А. Елдашев. Иоанн Кронштадтский в Казанском крае

Иоанн Кронштадтский в Казанском крае
В 1990 г. был причислен к лику святых бывший протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев). При жизни он был известен как в России, так и далеко за ее пределами как ревностный поборник православия.
На протяжении 350 лет его предки по отцовской линии были священниками. После приходского училища в 1851 г. Иоанн Кронштадтский окончил Архангельскую духовную семинарию, а в 1855 г. Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1855 г. по рукоположении в пресвитера Иоанн был назначен в собор апостола Андрея Первозванного в Кронштадте.
На его средства были построены приходское попечительство для помощи бедным, дом трудолюбия со школой, церковью, мастерскими и приютом. В своем родном селе Сура Архангельской губернии отец Иоанн основал женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге на Карповке построил Свято-Иоанновский женский первоклассный (ныне ставропигиальный) монастырь, в котором и был по кончине своей погребен.
География мест, которые посетил отец Иоанн, простиралась от Санкт-Петербурга до Печоры, от Архангельска до низовий Волги. 5 июля 1894 г. побывал он и в Казани1.
На рассвете этого дня волжская пристань и весь берег реки были заполнены народом. Люди подходили пешком, прибывали в экипажах и колясках. Вагоны конно-железной дороги не могли вместить всех желающих. Под парами стояли два казенных и несколько частных пароходов.
В начале шестого на горизонте южного плеса реки показался долгожданный пароход. И тут же навстречу ему двинулось несколько пароходов. Впереди всех буквально летел казенный пароход «Свияга» с городским головой* и именитыми горожанами.
Когда пароход «Отважный» с гостем причалил к пристани, то перед ним стеной стояла громадная толпа. Ступивший на землю отец Иоанн был буквально зажат встречающими. Идти далее не представлялось никакой возможности, и, по настоянию сопровождавших его лиц, он был вынужден вернуться обратно на пароход. Тогда городской голова С. В. Дьяченко, протиснувшись в середину толпы, настоятельно потребовал расступиться и пропустить гостя. Тотчас образовались две цепи из взявшихся за руки стоявших впереди людей, и был образован проход от пристани до конных экипажей.
Как только кортеж колясок двинулся, толпа в несколько сот человек кинулась за ним, причем бегущие с явным риском бросались к подножке экипажа, целовали руку о. Иоанна, прикасались к его одежде. Коляску конвоировали конные полицейские стражники, и только с их помощью экипаж мог достаточно быстро продвигаться вперед.
Весь путь от пристани до города и затем все улицы, по коим следовал экипаж, были заполнены народом, и все при встрече низко кланялись. Многие, подбегая к коляске, бросали свертки и конверты с деньгами.
О. Иоанну для церковной службы необходимо было благословление Казанского архипастыря Владимира. Кортеж, проехав через весь город, направился в загородный дом владыки*, находящийся в пяти верстах от города. Для продолжения пути потребовалось переменить лошадей на почте, где моментально собралась внушительная толпа народа, которая, окружив Иоанна, приняла от него благословение.
Иоанн, побеседовав с владыкой наедине, отправился обратно в город. По пути его следования набралась еще большая толпа, набожно приветствовавшая гостя. При проезде через мясной и рыбнорядский базары вся масса находившегося здесь народа низко склонила голову, многие совершали крестное знамение. Иоанн высоко поднимал свою соломенную шляпу, произносил молитвенное благословение и, обращаясь к городскому голове, часто восклицал: «Какой подъем религиозного чувства в народе!»2.
Свернув с улицы Воскресенской экипаж подъехал к Казанскому Богородицкому женскому монастырю. Через несколько минут храм заполнили православные. Здесь о. Иоанн совершил литургию.
Затем уступая усиленной просьбе купеческой вдовы Хохряковой, о. Иоанн посетил ее дом, где он совершил краткий молебен. После этого, приняв приглашение именитого казанского купца Д. И. Черноярова, он отправился отобедать в его дом. За обедом было принесено письмо от викарного епископа Анастасия, приглашавшего о. Иоанна к себе, в Спасский монастырь. Отблагодарив хозяев за хлеб и соль, пастырь со свитой, усевшись в экипаж с городским головой, отбыл от Черноярова. Хотя никто из собравшихся на улице и не предполагал, что о. Иоанн отправится в Спасо-Преображенский монастырь, тем не менее толпа сразу же заполнила монастырский двор, и здесь произошла давка.
Ближе к вечеру о. Иоанн, зная, что его ждут на пароходе, и боясь опоздать, решил тотчас возвратиться на пристань. Почтовая коляска, запряженная четвериком и окруженная конным полицейским конвоем, двинулась в обратный путь.
Вся дорога до волжской пристани и берег реки были усеяны народом. С большими усилиями среди двойной цепи лиц, крепко державшихся за руки, отец Иоанн с окружавшими его людьми, наконец, достиг «Отважного».
Отец Иоанн, несмотря на видимое утомление, остался чрезвычайно доволен своим посещением Казани. О Казани он составил представление как об обширном, благоустроенном и красивом городе. Он горячо поблагодарил и благословил С. В. Дьяченко.
«Отважный» быстро отошел от пристани и направился вверх по Волге. Тысячи людей с непокрытыми головами молча провожали отходящий пароход. «Свияга» с несколькими пассажирами и городским головой долго шла рядом с «Отважным».
Еще раз о. Иоанн посетил Казань летом 1897 г. по приглашению своего земляка, именитого профессора Н. И. Ивановского*. Отец Иоанн остановился в его доме на Ново-Горшечной улице (ныне ул. Бутлерова), посетил его дачу в Васильево и 12 июля отслужил литургию в Крестовоздвиженской церкви этого села3. Спустя четыре дня совершил такое же действие в Благовещенском кафедральном соборе4.
7 июля 1902 г. по пути своего следования вниз по Волге Иоанн Кронштадтский посетил Макарьевскую пустынь. Здесь он отслужил божественную литургию, причастил своих спутников по поездке. В конце службы храм наполнился прихожанами из Свияжска и окрестных сел и деревень5.
1 июня 1908 г.6 пастырь посетил елабужских купцов Стахеевых и совершил литургию в Святом ключе*. До этого он здесь побывал дважды в начале 1880-х гг. и в 1902 г.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. – СПб., 1910. – С. 456; Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. – М., 1997. – С. 316-317.
2. Посещение отцом Иоанном Кронштадтским города Казани. – Казань, 1894. – С. 9.
3. Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI — начало XX веков). – Казань, 1998. – С. 159.
4. Матяшина Е. Воспоминаниям угаснуть не дано... // Казань. – 2002. – № 10. – С. 67.
5. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1902 год. – Казань, 1902. – С. 682-683.
6. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. – СПб., 1996. – С. 8.
Анатолий Елдашев,
историк
* О. Иоанна встречал и целый день пробыл с ним казанский городской голова Сергей Викторович Дьяченко (1846-1907), трижды избиравшийся на этот ответственный пост с 1888 по 1899 г. (см.: Достойны памяти потомков (Городские головы Казани 1767-1917 гг.). Сборник документов и материалов / Сост. А. М. Димитриева и др. – Казань, 2002. – С. 232-270).
* Об истории загородного дома владыки см.: Елдашев А. М. Казанский Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и его некрополь // Православный собеседник. – 2007. – Вып. 1. – С. 146-152.
* Ивановский Николай Иванович (1840-1913), действительный статский советник, видный церковно-общественный деятель, заслуженный ординарный профессор Казанской духовной академии, доктор богословия (1883). Сын священника Архангельской епархии, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии. Издатель памятников древнерусской письменности. С 1873 г. — редактор журнала «Православный собеседник». Деятельный член казанского «Братства святителя Гурия» (см.: Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской Духовной академии. – Казань, 1892. – С. 397-401). Его миссионерская деятельность приобрела всероссийскую известность. Он был награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степеней, св. Владимира 4-й степени, Станислава 2-й степени (см.: Знаменский П. В. История Казанской Духовной академии. – Казань, 1892. – Вып. 2. – С. 401-402).
* Святой Ключ — так называлось село на левом берегу Камы (ныне с. Красный ключ Республики Татарстан).