Д. И. Ахметова. Жизнь и судьба «амазонки» русского авангарда (В. Ф. Степанова)

Русский авангард начала ХХ в. коренным образом изменил расстановку художественных сил в мировом искусстве. На авансцену выходят отечественные мастера, которые сегодня признаны как создатели новых направлений в искусстве. Всемирно признанным и одним из самых популярных направлений является конструктивизм, родоначальником которого, кроме А. Родченко, можно назвать и его жену В. Степанову: они были уникальной творческой и супружеской парой. Оба учились в Казани в художественной школе. Однако, их творчество и деятельность казанского периода малоизвестны, особенно В. Степановой. Основной целью статьи является рассмотрение раннего периода творчества одной из самых знаменитых женщин русского авангарда, а также ее влияние на жизнь и творчество А. Родченко. Задачи исследования состоят в том, чтобы на основе выявленных в Национальном архиве Республики Татарстан неизвестных документов, а также опубликованной литературы, фотодокументов из государственных и частных архивов изучить особенности учебы художницы, выявить ее круг общения в Казани, знакомство с А. Родченко, попытаться реконструировать отдельные малоизученные страницы жизни В. Степановой в контексте всей ее деятельности и творчества. Найденные в Национальном архиве РТ документы из фонда Казанской художественной школы являются уникальными свидетельствами пребывания начинающей художницы в Казани, а также позволяют уточнить годы учебы В. Степановой, которые в литературе всегда указываются неправильно. В. Степанова – одна из «амазонок» русского авангарда, художница и дизайнер, конструктивист. Творческая деятельность В. Степановой была многогранной и новаторской; она занималась живописью и графикой, оформлением книг и журналов, создавала одежду и орнаменты к тканям, была сценографом у В. Э. Мейерхольда. Художественное образование она получила в Казанской художественной школе в 1912-1914 гг., куда приехала вслед за своим первым мужем – начинающим архитектором Д. М. Федоровым (в 1930-е гг. – главный архитектор Казани). Познакомилась здесь со своим будущим мужем А. Родченко. Вместе они создавали свое представление о новом искусстве. Хотя В. Степанова намеренно старалась оставаться в тени знаменитого мужа, тем не менее, она являлась самостоятельной творческой единицей, со своим оригинальным видением искусства. Ее творчество редко можно увидеть в региональных музеях, однако в Государственном музее изобразительных искусств РТ недавно появились ее работы, благодаря дару ее семьи – дочери и внука.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
22.12.2017
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2017
Другие статьи
Тема строительства Казанского обвода долгие годы в силу особой значимости объекта и секретности документов не была предметом специального исторического исследования.
Вторжение гитлеровской Германии, начавшееся в июне 1941 г., потребовало от высшего политического и военного руководства СССР
Тема строительства оборонительных рубежей, участие в этой работе жителей тыловых регионов СССР мало изучена как в отечественной, так и в региональной историографии. Некоторые сюжет
Первое упоминание о Тетюшах в «Разрядных книгах» относится к 1571 г. Крепость была построена на правом берегу реки Волги как сторожевой пограничный пункт на территории «Дикого поля
Известный просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914) был патриотом России и тюркских народов страны. Эти черты позволяли ему публично выражать свое мнение и ратовать за лучшую жи
В статье рассматривается влияние революционных событий 1917 г. на жизнь уездного города Чистополя с целью выявления особенностей и характерных черт.