ. соч. – С. 128-134.

13. Там же. – С. 129.

14. Дворниченко В. В., Егоров В. Л., Зеленеев Ю. А. Поволжская археологическая экспедиция: история создания, организация и основные результаты исследований // Поволжье и сопредельные территории в средние века. Памяти Г. А. Федорова-Давыдова. (Труды ГИМ. Вып. 135). – М., 2002. – С. 71-79; Полубояринова М. Д., Дворниченко В. В. Федоров-Давыдов Герман Алексеевич // Энциклопедический словарь Московского университета. Исторический факультет. – М., 2004. – С. 487.

15. Дворниченко В. В., Егоров В. Л., Зеленеев Ю. А. Указ. соч. – С. 71-79.

16. Там же. – С. 71-79.

17. Федоров-Давыдов Г. А. В древней дельте Волги (из работ Поволжской археологической экспедиции) // Путешествие в древность. – М., 1983. – С. 52; Дворниченко В. В., Егоров В. Л. Г. А. Федоров-Давыдов и Поволжская археологическая экспедиция // Поволжье в средние века: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Германа Алексеевича Федорова-Давыдова (1931-2000). – Н. Новгород, 2001. – С. 17; Полубояринова М. Д., Дворниченко В. В. Указ. соч. – С. 487.

18. Дворниченко В. В., Егоров В. Л. Указ. соч. – С. 16-17; Дворниченко В. В., Егоров В. Л., Зеленеев Ю. А. Указ. соч. – С. 71-79.

19. Зеленеев Ю. А. Герман Алексеевич Федоров-Давыдов и изучение Селитренного городища // Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве: Материалы V Международной конференции «Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве», посвященной памяти Г. А. Федорова-Давыдова (г. Астрахань, 2-6 октября 2011 г.). – Казань, 2011. – С. 5.

20. Поволжье в средние века // Материалы и исследования по археологии СССР. – М., 1970. – Вып. 164. – 226 с.; Древности Астраханского края. Труды Поволжской археологической экспедиции. – М., 1977. – Вып. 4. – 195 с.; Федоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. – М., 1994. – 232 с.; Он же. Некоторые итоги изучения городов Золотой Орды на Нижней Волге // Татарская археология. – 1997. – № 1. – С. 92-93.

21. Федоров-Давыдов Г. А. Раскопки Поволжской археологической экспедицией золотоордынских городов на Нижней Волге // Материалы и исследования по археологии Поволжья. – Йошкар-Ола, 1998. – Вып. 1. – С. 9.

22. Яблонский Л. Т. Значение материалов Поволжской археологической экспедиции для понимания проблем этногенеза народов Поволжья // Поволжье в средние века: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Германа Алексеевича Федорова-Давыдова (1931-2000). – Н. Новгород, 2001. – C. 29.

Другие статьи
Публикация посвящена 95-летию со дня подписания В. И. Лениным декрета «О реорганизации и централизации архивного дела в Российской Советской Федеративной Социалистической Республик
Статья посвящена судьбе русского посланника в Швеции в годы Северной войны князя А. Я. Хилкова
В публикации на основе документов отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Лобачевского К(П)ФУ рассматривается развитие частного владения семьи служилых татар Асановых
Приводятся отрывки из рукописей известного казанского миссионера, просветителя, тюрколога и исламоведа Н. И. Ильминского. Они раскрывают малоизвестные аспекты материальной и духовн
В статье говорится о создании первого в Российской империи специализированного периодического издания для мусульманок «Алеми нисван» (Женский мир). Организатором и редактором журна
В статье рассматривается отношение крестьянства Казанской губернии к деятельности правительственных и местных органов власти, осуществлявших землеустроительную политику в начале ХХ