Н. А. Федорова, И. И. Ханипова. «Будни эвакогоспиталя № 3645» (Воспоминания Л. Ф. Горбачевой о военном детстве)

Публикация посвящена воспоминаниям современника Великой Отечественной войны, рассказывающим о буднях Казанского эвакогоспиталя № 3645. Авторы размышляют о терминологии относительно документов личного происхождения (или – эго-документов), показывают значимость выявления и опубликования документов, хранящихся в личных (семейных) архивах. Введение в научный оборот такого рода источников немаловажно, поскольку, несмотря на субъективное изложение истории в эго-документах, события предстают перед читателями так, как отразились в сознании современников. Воспоминания Л. Ф. Горбачевой, предлагаемые вниманию читателей, написаны в середине 1990-х гг., когда в российском обществе активное развитие получает региональная и локальная история, возрастает интерес к «живым» свидетельствам, позволявшим реконструировать не-государственную, не-партийную историю. Мемуары, написанные без лишних эмоций и личных амбиций, зафиксировавшие в основном общественно-значимые события, позволяют в деталях увидеть не только проявления идеологии, военную повседневность, но и уровень духовной жизни подрастающего поколения, да и советского человека в целом.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
22.12.2017
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2017

Аннотация

Публикация посвящена воспоминаниям современника Великой Отечественной войны, рассказывающим о буднях Казанского эвакогоспиталя № 3645. Авторы размышляют о терминологии относительно документов личного происхождения (или – эго-документов), показывают значимость выявления и опубликования документов, хранящихся в личных (семейных) архивах. Введение в научный оборот такого рода источников немаловажно, поскольку, несмотря на субъективное изложение истории в эго-документах, события предстают перед читателями так, как отразились в сознании современников. Воспоминания Л. Ф. Горбачевой, предлагаемые вниманию читателей, написаны в середине 1990-х гг., когда в российском обществе активное развитие получает региональная и локальная история, возрастает интерес к «живым» свидетельствам, позволявшим реконструировать не-государственную, не-партийную историю. Мемуары, написанные без лишних эмоций и личных амбиций, зафиксировавшие в основном общественно-значимые события, позволяют в деталях увидеть не только проявления идеологии, военную повседневность, но и уровень духовной жизни подрастающего поколения, да и советского человека в целом.

 

 

Abstract

The article is devoted to the reminiscences of a contemporary of the Great Patriotic War, narrating of the daily routine of Kazan Clearing Hospital no.3645. The authors cogitate of the terminology in terms of personal provenance documents (ego-documents), show the significance of the identification and publishing of the documents kept in private (family) archives. Introduction into scientific discourse of such kind of sources is of no small importance, since, despite the subjective narration of the history in ego-documents, the events appear before the readers the way they were reflected in contemporaries’ consciousness. The reminiscences of L. F. Gorbacheva found hereby are written in the mid1990s, when the regional and local histories were being actively developed in the Russian society and the interest towards the “living” proofs increased, which makes it possible to reconstruct a non-state, non-party history. The memoirs, written without unwanted emotions and personal ambitions, and having fixed mainly worthwhile events, allow us to see in detail not only the ideology manifestations and the military daily life, but also the standard of the spiritual life of the rising generation, as well as the Soviet person in whole.

 

 

Ключевые слова

Воспоминания, детство, Великая Отечественная война, госпиталь № 3645, Татарская АССР.

 

Keywords

Reminiscences, childhood, The Great Patriotic War, Hospital no.3645, the Tatar ASSR.

 

Советская историография, классифицируя источники, традиционно выделяла документы личного происхождения в отдельную группу. К ним относились дневники, письма, воспоминания и другие виды эпистолярного наследия. Все чаще в современных публикациях российских и зарубежных историков стал употребляться термин «эго-документы». В чем разница этих двух понятий?

Несмотря на то, что впервые термин «эго-документ» был предложен более 70 лет назад до сих пор идут дискуссии о его понятийном определении, о признаках, по которым тот или иной документ может быть отнесен к рассматриваемой категории1. В свете информационной теории любой документ, созданный человеком, может быть рассмотрен как «эго-документ», поскольку несет на себе элемент субъективности. Одно не вызывает сомнений – личные воспоминания свидетеля или участника тех или иных событий всегда являются ценным историческим документом личного происхождения (или – эго-документом).

Как справедливо подчеркивает исследователь А. Ассман, характеризуя современное состояние мемориальной культуры, являющейся «несущей опорой гражданского общества», сегодня это общество переживает конец «эпохи очевидцев», игравших роль посредников, служивших связующим мостом между историей как личным опытом и просто дидактическим материалом2. Уходят из жизни носители памяти, но иногда историкам открывается возможность соприкосновения с прошлым через призму личностного взгляда, через личностные впечатления, сохраненные в воспоминаниях, записках, письмах, фотографиях и прочих документах личного происхождения. В связи с этим опубликование документов, хранящихся в семейных архивах и раскрывающих частное видение значимых событий в истории страны, является непреходяще актуальным и важным.

Автор предлагаемых вниманию читателя записок – Любовь Федоровна Горбачева (1928-2013) родилась в семье служащих г. Ульяновска. В 1935 г. семья переехала в Казань. После окончания средней общеобразовательной школы № 20 г. Казани Л. Ф. Горбачева поступила на исторический факультет Казанского государственного педагогического института, который окончила в 1949 г. Медиевист М. Д. Бушмакин предлагал ей продолжить учебу в аспирантуре, однако материальные трудности не позволили продолжить образование. Всю свою жизнь Л. Ф. Горбачева проработала в школе (сначала в 15-й, затем в 18-й) преподавателем истории.

Что касается воспоминаний, то они появились в середине 1990-х гг. по просьбе студентов исторического факультета Казанского университета, собиравших материал по истории Великой Отечественной войны. Как известно, Казань была важным тыловым центром. Сюда были эвакуированы институты и лаборатории Академии наук СССР, государственные архивы, ряд военных и промышленных предприятий, кроме того, здесь были развернуты эвакогоспитали. Последние и были объектом чьей-то курсовой работы. Защита курсовой состоялась и без воспоминаний Л. Ф. Горбачевой. Они так и остались невостребованными в блокноте в ящике письменного стола вместе с бережно хранимыми фотографиями работников госпиталя. Надо заметить, что предлагаемый текст не был рассчитан на широкую читательскую аудиторию. Скорее, он должен был подтолкнуть студентов-историков к поиску архивных данных.

Как попала девочка-подросток на работу? Голод привел. Любовь Федоровна, смеясь, называла свое поколение обезжиренным, обессахаренным. По возрасту она не могла быть принята в штат сотрудников эвакогоспиталя и работала там «за обед». Параллельно юная школьница прошла обучение на курсах медсестер лечебной физкультуры (ЛФК), собиралась на фронт, но война подходила к концу и призыва девушек не было.

Воспоминания Л. Ф. Горбачевой рассказывают о повседневных буднях эвакуационного госпиталя № 3645 отдела госпиталей Народного комиссариата здравоохранения ТАССР. Безусловно, воспоминания об эвакогоспиталях г. Казани, фотографии медперсонала госпиталей уже знакомы читателям3. Однако, публикуемые ниже записки повествуют о пережитом в годы войны девочкой-подростком, выявляют детали и приметы того времени. При этом она не пишет о трудностях, о смерти, об ампутированных конечностях. Вряд ли это можно приписать избирательности памяти. Скорее всего, это сознательный подход к тому, что следует сохранить в памяти тех, кто не пережил этого времени.

Л. Ф. Горбачева пишет без эмоционального окраса, в тексте практически отсутствуют прилагательные. Автор демонстрирует нам будничность своих воспоминаний, стараясь показать фактическую сторону дела. Это довольно редкое явление в мемуаристике. Обращает на себя внимание внутренняя позиция автора, сопричастность к лечебному заведению – «наш госпиталь», «у нас», стремление, несмотря на юный возраст, внести свою лепту в общее дело Победы.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Dekker R. M. Jacques Presser's heritage. Egodocuments in the study of history // Memoria y Civilización. Anuario de Historia. – 2002. – № 5. – pp. 13-14; История в эго-документах: Исследования и источники. – Екатеринбург: Издательство «АсПУр», 2014. – 368 с.

2. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. – М.: Новое литературное обозрение, 2016. ‒ С. 9, 11.

3. Хирургом сделала война (Воспоминания З. З. Мухаметовой) // Солдат спасенный помнит вас. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. – С. 188-193; Мусина Р. Н. Эвакогоспиталь: фото на память // Казанские ведомости. – 2015 (23 апреля). – № 57. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kazved.ru/article/60402.aspx (дата обращения 24.09.2017); Недетские воспоминания детей войны // Казанские ведомости. – 2015 (23 июня). – № 57. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kazved.ru/article/61979.aspx; Здания эвакогоспиталей в Татарстане (1941-1945): Фотоальбом / Авт.-сост. Р. Р. Салахиев, М. Ю. Салахиева, А. А. Александров. – Казань: Изд-во «Отечество», 2015. – 164 с., илл.

 

 

№ 1. Из воспоминаний Л. Ф. Горбачевой о буднях эвакогоспиталя № 3645

Середина 1990-х гг.

С первых лет войны Казань была городом, близким к фронту. 1941-1942 годы – это битвы под Москвой и Сталинградом. Все школы и институты города были заняты под госпитали. В нашем районе школы № 3, 15, 19, 20, 24, два здания Педагогического института, где сейчас Суворовское училище, фак[ультет] физвоспитания на ул. Карла Маркса[*] (были отданы под госпитали).

Госпитали были переполнены, автобусы с ранеными поступали с вокзала круглосуточно. Не во всех госпиталях было благополучно с обслуживающим персоналом, бывали хищения одеял, пост[ельного] белья, теплых халатов. В госпиталь проносили спирт, алкогольные напитки (самогон) и выменивали у раненых на вещи.

Моя мама, Горбачева Евдокия Андреевна, работала старшим преподавателем истории в пединституте, была лектором-международ[ником] от общества «Знание» и часто выступала на предприятиях, рассказывая о положении на фронтах. Она была членом бюро горкома ВКП(б). В конце 1942 года партийным решением ее направляют на работу в эвакогоспиталь № 3645.

Госпиталь занимал здание гостиницы «Совет» на ул. Баумана**. Госпиталь прославился плохой дисциплиной. Там было все – воровство, пьянство, уход без разрешения в город. Надо было налаживать дисциплину и работу. Маме предлагали воинское звание и обещали всякую поддержку. Она колебалась недолго, и вот назначение. Она становится замес[тителем] нач[альника] госпит[аля] по полит[ической] части и секретарем парторганизации.

Ей выделили кабинет с диваном, кроватью и письм[енным] столом. В ее кабинете стоял огромный железный сейф с тремя замками. Все прибывающие раненые сдавали ей под расписку партийные и комсом[ольские] билеты, награды, разные документы и часто настоящее оружие – трофейные наганы, пистолеты и другие ценные вещи. Все это хранилось в сейфе. При выписке из госпиталя все возвращалось назад, также под расписку.

Начинать нашему замполиту пришлось с наведения строгой дисциплины среди раненых и медперсонала. Собрания проходили каждый день, разбор поведения со всей строгостью вплоть до увольнения. Начальник госпиталя Кудрин Виктор Федорович, майор медицинской службы, во всем положился на своего замполита, т[ак] к[ак] был занят добыванием оборудования для физкабинета, получением инструментов из медико-инстр[ументального] завода. Нужно было много всего по хозяйству – кровати, постельные принадл[ежности], белье, халаты. Все это он взял на себя.

Дисциплина налаживалась не сразу. Запретили выходить в город ходячим больным, посещения раненых перенесли в кинозал, чтобы в палатах было чисто и из боязни инфекций. Коллектив активно поддерживал своего замполита и все постепенно налаживалось. Вскоре начались соревнования между отделениями, по итогам которых отмечали лучших. И вот первая долгожданная победа. К 23 февраля, ко Дню Сов[етской] Армии наш госпиталь получил переходящее Красное знамя как лучший среди госпиталей города.

Встреча победителей была торжественной, кто был на ногах ‒ стояли в коридорах, знамя пронесли по всем палатам и показали лежачим больным. Гремело «Ура!». Потом знамя какое-то время было в клубе, а хранилось в кабинете начальника [госпиталя]. Эта победа вдохновляла всех. По праздникам знамя выносили в клуб и главное, что до конца войны никто это знамя у нашего госпиталя не отвоевал. Три года госпиталь был Краснознаменным.

Мы, дети работников госпиталя, старались помогать родит[елям]. Мы писали письма для раненых, читали им вслух книги, статьи из газет, помогали убираться в палатах, водили раненых на лечение по кабинетам и просто выслушивали их рассказы о боях. Была организ[ована] художественная самодеятельность. Мы пели, танцевали, ставили пьесы о войне.

Шефами нашего госпит[аля] были актеры драм[атического] театра им. Качалова. Они почти каждый выход[ной] день выступали у нас. Нашей самодеят[ельности] давали костюмы. В палатах лежач[их] б[оль]ных декларировали стихи и пели песни. Артисты дарили б[оль]ным свои фотографии в костюмах из каких-нибудь спектаклей. Шефами руководила Вера Иван[овна] Пушкарская. В госпиталь приходили все ведущие актеры театра – Г. Ардаров, Н. Якушенко, Е. Жилина, А. Гусев, Л. Милова. Они играли маленькие пьесы Чехова. В. И. Пушкарская вовлекла в самодеятельность выздоравливающих раненых. Она организ[овала] женскую часть шеф[ской] группы. Из пошивочного цеха театра они взяли красивые лоскуты и нашили кисеты. Да так много, что всем раненым досталось по два. Они тоже соревн[овались] – на самый красивый кисет.

Когда я заболела от худосочия и голода фурункулезом, меня лечила необыкновен[но] умный, терпеливый, знающий врач, нач[альник] одного из отдел[ений] госп[италя] Таисия Ефимовна Зудочкина. Лекарств, таких как антибиот[ики], тогда не было, и меня замучили чирьи. Вонючая мазь Вишневского была моим спасением, и еще я лежала под кварцем. Таисия Еф[имовна] меня выхаживала. Мама подружилась с ней с самого начала своей работы, а я – с ее дочерью Ритой****. И вот с тех пор наша дружба продолжается.

Уже нет в живых наших дорогих мам, а мы с Ритой – все дружим. Часами вспоминаем войну, госпиталь. Как из школы бежали в клуб, кино, где энтузиаст и мастер своего дела Нина Минова приносила такие фильмы как «Большой вальс», «Актриса», где все забывали свои боли и невзгоды, и тихо ждали, когда перемотают пленку. Фильмы шли по частям, часто пленку надо было склеивать, она быстро изнашивалась и рвалась. Один и тот же фильм смотрели по многу раз, реплики артистов, песни знали наизусть. В кон[це] войны Нина М[инова] вышла замуж за капитана Володю Маслякова и уехала из Казани в Ташкент, где находилась их воин[ская] часть.

Лежали у нас в госпитале и раненые казанцы. Это Борис Нойсс, впосл[едствии] писатель и журналист. Брат Г. Н. Вульфсона, будущего профессора КГУ, Михаил, кот[орый] после окончания КГУ стал геологом-нефтяником. Был ран[еный] больной Жора Веригин. Из госп[италя] он отпр[авился] на фронт, но был снова ранен и отправлен в Казань. В нач[але] 1945 г. я застала в госп[итале] невероятное оживление, оказ[алось] – у нас опять Жора. Весь персонал госпиталя встретил его как родного. Он был тяжело ранен, а все просил, чтоб лечили лучше и быстрее хотел на фронт. Но война закончилась, и день Победы он встречал с нами.

В 1944 г. летом я окончила (мне 16 лет) курсы медсестер лечебной физ[культу]ры и до конца войны работала в госпитале, занимаясь лечебной физкультурой. Было много раненых, у кот[орых] не разгибались руки с ладоней и до плеч. Надо было массировать и разгибать все суставы, привязывать подушечки между суставами. У нек[оторых] не открывался рот. Был набор специальных пробок, кот[орые] ввинчивали между зубами и тем самым заставляли работать челюсть. […] Много было неходячих больных. Я работала в палатах. Помощь была явная и нужная.

Зарплату я не получала, она была маленькая. По моей просьбе меня поставили на довольствие, и я получала обед и ужин вместе с другими работниками. Это было значительнее. Обед из двух блюд и ужин. Иногда я брала еду домой, где меня ждал голодный котенок.

Утром школа – 9-10-й класс, а с двух часов работа в госпитале. Если были поступления [раненых], то все дежурили и ночью. Почему-то чаще автобусы с ранеными приходили по ночам. Темный, без освещ[ения] город, с вокзала медленно ползут по нечищен[ным] улицам большие голубые автобусы, бывшие когда-то пассажирскими. В два этажа сидят и лежат раненые, многие стонут, многие с высокой температурой. Работники госпиталя все ждут, часто дежурят работники канцелярии и столовой, помогают ходячие больные и мы, дети персонала.

Раненых надо выводить, выносить на носилках – сначала в санпропускник, где в раздевалке с них снимают все грязное, затем они поступают в помывочный зал. Там скамьи, души, тазы, мочалки, мыло. Девочки не стесняясь моют, стригут, бреют раненых, потом одевают чистое белье, халаты, тапочки и разводят по пал[ата]м. Тут опять сложность – большая лестница (три этажа), [помогали] костыли, санитары, медсестры. Носилки с лежащими несли по 3-4 человека, лестница крутая и высокая. На втором этаже перевязочная и операционная, врачи определяют степень ранения и направляют дальше. В операционной несколько столов, иногда приходилось срочно оперировать. В палатах ставили дополнительные кровати вплотную. Занимали физкабинет и иногда даже часть зала.

Кабинет моей мамы, замполита и парторга называли партком. Однажды я подошла к двери и услышала ее сердитый голос: «Еще раз узнаю, и пойдешь под трибунал». Как и за что такое предупр[еждение] получил больной, я так и не узнала.

В 1944-1945 гг. многие молодые служащие вышли замуж и уехали. Долго все переписывались, даже когда госпиталь закрыли. Расставание было тяжелым. В самые тяжелые годы люди были вместе, помогали друг другу. У нас хранится список и адреса тех, кто всю войну проработал в госпитале. В послевоенные годы многие приходили к нам в гости. Особенно мы дружили с зам[естителем] главного врача Т. Е. Зудочк[иной], санитаркой Хватовой Панной, врачом Кадыровой и другими. С дочерью Т. Е. Зуд[очкиной] Ритой мы до сих пор дружим и стараемся, чтобы и дети наши дружили. […]

Из личного архива Л. Ф. Горбачевой. Рукопись.

 

№ 2. Список сотрудников эвакогоспиталя № 3645 г. Казани,

работавших до расформирования госпиталя***

Вторая половина 1940-х гг.

Фамилия, имя, отчество

Занимаемая должность

Выполняемая работа после расформирования госпиталя

1.

Кадырова Ляля Абурак[…] (1912 г. р.)

начальник

I отдел[ения], лечащий врач, капитан мед. службы

врач поликлиники

2.

Мухамедова Зора Зиганш[…] (1907 г. р.)

лечащий врач, ст. лейтенант мед. службы

врач поликлиники

3.

Царева Валентина Яковл[евна]

зав. лабораторией

доцент, врач-инфекционист

4.

Лебедева Феня Давыдовна

врач-стоматолог

врач

5.

Биктеева Фатыма Халитов[на]

операционная сестра

медицинская сестра

6.

Архипова Серафима Сергеев[на]

медицинская сестра

I отделения

медсестра в глазной клинике

7.

Иванова Нина Васильевна

старшая сестра III отделения

процедурная сестра клиники им. Вишневского

8.

Николаева Софья Петровна

медицинская сестра

лаборант КГПИ

9.

Шминдова Ал[ександ]ра Ефимовна

зав. кабинетом физиотерапии

врач санат[ория]

10.

Мазягина Наталья

санитар[ка] I отделения

санитарка 7-й поликлиники

11.

Герасимова Мар[ия] Дмитр[иевна]

санитарка

рабочая завода

12.

Горбачева Евдокия Андреев[на]

парторг, пропагандист

старший преподаватель КГПИ

Из личного архива Л. Ф. Горбачевой. Рукопись.

 

Список литературы

Ассман, А. Новое недовольство мемориальной культурой. – М.: Новое литературное обозрение, 2016. ‒ 232 с.

Здания эвакогоспиталей в Татарстане (1941-1945): Фотоальбом / Авт.-сост.: Р. Р. Салахиев, М. Ю. Салахиева, А. А. Александров. – Казань: Изд-во «Отечество», 2015. – 164 с., илл.

История в эго-документах: Исследования и источники. – Екатеринбург: Издательство «АсПУр», 2014. – 368 с.

Хирургом сделала война (Воспоминания З. З. Мухаметовой) // Солдат спасенный помнит вас: сб. воспоминаний выпускников Казанского ГМИ 1941 г., очерки о них / Лит. запись Е. Н. Громовой, сост. С. Н. Красильников. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. – 198 с.

Dekker R. M. Jacques Presser's heritage. Ego-documents in history study // Memoria y Civilización. Anuario de Historia. – 2002. – № 5. – P. 13-14.

 

References

Assman A. Novoe nedovolstvo memorialnoy kulturoy [New dissatisfaction with the memorial culture. In Russ.]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie publ., 2016, 232 p.

Dekker R. M. Jacques Presser's heritage. Ego-documents in history study. Memoria y Civilización. Anuario de Historia, 2000, № 5, pp. 13-14.

Hirurgom sdelala voyna (Vospominaniya Z. Z. Muhametovoy) [The war made me a surgeon (The reminiscences of Z. Z. Mukhametova. In Russ.]. IN: Soldat spasenniy pomnit vas: sb. vospominaniy vypusknikov Kazanskogo GMI 1941 g., ocherki o nih. Lit. zapis E. N. Gromovoy, sost. S. N. Krasilnikov [E. N. Gromovа (literary processing), S. N. Krasilnikov (comp.by). The rescued soldier remembers you: collection of memoirs of 1941 Kazan GMI graduates, essays about them. In Russ.]. Kazan: Izd-vo Kazan Un.  publ., 1990, 198 p.

Istoriya v ego-dokumentah: Issledovaniya i istochniki [History in ego-documents: research and sources. In Russ.]. Ekaterinburg, Izdatelstvo “AsPUr” publ., 2014, 368 p.

Zdaniya evakogospitaley v Tatarstane (1941-1945): Fotoalbom. Avt.-sost.: R. R. Salahiev, M. Yu. Salahieva, A. A. Aleksandrov [R. R. Salakhiev, M. Yu. Salakhieva, A. A. Aleksandrov (comp.by). Buildings of clearing hospitals in Tatarstan (1941-1945): Photo album. In Russ.]. Kazan, Izd-vo “Otechestvo” publ., 2015, 164 p., ill.

 

Сведения об авторах

Федорова Наталия Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент, Казанский федеральный университет, e-mail: nfjodoro@yandex.ru.

 

Ханипова Ильнара Ильдусовна, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, e-mail: ihanipova@mail.ru.

 

About the authors

Nataliya A. Fedorova, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Kazan Federal University, e-mail: nfjodoro@yandex.ru.

 

Ilnara I. Khanipova, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher at Sh. Mardzhani Institute of History of Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, e-mail: ihanipova@mail.ru.

 

В редакцию статья поступила 05.10.2017 г., опубликована:

Федорова Н. А, Ханипова И. И. «Будни эвакогоспиталя № 3645» (Воспоминания Л. Ф. Горбачевой о военном детстве) // Гасырлар авазы ‒ Эхо веков. ‒ 2017. ‒ № 3/4. ‒ С. 219-229.

 

Submitted on 05.10.2017, published:

Fedorova N. A., Khanipova I. I. “Budni evakogospitalya № 3645” (Vospominaniya L. F. Gorbachevoy o voennom detstve) [“The daily routine of clearing hospital no. 3645” (The reminiscences of L. F. Gorbacheva of her military childhood). In Russ.]. IN: Gasyrlar avazy ‒ Eho vekov, 2017, no. 3/4, pp. 219-229.

 


[*] В 1990-е гг. здание бывших высших женских курсов по ул. К. Маркса, д. 74 занимал факультет физвоспитания КГПУ (здесь и далее подстрочные примечания авторов вступительной статьи).

** В воспоминаниях речь идет лишь об одном из зданий эвакуационного госпиталя № 3645. В годы войны он занимал несколько помещений – здание гостиницы «Совет» по ул. Университетская, д. 7/80 (ныне ‒ гостиница «Шаляпин Палас Отель»), Казанский меховой техникум по ул. Островского, д. 37/8 (ныне ул. Островского, д. 39/6) и общежитие медицинского института по ул. Островского, д. 53 (см.: Здания эвакогоспиталей в Татарстане (1941-1945): Фотоальбом / Авт.-сост.: Р. Р. Салахиев, М. Ю. Салахиева, А. А. Александров. – Казань: Изд-во «Отечество», 2015. – С. 86-93).

**** Маргарита Михайловна Седойкина (в девичестве Ильина), 1935 г. р. После окончания школы поступила в КГПИ, с 1959 г. работала учителем русского языка, литературы, истории и обществознания (в средней школе № 108, затем № 124 Советского района г. Казани). Отличник народного просвещения, Ветеран труда. В настоящее время на пенсии.

*** Список опубликован без домашних адресов, указанных в документе.

Другие статьи
Тема строительства Казанского обвода долгие годы в силу особой значимости объекта и секретности документов не была предметом специального исторического исследования.
Вторжение гитлеровской Германии, начавшееся в июне 1941 г., потребовало от высшего политического и военного руководства СССР
Тема строительства оборонительных рубежей, участие в этой работе жителей тыловых регионов СССР мало изучена как в отечественной, так и в региональной историографии. Некоторые сюжет
Первое упоминание о Тетюшах в «Разрядных книгах» относится к 1571 г. Крепость была построена на правом берегу реки Волги как сторожевой пограничный пункт на территории «Дикого поля
Известный просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914) был патриотом России и тюркских народов страны. Эти черты позволяли ему публично выражать свое мнение и ратовать за лучшую жи
В статье рассматривается влияние революционных событий 1917 г. на жизнь уездного города Чистополя с целью выявления особенностей и характерных черт.