Л. Мухамадеева. Периодическая печать кряшен в первой половине XX в.

Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
20.06.2016
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2016

Периодическая печать кряшен в первой половине XX в.

Идея учреждения периодических изданий для кряшен впервые обозначилась в период революционных событий 1905-1907 гг. В 1906 г. преподаватель Казанской учительской инородческой семинарии, тюрколог и этнограф Роман Павлович Даулей (1879-1953) обратился к цензору Казанского временного комитета по делам печати Н. Ф. Катанову с проектом создания газеты для кряшен. В эти же годы делает усиленную, но неудачную попытку организовать подобную газету поэт, драматург и общественный деятель Давид Григорьевич Григорьев-Саврушевский (1876-1942). В итоге первая кряшенская газета увидела свет при поддержке властей и материальной помощи миссионеров лишь в годы Первой мировой войны1.

Первая кряшенская газета «Сугыш хабярляре» (Военные известия) издавалась с февраля 1915 до декабря 1917 г. в Вятской губернской типолитографии на основе алфавита Ильминского. Издателем и редактором газеты являлся руководитель миссионерских курсов для инородцев Вятской губернии Петр Петрович Глезденев (1867-1923). Одновременно с «Сугыш хабярляре» П. П. Глезденев являлся учредителем первой удмуртской газеты «Войнаысь ивор» (Военный вестник) и первой марийской газеты «Война увер» (Военные известия). Газеты практически дублировали друг друга. К концу 1915 г. губернское земство прекратило их финансирование и П. П. Глезденев вынужден был печатать газеты исключительно собственными усилиями при незначительной финансовой помощи подписчиков и на средства спонсоров. Зачастую сотрудники газет работали бесплатно. К концу 1916 г. увидели свет 14 номеров «Сугыш хабярляре». У издания насчитывалось 222 татароязычных подписчика. Кроме того, газеты для инородцев, печатаемые в Вятке, выписывали 36 библиотек и 60 миссионерских школ.

Газета имела следующие разделы и рубрики: «Сугыш» (Война), «Фронттан хатлар» (Письма с фронта), «Россия эшляре» (События России), «Чит иллярдя» (За рубежом), «Донья халляре» (Мировые вести), «Губерния жаналыклары» (Губернские новости), «Временное правительство эше» (Деятельность Временного правительства), «Земстволарда» (В земствах), «Авыл хужалыгы» (Сельское хозяйство), «Дарулар» (Лекарства), «Кряшенняр тормошо» (Жизнь кряшен), «Торле хабярляр» (Разные известия) и др. В газете печатались П. Глезденев, Д. Григорьев, Р. Даулей, М. Дернов, Н. Егоров, Д. Зубрилов, Р. Лопухин, Г. Романов, В. Соловьев, Г. Шубин и др. Некоторые материалы были опубликованы под псевдонимами «Вятич», «Хабярдар», «Шахит».

«Сугыш хабярляре» начала издаваться в разгар Первой мировой войны, поэтому особое внимание уделялось освещению боевых действий на фронтах, успехам России и ее союзников2. С 1916 г. на ее страницах наряду с фронтовыми известиями появляются материалы, касающиеся жизнедеятельности инородцев, а также полезные советы по санитарии и сельскому хозяйству.

В соответствии с Декретом о печати от 27 октября 1917 г. в России повсеместно была ликвидирована многоязычная небольшевистская периодика. С октября 1917 г. по сентябрь 1918 г. в различных регионах страны были закрыты более 460 буржуазных и мелкобуржуазных газет. Среди них оказались и издания, стоявшие на нейтральных и даже лояльных позициях. Основная масса небольшевистских газет и журналов была закрыта принудительно в связи с обвинениями в контрреволюционной деятельности. Остальные небольшевистские печатные органы вынуждены были прекратить свою деятельность вследствие создаваемых новой властью трудностей в финансировании, отсутствия бумаги и плохой полиграфической базы. В первые послеоктябрьские месяцы жестоким гонениям подверглась и небольшевистская пресса на татарском языке.

В целом к октябрю 1917 г. в России, а также в Германии на татарском языке типографским способом издавалось более 50 газет и журналов. По идейно-политической направленности среди них выделялись консервативные, либерально-демократические, революционно-демократические и социал-демократические. Наибольшую часть татарской предоктябрьской периодики составляли либерально-демократические издания. К ним относились все крупные печатные органы, действовавшие до февральских событий, а также новые издания, появившиеся после свержения самодержавия, которые декларировали свой внеклассовый, общенациональный характер3.

По мнению историка Т. М. Насырова, редакция «Сугыш хабярляре» с одобрением приняла Февральскую революцию 1917 г. и демократические перемены, направленные на конституционно-республиканское развитие России. Газета регулярно освещала внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства, деятельность солдатских и крестьянских депутатов в Советах, появившихся после свержения самодержавия. На страницах издания размещались материалы о демократизации избирательной системы и органов местного самоуправления, о расширении полномочий губернских и волостных земств; печатались сведения о выборах в Учредительное собрание представителей из Вятской губернии4.

В декабре 1917 г. Вятское губернское земское собрание положительно рассмотрело предложение П. П. Глезденева о продолжении издания местных национальных газет при условии их переименования. В результате «Сугыш хабярляре» была переименована в «Хабяр жортуче» (Вестник), удмуртская газета «Войнаысь ивор» в «Удмурт», марийская «Война увер» в «Мари увер» (Марийские известия). К концу 1918 г. предполагалось издание 96 номеров каждой из газет. Их тираж должен был составить по две тысячи экземпляров. В первой половине 1918 г. вышло несколько номеров этих газет. По утверждению Т. М. Насырова, к этому времени П. П. Глезденев признал Советскую власть и стал сторонником защиты и служения новой власти, что нашло отражение на страницах «Хабяр жортуче»5.

С февраля 1916 г. по 1918 г. в Уфе выходило издание Восточно-русского культурно-просветительского общества — кряшенская газета «Дус» (Друг), главным редактором и издателем которой являлся этнограф Стефан Матвеевич Матвеев* (1871-1942).

Газета выходила два раза в месяц. Ее тематика была довольно обширной: здесь публиковались материалы о внешней и внутренней политике, о жизнедеятельности кряшенского населения (образование, в том числе религиозное, мировоззрение, быт и т. д.), передавались вести с фронта. Широко освещался вопрос просвещения среди женщин, разъяснялась польза грамотности в целом. «Через страницы газет и книг можно будет узнать о тонкостях ведения домашнего хозяйства, получить полезные советы, необходимые в сельской жизни (садоводства, огородничества, на случай заболевания домашнего скота и т. д.), медицинские советы на случай заболевания детей и близких, информацию о нужных лекарствах»6, — доносили кряшенкам корреспонденты газеты в дни революционных перемен. Газета печатала изменения в алфавите, применяемом кряшенами, объясняла правильное написание и произношение отдельных букв7.

В 1917 г. планировалось выпустить 20-24 номера газеты «Дус», однако по причине болезни редактора8 было выпущено лишь 13 номеров. Подписчикам газеты, заплатившим деньги, но не получившим оставшиеся экземпляры, были обещаны бесплатные номера в 1918 г. Восточно-русское культурно-просветительское общество брало на себя основные расходы по выпуску газеты. Однако повысившаяся в пять раз цена на типографские работы оказалась непосильной, в связи с чем 5 мая 1918 г. «Дус» прекратила свою деятельность9.

В 1917 г. в г. Мензелинске издавалась газета «Хабарляр» (Известия) — орган кряшенской секции Совета крестьянских депутатов Мензелинского уезда. Всего вышло семь номеров10.

Печатным органом Центрального комитета народности кряшен была «Кряшен газеты» (Кряшенская газета). Ее создателем являлся общественный деятель Николай Николаевич Егоров (1870-1922). Первый номер издания вышел в январе 1918 г. На страницах газеты Н. Н. Егоров, являвшийся активным сторонником и теоретиком выделения кряшен в отдельную от татар народность, выдвинул лозунг «Кряшены — нация». Однако в тяжелый для страны период, не получая достаточного финансирования, газета вынуждена была прекратить свою деятельность. Всего вышло в свет 18 номеров, последний был датирован 27 июля 1918 г.11

В 1919 г. политический деятель и руководитель татарской секции политотдела 2-й армии Восточного фронта Михаил Иванович Зубков (1889-1929) начал выпуск газеты «Алга таба» (Вперед). С января по апрель в г. Елабуге вышло всего несколько номеров. Затем орган подотдела кряшен при Елабужском Совете рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, как и его предшественники, завершил свое существование.

Параллельно с «Алга таба» М. И. Зубков наладил выпуск ежедневной кряшенской газеты политуправления Реввоенсовета 2-й армии Восточного фронта «Кызыл солдат» (Красный солдат). В составе армии насчитывалось около двух тысяч красноармейцев-кряшен. В феврале 1919 г. вышел первый номер газеты, последний — в июне12.

В октябре 1919 г. у кряшен появилась новая общественно-политическая газета «Кызыл алям» (Красное знамя), издававшаяся подотделом кряшен при Казанском Совете рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, затем Центральным отделом кряшен при Наркомнаце РСФСР. Ее редактором являлся педагог и общественный деятель Игнатий Алексеевич Алексеев (1888-1975). Она закрылась в 1922 г.13, по другим источникам — в январе 1921 г.14

Согласно Т. Г. Дунаевой, редактором данного органа Центрального кряшенского отдела при Татарском обкоме РКП(б) и Народного комиссариата по делам национальностей был В. Н. Филиппов. Газета издавалась кряшенской секцией при Госиздате15.

Самым продолжительным по времени существования изданием кряшен была общественно-политическая газета «Киняш» (Совет). Она выходила с 23 сентября 1922 г. по декабрь 1929 г. в Казани и являлась органом Кряшенской секции Татарского обкома РКП(б). Первым ее редактором был сотрудник Центрального кряшенского издательства Алексей Петрович Порфирьев, последним — журналист и общественный деятель Гавриил Ефимович Беляев (1903-1975). Издателем еженедельника выступал «Татиздат». С 16 января 1924 г. издание было приостановлено, а с 31 января возобновлено в виде журнала «Киняш». В феврале-апреле 1924 г. вместо газеты «Киняш» вышло три номера одноименного журнала. Затем газета продолжила свою деятельность.

Статьи и заметки в газете были представлены как на алфавите кряшен, так и на латинице. Среди авторов значились А. Н. Григорьев, А. П. Порфирьев, Г. Е. Беляев, И. А. Алексеев, С. Кононов, Б. Романов, Т. Владимиров, Г. Мухин и др. Нередко авторы печатались под псевдонимами, такими как Хабярче, Жазыучы, Димче, Д. Дядягез, Дусын, Г. К., Б. Р-в., Д. Г-в. и др.

Газета имела следующие рубрики: «Политика», «Иностранные новости», «Антирелигиозная пропаганда», «Яналиф», «Вести с деревень», «Народное творчество», «Здоровье», «Выдающиеся люди», «Киняш дискуссиясе» (Дискуссия «Киняша») и др. Издание уделяло внимание и другим, не менее важным темам: воспитание молодежи, просвещение, крестьянский быт, пожарная безопасность, а также критика негативных явлений среди кряшенского населения16.

С 1929 г. в газете появилась рубрика «Татреспубликадан тыш кряшеннэр турында» (О кряшенах, проживающих за пределами Татарской Республики), освещавшая жизнь кряшен в других регионах. Особенно много места в этой рубрике уделялось кряшенам, проживающим на территории Башкирской АССР17.

Газету «Киняш» выписывали в Сибирском крае, Белорусской ССР, Узбекской ССР и многих других городах РСФСР18. Других периодических изданий для кряшен на тот момент не было19. К 1928 г. «Киняш» оставалась единственной газетой, выходившей на кряшенском шрифте. В связи с этим основной целью издания было максимальное ознакомление кряшенского населения с политической обстановкой в стране, событиями в сельском хозяйстве и промышленности, просветительской деятельностью, а также пропаганда образования.

Причину закрытия многих кряшенских газет и своего «долголетия» сотрудники «Киняш» видели в следующем. Другие издания не вникали в проблемы деревни, не освещали жизнь сельского населения, быт крестьян, не давали практических советов по улучшению и продвижению сельского хозяйства, мало внимания уделяли просвещению. В «Киняше» же были специальные рубрики с советами по ведению сельского хозяйства: начиная от птицеводства и коневодства заканчивая садоводством и огородничеством. Газета видела свою первоочередную задачу в пропаганде и реальном возрождении сельского хозяйства в кряшенских деревнях20.

Результаты такой информационной политики давали свои плоды. «Киняш» выписывали даже в тех деревнях, в которых ранее не получали никаких газет и журналов. Автор одной из статей, подписавшийся «Г. К.», приводит в пример Рыбно-Слободской район. «В кряшенских деревнях этого района еще 2-3 года назад не то чтобы не выписывали, но даже не знали, что издается кряшенская газета. Ныне же в каждой кряшенской деревне газету знает каждый житель, читают с интересом. В некоторых крупных деревнях выписывают по 5-6 экземпляров. Читают все — и мужчины и женщины, и стар и млад, особенно нравятся рубрики, посвященные советам на все случаи жизни. Привлекает то, что тексты написаны понятным, простым языком, газета воспринимается с интересом, практические советы предназначены для сельских жителей. Особенно радостно, что к газете начала тянуться молодежь»21.

Однако средства, получаемые от подписки, не покрывали издательские расходы. Недостаточное материально-финансовое обеспечение газеты отражалось на всей ее хозяйственно-издательской деятельности. «Киняш» стоила намного дороже, чем другие газеты, поэтому необходимо было снизить ее себестоимость22.

Отмечалась также малочисленность авторов и корреспондентов газеты. Низкая заработная плата не позволяла привлекать к работе высококвалифицированных журналистов и писателей. Редакция давала необходимые указания и советы деревенским сотрудникам, повышая их квалификацию и приобщая их к профессиональной корреспондентской, журналистской деятельности23. Малочисленность штатов не позволяла улучшить качество газеты, разнообразить ее содержание.

В 1928 г. при газете числилось 109 деревенских корреспондентов, из которых 15 коммунистов, 26 комсомольцев и 5 пионеров. В Казани писали статьи 15 человек. Чтобы поддерживать постоянную связь с корреспондентами, выезжать на места для проведения производственных совещаний, средств не имелось. В деле организации работы сельских корреспондентов, обеспечения их темами необходима была реальная помощь партийно-комсомольских ячеек на местах. Необходимо было наладить работу по подписке и распространению газеты с привлечением сельских организаций. Коллективная подписка, подписка за счет сдачи хлеба, лозунг «Одна газета на пять хозяйств» — все это должно было стать прерогативой партийно-комсомольских ячеек, которые отвечали за просветительскую работу на местах.

Газета «Киняш» периодически поощряла своих подписчиков. Так, в номерах за 1928 г. сообщалось, что тем, кто подписался на газету на шесть месяцев, бесплатно высылается книга «Ауыл кешеляреня кирякле киняшляр» (Полезные советы для деревенских жителей). Тем, кто оформил подписку на год, высылалась книга «Жанга тормыш» (Новая жизнь)24.

К 1928 г. тираж газеты вырос с 800 экземпляров до 1 000. Но, учитывая, что это единственная газета для кряшенского населения, составляющего 200-250 тысяч человек, этого было недостаточно. Поэтому кряшенская секция при Татарском областном комитете просила сельские советы организовать подписку путем проведения отдельных бесед с крестьянами, а также подписать комитеты взаимопомощи, избы-читальни и школы25.

На страницах газеты появлялись афиши и объявления культурно-просветительских мероприятий. Так, любители литературы приглашались на очередное собрание литературного кружка, созданного при редакции газеты «Киняш»26. Регулярно публиковались материалы, освещающие жизнедеятельность знаменитых деятелей искусства и литературы, видных революционеров. В номерах за 1928 г. вышли статьи о пролетарском писателе М. Горьком27, татарском революционере М. Вахитове28, Л. Н. Толстом29 и многих других. Были популярны фельетоны и рубрика, посвященная ответам на вопросы читателей. Печатались и материалы, пропагандирующие «Киняш»30. Также газета давала информацию о выпускаемых «Татиздатом» печатных изданиях31.

«Киняш» следовала духу времени и начала пропаганду перехода на новый латинский шрифт, появились отдельные разделы, печатаемые на яналифе. Газета прекратила свое существование к 1930 г., ее последний номер вышел 30 декабря 1929 г.

В 1932-1941 гг. в с. Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области издавалась газета «Кызыл нагайбак» (Красный нагайбак). Это был орган Нагайбакского РК КПСС и райсовета депутатов трудящихся32.

В первой половине XX в. наряду с газетами издавались и кряшенские журналы. В 1918 г. в Казани два раза в месяц выходил журнал «Иген игуче» (Хлебороб). Это был орган кряшенской секции Казанского губкома РКП(б). Всего вышло 55 номеров33. Редактором журнала являлся Л. Ишкинов34.

В течение полугода издавался общественно-политический, историко-этнографический и литературный журнал «Белемнек» (Знание). Первый его номер вышел в сентябре 1921 г., последний — в январе 1922 г. Редактором органа кряшенского отдела Наркомнаца при СНК РСФСР, а затем кряшенской секции Татарского обкома РКП(б) являлся И. А. Алексеев. По утверждению Т. Г. Дунаевой, данный журнал был органом кряшенской секции Казанского отделения Госиздата. Должность редактора занимал Д. Касимов35.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Насыйров Т. Беренче керәшен газетасы // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2009. – № 1. – С. 242-246.

2. Там же; Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1998. – С. 314.

3. Насыров Т. Репрессированная татарская пресса (1917-1918 гг.) // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2006. – № 1. – С. 28-32.

4. Насыйров Т. Беренче керәшен газетасы… – С. 242-246.

5. Там же.

6. Дус. – 1917. – № 5. – 16 февраля.

7. Там же. – 1918. – № 14. – 5 (18) мая.

8. Там же. – № 12. – 12 сентября.

9. Там же. – 1917. – № 12. – 12 сентября.

10. Татарский энциклопедический словарь… – С. 619.

11. Дунаева Т. Г. Кряшеноведение — Керәшеннәр: тарихы, бүгенгесе: библиографический указатель — библиографик күрсәткеч. – Казань, 2008. – С. 191.

12. Татаrica: энциклопедия / Авт.-сост. М. С. Глухов. – Казань, 1997. – С. 274, 339.

13. Там же. – С. 339.

14. Татарский энциклопедический словарь… – С. 314.

15. Дунаева Т. Г. Указ. соч. – С. 191.

16. Киняш. – 1928. – № 35 (190). – 22 сентября.

17. Мухамадеева Л. А. Кряшенское население Башкирской республики на страницах газет «Дус» и «Киняш» (1917–1920-е гг.) // Вестник Башкирского университета. – 2014. – Т. 19. – № 2. – С. 757-762.

18. Киняш. – 1928. – № 32 (184). – 30 августа.

19. Там же. – № 24 (179). – 30 июня.

20 . Там же. – № 35 (190). – 22 сентября.

21. Там жк. – 1929. – № 39 (242). – 22 октября.

22. Там же. – 1928. – № 20 (175). – 29 мая.

23. Там же. – 1929. – № 39 (242). – 22 октября.

24. Там же. – 1928. – № 10 (165). – 15 марта; № 2 (157). – 14 января.

25. Там же. – № 8 (163). – 29 февраля.

26. Там же. – № 9 (164). – 8 марта.

27. Там же. – № 12 (167). – 30 марта.

28. Там же. – № 36 (191). – 29 сентября.

29. Там же.

30. Там же. – № 6 (161). – 15 февраля.

31. Там же. – № 10 (165). – 15 марта.

32. Дунаева Т. Г. Указ. соч. – С. 191.

33. Татарский энциклопедический словарь… – С. 216.

34. Дунаева Т. Г. Указ. соч. – С. 190.

35. Там же.

 

 


* Изначально помимо С. М. Матвеева в разные годы издание возглавляли епископ Андрей (князь А. А. Ухтомский) и миссионер Р. П. Даулей (см.: Дунаева Т. Г. Кряшеноведение — Керәшеннәр: тарихы, бүгенгесе: библиографический указатель — библиографик күрсәткеч. – Казань, 2008. – 358 с.).

Другие статьи
Основателем династии ханов Гиреев, правивших в татарских постзолотоордынских государствах вплоть до конца XVIII в., был Хаджи-Гирей. В 1430-1440-х гг. при поддержке знатных татарск
Свияжский Богородицкий монастырь стал не только центром организации богослужебной практики, но и возглавил политическую линию правительства, нацеленную на распространение и насажде
Восстание под предводительством С. Т. Разина оставило яркий след в истории русского государства. Начавшись с похода донских казаков «за зипунами» на Волгу и Каспийское море, оно по
Становление системы государственного начального образования нерусских народов Среднего Поволжья происходило в начале XIX в., когда по инициативе императора Александра I было учрежд
Привлекательность Ялты как курорта и туристической местности создала городу репутацию Российской Ривьеры. Во второй половине XIX в. сюда приезжали как представители аристократическ
За период своего 47-летнего (1871-1918) существования школа Л. П. Шумковой из маленького начального учебного заведения г. Казани выросла в известную в России частную женскую гимназ