Э. А. Зарипова, Э. Н. Утеева, В. С. Хазиахметова. Социальная миссия медицинского факультета Казанского университета в годы Первой мировой войны

Аннотация
Система медицинского образования по своему внутреннему содержанию тесно связана с процессом обеспечения физического и социального благополучия человека. Образовательная и лечебная деятельности, осуществляемые в высших учебных заведениях медицинского профиля, находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем качественнее поставлена в учебном заведении образовательная деятельность, тем более высокие результаты могут быть достигнуты в лечении пациентов. И наоборот, высокие показатели излечения больных, достигаемые с непосредственным участием студентов, свидетельствуют о сбалансированности учебно-воспитательного процесса. Особенно остро эта зависимость проявляется в кризисные годы и периоды войн в истории человечества. В этой связи очень важным и интересным представляется изучение ресурсного профессионального и гражданского потенциала преподавательского состава медицинского факультета Казанского университета в период Первой мировой войны, который в разные годы дал стране целую плеяду выдающихся организаторов здравоохранения. Архивные материалы, использованные при подготовке статьи, позволили на конкретных примерах раскрыть усилия профессорско-преподавательского состава, направленные на организацию высококвалифицированной помощи раненым воинам, а также на сохранение достойного уровня профессиональной подготовки врачей. Профессора-медики Казанского университета исследуемого периода своим примером воспитывали студенческую молодежь, демонстрируя образцы социальной ответственности и гражданского мужества, работая в военных госпиталях и учреждениях Красного Креста.
Abstract
Medical education system in terms of its inner content is closely connected with the process of providing a person’s physical and social well-being. Educational and treating activities conducted in higher medical educational institutions are directly proportional, i.e. the higher quality of educational activity is supplied, the better results can be achieved in patients’ treatment. And vice versa. High patient cure figures, achieved with direct participation of students, indicate sustainability of teaching and educational process. This dependence is particularly acute in the years of crisis and periods of wars in human history. In this regard the study of resource professional and civil potential of Kazan State Medical University staff during the First World War is very important and interesting. Over the years our University has given the country a number of outstanding healthcare professionals. The archival materials used during the preparation of the article have allowed to show certain examples of efforts of the teaching staff to organize highly-qualified care for wounded soldiers, as well as preserving of a high level of doctors’ technical training. Kazan University medical professors of the war time were an example for bringing up students, showing the examples of social responsibility and civil courage, working in military hospitals and the Red Cross institutions.
Ключевые слова
Первая мировая война, Казанский университет, медицинский факультет, социальная миссия, подготовка врачей.
Keywords
The First World War, Kazan University, faculty of medicine, social mission, doctors’ training.
К началу Первой мировой войны медицинский факультет Казанского университета имел 110-летнюю историю и сложившиеся традиции подготовки профессиональных медицинских кадров высшей квалификации. В протоколе экстренного заседания Совета Казанского университета от 28 июля 1914 г. по предложению Министерства народного просвещения были определены задачи университета в связи с началом Первой мировой войны1. Они касались, главным образом, перестройки работы клиник университета. Конкретные меры по подготовке этих учреждений были предложены медицинским факультетом 31 июля 1914 г.2 Так, сложившаяся в стране обстановка потребовала пересмотра всей системы медицинского образования с целью подготовки специалистов, обладающих навыками и знаниями не только в области медицины, но и в области организации здравоохранения. Ситуация осложнялась тем, что на 27 сентября 1914 г. в действующую армию были призваны 53 сотрудника медицинского факультета Казанского университета3.
9 сентября 1914 г. в адрес медицинского факультета Казанского университета поступило представление заведующего акушерско-гинекологической клиникой Казанского университета профессора В. С. Груздева, в котором он предлагал использовать часть площадей клиники, бесплатно предоставлять услуги медицинским персоналом клиники с целью принять посильное участие «в святом деле помощи раненым воинам… Со стороны клиники,.. могли бы быть предоставлены, кроме помещения, также постельное и носильное белье, пища, медицинская помощь… При скудости средств, отпускаемых на содержание клиники, при значительных затратах на оборудование рентгеновского кабинета,.. при возрастании цен на медикаменты и перевязочный материал… Но в таком случае я и мои помощники изъявляют готовность покрыть недостаток из собственных средств. В частности, я лично мог бы жертвовать на этот предмет 50% получаемого мною жалованья (до 125 руб. в месяц). Нечего и говорить, что весь клинический персонал изъявляет готовность посвящать свое время и силы помощи раненым безвозмездно». Целесообразно, пишет далее профессор, чтобы «в клинику помещались для медицинской помощи тяжелораненые, притом нижние чины»4. Заметим, что за высокую социальную значимость научной и практической деятельности в свои 48 лет профессор В. С. Груздев был кавалером ордена Св. Владимира 4-й степени, Св. Анны 2-й и 3-й степени, Св. Станислава 2-й степени, удостоен серебряной медали в память царствования императора Александра III и юбилейного нагрудного знака «В память 100-летия Императорской Военно-медицинской академии». В 1915 г. он получил чин действительного статского советника, а в 1916 г. (в связи с 50-летием со дня рождения) награжден орденом Св. Владимира 3-й степени5.
Подобное предложение поступило и от профессора Л. О. Даркшевича. Инициативы коллег были поддержаны коллективом и немедленно реализованы. Из архивных источников следует, что «сверхштатно и безвозмездно» в Российском обществе Красного Креста работали профессора А. Н. Миславский6, В. Л. Боголюбов, А. Н. Казем-Бек. 42-летний профессор А. В. Вишневский в марте 1916 г. был назначен «на время войны сверхштатным консультантом Казанского военного госпиталя с оставлением занимаемой им должности»7. Таким образом, медицинская общественность Казани молниеносно продемонстрировала образцы не только профессиональной, но и гражданской ответственности.
Значительно труднее профессорам медицинского факультета Казанского университета далось решение о временном сокращении продолжительности обучения с пяти до четырех лет, для обеспечения ускоренного выпуска специалистов со степенью лекаря. Почти год спустя, 24 июля 1915 г., ректор университета обратился с письмом к декану медицинского факультета: «необходимо… обсудить меры, которые он признает нужным принять для ускорения прохождения курса медицинских наук»8. 31 июля 1915 г. на экстренном заседании медицинского факультета в ответ на обращение ректора был подготовлен ответ. Согласно документу, предлагалось «усилить практические занятия по преподаваемым предметам и особенное внимание обратить на преподавание военно-полевой хирургии и гигиены. При таком ведении дела, – отмечалось далее в письме, – факультет полагает, что будет возможным по окончании года выпустить студентов зауряд-врачами, но факультет решительно не считает возможным, как бы ни были усилены практические и клинические занятия, подготовить студентов настолько, чтобы они были выпущены врачами. По окончании войны эти студенты (зауряд-врачи) должны вернуться на один год в университет для продолжения и завершения медицинского образования»9.
18 августа 1915 г. ректор университета с письмом вновь обратился в адрес медицинского факультета, разъясняя позицию Министерства народного просвещения: «Вместе с сим считаю нужным в дополнение к циркуляру от 14 июля сего года за № 31204, об ускоренном выпуске врачей весною 1916 г. – пояснить, что означенным распоряжением министерство имеет в виду подготовку 4-го курса к сдаче лекарских испытаний весною сего года, а не выпуск их в качестве зауряд-врачей, и ныне полагает, что при усиленных занятиях 4-го курса и при соответственном сокращении отделов курсов, имеющих второстепенное значение, означенные студенты смогут приобрести необходимые для сдачи лекарского испытания познания»10.
На факультете было немедленно проведено заседание комиссии в составе ведущих профессоров с целью выработки мер, способствующих ускоренной подготовке выпускников. Декан факультета профессор Н. А. Засецкий выразил особое мнение, полагая, что комплекс мер, предложенных ранее и вновь сформулированных, позволит подготовить студентов не более, чем к уровню зауряд-врачей, то есть, для получения полноценной степени лекаря выпускникам потребуется еще один год обучения по окончании службы в армии. «Студентов 4-го курса необходимо практически ознакомить с острыми инфекционными заболеваниями и с теми терапевтическими и хирургическими заболеваниями, с которыми больные редко попадают в факультетские клиники»11.
Дискуссия продолжилась, и 23 сентября 1915 г. профессор Н. А. Засецкий обратился к ректору университета, настаивая на нецелесообразности сокращения общего срока подготовки врачей: «Сокращение программ медицинского факультета соответственно четырехлетнему курсу преподавания неприемлемо в наших глазах потому, что сузит знания выпускаемых врачей настолько, что не останется никакой разницы между врачом и фельдшером. При четырехлетнем курсе сокращение программ, несомненно, придется делать за счет теоретических предметов; а это неизбежно отразится на духовном развитии врачей, понижая уровень их научного мировоззрения до уровня фельдшерского развития. Самое преподавание на медицинском факультете неизбежно изменится: оно утратит современный характер научного изложения и должно будет свестись к простому заучиванию ряда положений из кратких руководств, написанных применительно к экзаменационным требованиям»12.
Дебаты прекратились после получения циркуляра министра народного просвещения от 19 ноября 1915 г. и последовавшего за ним письма ректора университета от 3 декабря 1915 г. Из состава испытания на степень лекаря были исключены следующие дисциплины: 1) анатомия, 2) гистология с эмбриологией, 3) физиология, 4) фармация и фармакогнозия и 5) медицинская химия (условно). Установлено практическое испытание по следующим клиникам: а) терапевтической, б) хирургической, в) акушерско-гинекологической, г) детской, д) кожно-венерологической, е) глазной и ж) нервных и душевных болезней13.
Как следует из протокола общего собрания Совета по делам высших учебных заведений, состоявшегося 16-21 сентября 1916 г. в Петербурге, руководство университетов, имеющих медицинские факультеты, в сентябре 1916 г. решало практические вопросы организации учебного процесса: «По вопросу об обеспечении преподавания на медицинских факультетах в связи с обстоятельствами военного времени.
Принимая во внимание, что правильность преподавания нарушается, главным образом, из-за призыва на военную службу преподавательского персонала Совет полагал бы: а) возбудить ходатайство о возвращении в Университеты состоящих на военной службе преподавателей, ассистентов, прозекторов, их помощников и ординаторов наравне с прочими категориями лиц, работающих на оборону…»14.
Весной 1917 г. медицинскому факультету пришлось заниматься вопросами, тесно связанными с направлением выпускников в зону боевых действий. Так из протокола заседания факультета от 28 марта 1917 г. следует, что в его адрес поступила телеграмма из Петрограда за подписью Главного военно-санитарного инспектора Николая Ниловича Бурденко следующего содержания: «В Главное санитарное управление поступили сведения, что студенты медики выпускного курса избегают заканчивать экзамены на степень лекаря, опасаясь, что в случае поступления на военную службу для отбывания воинской повинности им предстоит строевое обучение. Благоволите разъяснить, что принятые на военную службу врачи не будут проходить строя, а сразу получат назначение по специальности»15. Телеграмма была вывешена студентам для ознакомления. Архивные документы свидетельствуют, что список студентов 4-го курса медицинского факультета Казанского университета, которым предстояло завершить ускоренный курс обучения в мае 1917 г., по состоянию на 22 ноября 1916 г. включал 188 человек16, но «Список лиц, подвергавшихся испытаниям в весенней сессии Испытательной медицинской комиссии при Казанском университете 1917 г. и удостоенных степени лекаря» по состоянию на 1 мая 1917 г. включает 103 человека, то есть 55% от первоначального списка17.
Высокую социальную ответственность профессорско-преподавательского состава медицинского факультета характеризует протокол экстренного заседания факультета от 29 июля 1917 г., на котором было заслушано отношение Казанской губернской земской управы от 25 июля того же года об организации при Казанском губернском земстве объединенного Губернского врачебно-санитарного совета, в составе которого предполагалось участие представителя от медицинского факультета. Участники заседания, поддержав инициативу Казанской губернской земской управы, подчеркнули актуальность переустройства врачебно-санитарной деятельности в России, которая усугублялась «неотложной необходимостью организации помощи жертвам войны». Предложение управы было поддержано сотрудниками медицинского факультета. В состав Центрального врачебно-санитарного совета были одобрены кандидатуры профессоров Н. А. Вырубова и Н. Ф. Высоцкого.
Патриотичный, конструктивный подход профессорско-преподавательского состава медицинского факультета Казанского университета в отношении социальных потребностей, проявившихся в связи с событиями Первой мировой войны, отразился на формировании мировоззрения студентов. Из 103 человек, числившихся выпускниками по списку деканата медицинского факультета в 1916/1917 учебном году, обучавшимися по программам ускоренной подготовки – девять человек, то есть около 9% (Н. Н. Байтеряков, Т. К. Борисов, Н. Г. Гаврилов, М. И. Кривошеин, Г. М. Куватов, М. Г. Мухамедьяров, А. И. Попов, В. Н. Протасов, Я. М. Розно) попали в поле зрения авторов биобиблиографического словаря Казанского университета как лица, принесшие славу университету своей последующей деятельностью, но даже этим незаурядным студентам, обучавшимся по программам ускоренного выпуска, как свидетельствуют экзаменационные ведомости, редко удавалось убедить преподавателей в знаниях по предмету выше, чем «удовлетворительно»18. Причин этому много, но их самостоятельная профессиональная и государственная деятельность – несомненный образец служения Отечеству. Непростые судьбы каждого из них в разной мере были предметом внимания исследователей, и к настоящему времени наиболее яркими выглядят имена Ф. Г. Мухамедьярова, Г. Г. Куватова, Т. К. Борисова.
Мухамедьяров Фатых Гарифович (Мухамет-Фатых Мухамет-Гарифович),
Куватов Гумер Мухамед-Галимович (Галимович), военный врач, был Наркомом здравоохранения Башкирской АССР (1919-1928 гг.). В период Великой Отечественной войны работал в военных госпиталях Московской области. По окончании войны – главный врач Московской областной физиотерапевтической больницы21.
Борисов Трофим Кузьмич, военный врач. Работал секретарем Калмыцкого ОК ВКП(б) (1923-1925 гг.), затем председателем Удмуртского облисполкома (1925-1926 гг.)22.
С позиции изучаемой нами темы, в коллекции документов Ф. Г. Мухамедьярова, хранящейся в Национальном музее Республики Татарстан, ждет своего исследователя уникальный документ – записная книжка студента 4-го курса медицинского факультета Императорского Казанского университета Ф. Г. Мухамедьярова. Обнаруженный авторами документ представляет собой интереснейший источник для характеристики различных сторон учебного процесса в условиях ускоренной подготовки врачей в период Первой мировой войны23.
Таким образом, глубокий профессионализм, сопряженный с высокой социальной ответственностью, столетиями формировался в недрах Казанской медицинской школы. В годы Великой Отечественной войны имели место и ускоренные выпуски врачей, и примеры личного героизма казанских медиков. Не случайно Казанский медицинский институт в 1991 г. стал одним из первых российских вузов, открывших в своей структуре факультет социальной работы, который и в наши дни выпускает специалистов, владеющих глубокими знаниями об основах здравоохранения.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ), ф. 977, оп. Совет, д. 12803, л. 77–80. Natsionalniy arhiv Respubliki Tatarstan [National Archive of the Republic of Tatarstan] (NA RT), fond 977, series Soviet, file 12803, pp. 77-80.
2. Там же, д. 2544. Ibid., file 2544.
3. Там же, д. 12803, л. 513‒514. Ibid., file 12803, pp. 513, 514.
4. Там же, оп. м. ф., д. 2734, л. 23‒23 об. Ibid., medicine faculty series, file 2734, pp. 23‒23 versо.
5. Там же, оп. Совет, д. 13227, л. 20, 21 об. Ibid., Soviet series, file 13227, pp. 20, 21 versо.
6. Там же, д. 13265, л. 19. Ibid., file 13265, p. 19.
7. Там же, д. 12803, л. 300, 544, 558. Ibid., file 12803, pp. 300, 544, 558.
8. Там же, оп. м. ф., д. 2771, л. 31. Ibid., medicine faculty series, file 2771, p. 31.
9. Там же, л. 32-32 об. Ibid., pp. 32-32 verso.
10. Там же, л. 34-34 об. Ibid., pp. 34-34 verso.
11. Там же, л. 36, 37. Ibid., pp. 36, 37.
12. Там же, л. 39–41. Ibid., pp. 39–41.
13. Там же, л. 61–62 об. Ibid., pp. 61–62 verso.
14. Там же, д. 2844, л. 76 об. Ibid., file 2844, p. 76 verso.
15. Там же, д. 2860, л. 36 об. Ibid., file 2860, p. 36 verso.
16. Там же, д. 2844, л. 69–72. Ibid., file 2844, pp. 69–72.
17. Там же, д. 2875, л. 16–17 об. Ibid., file 2875, pp. 16–17 verso.
18. Там же, д. 2760. Ibid., file 2760.
19. Национальный музей Республики Татарстан (НМ РТ), ДВХ – 22/264, папка 164, коллекция Ф. Г. Мухамедьярова. Natsional'niy muzey Respubliki Tatarstan [National Museum of the Republic of Tatarstan] (NM RT), «ДВХ» ‒ 22/264, folder 164, collection of F. G. Muhamedyarov.
20. Казанский университет (1804‒2004): Биобиблиографический словарь. – Казань: Издательство Казанского университета, 2004. – Т. 2. 1905‒2004. ‒ С. 789, 790. Kazanskiy universitet (1804‒2004): Biobibliograficheskiy slovar' [Kazan University (1804‒2004): Biobibliographic glossary. In Russ.]. Kazan, Publishing house of Kazan University, 2004, T. 2. 1905‒2004, pp. 789,790.
21. Там же. ‒ С. 625, 626. Ibid., pp. 625, 626.
22. Там же. ‒ С. 176. Ibid., p. 176.
23. НМ РТ, КППи – 119683/21, NM RT, «КППи» ‒ 119683/21.
№ 1. Представление директора акушерско-гинекологической клиники Императорского Казанского университета профессора В. С. Груздева
в адрес медицинского факультета университета
9 сентября 1914 г.
г. Казань
В заведуемой мною акушерско-гинекологической клинике Императорского Казанского университета полагается по штату 30 кроватей. Занимаемое ею помещение, однако, таково, что в нем без излишней тесноты может быть размещено до 50 больных. При этом некоторые палаты клиники могут быть изолированы от остальных.
Ввиду этого я считал бы вполне возможным, чтобы заведуемая мною клиника, несмотря на свой специальный характер, приняла посильное участие в святом деле помощи раненым воинам. Для помещения последних могли бы быть отведены те палаты, которые могут быть изолированы от остальных. Кроме того, для помещения раненых могла бы быть отведена пустующая ныне, за призывом на военную службу обоих штатных ординаторов клиники, квартира, обычно занимаемая одним из этих последних.
В перечисленных помещениях могли бы быть размещены теперь же 10 раненых, в случае же нужды, это число могло бы быть увеличено до 20.
При таком числе раненых клиническая помощь стационарным гинекологическим больным и роженицам могла бы сохранить свои обычные, нормальные размеры, нужда же в усиленном клиническом преподавании, вытекающая из сокращения времени занятий у студентов 5 курса, могла бы быть удовлетворена, как она уже удовлетворяется теперь, – путем расширения занятий на приходящих больных. Таким образом, дело призрения раненых не причинило бы никакого ущерба прямому назначению клиники.
Для означенного выше числа раненых со стороны клиники могли бы быть предоставлены, кроме помещения, также постели, постельное и носильное белье, пища, медицинская помощь и прочее, словом, полное содержание.
При скудости средств, отпускаемых на содержание клиники, при значительных затратах на оборудование рентгеновского кабинета, имевших место в весеннем семестре, и при возрастании цен на медикаменты и перевязочный материал может, конечно, оказаться, что имеющихся сумм будет недостаточно на содержание и клинических больных в обычном числе, и раненых. Но в таком случае я и мои помощники изъявляют готовность покрыть недостаток из собственных средств. В частности, я лично мог бы жертвовать на этот предмет 50% получаемого мною жалованья (до 125 руб. в месяц).
Нечего и говорить, что весь клинический персонал изъявляет готовность посвящать свое время и силы помощи раненым безвозмездно.
Было бы желательно только, чтобы: 1) в клинику помещались для медицинской помощи тяжелораненые, притом нижние чины, а 2) чтобы в отношении режима они подчинялись правилам, существующим для клинических больных, за исключением пользования ими в качестве учебного материала.
Подлинное подписал проф[ессор] В. Груздев.
И[сполняющий] об[язанности] смотрителя клиники (подпись).
НА РТ, ф. 977, оп. м. ф., д. 2734, л. 23, 23 об. Машинописная копия.
№ 2. Из письма сотрудников медицинского факультета ректору Казанского университета Г. Ф. Дормидонтову
31 июля 1915 г.
г. Казань
№ 473
28 сего июля медицинский факультет, в экстренном заседании своем, в составе гг. профессоров Н. Ф. Высоцкого, И. М. Догеля, Н. А. Геркена, В. Н. Тонкова, А. Г. Агабабова, В. П. Неболюбова, А. В. Вишневского, В. К. Меньшикова и В. Л. Боголюбова, под председательством и[сполняющего] д[ела] декана Н. А. Засецкого, заслушав предложение Вашего превосходительства от 24 сего июля за № 1865 и обсудив меры, необходимые для ускорения прохождения медицинских наук со студентами VII семестра, постановил следующее:
1) Начать занятия на медицинском факультете с 20 августа. Ввиду того, что многие профессора в настоящее время находятся в отпуске, всем этим лицам послать извещения, что, согласно предложению г[осподина] министра народного просвещения, занятия должны начаться 20 августа.
2) Увеличить продолжительность учебного года путем сокращения зимних вакаций, назначив их с 20 декабря до 7 января.
3) Ввиду того, что студенты еще не сдали экзаменов по фармакологии и общей патологии, требуемых при переходе с VI семестра на VII, срок этих испытаний назначить с 20 августа по 1 сентября, чтение же лекций на IV курсе начать с 1 сентября, о чем и известить студентов, напечатав извещение в местных газетах.
4) Принимая во внимание потребность военного времени, факультет постановил: одновременно с чтением теоретических курсов усилить практические занятия по преподаваемым предметам и особенное внимание обратить на преподавание военно-полевой хирургии и военно-полевой гигиены. При таком ведении дела факультет полагает, что будет возможным по окончании года выпустить студентов зауряд-врачами, но факультет решительно не считает возможным, как бы ни были усилены практические и клинические занятия, подготовить студентов настолько, чтобы они были выпущены врачами. По окончании войны, эти студенты (зауряд-врачи) должны вернуться на один год в университет для продолжения и завершения медицинского образования.
5) Факультет признает невозможным вести клинические курсы для медиков VII семестра параллельно, как в факультетских, так и в госпитальных клиниках, так как считает необходимым предоставить госпитальные клиники в осеннем семестре для занятий со студентами V курса, каковых имеется около 40 человек. На V курсе постановил и дополнить чтение предметов, введя преподавание военно-полевой хирургии и военно-полевой гигиены.
И[сполняющий] д[ела] декана медицинского факультета.
НА РТ, ф. 977, оп. м. ф., д. 2771, л. 32-33. Машинописная копия.
№ 3. Из письма ректора Императорского Казанского университета Г.Ф. Дормидонтова в адрес медицинского факультета университета
18 августа 1915 г.
г. Казань
№ 2080
На основании предложения Министерства народного просвещения от 10 июня сего года за № 26444 имею честь сообщить медицинскому факультету для точного исполнения следующее распоряжение г[осподина] министра народного просвещения от 13 сего августа за № 36466, распубликованное в № 180 Правительственного вестника.
«Считаясь с огромной потребностью во врачах не только на время войны, но и после нее в течение ближайших лет, Министерство народного просвещения полагает, что медицинские факультеты, в сознании лежащей на них ответственности, приложат все усилия к ускоренной подготовке врачей не только на весну 1916 г., но и для выпусков следующих лет.
Вследствие сего факультетам предлагается ныне же обсудить и принять меры к организации ускоренного прохождения медицинского факультета. Для этого, по мнению министерства, надлежит: а) исключить из программ медицинских курсов все, что имеет второстепенное значение; б) переработать учебные планы для студентов-медиков нынешнего первого, второго и третьего курсов с таким расчетом, чтобы студенты смогли пройти полный курс медицинских наук в течение четырех лет; в) использовать летнее время для практических занятий студентов путем рекомендации им планов работ в больничных учреждениях разных ведомств, сообщая о сем министерству, которое окажет всемерное содействие для осуществления объясненной меры путем сношения с заинтересованными ведомствами; г) для пополнения и углубления медицинских познаний подготовленных таким образом врачей организовать впоследствии при университетах повторительные курсы для врачей.
Вместе с сим, считаю нужным в дополнение к циркуляру от 14 июля сего года за № 31204, об ускоренном выпуске врачей весною 1916 года – пояснить, что означенным распоряжением министерство имеет в виду подготовку 4-го курса к сдаче лекарских испытаний весною сего года, а не выпуск их в качестве зауряд-врачей, и ныне полагает, что при усиленных занятиях студентов четвертого курса и при соответственном сокращении отделов курсов, имеющих второстепенное значение, означенные студенты смогут приобрести необходимые для сдачи лекарского испытания познания. […]».
Ректор университета Г. Дормидонтов.
Секретарь Совета [подпись].
НА РТ, ф. 977, оп. м. ф., д. 2771, л. 34-35.
№ 4. Письмо декана медицинского факультета профессора Н. А. Засецкого ректору Казанского университета
23 сентября 1915 г.
г. Казань
№ 577
Медицинский факультет в заседании своем 9 сего сентября слушал доклад Комиссии, избранной факультетом для рассмотрения вопроса по реорганизации медицинского образования, согласно распоряжению г[осподина] министра народного просвещения от 13 минувшего августа за № 36466 следующего содержания: «Выбранная медицинским факультетом комиссия под председательством Н. А. Миславского в составе членов Л. О. Даркшевича, Н. А. Геркена, Д. А. Тимофеева, В. Ф. Орловского и И. В. Завадского, обсудив предложение ректора Императорского Казанского университета от 18 августа 1915 года за № 2080, пришла к следующим заключениям:
- Сокращение курса медицинских наук с [пя]тилетнего до [четыре]хлетнего должно быть признано неприемлемым по следующим соображениям.
Такая мера:
1) не увеличивает число врачей, либо увеличивает его в крайне незначительной пропорции,
2) значительно понижает уровень знания русских врачей,
3) подрывает значение университета как научного учреждения.
Ввиду этих соображений комиссия считает, что единственным рациональным средством увеличения числа врачей является открытие новых медицинских факультетов.
Как временную и срочную меру, ведущую к той же цели, комиссия предлагает увеличение комплекта слушателей в 1,5-2 раза и организацию параллельных курсов. Для организации курсов необходимо: 1) привлечь к преподаванию обязательных предметов приват-доцентов; 2) войти в сношение с другими ведомствами по поводу предоставления для целей преподавания в университетских городах больниц, госпиталей и лабораторий; 3) ассигновать в нужном количестве денежные средства.
Предлагаемую меру комиссия считает возможной только сообразно с спешными потребностями времени, так как и при параллельных курсах при тесноте помещения и скудость материала для преподавания медицинские факультеты не могут развить свою научную и преподавательскую деятельность в такой степени, чтобы русская медицина вышла на вполне самостоятельный и славный путь, который принадлежит ей по праву интенсивной и производительной ее работы за последние десятилетия.
- . Комиссия вполне разделяет мнение министерства по пункту «в» и просит войти в сношение с другими ведомствами о допущении студентов для занятий во время вакационного времени в различных больничных учреждениях.
- . Об организации повторительных курсов для врачей медицинский факультет уже много раз ходатайствовал перед министерством».
По выслушании доклада проф[ессора] Л. О. Даркшевич высказал следующее: «Проект о сокращении на один год курса преподавания на медицинском факультете с тем, чтобы студенты-медики получали выпускное свидетельство после четырехлетнего пребывания в университете, не может считаться приемлемым в интересах русских медицинских факультетов даже в том случае, если проект этот будет рассматриваться как мера временная, назначаемая на ближайшие пять лет».
Цикл научных дисциплин, преподаваемых на медицинском факультете, за последние двадцать пять лет расширился настолько, что изложение их в достаточной полноте и в демонстративной форме становится все более и более трудным на протяжении пяти лет. Это сознавалось и сознается ясно современными факультетами, которые не раз и по различным поводам высказывали мысль о необходимости удлинить срок пребывания студентов-медиков в университете. Мера эта даже осуществлена надолго в одном из медицинских женских институтов – в Московском, где срок обучения, как известно, не пятилетний, а шестилетний.
Положение русских университетов как учено-учебных учреждений и положение нашей Академии наук, не имеющей в своем составе разряда медицинских наук, самой силой вещей неизбежно отразилось на характере деятельности медицинских факультетов, сделав из них единственные очаги, где культивируются медицинские научные дисциплины. Преподавательский персонал русских медицинских факультетов, по крайней мере последних десятилетий, усвоил себе как обязательное правило – стремиться всеми силами к тому, чтобы стоять на должной научной высоте и неизменно работать научно, дабы сообщить русской научной семье должную самостоятельность. Такое стремление неизбежно отразилось и на самом характере преподавания, установившегося в наших медицинских факультетах. Студенты-медики своими преподавателями побуждаются усваивать во время прохождения курса не только одни те сведения, которые нужны для практической их деятельности, но и те научные основы, на которых покоятся практические выводы. Говоря иначе, медицинские факультеты своим слушателям дают не только практическую, но и прочную научную подготовку и тем самым предохраняют русских врачей от опасности спуститься в своей профессиональной деятельности до уровня простых практиков, усвоивших одни только специальные навыки.
Благополучное для нас окончание мировой войны будет великим толчком вперед для всей нашей жизни. Русские университеты наряду со всеми остальными государственными учреждениями должны будут проявить всю присущую им энергию и развить массу труда, чтобы вконец порвать зависимость, в которой находилась до последнего времени наша медицина от Германии. Но для этого надо не сокращать, а расширять во все стороны деятельность наших учено-учебных учреждений. Работа не может затягиваться, начало ее не может откладываться на годы.
Если изложенные здесь положения не расходятся с действительностью, то у нас и не должно оставаться никакого недоумения насчет того, что требуется от современного поколения для блага русской науки, для благополучия в будущем русских медицинских факультетов.
Сокращение программ медицинского факультета соответственно четырехлетнему курсу преподавания неприемлемо в наших глазах потому, что сузит знания выпускаемых врачей настолько, что не останется никакой разницы между врачом и фельдшером. При четырехлетнем курсе сокращение программ несомненно придется делать за счет теоретических предметов; а это неизбежно отразится на духовном развитии врачей, понижая уровень их научного мировоззрения до уровня фельдшерского развития. Само преподавание на медицинском факультете неизбежно изменится: оно утратит современный характер научного изложения и должно будет свестись к простому заучиванию ряда положений из кратких руководств, написанных применительно к экзаменационным требованиям. Преподаватели, в свою очередь, не избегнут неблагоприятного морального влияния на них новой аудитории: вынужденные отказываться от приемов преподавания, обычных в жизни высшей школы, они лишатся многих стимулов, которые толкают пытливый ум к разрешению научных проблем, выдвигаемых практикой и жизнью высшей школы. Наши медицинские факультеты неизбежно спустятся с той научной высоты, на которой они стоят в настоящее время, и получат облик простых специальных школ, преследующих преимущественно практические цели; им станет не под силу выполнение той задачи, которая лежит на них теперь, стоять на страже русской национальной науки, вырабатывать и выработать своих собственных русских ученых определенных специальностей.
Указывая на весь вред, который неизбежно произойдет от проведения в жизнь разбираемого здесь проекта, медицинский факультет в силах указать на те конкретные меры, принятие которых даст возможность увеличить вдвое комплект ежегодно оканчивающих студентов-медиков».
По обсуждении вышеизложенного медицинский факультет единогласно постановил, всецело присоединяясь к мнению проф[ессора] Даркшевича, доклад комиссии принять.
О вышеизложенном медицинский факультет имеет честь представить Вашему Превосходительству вследствие предложения от 18 августа сего года за № 2080.
НА РТ, ф. 977, оп. м. ф., д. 2771, л. 39-41. Копия.
Сведения об авторах
Зарипова Эльмира Амировна, кандидат педагогических наук, доцент, министр труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, Elmira.Zaripova@tatar.ru
Утеева Эльмира Наильевна, начальник учебно-методического отдела, старший преподаватель кафедры экономической теории и социальной работы Казанского государственного медицинского университета, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, umo@kazangmu.ru
Хазиахметова Валентина Серафимовна, кандидат исторических наук, доцент, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, 2valentina@bk.ru
About the authors
Elmira A. Zaripova, Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, Minister of Labour, Employment and Social Services of the Republic of Tatarstan, Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation, Elmira.Zaripova@tatar.ru
Elmira N. Uteeva, Head of Educational and Methodical Department, Senior Lecturer of Department of Economic Theory and Social Work of Kazan State Medical University, Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation, umo@kazangmu.ru
Valentina S. Khaziakhmetova, Candidate of Historical Sciences, associate Professor, Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation, 2valentina@bk.ru
В редакцию статья поступила 18.12.2016 г., опубликована:
Зарипова Э. А., Утеева Э. Н., Хазиахметова В. С. Социальная миссия медицинского факультета Казанского университета в годы Первой мировой войны // Гасырлар авазы ‒ Эхо веков. ‒ 2017. ‒ № 1/2. ‒ С. 74‒87.
Submitted on 18.12.2016, published:
ZARIPOVA, E. A., UTEEVA, E. N., KHAZIAKHMETOVA, V. S. Sotsial'naya missiya meditsinskogo fakul'teta Kazanskogo universiteta v godi Pervoy mirovoy voyni [Social mission of Medicine faculty of Kazan University during the First World War. In Russ.]. IN: Gasyrlar avazy ‒ Eho vekov, 2017, no. 1/2, pp. 74‒87.