Ислаев Ф. Г. История Нового Надырова

История Нового Надырова
Татарская деревня сыграла выдающуюся роль в сохранении языка и культуры народа. Любой шаг в направлении научного осмысления этого феномена является шагом на пути сохранения уникального культурно-исторического наследия, накопленного на протяжении столетий, формирования исторического мышления, столь необходимого в условиях глобализации и агрессивной культурной интервенции. Именно через историю малой родины мы познаем самих себя и окружающий нас мир.
Силами энтузиастов — знатоков местной истории при поддержке бизнес-сообществ и муниципальных органов в городах и селах издается немало краеведческих работ. Стало хорошей традицией иметь историю села, города, района. История села Новое Надырово Альметьевского района Республики Татарстан в этом смысле не является исключением. Ее уникальность в другом, в том, что она подготовлена группой высококвалифицированных ученых — докторами наук М. И. Ахметзяновым, Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой, М. И. Родновым, Г. Р. Столяровой, А. Г. Галлямовой и известными краеведами Р. Х. Амирхановым и И. Р. Габдуллиным.
Работа основана на глубоком изучении фондов различных архивов, материалов экспедиций. В книге широко используются интервью и воспоминания жителей села, иллюстрации (фотографии, карты-схемы, рисунки археологических находок т. д.).
Первая часть издания посвящена истории села с древнейших времен до начала ХХ в. Здесь помещены очерки Р. Х. Амирханова, И. Р. Габдуллина, генеалога М. И. Ахметзянова и уфимского историка М. И. Роднова. Привлекают внимание изложенные события, связанные с образованием Надыровской волости и деятельностью самого Надыра Уразметева, из рода татарских феодалов-тарханов, правившего волостью в 1730-1750 гг.
Интересен комментарий М. И. Ахметзянова о родословии Н. Уразметева. Он подверг сравнительному анализу публикации об этом шеджере Р. Фахретдина, Ш. Марджани и родословие Больше-Менгерского списка. В результате удалось восполнить недостающие поколения (с. 16-22).
В то время, когда были разрушены татарские мечети и существовал запрет на их строительство, новое культовое здание в Новом Надырове было построено в 1754 г. После этого оно стало не только волостным центром, но и центром исламского просвещения и культуры.
Драматической, а часто и трагической, и героической истории села в ХХ в. посвящена вторая часть книги. С использованием большого количества иллюстраций написан очерк «Расположение и планировка села, мечеть и кладбище» доктором искусствоведения Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой, которая пришла к выводу о том, что в Новом Надырове первоначально имелось три центра с жилыми кварталами.
Уникальной для краеведческой литературы является таблица из 66 тамг жителей села, собранных из разных архивных документов и небольшой комментарий к нему Р. Х. Амирханова и И. Р. Габдуллина (с. 52-53).
Советский период истории села рассмотрен доктором исторических наук А. Г. Галлямовой. В его рамках даны очерки о Гражданской войне, вилочном восстании, голоде 1921-1922 гг., новой экономической политике, колхозном строительстве, подвиге надыровцев на фронте и в тылу. Особый интерес представляет освещение истории села в послевоенный период, когда под руководством председателя — фронтовика Хады Рахманова колхоз достиг высоких показателей.
Завершает вторую часть очерк Г. Р. Столяровой о демографической ситуации в селе и семейных обрядах.
В третьей части книги интересны очерки Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой о традиционной татарской культуре, интерьере жилища и его убранстве, ремеслах надыровцев. Отдельные очерки посвящены религии, кулинарному искусству, праздникам и фольклору.
Богато иллюстрированную, изданную издательством «Рухият» книгу можно в полной мере считать эталоном издания истории татарских селений, несравнимым с подобного рода книгами как по ширине охвата проблематики, так и по глубине ее изложения. Хочется надеяться, что данный труд с пристальным вниманием будет воспринят не только жителями села, но всеми, кто интересуется историей.