Ермаков В. В. Земляновы — предприниматели и благотворители

Земляновы — предприниматели и благотворители
История знает немало примеров, когда выходцы из провинциальных городов становились крупными предпринимателями, входили в круг деловой элиты как губерний, так и России в целом. Именно таковыми являлись Земляновы — одни из крупнейших пароходовладельцев Волжско-Камского бассейна.
Основателем предпринимательской династии являлся елабужский купец 1-й гильдии Андрей Павлович Землянов. Накопление капитала он начал с розничной и оптовой торговли. В Елабуге А. П. Землянов располагал лавкой для торговли хлебом, рыбой и керосином. В 1890 г. оборот торговли составил 1 200 руб., а прибыль — 100 руб.1
Однако главным направлением его предпринимательской деятельности было пароходное дело. Первые сведения об этом относятся к рубежу 1860-1870 гг. Елабужскому купцу Землянову тогда принадлежал пароход «Друг», совершавший рейсы главным образом между Казанью и Рыбинском. Плата за перевозку грузов, преимущественно хлебных, составляла тогда от 35 до 40 коп.2 за куль*.
В начале 1890-х гг. у А. П. Землянова уже имелось пять пароходов. В 1892 г. пароходное дело приносило годовой оборот в 60 тысяч руб., а чистую прибыль — три тысячи руб.3 Капитанами на пароходах были преимущественно выходцы из крестьян с. Верхний Услон Свияжского уезда Казанской губернии (П. К. Хренов, И. В. Недотыкин, И. Т. Сафонов и др.)4.
Торговый дом на правах полного товарищества «Андрей Павлович Землянов с сыновьями» был создан в 1896 г. Его участниками был сам А. П. Землянов и его сыновья — Сергей и Василий5. В распоряжении торгового дома имелось пять собственных и один арендованный пароход. Активы составляли более 527 тысяч руб. Эксплуатация пароходов приносила владельцам существенный доход. Только доставка нефти к Воткинскому заводу давала ежегодно 20 тысяч руб. прибыли6.
Однако в 1897 г. торговый дом распался. Из его состава вышел сын А. П. Землянова — Василий с пароходом «Пушкин», а также родной брат Алексей Павлович Землянов с буксирным пароходом «Братья». Этот раздел нанес серьезный ущерб доходам и деловой репутации Земляновых. Они потеряли многие выгодные заказы.
В первое десятилетие XX в. развивать пароходное дело продолжили сыновья А. П. Землянова. Особенно впечатляющих успехов достиг Сергей Андреевич Землянов.
В 1907 г. С. А. Землянов был казанским 1-й гильдии купцом. К этому времени он располагал семью буксирными пароходами, а также караваном из 51 деревянной баржи. Правление принадлежащего ему предприятия «Буксирное пароходство Сергея Андреевича Землянова» находилось в Казани на Московской улице. В состав недвижимого имущества С. А. Землянова входил большой дом в Казани, а также дома в Уфе и на Аракчинской пристани7.
Пароходы С. А. Землянова с баржами перевозили хлебные, лесные, химические, нефтяные и другие грузы по рекам Белой, Каме и Волге. В 1907 г. с обществом «Братья Нобель» им были заключены договора на перевозку нефтепродуктов из Астрахани до Чистополя, Уфы, Нижнего Новгорода, Самары, Рыбинска. Только от этой деятельности он получил весьма ощутимую чистую прибыль — 19 877 руб.8
Предпринимательский капитал С. А. Землянова быстро возрастал, что позволяло ему совершать сделки на все более значительные суммы. Так, 13 марта 1913 г. в Санкт-Петербурге при посредничестве тамошних маклеров он заключил договор с женой статского советника А. В. Черниловской-Сокол о передаче ему в аренду лесной дачи (374 десятин), находившейся в имении Арзинка Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Этот договор давал С. А. Землянову право заготавливать и продавать лес, устраивать лесопильные заводы, различные постройки на лесосеках, прокладывать дороги. За возможность осуществлять эту деятельность он заплатил А. В. Черниловской-Сокол 225 тысяч руб.9
Заготовленные лесные изделия С. А. Землянов доставлял своими судами для реализации в низовые волжские города — Царицын, Саратов, Астрахань. С этого времени его доверенным лицом, имевшим право заключать любые сделки, становится его единственный сын — Константин.
В Национальном архиве Республики Татарстан в фонде «Конторы буксирного пароходства купца С. А. Землянова» сохранились договора на перевозку различных грузов. Они дают представление о характере перевозимых грузов, а также размерах доходов. Так, 28 марта 1914 г. был заключен договор с малмыжским купцом А.-Л. А.-Х. Хакимовым на доставку до Рыбинска с пристаней на р. Белой 450 тысяч пудов хлеба. Плата С. А. Землянову составляла от 55 до 75 копеек за четверть девяти пудового веса, в зависимости от расстояния10. Кроме того, осуществлялись масштабные перевозки чугуна, шлака, цемента, серного колчедана, мазута и др. Договора заключались при посредничестве биржевых маклеров Санкт-Петербурга или Казани.
Масштабы перевозок значительно возросли в годы Первой мировой войны. Только одно соглашение с казной предполагало перевозку в навигацию 1915 г. по Волге каменного угля до 15 млн пудов. О масштабах сделки свидетельствует тот факт, что только задаток казны за эти перевозки составил 125 тысяч руб.11
В навигацию 1916 г. казна вновь заключила с ним такой же договор и на тех же условиях12. Перевозить уголь было далеко небезопасно. Он слеживался и становился легковозгораемым. Несколько барж С. А. Землянова в навигации 1915-1916 гг. от этого пострадали.
В 1916 г. суда С. А. Землянова перевозили по р. Белой до Рыбинска шпалы для строящихся железных дорог, мазут, серный колчедан, сено, соль и другие грузы13. Часть этих перевозок (мазут и сено) велась по заказам военного ведомства.
Пароходство С. А. Землянова тесно сотрудничало с другими транспортными обществами, в частности, с АО «Иван Любимов и Ко». Сотрудничество заключалось, как правило, во взаимной аренде пароходов и барж, передаче друг другу заказов на перевозки и т. д. В феврале 1916 г. по приказу С. А. Землянова обществу «Иван Любимов и Ко» было продано шесть буксирных пароходов и 34 деревянные баржи. Сумма сделки, заключенной в Петрограде, составила более одного миллиона рублей14. В это же время при посредничестве казанского биржевого маклера И. П. Вахонина пароходному обществу «Волга» был продан пароход «Добрый»15. Эти продажи, однако, не означали прекращения С. А. Земляновым пароходного дела.
Обороты грузового пароходства С. А. Землянова на 1916 г. измерялись миллионами рублей. Соответственно росло и благосостояние владельцев предприятия. В Казани С. А. Землянову принадлежала недвижимость стоимостью более 500 тысяч руб. Он являлся крупным акционером Нижегородского нефтяного промышленного товарищества в Баку16.
Его сын Константин в январе 1916 г. купил у баронессы М. К. Спенглер треть ее имения в Малмыжском уезде Вятской губернии со всеми лесами, фабриками, пристанями и т. д. За это приобретение он уплатил баронессе 350 тысяч руб. К. С. Землянов также взял на себя уплату части долга, числившегося за этим имением. Кроме того, М. К. Спенглер продала ему за 100 тысяч руб. свою долю в торговом товариществе на вере «К. А. Юшкова наследники» (г. Казань)17.
Помимо чисто хозяйственных дел, Земляновы активно занимались общественной и благотворительной деятельностью. 20 января 1898 г. Андрей Павлович Землянов был избран гласным Елабужской городской думы18. На его средства в с. Борки Мензелинского уезда Уфимской губернии была построена деревянная церковь.
Сергей Андреевич Землянов вплоть до 1917 г. был гласным Казанской городской думы, членом учетного комитета Казанского городского общественного банка, членом городской финансовой комиссии19. На его средства была построена церковь в с. Камышлинка Уфимского уезда. Он также являлся старостой церкви Московских Чудотворцев в Казани, построил при ней дом для священника. В 1904 г. С. А. Землянов за свой счет построил здание Казанского речного училища и в течение четырех лет занимал пост председателя его попечительского совета и казначея. Кроме того, он содержал на свои средства начальное училище при затоне Старица, включая оплату труда двух учительниц20. За общественную и благотворительную деятельность С. А. Землянов был награжден орденом Св. Анны 3-й степени, золотыми и серебряной медалями «За усердие».
Предпринимательская и иная связанная с ней деятельность Земляновых прекратилась в 1918 г. Тогда речной флот был национализирован Советской властью.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. НА РТ, ф. 557, оп. 3, д. 2, л. 11 об.-12.
2. Статистический сборник Министерства путей сообщения. – СПб., 1877. – Ч. 2. – С. 31.
3. НА РТ, ф. 557, оп. 5, д. 24, л. 22 об.-23.
4. Там же, оп. 8, д. 35, л. 32-32 об.
5. Там же, оп. 10, д. 11, л. 38.
6. Вятский край. – 1897. – 3 мая. – С. 1.
7. НА РТ, ф. 588, оп. 1, д. 10, л. 5.
8. Там же, л. 2, 159-168.
9. Там же, д. 24, л. 18-19.
10. Там же, л. 20-20 об.
11. Там же, д. 38, л. 91-92 об.
12. Там же, д. 48, л. 9-10.
13. Там же, д. 61, л. 11, 12-12 об.; д. 64, л. 3, 10, 16; д. 65, л. 57-57 об.
14. Там же, д. 56, л. 25, 162-163.
15. Там же, л. 1-2.
16. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. – Казань, 2001. – Т. 2. – С. 23.
17. НА РТ, ф. 588, оп. 1, д. 55, л. 11, 12-12 об.
18. Вятский край. – 1898. – 27 января. – С. 2.
19. Татарская энциклопедия. – Казань, 2005. – Т. 2. – С. 464.
20. НА РТ, ф. 588, оп. 1, д. 80, л. 18, 74, 138.
*Куль — старая русская мера сыпучих тел, равнявшаяся примерно 9 пудам и применявшаяся до введения метрической системы мер.