Абидуллин А. М., Козуб Е. А., Гумаров Ф. Л. Море как граница империи: Хайреддин Барбаросса на службе султана

УДК 94
Море как граница империи: Хайреддин Барбаросса на службе султана
А. М. Абидулин, Е. А. Козуб,
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского,
г. Нижний Новгород, Российская Федерация
Ф. Л. Гумаров,
Казанский федеральный университет,
г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация
The sea as the Empire’s border: Hayreddin Barbarossa in the service of the Sultan
A. M. Abidulin, E. A. Kozub,
Lobachevsky State University
of Nizhny Novgorod,
Nizhny Novgorod, the Russian Federation
F. L. Gumarov,
Kazan Federal University,
Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation
Аннотация
В статье рассматривается личность Хызыра Хайреддина-паши Барбаросса, которого можно назвать уникальной личностью. За 70 лет жизни ему, человеку из небогатой семьи, удалось пройти путь от пирата до капудан-паши, командующего османским флотом и заслужить уважение османского султана Сулеймана I Великолепного. В исследовании авторы рассматривают не только биографию этого человека, но и морские сражения, в которых он принимал участие как до вступления в должность, так и после, а также его роль в усилении Османской империи как морской державы Средиземноморья. Особое внимание в работе уделяется роли Хайреддина-паши в расширении территорий Османской империи, а также ее становлении в качестве самой могущественной морской державы в XVI в. Детально рассматриваются морские кампании капудан-паши, его успехи в них, а так же промахи. Кроме того, авторами тщательно анализируется сражение при Превезе между морскими силами Османской империи и военным союзом – Священной лигой, созданной по указу Папы Павла III, сыгравшее ключевую роль в изменении статуса Османской империи в качестве главной морской силы Средиземноморья. Благодаря сохранившимся записям современников султана Сулеймана I был сделан вывод, что деятельность командующего османским флотом Хайреддина-паши Барбароссы была по достоинству оценена османским султаном – он высоко ставил преданность бывшего пирата, который в первую очередь действовал исходя из государственных интересов, боясь прогневать своего повелителя. Решение Сулеймана I использовать в своей внешнеполитической деятельности такого мудрого и предприимчивого моряка, как Хайреддин Барбаросса, оказалось оправданным. Делается вывод, что за 13 лет службы султану, Хайреддину-паше удалось не только разработать уникальный план развития османского флота и сделать его сильным, но и привнести значительный вклад в расширение территорий государства и его обогащение.
Abstract
The article examines the biography of Khidr Hayreddin Pasha Barbarossa, who can be called a unique personality. Being from a poor family, for 70 years of his life, he managed to make his way from a pirate to the Kapudan Pasha, commander of the Ottoman fleet, and earn the respect of the Ottoman Sultan Suleiman the Magnificent. The authors analyze the naval campaigns in which Hayreddin Pasha took part both before and after taking up that position, as well as his role in strengthening the Ottoman Empire as a naval power of the Mediterranean. The special focus is on the role of Hayreddin Pasha in the expansion of the territories of the Ottoman Empire, as well as its establishment as the most powerful maritime power in the 16th century. The naval campaigns of Kapudan Pasha, the successful ones, as well as his failures, are considered in detail. The authors analyze the battle of Preveza between the naval forces of the Ottoman Empire and the military alliance, the Holy League. Thanks to the preserved records of contemporaries of Suleiman I, the authors conclude that the Ottoman Sultan duly appreciated the activities of the commander of the Ottoman fleet, Hayreddin Pasha Barbarossa. In a few sources, there is evidence of the fact that the loyalty of the former pirate was important to the Ottoman Sultan, who primarily acted with state interests in mind, fearing to enrage the ruler. The decision of Suleiman the Magnificent to use in his foreign policy such a wise and venturesome sailor as Hayreddin Barbarossa was worth it. It is concluded that during the thirteen years of his service as commander of the Ottoman Navy, Hayreddin Pasha managed to establish a unique plan for the development of the Ottoman navy and make it strong, as well as contribute a lot to the expansion of the state’s territories and its wealth accumulation.
Ключевые слова
Османская империя, Хайреддин Барбаросса, Султан Сулейман, расширение территорий, армия Османской империи, османский флот.
Keywords
The Ottoman Empire, Hayreddin Barbarossa, Suleiman the Magnificent, expansion of territories, army of the Ottoman Empire, the Ottoman Navy.
Благодарность
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект № 20-18-00374, выполняемый на базе ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Acknowledgements
The research was completed under the RSCF grant no. 20-18-00374 performed on the basis of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod.
На рубеже XV-XVI вв. в результате захватнической политики османских султанов происходил активный рост Османской империи. Так, к середине XVI в. Османская империя стала не только одной из самых могущественных морских и военных держав того времени, но и достигла своего максимального размера – 8 миллионов километров с 25 миллионным населением. Земли от Ирана почти до Атлантики, и от Йемена до Центральной Европы находились в подчинении этого государства. Султан Баязид II (1447-1512 гг.), захватив венецианские владения в Морее и Далмаци, а также, установив полный контроль над Черным морем, заложил основу усиления могущества Османской империи. Сын Баязида II, Селим I (1465-1520 гг.), добился увеличения государства в два раза, завоевав в 1516 г. Сирию, Левант, Северную Африку, Армению и Месопотамию, подчинив себе египетских мамлюков, а также отвоевав Алжир у Испании в 1516-1517 гг. Так, султану Селиму I удалось превратить свое государство в лидирующую силу в Красном море и увеличить территории до Северной Африки. Султан Сулейман I (1494-1566 гг.) продолжил захватническую политику отца. В большинстве как военных, так и морских кампаний победа оставалась за османским султаном, что позволило ему подчинить многие государства себе и расширить границы империи. Одной из его основных задач было превратить Османскую империю в доминирующую морскую державу и ему удалось добиться этого.
Султан Сулейман I Великолепный был мудрым и предприимчивым правителем, поэтому основным инструментом своей внешнеполитической деятельности на море он сделал пиратов, признавших верховную власть Османской империи. Это был продуманный шаг, еще отец Сулеймана I − Селим I, следил за деятельностью пиратов, так как таких неукротимых противников, готовых яростно сражаться за свои интересы, османский султан не хотел иметь. По этой причине он принял решение сделать их своими союзниками и обернуть их силу против врагов. Хызыр Хайреддин-паша Барбаросса – человек, сыгравший значимую роль в становлении Османской империи в качестве самой могущественной морской державы того периода. Именно под его командованием турецкий флот смог разбить флот Священной лиги, и превратить Черное море в «турецкое озеро».
Хызыр Хайреддин-паша Барбаросса (по рождению Хызыр) родился в 1475 г. и происходил из семьи албанского гончара и гречанки. С семьей проживал на острове Лесбос в городе Митилена. Мать Екатерина была вдовой православного священника. Сестры, как это было принято в тот период времени, воспитывались в христианской традиции. Братья считались мусульманами. Трое из них связали свою судьбу с морем, один стал плотником, другой учился в медресе. Одна из сестер была монахиней.
Важно отметить, что имя Хайреддин было получено от Султана Селима I, оно происходило от турецких слов Dinin Hayırlısı, что можно перевести, как «совершающий хорошие дела» (hayret eden). Прозвище Барбаросса означало «рыжебородый» и изначально было дано его старшему брату Оручу, а позже стало использоваться и для Хызыра из-за его рыжей бороды, которая была унаследована от отца, уроженца Енидже Вардара (Македония).
Согласно источникам, Хайреддин-паша имел крупное телосложение и смуглый цвет лица. Его волосы, борода, брови и ресницы были очень густыми. Он хорошо владел греческим, арабским, испанским, итальянским и французским языками, так как провел свою жизнь на морях. Как известно, у Хайреддина-паши был сын Хасан-паша Барбаросса (1516-1572), который учился морскому делу у отца. Он так же сыграл немалую роль в судьбе Османской империи: участвовал во многих битвах, в том числе в сражении у Превезы в 1538 г. В 1544 г. по просьбе отца он был назначен губернатором Алжира, а после смерти Хайреддина-паши занимал должность капудан-паши Османской империи.
По традиции, Хызыр с братьями должен был продолжить дело отца и стать гончаром, однако еще в юные годы он решил пойти по стопам старшего брата − Оруча Барбароссы и связать свою жизнь с морским делом. Отличаясь отвагой и умом, братья быстро выдвинулись и стали известными мореходами. Сначала братья Барбаросса отвозили гончарные изделия своего отца на собственном паруснике на соседние острова для продажи, но по достижении 18-летия сначала Оруч, а затем и его брат купили себе корабли и стали заниматься торговлей: покупали товар в одной стране, а затем отвозили его в другую. Хызыр обычно отправлялся в экспедиции в Фессалоники и Эвбею, а его брат в Египет, Дамаск и Триполи. Во время одной из экспедиций Оруч был пойман Орденом Госпитальеров и взят в плен на Родосе, а его корабли были конфискованы. Хызыр пытался спасти старшего брата, но этого сделать не удалось. В то время шехзаде Коркут находился в окрестностях Антальи. Каждый год он выделял большое количество золота и отправлял человека на Родос, чтобы тот выкупал и освобождал пленных. Одним из тех пленных, которого выкупили, оказался Оруч. В результате некоторое время Оруч и Хызыр Барбаросса занимались судоходством в Эгейском море под эгидой Османского шехзаде Коркута, который был тогда губернатором Манисы. Как известно, братья Барбаросса выполняли его приказы – боролись с госпитальерами, за это ими были получены галеры и их флот был расширен. Однако впоследствии Селим I запретил судоходство в Эгейском море без его разрешения. Братья стали заниматься морским разбоем и были в этом успешны на столько, что о них знали за пределами Османской империи.
Братья стремились расширить территории, на которых они смогли бы продолжить заниматься морским разбоем, но для этого им нужна была поддержка. Так, в 1504 г. братьям Барбаросса удалось найти себе союзника в лице хафсидского султана Туниса Абу Абдаллаха Мухаммад Хамиса, который позволил пиратам использовать гавань Ла-Гулетта в качестве базы, однако, за это братья должны были платить султану часть своей добычи. Братья становились все более известные за счет своей неукротимости. Так со всего Средиземноморья к ним стали приезжать другие корсарские экипажи, желая вступить в их команду. В результате, к 1512 г. в команде у братьев Барбаросса было примерно тысяча корсаров и 12 боевых галер. В 1516 г. Хайреддин Барбаросса помогал своему брату в захвате Алжира, в результате чего Оруч был провозглашен султаном Алжира. Народ встречал братьев Барбаросса как избавителей от власти испанского «фараона» и местных узурпаторов. Оручем Барбароссой проводилась политика классического османского «истималета». Народ уважал братьев, так как те никогда не оставляли без внимания нужды бедняков. Простой народ и те, кто страдал от несправедливости и лишений, всегда могли рассчитывать на сочувствие братьев, а главное, на их материальную помощь. Однако спустя два года Оруч Барбаросса был убит испанцами, и власть перешла к Хайреддину. Испанцы желали расправиться с новым султаном Алжира, однако, благодаря шторму, в результате которого большая часть испанских судов (26) была выброшена на берег, оставшуюся часть неприятелей удалось захватить. Хайреддин Барбаросса, предполагая, что это не последнее сражение с испанцами, решил найти новых союзников и усилить свой авторитет. Так, в 1519 г. он направился к османскому султану Селиму I, который долгое время следил за действиями пирата. Османский султан согласился взять Алжир под свое покровительство, а Хайреддин Барбаросса, в свою очередь, получил не только нового союзника и военную помощь, но и звание бейлербея. Пират продолжил заниматься усилением своей боевой мощи: участвовал в морской войне против тунисского султана, захватывал новые территории в Алжире (города Колло (1521 г.), Аннаба и Константина (1522 г.), Шершел (1525 г.)). Все больше арматоров и корсаров хотели присоединиться к флоту Хайреддина Барбароссы. Вскоре ему удалось стать самым могущественным пиратом того периода, имеющим в своем личном флоте 36 галиотов, более семи тысяч рабов-христиан, которым удалось превратить Алжир в неприступную крепость, а также около 70 тысяч морисков, занимавшихся ремеслом и мануфактурой. Султан Сулейман I, находившийся в то время во главе Османской империи, решил, что использовать в своей внешнеполитической деятельности и у себя в подчинении такого блестящего и предприимчивого моряка как Хайреддин Барбаросса будет выгодно. Кроме того, османский флот в тот период не был силен, чтобы бороться с врагами и нуждался в реформе. Так, в 1533 г. Хайреддин Барбаросса получил от османского султана звание командующего османским флотом (Kaptan-ı Derya) и звание бейлербея. Ожидания султана Сулеймана насчет Хызыра Барбароссы оправдались, с его помощью удалось превратить Османскую империю в самую могущественную державу того периода. Кроме того, ему удалось разработать уникальный план развития флота и подготовить сильных моряков. Находился Хызыр Хайреддин-паша Барбаросса в должности командующего османским флотом вплоть до своей смерти в 1546 г., когда ему было 70 лет. Однако, в 1545 г. он по причине болезни не мог активно заниматься морским флотом и обосновался в Стамбуле. Там же он занялся издательством пяти томов своих мемуаров − Gazavat-ı Hayreddin Paşa (Священная война Хайреддина-паши).
Что касается деятельности Хайреддина Барбароссы как командующего османским флотом, то здесь стоит сказать, что он не подвел своего повелителя. Сразу после получения новой должности он стал активно заниматься завоеваниями и присоединением новых территорий к Османской империи. В 1533 г. между султаном Сулейманом I и Фердинандом I Габсбургом был заключен мирный договор, поэтому теперь османский султан, потеряв на некоторое время интерес к западному направлению, повернулся на восток, где его главным соперником была Персия. Однако он понимал, что западное направление нельзя оставлять без внимания, учитывая тот факт, что перемирие с Карлом V не было заключено, поэтому Хайреддин-паша был ему необходим там.
Уже в 1534 г. новому капудан-паше удалось совершить морскую кампанию в Италию и опустошить ее прибрежные районы, тем самым нанеся урон Священной Римской империи и распространяя свою власть на североафриканском побережье. Как Тунис, так и Алжир были важными плацдармами в Северной Африке, но завоевание Туниса значительно облегчило бы деятельность Хайреддина Барбароссы на западном направлении, поскольку он занимал ключевое стратегическое место и был главным пунктом, контролирующим торговлю между восточным и западным Средиземноморьем. Кроме того, переход Туниса под власть Османской империи ставила бы под угрозу владения Габсбургов, которые находились недалеко (Сицилия, Неаполь). Так, Хайреддин Барбаросса отправился в Тунис, где войска и население таких городов, как Бизерта и Хальк эль-Уэда без сражений перешли на сторону Османской империи. Решающее сражение, определившее переход Туниса под власть Османской империи произошло 18 августа 1534 г. Это было первое значимое завоевание для Барбароссы на новой должности.
Однако это завоевание повлекло за собой последствия. Султан Туниса – Мулай Хасан, был не готов смириться с обязанностью подчиняться Османской империи, поэтому он отправился за помощью к Карлу V − императору Священной Римской империи. Как известно, Сулейман I и Карл V были давними противниками и правитель Священной Римской империи не мог отказать себе в том, чтобы пойти с войной на Османскую империю. Так, морской флот, включающий в себя 74 галеры и 300 парусных кораблей, под командованием адмирала Андреа Дориа отправился в морскую военную кампанию в Тунис 2 июня 1935 г. Силы командующего османским флотом в Алжире были значительно меньше. Они состояли из местных берберских племен, не способных вести качественные военные действия, и отрядов из нескольких тысяч турок. Карлу V удалось за месяц захватить Ла-Гулетту, вернув ее Мулай Хасану, а Хайреддин Барбаросса бежал в Алжир, а затем в Стамбул, где стал готовиться к следующим кампаниям. Так, командующий османским флотом в 1536 г., собрав 27 галиот, вновь совершил наступления на побережья Испании и Венеции, нанося им огромный ущерб. Кроме того, ему удалось отвоевать у испанцев остров Минорку, захватить сокровища и около шести тысяч пленных. Султан Сулейман I Великолепный высоко оценил действия Хайреддина Барбароссы и приказал держаться намеченного курса на завоевание Средиземноморья.
Самым значимым морским сражением, определившим судьбу Османской империи и утвердившим ее статус в качестве самой могущественной морской державы того периода стала битва при Превезе. Ключевой фигурой, благодаря которой Османской империей была одержана победа, стал Хайреддин-паша Барбаросса. Поводов для начала данной военной кампании было много. Так, например, венецианскими галерами было совершено покушение на корабль с турецким послом, чем выражался открытый вызов Османской империи. Еще одним актом агрессии со стороны адмирала Андреа Дориа стал захват 12 османских галер при встрече с эскадрой губернатора Гелиболу у греческого острова Паксос. Хайреддин-паша не мог не ответить на брошенный ему вызов, поэтому в мае 1537 г. вместе со 135 галерами он отправился на юго-восток Италии к Апулии. Эта кампания оказалась удачной, так как ему удалось захватить более десяти тысяч пленных. Желая продолжить завоевания, османский флот с 25-тысячной армией отправился на Корфу в Грецию. 25 августа 1537 г. главная венецианская крепость в Греции была окружена, а спустя несколько дней на помощь подошли еще 25-тысячные османские войска. Несмотря на всю мощь османской армии, захватить Корфу и крепость Ангелокастро так и не удалось, поэтому Хайреддин Барбаросса со своим флотом отправился на венецианские территории (Ионические и Эгейские острова). Эта кампания оказалась вполне удачна для Османской империи как в плане завоеваний, так и в плане получения пленных и денег. Султан Сулейман I был крайне доволен полученной добычей, его план в использовании корсаров в качестве главных акторов внешнеполитической деятельности на море вполне был оправдан. Однако других субъектов международных отношений взволновало усиление османского флота и их участившиеся морские кампании, опустошающие Средиземноморье, поэтому папой римским Павлом III в 1537 г. было решено создать военный союз – Священную лигу, которая включала в себя Венецию, Геную, Испанию, Мальтийский орден и другие папские владения.
Султаном Сулейманом I в 1538 г. было решено продолжить разорять территории Карла V – своего главного противника в тот период. По этой причине султан Сулейман приказал Хайреддину-паше Барбароссе подготовить новый флот. Однако Барбаросса не смог завершить подготовку, так как он должен был отправиться в морские походы, чтобы защитить около 40 кораблей с сокровищами, отправившимися из Египта в Османскую империю. Так, находясь в морском походе, османский капудан-паша узнал о планах Священной лиги и, вернувшись в Константинополь, занялся подготовкой флота к битве, однако не успел этого сделать. На момент встречи с противниками на счету османского морского флота было примерно 122 галиота и галеры, а у противников – 157 галер с 60-тысячной армией под командованием венецианского адмирала Андреа Дориа.
Встреча османского флота и флота Священной лиги произошла 25 сентября 1538 г. в Артском заливе вблизи крепости Превеза (Греция). Андреа Дориа не удалось высадить свой десант, так как помощник Хайреддина Барбароссы – Синан Рейс заранее продумал возможность защиты турецкого флота с суши и укрепил крепость Превезы. Эти продуманные действия дали преимущество османскому флоту, который теперь имел возможность ожидать битву необходимое количество времени. Флот Священной лиги наоборот был в крайне неудобном положении, поскольку была осень, поэтому море было неспокойно, что могло привести к катастрофе.
Венецианский адмирал, решив переждать какое-то время и продумать план нападения, отплыл на юг к острову Сакка – Сессола. Несмотря на то, что флот Священной лиги был значительно сильнее как по количеству кораблей, так и по количеству солдат, Андреа Дориа не мог решить, как атаковать. Однако Хайреддин-паша был настроен решительно. Так, 28 сентября 1538 г. османский флот выступил в южном направлении и атаковал флот Священной лиги. Андреа Дориа приказал своему флоту наступать, но этого сделать не удалось по причине штиля, и в результате они потеряли несколько галеон. Спустя некоторое время погодные условия изменились, но венецианский адмирал не спешил идти в бой, однако отдельные группы галер Священной лиги не подчинились его приказу и, выйдя в бой, оказались захвачены (36 галер примерно три тысячи человек), потоплены (десять галер) и сожжены (три галеры). Что касается урона, который нанесла Священная лига Османской империи, то здесь стоит отметить тот факт, что ни один османский корабль не был ни потоплен, ни захвачен, однако примерно 400 человек были убиты, а ранено около 900 человек. Андреа Дориа и его флот, испугавшись еще более серьезного урона, приняли решение покинуть место битвы, признав тем самым поражение.
Для Османской империи эта победа стала решающей. Сумев победить объединенный флот, Османская империя приобрела статус самой могущественной морской державы того периода, которую все опасались и получила возможность беспрепятственно проводить морские военные кампании, благодаря которым ее благосостояние и территория росли. Хайреддин-паша Барбаросса был оценен по достоинству султаном Сулейманом I Великолепным.
Несмотря на преклонный возраст, Хайреддин-паша после победы при Превезе был готов отправиться в новые кампании и захватывать территории для Османской империи. Так, в 1539 г. османский адмирал принял решение освободить захваченный Священной лигой город Кастельнуово на побережье Венецианской Албании. Первые атаки в январе 1539 г. оказались неудачны для Османской империи, но, когда на помощь пришли еще более 200 османских галер, осада увенчалась успехом. Уже 10 августа 1539 г., после трехдневного штурма, османской армии удалось захватить крепость, но без потерь в этой кампании не обошлось. Так, османская армия потеряла большую часть янычар и около 15 тысяч солдат из других войск, в то время как потери Священной лиги оказали в два раза меньше. Это сражение было последним между Османской империей и Священной лигой в Восточном Средиземноморье. Более того, в 1540 г. было заключено мирное соглашение между Венецией и Османской империей, согласно которому первая была обязана не только выплатить контрибуции в сумме 300 тысяч дукатов золотом, но также и признать верховные права Османской империи над Далмацией, Мореей и островами Ионического и Эгейского морей. Так, благодаря действиям Хайреддина-паши, Османской империи в очередной раз удалось расширить границы своего влияния.
В то же время мирное соглашение было заключено только с Венецией, поэтому у султана Сулеймана I было еще достаточно врагов, с которыми продолжались военные действия. Но уже в 1543 г. между Османской империей и Францией был заключен военный союз, в рамках которого обе стороны решили бороться с общим врагом – Испанией. Здесь стоит отметить, что это были последние крупные и значимые экспедиции для османского адмирала. В морской кампании против Испании Хайреддин Барбаросса проявил себя как мудрый и опытный командующий морским флотом. Несмотря на неприязнь со стороны французских моряков, османский капудан-паша действовал в первую очередь исходя из интересов своего государства и султана. Боясь прогневать Сулеймана I, он не стал возвращаться в Стамбул, а решил совместно с французским флотом, который был к тому же слабым и не опытным, осуществить захват Ниццы, что, благодаря усилиям османского флота удалось сделать успешно и затем отправится в Тулон. Хайреддин-паша не спешил покидать Тулон, оттуда изредка совершая морские походы на побережья Италии и Испании с целью захвата пленных и ценностей. Только получив от французской стороны подарки, а также добившись освобождения из плена более четырехсот мусульман, османский флот отплыл в Константинополь из Тулона, однако по дороге в Османскую империю Хайреддин Барбаросса не упустил возможность совершать рейды по итальянскому побережью (острова Эльба, Джильо, Липарские острова, а также города Монтиано, Таламоне, Эрокле и некоторые другие) и награбить там ценностей. Так, из своей последней экспедиции османский адмирал привез для султана около семи тысяч итальянских пленников и большое количество драгоценностей.
Хайреддин-паша Барбаросса находился в должности командующего флотом Османской империи в течение 13 лет, вплоть до своей смерти в 1546 г. За этот период времени ему удалось многого достичь как для себя, так и для государства, сыграть ключевую роль в расширении территорий Османской империи, а также в ее становлении в качестве самой могущественной морской державы Средиземноморья. Во всех морских военных кампаниях он не боялся опасностей и почти всегда одерживал победу. Хайреддин Барбаросса был не только мудрым и способным адмиралом, но и умел успешно руководить моряками, он смог завоевать доверие и уважение султана Сулеймана I Великолепного тем, что всегда действовал исходя из интересов своего государства.
В настоящее время исследователи во всем мире занимаются изучением личности Хызыра Барбароссы, подробностей его участия в морских сражениях, а также его вкладе в становление Османской империи в качестве морской державы. Корабли, проходящие мимо мавзолея, в котором он был похоронен, традиционно салютовали из пушек, выражая уважение османскому капудан-паше. Уникальность Хайреддина-паши заключается в том, что ему, человеку из простой семьи, пирату, удалось достичь больших высот в карьере, стать командующим флотом Османской империи, успешно совершавшим морские кампании по расширению территорий государства, а также завоевать уважение султана.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Крачковский И. Ю. Морская география в XV-XVI вв. у арабов и турок. – М.: Академия Наук СССР, 1954. – С. 571.
2. Губарев В. К. Сто великих пиратов. – М.: Вече, 2011. – С. 27.
3. Там же. – С. 48.
4. Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран. – М., 2001. – С. 73.
5. Bradfor E. Sultanın Amirali Barbaros Hayreddin. Çev. Zehra Ağdalı, Sander Yayınevi. Istanbul, 1970. – S. 31.
6. Uzunçarşılı İsmail Hakkı, II. Bayezid oğullarından Sultan Korkud. Belleten XXX, 1966, pp. 538.
7. Там же.
8. Губарев В. К. Указ. соч. – С. 53.
9. Иванов Н. А. Указ. соч. – С. 78.
10. Hammer B. J. Von. Büyük Osmanlı Tarihi, c. 5. İstanbul: Mümin Çevik and Erol Kılıç, 1990. – S. 115.
11. Danişmend İ. H. İzahlı Osmanlı Tarihi Kronolojisi, c. 2. İstanbul: Türkiye Yayınları, 1971. – S. 48.
12. Hammer B. J. Von. Büyük Osmanlı Tarihi... – S. 148.
13. Danişmend İ. H. İzahlı Osmanlı Tarihi Kronolojisi... – S. 64.
14. Gazavat-ı Hayreddin Paşa. Barbaros Hayreddin Paşa'nın hatıraları. Çev.: Düzdağ M. Ertuğrul, c. 1. Istanbul: 1001 temel eser, Kervan Kitapçılık, 1974. – S. 107.
15. Zinkeisen J. W. Osmanlı İmparatorluğu Tarihi. Çev. Nilüfer Epçeli, c. 2. İstanbul: Yeditepe Yayınları, 2011. – S. 527.
16. Gazavat-ı Hayreddin Paşa. Barbaros Hayreddin Paşa'nın hatıraları... – S. 17.
17. Bostan I. Preveze Deniz Muharebesi. Türkiye Diyanet Vakfı Islam Ansiklopedisi, C. 34. Istanbul, 2007. − S. 145.
18. Zinkeisen J. W. Osmanlı İmparatorluğu Tarihi... – S. 561.
19. Büyüktuğrul A. Preveze Deniz Muharebesine İlişkin Gerçekler (Facts About the Battle of Preveza). TTK Belleten, Ankara, 1973. – S. 69.
20. Hammer B. J. Von. Büyük Osmanlı Tarihi... – S. 128.
21. Büyüktuğrul A. Preveze Deniz Muharebesine İlişkin Gerçekler... – S. 78.
22. Bostan I. Preveze Deniz Muharebesi... − S. 344.
23. Büyüktuğrul A. Preveze Deniz Muharebesine İlişkin Gerçekler... – S. 85.
24. Ragunshteyn A. G. Pirates under the banner of Islam. Sea robbery in the Mediterranean in the XVI-early XIX century, Veche, Moscow, Russia, 2012. – S. 39.
25. Hammer B. J. Von. Büyük Osmanlı Tarihi... – S. 181.
26. Sancar E. Türk Denizcilik Tarihi. Kültür Sanat Yayıncılık. Istanbul, 2006. − S. 164.
27. Ünlü R. Deniz Tarihinde İz Bırakanlar, Türbe Ve Mezarları 1 (Those who left marks in the history of the sea, tombs and graves 1), Deniz Basımevi Müdürlüğü. Istanbul, 1. Baskı Kasım, 2007. − S. 91.
Список литературы
Губарев В. К. Сто великих пиратов Вече. − М., 2011. − C. 430.
Крачковский И. Ю. Морская география в XV-XVI вв. у арабов и турок. – М.: Академия Наук СССР, 1954. – С. 44.
Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран. – М., 2001. – С. 289.
References
Bostan I. Barbaros Hayreddin İlk Deniz Beylerbeyi. Türk Denizcilik Tarihi 1. Editörler: Salih Özbaran, Idris Bostan, Deniz Basımevi Müdürlüğü [Barbaros Hayreddin, First Marine Governor. Turkish Maritime History]. Istanbul, 1. Baskı Temmuz 2009, pp. 143-154.
Bostan I. Preveze Deniz Muharebesi. Türkiye Diyanet Vakfı Islam Ansiklopedisi. C. 34. [Battle of Preveza]. Istanbul, 2007, pp. 343-345.
Bradford E. Sultanın Amirali Barbaros Hayreddin. Çev. Zehra Ağdalı, Sander Yayınevi [Sultan's Admiral Barbaros Hayreddin]. Istanbul, 1970.
Büyüktuğrul A. Preveze Deniz Muharebesine İlişkin Gerçekler. TTK Belleten [Facts About the Battle of Preveza]. Ankara, 1973.
Danişmend İ. H. İzahlı Osmanlı Tarihi Kronolojisi [Annotated Ottoman History Chronology], c. 2. İstanbul: Türkiye Yayınları, 1971.
Gazavat-ı Hayreddin Paşa. Barbaros Hayreddin Paşa'nın hatıraları. Çev.: Düzdağ M. Ertuğrul, c. 1 [Memories of Barbaros Hayreddin Pasha]. Istanbul: 1001 temel eser, Kervan Kitapçılık, 1974.
Gubarev V. K. Sto velikikh piratov Veche [A hundred most famous pirates of Veche]. Moscow, 2011.
Hammer Baron Joseph Von. Büyük OsmanlıTarihi [Great Ottoman History], c. 5. İstanbul: Mümin Çevik and Erol Kılıç, 1990.
Ivanov N. A. Osmanskoe zavoevanie arabskih stran [The Ottoman conquest of Arabic countries]. Moscow, 2001.
Krachkovsky I. Yu. Morskaya geografiya v XV-XVI vv. u arabov i turok [Marine geography of the Arabs and Turks in the 15th-16th centuries]. Moscow: Academy of Sciences of the Soviet Union publ., 1954, pp. 547-588.
Ragunshteyn A. G. Pirates under the banner of Islam. Sea robbery in the Mediterranean in the XVI-early XIX century, Veche, Moscow, 2012.
Sancar E. Türk Denizcilik Tarihi. Kültür Sanat Yayıncılık [Turkish Maritime History]. Istanbul, 2006, pp. 158-170.
Uzunçarşılı, İsmail Hakkı, II. Bayezid oğullarından Sultan Korkud [Sultan Korkud II., one of the sons of Bayezid], Belleten XXX, 1966, pp. 539-601.
Ünlü R. Deniz Tarihinde İz Bırakanlar, Türbe Ve Mezarları 1, Deniz Basımevi Müdürlüğü [Those who left marks in the history of the sea, tombs and graves 1]. Istanbul, 1. Baskı Kasım 2007, pp. 29-132.
Zinkeisen J. W. Osmanlı İmparatorluğu Tarihi. Çev. Nilüfer Epçeli, c. 2 [History of the Ottoman Empire]. İstanbul: Yeditepe Yayınları, 2011.
Сведения об авторах
Абидулин Алим Маратович, кандидат исторических наук, доцент кафедры восточных языков и лингвокультурологии Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, научный сотрудник Института Востоковедения РАН, e-mail: abidulinam@ gmail.com
Гумаров Фархад Линарович, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и евразийских исследований Института международных отношений Казанского федерального университета, e-mail: Farkhadgumarov@yandex.ru
Козуб Екатерина Алексеевна, аспирант Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, e-mail: katya-kozub@yandex.ru
About the authors
Alim M. Abidulin, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at Department of Oriental Languages and Cultural Linguistics, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Researcher at Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, e-mail: abidulinam@gmail.com
Farkhad L. Gumarov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at Department of Regional and Eurasian Studies of the Institute of International Relations, Kazan Federal University, e-mail: Farkhadgumarov@yandex.ru
Ekaterina A. Kozub, post-graduate student at the Institute of International Relations and World History, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, e-mail: katya-kozub@yandex.ru
В редакцию статья поступила 01.08.2022, опубликована:
Абидулин А. М., Гумаров Ф. Л., Козуб Е. А. Море как граница империи: Хайреддин Барбаросса на службе султана // Гасырлар авазы – Эхо веков Echo of centuries. – 2022. – № 3. – С. 184-192.
Submitted on 01.08.2022, published:
Abidulin A. M., Gumarov F. L., Kozub E. A. More kak granitsa imperii: Khayreddin Barbarossa na sluzhbe sultana [The sea as the Empire’s border: Hayreddin Barbarossa in the service of the Sultan]. IN: Gasyrlar avazy – Eho vekov [Echo of centuries], 2022, no. 3, рр. 184-192.