Б. Милицын. Из истории казанской еврейской общины

Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
20.06.2016
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2016

Из истории казанской еврейской общины

Еврейская религиозная община возникла в Казани в 1830-е гг. Еврейское население состояло главным образом из ремесленников и потомков так называемых николаевских солдат. В 1832 г. в городе был учрежден батальон кантонистов как воинская часть и учебное заведение для детей 9-12 лет. Набор происходил исключительно среди еврейского населения Западных областей Российской империи. Большинство кантонистов во время пребывания в батальоне в силу отдаленного проживания от родственников принимали православие. В 17-летнем возрасте они переводились в действующие воинские части Казанского гарнизона, в основном рядовыми.

В соответствии с действовавшим законодательством, солдаты-евреи, у которых закончился срок службы, могли селиться только в городах, в которых проходили службу. При этом они имели право на исполнение религиозных обрядов. К 1865 г. число солдат-евреев, бывших кантонистов, в Казани превысило 300 человек1. Именно они и заложили начало формирования еврейской общины в городе.

Высочайшим указом Государственного Совета от 18 июня 1865 г. евреям (квалифицированным ремесленникам по определенному списку специальностей) было дозволено селиться вне черты оседлости. А в 1867 г. аналогичное право получили отставные солдаты. Кроме того, повсеместно могли проживать евреи, получившие высшее образование, купцы первой гильдии и их приказчики.

В 1865-1875 гг. еврейская община Казани снимала помещения для молелен в двух домах по ул. Большая Проломная (ныне ул. Баумана). До 1889 г. Казанский молельный дом имел статус военного. Теперь во главе общины становится выборный общественный раввин. В 1890 г. это был Гершон Кассиль. К этому времени евреев иудейского вероисповедания в Казани насчитывалось предположительно 1 972 человека (1 121 мужчина и 851 женщина)2. Кроме того, в городе проживали 255 крещеных евреев.

До 1897 г. казанская община не имела официального статуса. Теперь же были учреждены молитвенный дом с хозяйственным правлением и должность казенного раввина, которому вручались метрические книги. Упорядочение деятельности дало возможность заняться строительством собственного здания молитвенного дома. В 1903 г. был приобретен пустующий участок, принадлежавший гражданке Абдрахмановой на ул. Варламовской (ныне ул. М. Межлаука). Он отвечал требованиям ст. 150 Строительного устава, в соответствии с которым еврейские молитвенные дома должны были находиться на расстоянии не менее 100 саженей (213 м) от церквей. Однако Казанское губернское правление утвердило проект только через три года. Часть участка к этому времени была уже продана, и осуществление строительства оказалось невозможным. Поступило предложение приобрести участок Арканова, расположенный в 12-м квартале ул. Малой Проломной (ныне ул. Профсоюзная). Дом, который арендовали ранее на Большой Проломной, был продан отделению Государственного банка. Другой намеченный для покупки участок находился на ул. Лядской (ныне ул. Горького), но и он был отклонен властями. Некоторое время, до октября 1912 г., помещение под синагогу арендовали на ул. Мокрой (ныне ул. Яхина).

Казанское губернское правление дало разрешение на покупку участка для строительства молельни на ул. Малой Проломной. Он был расположен на нижней террасе квартала. Это был двухэтажный жилой дом со службами в глубине участка вдоль склона. В марте 1913 г. в губернское правление были представлены все необходимые документы для переустройства существующего здания. По проекту предполагалось укрепить фундамент, надстроить дом третьим этажом и дополнить новым крылом.

12 февраля 1915 г. комиссия из членов Казанского губернского правления произвела внешний осмотр здания, а ровно через месяц, 12 марта, состоялось открытие молитвенного дома (синагоги). Освящение состоялось в присутствии приглашенных лиц из состава администрации города и общественных организаций при большом стечении граждан и прихожан. Постройка вместе с покупкой места и дома обошлась в 85 тысяч рублей. Все это были пожертвования прихожан.

История казанской синагоги советского периода во многом схожа с другими религиозными учреждениями России. 6 июня 1926 г. решением Президиума ЦИК ТАССР синагогу закрыли, а здание передали под культурное учреждение. Следующие почти 70 лет его поочередно занимали: Дом еврейской культуры, Дом пионеров, Народный театр, Дом работников просвещения (Дом учителя).

После закрытия синагоги на ул. Профсоюзной община семь лет снимала квартиру на набережной оз. Кабан. В сентябре 1937 г. органы НКВД занимались выявлением «врагов народа» среди евреев. Эти события положили конец легальной религиозной деятельности.

Великая Отечественная война внесла некоторые коррективы в государственно-религиозную политику государства. В 1943 г. верующим были дозволены открытие молитвенных домов и перерегистрация обществ. Но к 1950-м гг. период кратковременной либерализации религиозной политики завершился. Постановлением Совета Министров ТАССР от 13 марта 1953 г. еврейское религиозное общество было снято с регистрации. Вопрос с молитвенным домом оставался открытым вплоть до 1990-х гг., когда было возвращено здание на ул. Профсоюзной.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Татарская энциклопедия. – Казань, 2005. – Т. 2. – С. 303.

2. Алексеев И. А. Еврейский крест (история обращения в православие евреев в Казанской епархии в 1820-1850-х гг.). – Казань, 2005. – С. 177.

Другие статьи
Основателем династии ханов Гиреев, правивших в татарских постзолотоордынских государствах вплоть до конца XVIII в., был Хаджи-Гирей. В 1430-1440-х гг. при поддержке знатных татарск
Свияжский Богородицкий монастырь стал не только центром организации богослужебной практики, но и возглавил политическую линию правительства, нацеленную на распространение и насажде
Восстание под предводительством С. Т. Разина оставило яркий след в истории русского государства. Начавшись с похода донских казаков «за зипунами» на Волгу и Каспийское море, оно по
Становление системы государственного начального образования нерусских народов Среднего Поволжья происходило в начале XIX в., когда по инициативе императора Александра I было учрежд
Привлекательность Ялты как курорта и туристической местности создала городу репутацию Российской Ривьеры. Во второй половине XIX в. сюда приезжали как представители аристократическ
За период своего 47-летнего (1871-1918) существования школа Л. П. Шумковой из маленького начального учебного заведения г. Казани выросла в известную в России частную женскую гимназ