Бахтин А. Г., Большов С. В. Новая книга о финно-уграх Волго-Камья начала эпохи железа

Рецензия на книгу доктора исторических наук В. С. Патрушева «Могильники Волго-Камья раннеананьинского времени», изданную в Казани в 2011 г.
Рубрика:
Тип статьи:
Рецензия
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
08.12.2012
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2012

Новая книга о финно-уграх Волго-Камья начала эпохи железа

В Казани в 2011 г. вышла в свет книга «Могильники Волго-Камья раннеананьинского времени». Автор — профессор кафедры региональной истории, руководитель Центра археолого-этнографических исследований Марийского государственного университета, доктор исторических наук В. С. Патрушев.

Появлению исследования предшествовала длительная напряженная работа по сбору материалов во многих музеях и научных учреждениях России и фондах Музейного управления Финляндии, составление обширного банка данных, классификация и датировка многочисленных находок, разработка статистических методов и их использование для обобщения огромных материалов из 21 могильника Волго-Камья с общим числом погребений более полутора тысяч. Особое место в работе занимают материалы раскопок крупнейшего древнего кладбища финно-угров — Старшего Ахмыловского могильника близ г. Козьмодемьянска, в полевых исследованиях которого автор сам принимал участие и руководил раскопками в течение 12 лет.

Книга является образцом всестороннего и глубокого анализа археологического материала. Во введении изложены история и принципы исследования, представлено местоположение всех могильников.

Первая часть книги содержит характеристику материалов раскопок могильников Волго-Камья VIII-VI вв. до н. э.

В первой главе дается описание принципов составления таблиц с краткой характеристикой всех раннеананьинских погребальных комплексов. Информация согласуется с системой передачи сведений в имеющихся банках данных по характеристике материалов могильников Волго-Камья согласно авторских инструментариев исследования и программы статистической обработки. В характеристику включены как элементы погребального обряда, так и вещевой инвентарь из погребальных комплексов по классификационным признакам (категориям по назначению, типам, видам, разновидностям и вариантам по форме и оформлению). Существенно дополняют информацию датировка каждой вещи из погребальных комплексов и общая датировка каждого погребального комплекса.

Вторая глава содержит классификацию вещевых комплексов могильников Волго-Камья VIII-VI вв. до н. э. Из раннеананьинских могильников региона происходит более шести с половиной тысяч находок. Например, только из погребений Старшего Ахмыловского могильника — почти пять тысяч изделий, из них 2 575 бронзовых, 699 железных, 11 биметаллических, 12 серебряных и золотых, 221 каменное, 82 глиняных, 115 костяных, примерно 1 180 пастовых и стеклянных, 21 фрагмент кожи и ткани и 30 прочих тленов от различных предметов. Весь этот обширный материал не только характеризует материальную культуру, но и позволяет решить важные проблемы этнической истории древнего населения. По функциональному назначению вещей выделены орудия труда и оружие, конская сбруя, бытовые предметы, посуда (керамика), украшения.

Исходя из задач работы, автором использованы два принципа археологической классификации. Традиционный типологический метод используется при выделении наиболее существенных признаков. Отклонения в деталях представлены по принципу конечного типологического разряда. Кроме типологии, в работе даны датировка, схемы развития, горизонтальная планиграфия основных групп изделий.

В ходе анализа вещевых комплексов В. С. Патрушев высказывает интересные суждения о развитии тех или иных форм вещей (с. 13). В частности, некоторые коррективы исследователь вносит и в принцип классификации двулезвийных кинжалов, выделяя две их основные группы — отдел биметаллических (А) и отдел цельножелезных (Б) (с. 27), представляющие две различные ступени в развитии данного вида оружия.

Выводы В. С. Патрушева обоснованы и доказательны благодаря представленным схемам развития каждой категории предметов. В свою очередь, схемы развития опираются на датировку комплексов с использованием метода взаимовстречаемости находок и показывают наличие типологической связи между всеми основными типами и разновидностями изделий. Кроме того, в вопросе датировки вещевых комплексов им использованы возможности сравнительной датировки форм металлических предметов из других регионов, а также стратиграфические наблюдения.

Использование методов датировки путем вычисления критерия взаимовстречаемости между формами предметов позволило автору выделить три стадии в развитии Старшего Ахмыловского могильника и других волжских могильников: конец VIII — первая половина VII вв. до н. э.; вторая половина VII — начало VI вв. до н. э.; VI в. до н. э. (за исключением начала века и последней его четверти). Некоторые возможности относительной датировки не противоречат абсолютной хронологии стадий развития могильников. Благодаря данным методам с использованием сравнительной датировки и схем развития основных категорий находок время функционирования волжских могильников ограничено самым концом VIII — третьей четвертью VI вв. до н. э. В последней четверти VI в до н. э. финноязычное население ахмыловского облика по неизвестным причинам уходит на запад, в Волго-Окское междуречье и, может быть, часть племен в — Карелию.

Для исследователей важны представленные в таблицах III-X указания места находок всех основных категорий находок по типам, видам, разновидностям из всех могильников Волго-Камья.

В. С. Патрушев убедительно доказал, что все группы находок из погребений Старшего Ахмылова, других волжских могильников, имеют черты, характерные как для Прикамья, так и специфические, волжские элементы. Например, на Старшем Ахмыловском могильнике в целом 26,1 % изделий аналогичны предметам из ананьинского Прикамья, однако при этом необходимо учитывать небольшое число прикамских погребений; частичное сходство или единичные параллели с прикамскими изделиями имеют 11 % находок. Наиболее многочисленны находки в закрытых комплексах предметов волжских форм, характеризующих особенности материальной культуры населения с «текстильной» керамикой (62,9 %). Все формы предметов одинаково располагаются на всей площади могильника, в одинаковой мере встречены со всеми элементами погребального обряда.

Одним из самых важных разделов книги является третья глава «Результаты статистической обработки материалов раскопок могильников Волго-Камья». Эти результаты дают возможность увидеть те глубинные этнические процессы, которые скрыты в многочисленном наборе погребального инвентаря, а также в разных элементах погребального обряда.

Точка зрения автора об этнической принадлежности волжского населения VII-VI вв. до н. э. кратко сводится к тому, что «на основе смешения населения с “текстильной” (ниточно-рябчатой, псевдосетчатой) керамикой и племен приказанской и ананьинской культур формируется новый этнос ахмыловского облика»*. По мнению В. С. Патрушева, именно данное население стало основой древней волжской общности предков мари, мери, муромы.

Результаты статистической обработки материалов раскопок содержатся в таблицах приложения. Это значимые положительные связи между основными категориями и формами находок Старшего Ахмыловского могильника, критерии сопряженности находок Акозинского, Пустоморквашинского, Тетюшского могильников, характеристика погребального обряда Старшего Ахмыловского могильника по стадиям, инструментарий исследований могильников Волго-Камья.

Во второй части книги опубликованы материалы исследований автором 1 Тетюшского могильника в 1980 г. на правом берегу Волги. На площади более 760 кв. м вскрыта почти вся свободная от застроек нефтебазы площадь могильника. Из 54 вскрытых захоронений 35 относится к раннеананьинскому времени, шесть — к азелинскому, девять — к раннему средневековью. Всего на этом могильнике начала эпохи раннего железа вскрыто 105 погребений.

Книга написана научным языком, все ее части логически связаны. Она богато иллюстрирована картами, таблицами археологических находок (101 рисунок!). Вместе с тем, с сожалением приходится отметить, что в монографии нет цветных иллюстраций (кроме двух на обложках), которые, несомненно, вызвали бы интерес читателей.

В монографическом исследовании «Могильники Волго-Камья раннеананьинского времени» дана наиболее полная характеристика материальной и духовной культуры, этнокультурных связей финно-угров Волго-Камья, проведены датировка и сравнительный анализ погребальных комплексов различных групп финно-угров. Благодаря комплексному анализу источников выводы В. С. Патрушева об этнических процессах в Волго-Камье в начале эпохи железа будут актуальны для многих поколений исследователей.

 

* Патрушев В. С. Финно-угры России (II тыс. до н. э. — начало II тыс. н. э.). – Йошкар-Ола, 1992. – С. 86-88.

Другие статьи
Публикация об учреждении государственных символов Татарской АССР.
Среди основных задач ТЮРКСОЙ — развитие и укрепление связей между тюркоязычными странами в сфере культуры и искусства. На примере этой организации рассматривается международное кул
Интервью со скульптором, заслуженным деятелем искусств Республики Татарстан М. М. Гасимовым.
О сановнике Казанского ханства первой половины — середины XVI в. князе Кострове. Некоторые наблюдения и выводы о генеалогии его происхождения, государственно-дипломатической, военн
Публикация текста самой ранней из известных науке подлинных грамот первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, архимандриту Герману из фондов Национального архива Республик
Публикация посвящена истории ежегодного принесения иконы Смоленской Божьей Матери в Казань в XIX в. и отражению этого события в изобразительных источниках.