Измайлов Б. И. Города и горожане Уфимской губернии в 1870-1892 гг.

Города и горожане Уфимской губернии в 1870-1892 гг.
История городов давно привлекает внимание исследователей. Еще со времен греческих полисов города являлись центрами притяжения различных умонастроений и сил, где взаимодействовали представители разных сословий, классов, этносов, культур и религий. Именно города чаще всего являются политическими, экономическими и духовными центрами.
Л. Р. Габдрафикова в своей монографии «Города и горожане Уфимской губернии в 1870-1892 гг.: по материалам органов местного самоуправления» обращается к теме городов и городской жизни через призму материалов местного самоуправления. Перед читателями предстает повседневность горожан губернской Уфы и уездных центров Стерлитамака, Златоуста, Бирска, Белебея и Мензелинска. Это редкий аспект исторических исследований.
Автор представила города и горожан Уфимской губернии пореформенного периода как единый организм. Очевидно она находилась под определенным влиянием работ ленинградского исследователя Н. П. Анциферова, который предлагал для изучения города примерно такой концепт. Л. Р. Габдрафикова в качестве методологического ориентира указывает на популярную среди широкого круга читателей пирамиду потребностей американского психолога А. Маслоу.
Монография состоит из четырех глав. В первой главе, названной «Объект и субъект городского самоуправления», содержатся базовые сведения об исследуемом предмете. Собственно она так и называется. Объектом выступают сами горожане и городское пространство, а роль субъекта отведена представителям муниципальных властей: городским думам и управам. Во второй главе «Городская материя» рассматриваются такие вопросы, как недвижимое имущество, землевладение горожан и муниципалитетов, благоустройство городов, развитие транспортных коммуникаций. Отдельный параграф повествует о «городских ориентирах», под которыми понимаются наиболее посещаемые горожанами общественные места: церкви, торговые лавки, трактиры, присутственные учреждения и т. д. Оригинальным ходом представляется выделение главы «Организация безопасности в городе», в которой раскрываются противопожарные меры и работа полиции. В четвертой главе «Человек в городе» речь идет об организации здравоохранения, призрения, просвещения и культуры, городских праздников.
Заявленный в монографии антропологический подход, безусловно, востребован в сегодняшних научных условиях. Но надо признать, что его применение к шести, довольно разнотипным, городам — задача довольно сложная.
Автор оперирует богатой фактологической базой, извлеченной, главным образом, из журналов городских дум. Фронтальный анализ данных журналов мог бы дополнить историческую картину городской жизни второй половины XIX — начала XX в.
В работе должное внимание уделяется жизни городских мусульман, которые в городах Уфимской губернии были представлены в основном татарами. Так, мы узнаем, что в указанный период большие татарские общины имелись в Уфе и Стерлитамаке. Деревянная мечеть в конце XIX в. имелась в Белебее, в остальных уездных центрах мусульманские храмы были построены в начале следующего столетия. Очевидно, что книга Л. Р. Габдрафиковой станет вкладом в историографию городов Российской империи. Очевидно и то, что изучение истории повседневности ее городских жителей должно быть продолжено.