Иванова В. В. «Окна» Победы

Статья посвящена плакатам периода Великой Отечественной войны.
Рубрика:
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
08.12.2012
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2012

«Окна» Победы

«Орду немецкую громит в атаке смелой

На поле брани героический боец.

Фашистских варваров пусть так же бьет умело

И кисть художника, и скульптора резец!»*

 

Плакаты периода Великой Отечественной войны — это яркие, образные и запоминающиеся свидетельства времени. Свойственные плакату наглядность и доходчивость, массовость и оперативность отклика на текущие события отвечали насущной потребности мобилизовать советский народ на борьбу с фашизмом, помогали поднять его дух в период тяжелых испытаний, укрепить его веру в победу, в моральное превосходство над врагом.

В фондах Национального музея Республики Татарстан сохранились плакаты, изданные в центральных издательствах в Москве и Ленинграде, а также изданные в Казани в годы Великой Отечественной войны на русском и татарском языках. На плакатах запечатлены воины Красной Армии перед отправкой на фронт, во время боев и труженики тыла на заводах и в поле.

С первых месяцев войны Татарское государственное издательство (Татгосиздат) приступило к выпуску политических плакатов. Это были перепечатанные плакаты известных художников В. Дени, Кукрыниксов**, Д. Моора, Н. Ватолиной. Сохранились плакаты, выполненные по рисункам художников Татарского государственного издательства, — Б. М. Альменова, Р. Ф. Сайфуллина, И. Е. Бобровицкого, Н. М. Сокольского и др. Только за первый год  войны Татгосиздат выпустил и распространил плакаты тиражом свыше полумиллиона экземпляров.

Художники Москвы и Ленинграда выпускали «Окна ТАСС***» (в Ленинграде — «Боевой карандаш»). Пример москвичей и ленинградцев был подхвачен художниками других городов Советского Союза, ведь из всех видов изобразительного искусства плакаты были самыми оперативными и общедоступными.

Во многих городах страны, в том числе и в Казани, выходили «Окна сатиры». В отличие от печатного многотиражного плаката, «Окна сатиры» прокрашивались клеевой краской вручную при помощи трафарета. Они очень оперативно откликались на быстро сменявшиеся события.

С первых дней войны в Казани художники И. Е. Бобровицкий, Н. М. Сокольский и поэт Б. И. Зернит выпускали «Окна сатиры». Их инициатива была подхвачена «Татхудожником»****. Одновременно изготавливались трафареты по рисункам московских художников. Стихотворные подписи к рисункам давали А. Бендецкий, Б. Зернит, Е. Рамм, Г. Шапиро, Я. Шик и другие поэты, использовались стихи В. Маяковского, С. Смирнова, С. Васильева, А. Жарова, В. Инбер, С. Кирсанова.

Образы врага, созданные в острой гротескной манере, вскрывали сущность фашизма. В сатирической форме выполнены плакаты А. Прыткова «Петля его ждет», И. Овчинникова «У пропасти», Э. Гельмса «Добьем зверя». Текст плаката не просто пересказывал его содержание, но усиливал воздействие, создавал запоминающиеся образы и метафоры. «Окна сатиры» выходили периодичностью четыре раза в месяц.

Во всех многолюдных местах Казани и других населенных пунктах республики были установлены щиты для плакатов. За годы войны в Казани было выпущено около 170 плакатов «Окон сатиры».

Условия работы художников были тяжелые. В подвале мастерской Татхудожника, где изготавливались плакаты*****, было холодно, приходилось работать в шубах и валенках. Не хватало бумаги, но художники, учитывая военную обстановку, самоотверженно преодолевали трудности.

Большая часть «Окон сатиры», созданных художниками Татарстана, была посвящена событиям, происходящим на фронте. Они являлись своего рода иллюстрациями к ежедневным сообщениям Информбюро.

Значительное число «Окон сатиры» «Татхудожника» было посвящено помощи тыла фронту: «Соберите хлеб колхозный до единого зерна» и «Взрастить хлеба» (Н. Сокольский) и др.

В начале войны был создан плакат И. Бобровицкого «Помни…» («Окно сатиры» № 8), отражавший суровую обстановку военного времени. С одной стороны, это был призыв к бдительности. С другой — напоминание о том, что любое неосторожно сказанное слово грозило потерей свободы или жизни.

Авторы «Окон сатиры» призывали к «сбережению народных средств», к мобилизации всех сил в тылу для победы над врагом. Темой многих плакатов была неразрывная связь фронта и тыла. Художники вселяли в сердца людей веру в Победу.

В 1945 г. в Государственном музее Татарской АССР (ныне Национальный музей РТ) была открыта выставка плакатов «Окна сатиры Татхудожника». В ней приняли участие семь художников, было представлено 44 плаката. Эта выставка и каталог «Окна сатиры Татхудожника» явились первой значительной работой, обобщившей опыт и вклад казанских художников-сатириков в Победу.

В последующие годы плакаты военных лет единично экспонировались на тематических выставках и в постоянных экспозициях. Они были представлены в музее-мемориале Великой Отечественной войны (2005), на юбилейной выставке «Татарстан — тыловая база Победы. 1941-1945 гг.» (2010). Однако большая часть из них хранится в запасниках Национального музея РТ.

В 2011 г. был впервые издан иллюстрированный каталог коллекции плакатов «Окна сатиры» 1941-1945 гг. Национального музея Республики Татарстан. Он был подготовлен в рамках реализации проекта «“Окна” Победы» Национального музея Республики Татарстан, ставшего победителем в первом конкурсе социальных и культурных проектов нефтяной компании «РИТЭК» в Татарстане.

 

Использованы иллюстрации из: «Окна» Победы. Каталог коллекции плакатов «Окна сатиры» 1941-1945 гг. Национального музея Республики Татарстан. – Казань, 2011. – С. 47, 56, 61.

 

 

 

*Из афиши выставки «Окна сатиры Татхудожника» 1945 г.

**Кукрыниксы (псевдоним), творческий коллектив графиков и живописцев: М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов.

***Телеграфное агентство Советского Союза.

**** Татарское товарищество-кооператив художников.

***** Политические плакаты печатались также в типографии Казанского железнодорожного узла. С 1943 г. для работы над плакатами была выделена комната в мастерской Театроснабсбыта (см: Файнберг А. Б. Политический плакат казанских художников 1941-1945 гг. – Казань, 1965. – С. 6-9).

Другие статьи
Публикация об учреждении государственных символов Татарской АССР.
Среди основных задач ТЮРКСОЙ — развитие и укрепление связей между тюркоязычными странами в сфере культуры и искусства. На примере этой организации рассматривается международное кул
Интервью со скульптором, заслуженным деятелем искусств Республики Татарстан М. М. Гасимовым.
О сановнике Казанского ханства первой половины — середины XVI в. князе Кострове. Некоторые наблюдения и выводы о генеалогии его происхождения, государственно-дипломатической, военн
Публикация текста самой ранней из известных науке подлинных грамот первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, архимандриту Герману из фондов Национального архива Республик
Публикация посвящена истории ежегодного принесения иконы Смоленской Божьей Матери в Казань в XIX в. и отражению этого события в изобразительных источниках.