Ключевская Е. П. Материалы к Словарю художников Казанской губернии середины XIX – начала XX вв.

Рубрика:
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
17.12.2021
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 4 2021
Ознакомительная часть статьи

Материалы к Словарю художников Казанской губернии середины XIX – начала XX вв.

Е. П. Ключевская,

г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

 

Materials for the Dictionary of Artists of Kazan province of the mid 19th – early 20th century

E. P. Klyuchevskaya,

Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation

 

Аннотация

В статье приведены вновь выявленные по архивным документам, музейным собраниям, материалам периодической печати персоналии (51 имя) мастеров – живописцев, иконописцев, граверов, владельцев художественно-ремесленных мастерских. Приведены сведения о их социальной принадлежности, родственных связях, производимых ими работах, участии на выставках, в отдельных случаях – о местонахождении произведений в музейных собраниях.

Abstract

The paper presents a new result of the study of archival documents, museum collections and materials of periodicals and includes 54 names of painting masters, icon painters, engravers and owners of art and craft workshops. The article provides information of their social status, family ties, the works produced by them, participation in exhibitions and partially of the works’ presence in museum collections.

Ключевые слова

Художники-преподаватели, живописцы, иконописцы, иконоуборцы, граверы, историко-религиозная живопись, видовой пейзаж, иконография, иконостас, живопись по фарфору, ремесленная управа.

Keywords

Painter teachers, painters, icon painters, icon cleaners, engravers, historical and religious painting, view landscape, iconography, iconostasis, porcelain painting, craft council.

 

Многонациональное художествен­ное наследие народов Поволжья составляет неотъемлемую часть культуры современного Татарстана. Широкие культурно-исторические связи Казанского края способствовали возникновению и развитию отдельных самостоятельных школ, мастерских, рождали яркие таланты, свидетельством чему – богатейшие коллекции художественных музеев Республики Татарстан. Наряду с выдающимися памятниками изобразительного искусства предметы художественного ремесла являлись органической частью уникальной художественной атмосферы, своеобразие которой определялось, с одной стороны, тесными контактами с московской, петербургской и – шире – европейской традицией, а с другой – формировалось под влиянием восточных художественных вкусов, трансформируясь в соответствии с традиционными предпочтениями и представлениями многонационального населения края.

Центрами, где сосредоточивались профессиональные художественные силы, были учебные заведения, куда приглашались художники преподавать «рисовальную науку на пользу юношеству». Исторические труды о Первой гимназии, Казанском университете, Родионовском институте благородных девиц, Казанском учительском институте, Казанском реальном училище сохранили имена преподавателей-художников В. Смирнова, И. И. Протопопова, а также выпускников Императорской Академии художеств А. Т. Винокурова, Ф. И. Чекиева, А. Н. Раковича, Л. Д. Крюкова, Х. Г. Пашковского, П. М. Дульского.

Рядом с профессионалами, связавшими свою жизнь с Казанским краем, работали заезжие иностранцы (их приток заметно усилился после событий 1812 г.), талантливые самоучки из крепостных, воспитанники частных провинциальных художественных школ (особенно тесные связи существовали с Арзамасской школой А. Н. Ступина), типографские граверы и резчики. Имя гравера Левена Калмера увековечено в истории казанского искусства работой по гравированию нумизматических коллекций профессоров университета – Френа и Фукса. Творчество К. В. Барду в Казани составило одну из интереснейших страниц в истории бытового портрета первой четверти XIX в. В жанре видового пейзажа работали в Казани Э. Турнерелли, В. С. Турин, Ракович. Преимущественно в жанре бытового портрета развивалось творчество Л. Д. Крюкова, И. И. Журавлева, Н. И. Зеблова, С. С. Ершова, З. И. Иванова, И. П. Петрова, Р. А. Ступина и др. Историко-религиозная живопись храмов Казани первой половины XIX в. связана с именами И. Александрова, П. Гаврилова, Т. Иванова, Ф. Ж. Колосова, А. И. Нечаева, П. Д. Пономарева, А. Соколова, В. С. Турина и многих других. М. И. Живокини и Г. Я. Паулино известны как мастера театрально-декорационной живописи. Весьма раннее для провинции развитие получила в Казани книжная и журнальная иллюстрация в творчестве рисовальщиков и граверов А. В. Котельникова, Н. Н. Кафтанникова, П. Т. Табуре, Ф. Ткачука. Яркий след в иконографии казанского искусства оставили известные российские художники – Е. М. Корнеев, братья Г. Н. и Н. Н. Чернецовы, А. П. Боголюбов, Л. Л. Каменев, И. И. Шишкин.

При этом порой довольно сложно провести четкую границу между профессиональным изобразительным искусством и художественным ремеслом – нередко один и тот же мастер писал иконы и расписывал храмы, давал уроки рисования и писал портреты, «убирал комнаты живописным художеством» и поновлял (т. е. реставрировал) полотна, составлял проекты памятников, иконостасов, иллюминаций и т. п.

Творчество казанских художников хотя и выражало общие тенденции развития русского искусства, но также, в большей или меньшей степени, в зависимости от полученного образования, социального статуса и местных особенностей, имело и свою специфику. При всей зависимости от «больших стилей», художники, в большинстве своем выходцы из простонародной среды, в силу обстоятельств провинциальной жизни более тесно связанные с особенностями народного миросозерцания, сохраняли определенную самобытность. Их деятельность служила импульсом, идущим к творчеству художников-ремесленников, серебряников и ювелиров, резчиков иконостасов, полиграфистов, способствовала формированию демократической художественной интеллигенции. По-разному сложилась их судьба. Одни канули в безвестность, о других сохранились лишь имена и отрывочные сведения, но были и такие, чье творчество заняло свое место в истории отечественного искусства.

Предпринятая автором работа по составлению словаря казанских художников, включающего более четырехсот имен живописцев, иконописцев, серебряников, резчиков – мастеров иконостасных дел, колокольных литейщиков и заводчиков, владельцев художественно-ремесленных мастерских, позволяет по-новому оценить специфику и качество искусства Казани. Представленная в словаре информация открывает перед исследователями дальнейшие перспективы для изучения культуры края.

Продолжением ранее опубликованной работы является предлагаемое Приложение. На основе документов из фондов Государственного архива Республики Татарстан, справочников и литературы, вновь выявлено более 50 имен живописцев, рисовальщиков, «живописных дел мастеров», иконописцев, мастеров декоративной росписи. По сословной принадлежности это крепостные, дворяне, мещане, крестьяне, представители духовенства (сыновья священников). Помимо казанцев, это выходцы из Псковской, Владимирской, Московской губерний, мещане малых городов Казанской губернии – Арска, Свияжска, Цивильска, Чистополя. Дополнены и расширены сведения о владельцах художественно-ремесленных мастерских.

 

Приложение

Артемьев Григорий

Иконописец. Дворовый человек дворян Львовых. Согласно «Книге для записи расхода церковных сумм Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря (1838-1862)», в 1847 г. поновлял иконы и писал новые, всего 52 лика, за что получил 38 руб. 23 коп. серебром. В 1856 г. написал изображение Спасителя с апостолами в Ново-Вишняковской церкви на алтарном своде над престолом.

Источник: ГА РТ, ф. 310, оп. 13, д. 1, л. 33 об.

Белоногов Иван Михайлович (1800-1871)

Живописец, рисовальщик, занимался также изделиями из золота и серебра по собственным рисункам, черчением и съемкой планов. Из мещан г. Романова-Борисоглебска. По заказу ярославского губернатора И. А. Боратынского, для департамента уделов исполнил «Альбом ярославских древностей»; сотни гуашей с видами городов Верхней Волги: Ростова, Рыбинска, Углича, Ярославля, Романова-Борисоглебска; а также «Вид на университетские здания со стороны Булака» (1842) в Казани (собрание ГМИИ РТ).

Лит.: Ульянова Н. Рисовал романовский мещанин // Мир музея. – 1995. – № 1. – С. 40-44.

Богатов А.

Известен как автор подписного живописного полотна «Портрет продавца книг в Казани» (1840) из собрания ГМИИ РТ.

Лит.: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Русское искусство XVII – начала XX в. Живопись. Каталог. – Казань, 2005. – С. 55.

Боголюбов Денис Иванов

Казанский цеховой, иконописец. Известен по «Списку ремесленников серебряного цеха Казанского цехового общества 1879 г.»: проживал «в 4 части на Булаке в доме Единоверческой церкви. Работник – Петр Юрахов».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 89, л. 16.

Васильев Павел

Живописных дел мастер, крестьянин Псковской губернии Известен по «Списку ремесленников разных цехов, с которых удерживается акцизный сбор 1870 г.»: «мастер – 1, работник – 1, учеников – 3, сбор – 3 руб.».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 59, л. 1 об.

Васильев Петр Зиновьев

Иконописец, казанский мещанин. Известен по «Списку цеховых серебряного цеха за 1907 г.» Казанской ремесленной управы: имел мастерскую на Поперечно-Казанской улице в своем доме.

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 213, л. 22 об.

Волковы Федор и Василий Никифоровы

Живописцы. Известны по «Семейному списку Казанского цехового общества, составленному рекрутским старостой в 1854 г.»: «Федор 31 г., Василий 22 г.; их отец – Никифор Яковлев Волков (ум. в 1851 г.), сестры – Александра 20 лет, Мария 17 лет, Анна 13 лет (ум. в 1851 г.). Жена Федора – Анна Иванова 17 лет, их сын Петр 2 года».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 251, л. 108 об.-109.

Вялков Егор Александров

Живописец. Известен по «Семейному списку Казанского цехового общества, составленному рекрутским старостой в 1854 г.»: «19 лет, отец – Александр Сергеев Вялков 52 г., мать Матрена Григорьева 48 лет. Сестры – Татьяна 13 лет, Алимпиада 8 лет».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 25, л. 55 об.-56.

Гаврилов Игнатий

Казанский цеховой, иконописец. Известен по «Списку ремесленников серебряного цеха 1879 г.»: «Проживает во 2 части в Ямской слободе в доме Мухина. Рабочий – Александр Чеботарев».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 89, л. 18 об.

Гагаев Тимофей Терентьев

Арский мещанин. По «Списку мастеров серебряного цеха Казанского цехового общества 1870 г.»: мастерская в Казани на Проломной в своем доме. Мастер – 1, работник – 1, ученик – 1. Согласно приходно-расходной книге Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря в 1861 г. исполнил две иконы св. Германа «для благословения от обители кому-либо из важных особ». За что ему было уплачено 6 руб. Исполнил иконы в иконостас Богородицкой церкви (освящена в 1854 г.) при больнице. Для церкви Казанской духовной академии у него на заказ была приобретена икона академического праздника (Архистратига Михаила, пам. 8 ноября) за 14 руб. 28 ½ коп.

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 110, л. 56; ф. 237, оп. 33, д. 1, л. 56

Лит.: Знаменский П. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870-е годы). – Казань, 1892. – С. 25.

Герасимов Иван

Живописец. Свияжский мещанин. Согласно приходно-расходной книге Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря, в 1861 г. поновлял древнюю икону св. Германа в рост, в том же году исполнил 13 икон св. Германа (подносных) на своих досках, за что получил 6 руб. 50 коп.

Источник: ГА РТ, ф. 237, оп. 33, д. 1, л. 47 об., 133.

Горемыкина В. Н.

Художница, мастерица декоративной росписи. Из казанских дворян. Участница XVI Всероссийской выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде, экспонировала расписанные масляными красками ширмы, столы, этажерки и другие предметы обстановки. Награждена выставочным комитетом бронзовой медалью.

Лит.: Участие Казанской губернии на XVI Всероссийской выставке и Труды местного вспомогательного комитета по экспонации / Сост. М. А. Констанский. – Казань, 1897. – С. 73.

Захаров Василий Иванов

Иконописных дел мастер. Крестьянин Владимирской губернии Вязниковского уезда сл. Мстера. В 1877 г. подал прошение в Казанскую ремесленную управу на открытие «на Дальней Ямской улице иконописных дел мастерства и удостоить его звания мастера». Старшина серебряного цеха Кивенко дал заключение: «Сим свидетельствую, что крестьянин Василий Иванов Захаров иконописных дел мастерство знает и мастером быть может. Октября 3 дня 1877 г. старшина серебряного цеха Кивенко». В том же 1877 г. В. И. Захаров получил свидетельство Казанской ремесленной управы на право производства иконописного мастерства, мастерская размещалась в Дальней Ямской в д. Колтышевой.

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 84, л. 84, 85, 136.

Зимин Аверьян Игнатьев

Живописец, казанский мещанин. Упоминается в расходной книге Иоанно-Предтеченского монастыря за 1854 г.: «расписал в двух храмах – Сергиевском и Предтеченском – масляными красками живописной и малярной работы с изображением на сводах облаков и разных ликов с его материалами», за что заплачено ему 160 руб. серебром».

Источник: ГА РТ, ф. 310, оп. 13, д. 1, л. 98.

Иванов Аким Петров

Живописец. Известен по «Списку ремесленников серебряного цеха 1898 г.» Казанской ремесленной управы: «мастерская на Вознесенской в доме Вьюгина. Подмастерья: Владимир Александрович Рогачев, Александр Евграфович Сапожников, Сергей Павлович Жемчужников, Герасим Александров Богомолов, ученик – Иван Константинов Цветков». Согласно аналогичному списку 1909 г. – «мастерская на Рыбнорядской ул. в собственном доме, 5 подмастерьев».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 166, л. 14; д. 219, л. 21 об.

Иванов Спиридон

Иконописец. Известен по тексту Указа Казанской духовной консистории от 15 июня 1876 г., последовавшего на рапорт священника с. Александровского Лаишевского уезда Казанской губернии Василия Заболотского, предписывающего священникам: «бродячего иконописных дел мастера Спиридона Иванова как неимеющего никакой способности в этом искусстве не допускать к работам по церковной иконописи во вверенных их смотрению церквях».

Источник: Известия по Казанской епархии. – 1877. – № 1. – С. 7.

Иконников

Иконописец. Согласно книге для записи расхода церковных сумм Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря: «за написание в 1846 г. иконы св. мученика Харлампия» ему уплачено 1 руб. серебром.

Источник: ГА РТ, ф. 310, оп. 13, д. 1, л. 28.

Ковалинский Петр Андреев

Живописных дел мастер. Казанский мещанин. Из семьи польских переселенцев, высланных в Казань в 1830-е гг. Живописи обучался у своего отца. Расписал новую церковь в с. Унжи, Богоявленскую церковь в Арске (1894 г., совместно с С. Эрзей), церковь в с. Можаров Майдан Курмышского уезда Симбирской губернии, левый придел церкви Сергия Радонежского в с. Нижний Услон. В 1901-1902 гг. исполнил иконы в двухъярусный иконостас Никольского храма в с. Тулба-Новопоселенная Мамадышского уезда. По «Списку ремесленников серебряного цеха 1898 г.»: «мастерская на Проломной в доме Щетинкина, мастер – 1, подмастерья – Василий Иванов Холодов, Степан Дмитриев Нефедов, Федор Васильев Дмитриев, ученики: Яков Григорьев Вьюгин, Семен Селихов». По сведениям 1909 г. – мастерская на Проломной в доме Бурнаева. В 1900 г. подписал свидетельство о мастерстве М. Ф. Муллина. За значительные пожертвования во вновь построенную церковь с. Старая-Тумба Ковалинскому в 1898 г. была объявлена «архипастырская его Высокопреосвященства благодарность и преподано Божие благословение».

Источники: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 166, л. 13 об.; д. 185, л. 62; д. 219, л. 15 об.

Лит.: Известия по Казанской епархии. – 1898. – № 1. – С. 5.

Корнилов Александр Иванов

«Художественно-декоративный мастер». Из крестьян Владимирской губернии. Известен по «Списку мастеров серебряного цеха Казанского цехового общества 1907 г.»: «мастерская на Нижнее-Федоровской ул. в доме Земленицкой».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 213, л. 25 об.

Култышевы Иван Иванович и Петр Иванович

Живописных дел мастера. Крестьяне Владимирской губернии. Известны по «Списку мастеров серебряного цеха Казанского цехового общества 1870 г.»: «мастерская И. И. Култышева на Вознесенской в доме Гребенщикова, у него брат – Петр Иванов Култышев».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 110, л. 56.

Лазарев Федор Львович

Живописных дел мастер. Известен по «Списку мастеров серебряного цеха Казанской ремесленной управы 1912 г.»: «мастерская на Проломной в доме Свешникова».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 235, л. 55 об.

Лапин

Иконописец. В 1901 г. исполнил живописные иконы во вновь выстроенный храм в с. Берлибаши Свияжского уезда Казанской губернии.

Лит.: Известия по Казанской епархии. – 1908. – № 2. – С. 56.

Майоров Сергей Харитонов

Живописец. Известен по «Семейному списку Казанского цехового общества, составленному рекрутским старостой в 1854 г.»: «35 лет, жена Аграфена Никитина, дочь – Авдотья».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 251, л. 29 об.-30.

Мансуров Петр Александрович

Иконописец. Мещанин г. Цивильска Казанской губернии. В 1874 г. получил свидетельство Казанской ремесленной управы на право производства «сусального мастерства и иконописных работ».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 84, л. 120; д. 71, л. 21.

Мертваго Сусанна Александровна (в девичестве Соймонова, 1815 г. Москва – 1879 г. Казань)

Художник-любитель, копиист. Дворянка. Начальница Родионовского института благородных девиц в Казани. Исполнила «Портрет императора Александра I» (1838), копия с оригинала Г. Доу (собрание ГМИИ РТ).

Лит.: Русское искусство XVII – начала XX вв. Живопись. Каталог Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. – Казань, 2005. – С. 162.

Муллин Федор Полуектов

Иконописец. Крестьянин. Согласно «Ведомости Казанской ремесленной управы 1887 г.» имел мастерскую на Песочной ул., мастер – 1, работников – 5, годовой оборот – 2 400 руб.

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 115, л. 13.

Нарамовский В. А.

Художник-акварелист. Участник отдела Казанского городского общественного управления, на XVI Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде экспонировал 22 акварели с видами Казани: «Памятник императору Александру II», «Памятник Державину», «Здание городского общественного управления», «Женский монастырь», «Университет», «Реальное училище», «Дворец», «Петропавловский собор», «Здание дворянского собрания», «Театр», «Научно-промышленный музей», «Пассаж», «Завод бр. Крестовниковых», «Памятник над убиенными воинами при взятии Казани в 1552 году», «Памятник Лобачевскому и Ксениинская гимназия», «Спасская башня и въезд в Кремль», «Здание скотобойни», «Башня Сююмбеки», «Фабрика Алафузова», «Азимовская мечеть», «Здание городской Адмиралтейской больницы», «Вид Николаевского сквера».

Лит.: Участие Казанской губернии на XVI Всероссийской выставке и Труды местного вспомогательного комитета по экспонации / Сост. М. А. Констанский. – Казань, 1897. – С. 79.

Новомишлов Иван Васильев

Иконописец, иконоуборец. Казанский цеховой. Известен по «Списку ремесленников серебряного цеха Казанского цехового общества за 1879 г.»: «проживает во 2 части в Мокрой в доме Мухина».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 89, л. 13.

Перминов В. Т.

Художник. Принимал непосредственное участие в декорировании Научно-промышленной выставки 1890 г. в Казани. Экспонировал картину «Вечер», оцененную им в 500 р. и уже удостоенную Императорской Академией художеств серебряной медали.

Лит.: Казанские губернские ведомости. – 1890. – № 83. – С. 3. Местный отдел.

Петров Григорий

Иконописец. Крепостной графа Панина, проживал в г. Свияжске. Согласно приходно-расходной книге Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря в 1860 г. «за поновление 3 икон Божьей Матери и св. Николая» ему было уплачено 4 руб.

Источник: ГА РТ, ф. 237, оп. 33, д. 1, л. 108 об.

Петровский А.

Живописец. Известен как автор подписного живописного полотна «Портрет помещицы Анны Николаевны Родионовой («Помещица Родионова в духовной консистории») (1898 г., собрание ГМИИ РТ).

Лит.: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Русское искусство XVII – начала XX в. Живопись. Каталог. – Казань, 2005. – С. 134.

Пиотровский Александр Иосифович (16.03.1868, г. Вильно – 28.03.1903, г. Казань)

Живописец. Из мещан. Крещен в Виленской военной Благовещенской церкви. Обучался в Одесской рисовальной школе. В 1883 г. поступил вольноприходящимся в Императорскую Академию художеств по живописи, в августе 1891 г., как представивший аттестат об окончании Одесской рисовальной школы, перечислен в «академисты». За время учебы был удостоен за классные работы серебряных медалей – 4-х малых и 3-х больших (за этюды и рисунки карандашом). В 1894 г. удостоен звания художника III степени, окончил также Педагогические курсы при Академии с дипломом III степени и со свидетельством на право преподавания рисования в средних учебных заведениях, с правом на чин XIV класса. С 1894 г. преподавал рисование в Первой казанской гимназии, Родионовском институте Благородных девиц, в Казанской учительской семинарии. В 1896 г., по поручению совета Родионовского института, писал портреты императора и императрицы, для чего получил командировку в Петербург. В мае 1897 г., и в 1901 г. получил заграничную командировку во Францию и Италию. В мае 1902 г. получил пособие для поездки на лечение в Карлсбад. С 1895 г. состоял в чине коллежского секретаря, в ноябре 1901 г. произведен в коллежские асессоры. В январе 1903 г. подал в отставку.

Источник: ГА РТ, ф. 80, оп. 1, д. 1530.

Прянин Федор Григорьев

Иконописец. Казанский мещанин. Известен по «Списку мастеров серебряников и ювелиров серебряного цеха Казанского цехового общества 1907 г.»: «мастерская на Посадской ул. в доме Власова, мастер – 1, подмастерьев – 4. учеников – 2».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 213, л. 24.

Перацкий Константин

Поручик. Упоминается в «Расходной книге Иоанно-Предтеченского монастыря» за 1861 г.: «за сделанные им две хоругви с изображением на одной из них Богоявления Господня и Казанской Божьей Матери и на другой пр. Сергия Радонежского и ученика его Никона ему было заплачено 70 руб. серебром».

Источник: ГА РТ, ф. 310, оп. 13, д. 1, л. 140.

Пор Екатерина Сергеевна (? – не ранее 1909 г.)

Художница, живописец. Экспонент Казанской научно-промышленной выставки 1890 г., награждена Большой серебряной медалью «за работу по фарфору». На XVI Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде экспонировала образцы своей живописи по фарфору на чашках, блюдцах, тарелках, пепельницах, экранах, ширмах, табакерках, бюварах. Участница Международной выставки мелкой промышленности и профессионального образования в Казани 1909 г. Давала уроки живописи в своей мастерской. Автор живописного полотна «Пейзаж с мальчиком в лодке» (1893 г., собрание ГМИИ РТ).

Лит.: Список наград присужденных на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г. – Казань, 1890. – С. 35; Участие Казанской губернии на XVI Всероссийской выставке и Труды местного вспомогательного комитета по экспонации / Сост. М. А. Констанский. – Казань, 1897. – С. 73; Альбом Международной выставки в Казани. – СПб., 1909. – С. 31; Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Русское искусство XVII – начала XX в. Живопись. Каталог. – Казань, 2005.

Разумов Яков Константинович

Иконописец. Мещанин г. Саранска. Известен по списку цеховых серебряного цеха 1907 г.

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 213, л. 24.

Розе

Живописец. Из дворян, обучался в Первой Казанской гимназии (не окончил). Н. Баженов в книге «Казанская история» (1847) уделил Розе особое внимание: «Должно еще нечто в особенности сказать о юном художнике Розе, проявившем редкие способности портретной живописи на бумаге и на слоновой кости, с верным типом даже заочно изображаемых лиц, что свидетельствует замечательная и известная в Казани картина его: Встреча чудотворного образа Смоленской Божьей Матери (1845), ныне гравируемая единственным в городе гравером Пет. Фр. Табуре. Конечно многие опыты, укрепляя руку художника, питают младенствующий его гений, а потому таланту Розе, осуществившемуся в его трудах без руководства – предстоят еще некоторые условия. Он должен вооружиться вниманием и терпением, чтобы победить два противодействующие его искусству обстоятельства: во-первых, вникнуть в правила перспективы, а во-вторых, удержав руку от торопливости, направить ее для более тщательной отделки его картин, и тогда гений, окрыленный искусством, будет поднят в высь его силой». Автор «Портрета М. Н. Ляхова ребенком» (1852), который экспонировался на выставке картин «Художественные сокровища Казани» в 1916 г.

Лит.: Казанские губернские ведомости. – 1846. – № 46; Казанская история. Сочинение Николая Баженова. – Казань, 1847. – С. 127; Художественные сокровища Казани. Каталог выставки. – Пг., 1916. – С. 25.

Росляков Павел Г

Живописец. Крестьянин. Известен по «Списку ремесленников серебряного цеха 1898 г.»: «мастерская на Проломной улице в доме Смоленцева, подмастерье – Василий Порфирьевич Смирнов. Учеников 2».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 166, л. 13 об.

Сафонов Николай Львов

Живописных дел мастер. Крестьянин Владимирской губернии. Известен по «Списку мастеров серебряного цеха Казанского цехового общества 1870 г.»: «Мастерская на Воскресенской в доме Духовной семинарии. Мастер – 1, работников – 16, учеников – 2».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 110, л. 56.

Скоморохов Иван Алексеев

Иконописец. Согласно «Ведомости Казанской ремесленной управы 1887 г.» причислен к серебряному цеху, имел мастерскую на Мало-Проломной ул., мастер – 1, годовой оборот 300 руб.

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 115, л. 13.

Смирнов Евтихий

Живописец, гравер. По отзыву современника и автора «Казанской истории» (1847) Н. Баженова, «живописец, а вместе с тем в Казани единственный и искуснейший резчик – Евт. Смирнов, при занятиях различными родами живописи, в особенности приспособил кисть свою для ландшафтов, более снимаемых им с натуры, полная отчетливость трудов его проявляется в картинах, рисованных корпусными красками». Именно для книги Н. Баженова «Казанская история» (1847) Е. Смирнов исполнил панорамный вид Казани, гравированный П. Ф. Табуре.

Лит.: Казанская история. Сочинение Николая Баженова. – Казань, 1847. – С. 157.

Спиридонов Сергей Яковлев (? – не ранее 1890)

Казанский цеховой. Мастерская известна с 1867 г. – на Проломной улице в доме Щербаковой. Согласно «Ведомости Казанской ремесленной управы. Списки ремесленников разных цехов за 1887 г.», имел мастерскую на ул. Проломной в доме Волкова. Оборотный капитал в год 13 000 руб. 1 мастер, 8 работников, 3 ученика.

Исполнил иконы по золотому фону фряжского письма для иконостасов вновь возведенной Воскресенской церкви (1890 г., арх. Г. Розен). В мастерской Спиридонова исполнены часть икон (местные и заклиросные) и стенная живопись в алтаре в домовой церкви св. Благоверного кн. Александра Невского при Александровской больнице. Согласно «Книге на расписку расхода денежных сумм и капиталов Казанской епархии Грузинской г. Казани церкви в 1893/5 гг.» Спиридонов в 1894 г. написал иконы во вновь выстроенный иконостас, а также «за исправление алтаря и стен средней части храма» получил тысячу рублей.

Источники: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 115, л. 12 об.; д. 84, л. 25; ф. 828, оп. 1, д. 23, л. 22 об.

Фатьянов Иван Архипович

Иконописец. Казанский мещанин, из крестьян Владимирской губернии В 1874 г. получил от Казанской ремесленной управы свидетельство на право производства иконописного ремесла. Согласно «Списку ремесленников серебряного цеха Казанской ремесленной управы 1879 г.»: «мастерская на Проломной в доме Меркулова, у него подмастерья: Петр Кокурин, Михаил Иконников, Федор Зверев, Осип Гаврилов». По аналогичному «Списку» 1897 г. – «мастерская на Рыбнорядской ул. в доме Блинова». Экспонент Казанской ремесленной и сельскохозяйственной выставки 1886 г. Избирался старшиной серебряного цеха (1884-1899), сохранился рапорт об избрании И. А. Фатьянова старшиной серебряного цеха вновь на 1899 г. 16 февраля 1899 г. «находящийся в этой должности уже 14 лет иконописных дел мастер казанский цеховой Иван Архипович Фатьянов… принимая во внимание безупречную и весьма полезную деятельность, постановляем себе долгом выразить ему нашу искреннюю благодарность… и просить общее присутствие Ремесленной управы разрешения о припечатании настоящего нашего приговора в газету «Казанский телеграф» за счет казны 19 февраля». Общее присутствие постановило препроводить отзыв для напечатания в ближайшем № «Казанского телеграфа». В 1899 г. баллотировался на должность Казанского ремесленного головы.

Источники: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 170, л. 70, 71, 81, 87, 88; д. 89, л. 9 об.; д. 84, л. 4; д. 103, л. 23, 121; д. 71, л. 33; д. 115, л. 12 об.

Филиппов Александр Филиппович

Живописец. Известен по «Указателю города Казани или памятной книжке для жителей Казанской губернии на 1841 г.» И. Чернова: «Пишет портреты с натуры и исторические картины, живет на Сенной ул. в доме Худякова».

Лит.: Чернов И. Указатель города Казани или памятная книжка для жителей Казанской губернии на 1841 г. – Казань, 1841. – С. 6.

Фиркович Самуил Шаломов (Соломонов)

Живописец, потомственный почетный гражданин. В 1877 г. подал прошение в Казанскую ремесленную управу «удостоить звания мастера живописных дел и открыть на Воскресенской ул. в доме Некрасова мастерскую живописного мастерства», представив при этом свидетельство Севастопольской ремесленной управы. Согласно «Списку мастеров ремесленного цеха 1879 г.», проживал на Воскресенской ул. в доме Конурина.

Источники: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 89, л. 5; д. 84, л. 67, 68 об., 69, 70.

Хрусталев Иван Никифоров

Живописец. Согласно «Ведомости Казанской ремесленной управы 1887 г.», имел мастерскую на Рыбнорядской в доме Марусова, 1 мастер, годовой оборот – 300 руб.

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 115, л. 13.

Чепрунов Сергей Васильев

Живописец. Известен по «Семейному списку Казанского цехового общества, составленному рекрутским старостой в 1854 г.»: «36 лет, жена Авдотья Герасимова, дочь Мария».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 251, л. 2 об.-3.

Чернов Федор Егоров

Живописных дел мастер. Известен по «Списку ремесленников разных цехов, с которых удерживается акцизный сбор 1870 г.»: «мастер – 1, работник – 1, учеников – 2, сбор – 2 руб. 50 коп.».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 59, л. 2.

Щербаков Петр Яковлев

Иконописец. Мещанин г. Чистополя. Согласно «Ведомости Казанской ремесленной управы 1887 г.» имел мастерскую на Проломной в доме Сапугольцева, «мастер – 1, работник – 1, годовой оборот – 400 р.».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 115, л. 13.

Щепетов Павел Николаевич

Московский живописец. Исполнил часть местных и заклиросных икон в домовой церкви св. Благоверного кн. Александра Невского при Александровской больнице. Для церкви во имя святителя Гурия при Крещенотатарской школе (освящена в 1871 г.) написал икону св. Кирилла и Мефодия братьев моравских. «У св. Мефодия в раскрытом Евангелии – первые слова из первой главы Евангелия от Иоанна по славянскому тексту, а у св. Кирилла в свитке – слова «начало премудрости страх Господень» и алфавит славянский. Вверху Спаситель в облаках, благословляющий святителей. Там же, за левым клиросом находилась еще одна икона, исполненная Щепетовым – св. мученика Авраама Болгарского: «В руках у него крест; вверху Спаситель в облаках, благословляющий мученика, а внизу мучение: толпа магометан, из коих некоторые с топорами и ножами устремляются на мученика. Вправо от толпы виден мулла в белой чалме, с посохом в руках. Икона эта писана Щепетовым».

Лит.: Известия по Казанской Епархии. – 1902. – С. 1016; Малов Е. А. Историческое описание церквей г. Казани. Вып. 1. – Казань, 1884. – С. 83.

Юдин Федор Аристархов

Иконописец. Казанский цеховой. Известен по «Списку ремесленников серебряного цеха Казанского цехового общества за 1879 г.»: «проживает в 1 части на Проломной ул. Рабочий – Семен Рукавишников».

Источник: ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 89, л. 16 об.

 

Сведения об авторе

Ключевская Екатерина Петровна, кандидат искусствоведения, e-mail: epk47@mail.ru

 

About the author

Ekaterina P. Klyuchevskaya, Candidate of Art History, e-mail: epk47@mail.ru

 

В редакцию статья поступила 10.06.2021, опубликована:

Ключевская Е. П. Материалы к Словарю художников Казанской губернии середины XIX – начала XX вв. // Гасырлар авазы – Эхо веков Echo of centuries. – 2021. – № 4. – С. 142-153.

 

Submitted on 10.06.2021, published:

Klyuchevskaya E. P. Materialy k Slovaryu hudozhnikov Kazanskoy gubernii serediny XIX – nachala XX vv. [Materials for the Dictionary of Artists of Kazan province of the mid 19th – early 20th century]. IN: Gasyrlar avazy – Eho vekov [Echo of centuries], 2021, no. 4, рр. 142-153.

 

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
О Всероссийской научной конференции «Родной язык – источник исторической памяти и культурного наследия», проведенной Государственным комитетом Республики Татарстан по архивному дел
Несмотря на то, что история занимается вопросами прошлого и наследием прошлого, ее нельзя рассматривать как статичное, завершенное и не развивающееся явление.
Османское государство было одним из центральных акторов европейской и мировой политики на протяжении шести веков. Ему удавалось поддерживать единство религиозных, этнических и куль
Марийские лексические единицы впервые зафиксированы на бумаге в 1697 г., автором текста был шведскоязычный финн Генрих Бреннер. Спустя год эти слова были напечатаны в книге скандин
Целью настоящей статьи является изучение и анализ клятв и договоров в кыпчакском обществе.
В статье изложены результаты атрибутирования, проведенного с привлечением новых исторических данных и текстологических интерпретаций колофона дастана Сайфа Сараи «Гулестан бит-тюрк