Лобачёва Е. Э. Кабинет редкостей Казанской духовной академии

Кабинет редкостей Казанской духовной академии
1842 год ознаменовал начало деятельности Казанской духовной академии (КДА), ставшей со временем крупным образовательным центром Поволжья. Академия располагала обширной библиотекой с естественно-научными и историческими коллекциями, которые впоследствии были сформированы в виде отдельных музейных подразделений.
Отчеты Совета академии сообщают: «Согласно требованиям действующего устава, Казанская академия для ученых и учебных занятий преподавателей и студентов академии» располагала целым рядом вспомогательных учреждений. К ним относились: фундаментальная библиотека, библиотека рукописей и старопечатных книг, учебная библиотека, физический кабинет, зоологическая, ботаническая, минералогическая и нумизматическая коллекции1.
Кабинет редкостей Казанской духовной академии был создан в начале 1850-х гг. для хранения и презентации пожертвованных предметов, представляющих собой музейную ценность. В нем экспонировались всевозможные необычные предметы, привезенные из путешествий: фантастические и экзотические объекты, древние артефакты, природные редкости и многое другое.
Начало коллекции было положено архиепископом Владимиром (В. К. Ужинский), возглавлявшим Казанскую епархию в течение двенадцати лет (1836-1848)2. В 1844 г. архиепископ передал в дар академии «3 раковины в виде змеиных головок и 4 каменных груздя, 2 коралла, рыбку с щетинами, манну в кружечке»3. Кроме того, он подарил три пасхальные восковые свечи, которые были зажжены патриархом в Иерусалиме при схождении благодатного огня, и финиковую ветвь, являвшуюся одним из знаковых атрибутов в христианской культуре4.
В 1845 г. свияжский архимандрит Мартирий подарил три обломка мамонтовых костей5. Подобные экспонаты поступили от протоиерея Петропавловской церкви Казани В. П. Вишневского6.
Епископ саратовский Иаков (И. И. Вечерков), известный как проповедник, борец с расколом, любитель археологии и истории, передал в дар КДА старинный татарский сосуд, деревянный крест и четыре фрагмента древних сооружений. Сосуд был высечен из камня и украшен различными орнаментами. Предположительно, он употреблялся в виде стакана. Крест, покрытый кристаллами соли, был найден в окрестностях крупнейшего в Европе соленого озера Эльтон, которое располагалось на крайнем севере Прикаспийской низменности7. Фрагментами сооружений были каменные обломки в форме изразцов древних татарских зданий Саратовской губернии8.
В 1846 г. профессор КДА, соборный иеромонах Антоний пожертвовал кожаные коробочки с текстами, надевавшимися иудеями на лоб и на левую руку во время молитвы.
Ценностью и своеобразием отличался «дар, приносимый Казанской духовной академии от трудов унтер-шихмейстра Бояринова», который состоял из двух позолоченных слепков с золотых самородков, найденных в 1824 г. «на Царево-Александровском руднике в округе Златоустовской слободы собственными трудами Благословенного Александра во время посещения Урала»9.
Кроме частных вкладов, коллекцию кабинета пополняли вещи и предметы, переданные из духовных консисторий. Так, в 1855 г. из Оренбургской духовной консистории по распоряжению Св. Синода были присланы калмыцкие вещи, использовавшиеся для ведения соответствующих религиозных служб10.
В целом фонд кабинета редкостей насчитывал 55 экспонатов11. В соответствии с музейной классификацией предметов можно выделить несколько групп экспонатов кабинета: палеонтологические находки, археологические артефакты, предметы материальной культуры, атрибуты религиозного культа.
Основная часть фонда была сформирована из вещевых и изобразительных источников, представленных в единичном экземпляре. Одним из ценных экспонатов было малахитовое яйцо диаметром около двух дециметров12.
Большинство экспонатов служило атрибутами разных религиозных культур. Так, венчик с шелковичными концами использовался во время буддийских обрядов. Три ложки из разных пород дерева были вырезаны мастерами о. Бали. К изобразительным источникам относилось, например, изображение на тафте тибетского далай-ламы Джазах с тибетской надписью13.
Предметы и атрибуты религиозного культа по тематическому признаку были разделены на две группы, представлявшие религиозную культуру старообрядчества и буддизма.
Атрибуция предметов буддийского культа осуществлялась ученым, востоковедом Г. Гомбоевым, который в 1850 г. был приглашен в Казанскую духовную академию для преподавания монгольского языка. Согласно составленной им описи, коллекция включала в себя 95 вещевых, письменных источников и книг, «отобранных у калмыков Кулевчинской станицы их приходским священником Иоанном Колокольцовым»14. В ней насчитывалось 69 печатных и рукописных тетрадей, а также 15 книг в переплете из досок. К письменным источникам относились «листки, носимые на шее»15, выполнявшие роль талисмана. Они изготовлялись из бумаги или материи, на которую наносились тексты молитв и заклинаний.
Ценным экспонатом являлся священный скипетр, символизирующий в буддизме высшую власть. В числе переданных предметов были также три связки деревянных досок (самбарь)16. Их использовали вместо аспидных досок, на которых писали грифелем.
Небольшая коллекция старообрядческого быта была передана в Казанскую духовную академию согласно указу Св. Синода в 1856 г. Она состояла из вещей и предметов, изъятых у крестьян при поимке раскольника Ситникова. Основная часть коллекции была представлена элементами русского костюма. Среди поступивших вещей насчитывалось восемь волосяных черных воротников с красной оторочкой, четыре черные коленкоровые накидки и десять черных колпаков, затянутых сверху, шесть бумажных и четыре холщовых наголовника, а также четыре черных наголовника. В единичном экземпляре были черный пеньковый передник и черный холщовый платок17.
Один из разделов кабинета редкостей был посвящен геологическому прошлому Земли и образован из экспонатов мамонтовой фауны и палеонтологических окаменелостей. Кости древних животных значились среди первых поступлений. В основном это были археологические находки, обнаруженные на территории Казанского края. Среди экземпляров, которые удалось исследовать, были ископаемые мамонтовые кости18.
Этап формирования кабинета редкостей завершился в конце 1850-х гг. В последующем пополнение фонда прекратилось.
После реформирования Казанской академии, связанного с ведением Устава духовных академий 1869 г., в 1872 г. кабинет редкостей наряду с нумизматической и минералогической коллекциями остался в академии, но был упразднен как музейное подразделение. Его фонд стал частью собрания, хранившегося в библиотеке.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1874 г. – Казань, 1874. – С. 340.
2. Липаков Е. В. Владимир (Ужинский Владимир Кононович, 1777-1855), архиепископ Казанский и Свияжский // Православная энциклопедия. – М., 2005. – Т. 12. – С. 577-579.
3. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии в первый (дореформенный) период ее существования. – Казань, 1892. – С. 523.
4. Там же. – С. 524.
5. НА РТ, ф. 10, оп. 1, д. 337, л. 1, 3.
6. Там же, л. 32.
7. Там же, д. 476, л. 25.
8. Там же, д. 11588, л. 33.
9. Там же, д. 585, л. 7, 10.
10. Там же, д. 1327, л. 22.
11. Знаменский П. В. Указ. соч. – С. 523.
12. НА РТ, ф. 10, оп. 1, д. 11588, л. 33.
13. Там же.
14. Там же, д. 1327, л. 22.
15. Там же.
16. Там же.
17. Там же, д. 11588, л. 33.
18. Там же, д. 337, л. 3, 32.