Абидулин А. М., Козуб Е. А. Пират на службе султана: Тургут Рейс – гроза Cредиземноморья

УДК 94
Пират на службе султана: Тургут Рейс – гроза Cредиземноморья
А. М. Абидулин, Е. А. Козуб,
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского,
г. Нижний Новгород, Российская Федерация
The pirate on Sultan’s service: Turgut Reis, the terror of the Mediterranean
A. M. Abidulin, E. A. Kozub,
N. I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod,
Nizhny Novgorod, the Russian Federation
Аннотация
Сулейман I, пришедший к власти в 1520 г., поставил себе цель превратить Османскую империю в самую могущественную державу. У него уже была сильная армия, но флотом султан пока не мог гордиться. Для усиления морского могущества империи он начал привлекать к морской политике государства пиратов. Сначала такой фигурой, сделавшей османский флот сильным, был пират Хайреддин паша Барбаросса, в течение тринадцати лет находившийся на посту капудан-паши. Рядом с ним всегда был Тургут Рейс, в дальнейшем возглавивший османский флот и сыгравший неоценимую роль в расширении территорий государства. В статье дается краткий обзор биографии Тургута Рейса. Анализируются его действия в качестве главнокомандующего османским флотом и морские кампании, в которых он участвовал, как находясь на посту капудан-паши, так до и после этого, а также его успехи и неудачи. Особое внимание уделяется изучению роли, которую сыграл Тургут Рейс для изменения статуса Османской империи. Цель исследования: анализ личности Тургута Рейса, человека, благодаря которому территории Османской империи были расширены до ее максимальных размеров и сумевшего держать в страхе все Средиземноморье. Материалами для данного исследования стали произведения, написанные османскими, европейскими и отечественными историками, а также хроники. В результате исследования авторам удалось изучить личность Тургута Рейса, хотя до сих пор некоторые этапы его судьбы остаются неизвестными, по причине как недостатка информации в хрониках, так и того, что османские и европейские современники Тургута Рейса по-разному описывали некоторые события. Авторы приходят к выводу, что султан Сулейман I высоко ценил Тургута Рейса, так как даже после подозрения моряка в связях с испанцами, он позволил ему занять место советника капудан-паши. Благодаря Рейсу, султану удалось не только расширить владения Османской империи, но и превратить ее в самое могущественное на тот период государство Средиземноморья.
Abstract
When Suleiman the Magnificent rose to power in 1520, he decided to make the Ottoman Empire the most powerful state. He had a formidable army, but Sultan could not be proud of his fleet. Under those circumstances, he decided that the use of pirates in the maritime policy of the state could help expand the territories. First, the one who made the Ottoman fleet strong was the former pirate Hayreddin Barbarossa, who was Kapudan Pasha (Grand Admiral) for thirteen years. He was always accompanied by Turgut Reis, who later was at the head of the Ottoman fleet and played an invaluable role in expanding the territories of the state. The article provides a brief overview of the biography of Turgut Reis, analyzes his actions as the head of the Ottoman fleet and the naval campaigns in which he participated, as well as his successes and failures. Particular focus is on Turgut Reis’s role in changing the status of the Ottoman Empire. The purpose of the study is to analyze the personality of Turgut Reis, a man who expanded the territories of the Ottoman Empire to its maximum and managed to keep the entire Mediterranean at bay. The materials used in this study were the works written by Ottoman, European and Russian historians, as well as chronicles. The conclusion drawn in this article is that Sultan Suleiman I held Turgut Reis in high esteem since even after suspecting the sailor’s ties with the Spaniards, he allowed him to take the place of adviser to Kapudan Pasha. This Ottoman sailor managed not only to expand the possessions of the Ottoman Empire but also to turn it into the most powerful state of the Mediterranean of that period.
Ключевые слова
Османская империя, османский флот, морская политика, Средиземноморье, Тургут Рейс, расширение территорий, султан Сулейман I, морские походы.
Keywords
The Ottoman Empire, Ottoman fleet, maritime policy, Mediterranean, Turgut Reis, expansion of territories, Suleiman I the Magnificent, sea campaigns.
Благодарность
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект № 20-18-00374, выполняемый на базе ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Acknowledgements
The research was completed under the RSCF grant no. 20-18-00374 performed on the basis of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod.
В XVI в. Османская империя стала одним из самых крупных и могущественных государств того периода, благодаря захватнической политике султанов Селима I (1465-1520 гг.), его сына – Сулеймана I Великолепного (1494-1566 гг.), а также сильным армии и флоту. В период правления Селима I основную роль в захвате новых территорий играла армия, а османский флот не был достаточно сильным. По этой причине Сулейман I поставил перед собой задачу провести реформу флота и подготовить моряков, чтобы превратить Османскую империю в самое могущественное морское государство Средиземноморья1. Сулейман I Великолепный понимал, что для достижения этих целей необходимо найти людей, не только опытных в морском деле и способных управлять флотом, но и готовых сражаться, в первую очередь – за государственные интересы. Так, Сулейман I сделал пиратов ключевым инструментом внешнеполитической деятельности Османской империи на море. Как оказалось, такой шаг был оправдан. Предприимчивому моряку Хайреддину-паше Барбароссе удалось реформировать Османский флот и достигнуть основной цели – превратить Османскую империю в главную силу Средиземноморья, которой все боялись2. Однако не стоит забывать еще об одной ключевой фигуре, правой руке Хайреддина-паши, человеке, ставшем после смерти Барбароссы главнокомандующим Османским флотом – Тургуте Рейсе.
Тургут Рейс родился в 1485 г. неподалеку от Бодрума. Одни источники указывают на то, что его родной деревней была деревня Каратопрак3, а другие – село Карабаг4. В западных источниках его называют Драгутом – соединив слова «dragon» («дракон» – так как он наводил страх и ужас своими набегами на христианские земли) и «Turgut».
Он происходил из семьи фермера, религия которого до сих пор обсуждается исследователями, однако, большинство уверено, что родители Тургута были христианами. В то время как им самим был принят ислам, но уже в период службы у турок5. В юном возрасте он попал в плен к пиратам, где и стал обучаться морскому делу. Сбежав от пиратов, Тургут был принят на службу в османскую армию. Там ему удалось прославиться своей храбростью, блестящим владением оружия и превосходной морской тактикой. В 1510 г. он привлек внимание шехзаде Коркута и получил от него покровительство6. Уже в 1516-1517 гг. Тургут Рейс сумел показать себя в качестве успешного канонира в военной кампании султана Селима I в Египте. После этой кампании он на некоторое время задержался в Египте, а затем поступил на службу к Синану Рейсу – помощнику Хайреддина Барбароссы, где ему удалось углубить свои знания и умения в морском деле. Спустя некоторое время молодому моряку удалось стать капитаном и совладельцем бригантины, а затем капитаном галиота. Его захваты вражеских судов всегда завершались успехом. Так он стал известен за пределами Османской империи и привлек внимание Хайреддина-паши Барбароссы, которому к 1520 г. удалось покорить Алжир7 и добиться от османского султана Селима I согласия взять Алжир под свое покровительство, получив от султана звание бейлербея. Для борьбы с врагами Хайреддину-паше нужны были отважные и опытные союзники, так Тургут Рейс оказался на службе у Барбароссы, а в дальнейшем стал ему близким другом и его правой рукой. Спустя пару лет успешной службы у Хайреддина-паши, ему была предоставлена возможность возглавлять эскадру из 12 галиотов, с которой он в дальнейшем совершал морские набеги на Неаполитанское королевство и Сицилию, грабя их и захватывая пленных. К 1533 г. под командованием Тургута Рейса находились 4 фусты и 18 барков8.
Как известно, в 1533 г. османский султан Сулейман I Великолепный назначил Хайреддина Барбароссу командующим османским флотом (Kaptan-ı Derya)9 и даровал бывшему пирату звание бейлербея. После этих событий Тургут Рейс остался на службе у Хайреддина-паши и в дальнейших морских кампаниях действовал исходя из государственных интересов. Сулейман I ценил военные успехи Тургута Рейса, поэтому в благодарность назначил его на пост губернатора Джербы, которая была важным плацдармом в Северной Африке, так как оттуда было возможно контролировать торговлю западного и восточного Средиземноморья10. До смерти Хайреддина Барбароссы в 1546 г., Тургут Рейс вместе с ним участвовал в морских кампаниях по расширению территорий Османской империи и играл в них ключевую роль, что сделало его вторым по значимости после Османского капудан-паши. Поэтому когда Хайреддин-паша умер, османский султан, не задумываясь, назначил Тургута Рейса командующим османским флотом и не пожалел об этом в дальнейшем. Погиб Тургут Рейс 23 июня 1565 г. от пушечного ядра, борясь за интересы Османской империи в Восточном Средиземноморье.
Что касается деятельности Тургута Рейса на службе в Османской империи с 1533 г., то здесь стоит сказать, что он не подвел султана, а его морские победы вызывали восхищение даже у врагов. Так, уже в 1533 г. им были захвачены венецианские военные галеры и совершены набеги на земли Неаполитанского королевства и Сицилии, что обострило непростые отношения с Габсбургами, так как эти территории принадлежали им. Тургут Рейс был в составе команды Хайреддина-паши, продолжившей свои завоевания в 1534 г. Захватив города Бизерту и Хальк эль-Уэду, им удалось добиться перехода Туниса под власть Османской империи11. Император Священной Римской империи Карл V не мог не считаться с присутствием в Средиземноморье враждебного соперника. Поэтому 2 июня 1535 г. он отправил морской флот Священной Римской империи под командованием адмирала Андреа Дориа в морскую военную кампанию к берегам Туниса. Силы османского флота были значительно меньше и слабее, так как включали, в основном, солдат из местных берберских племен. Флот Карла V в Тунисской кампании победил, Хайреддин Барбаросса и Тургут Рейс бежали в Алжир, а затем в Стамбул, где начали подготовку к следующим сражениям.
Ключевым морским сражением для Османской империи в XVI в. стала битва при Превезе. Именно победа в данной морской кампании изменила судьбу Османской империи и утвердила ее статус в качестве самой могущественной морской державы Средиземноморья. Одержать победу в битве при Превезе удалось благодаря опытным и отважным морякам – прежде всего Хайреддину Барбароссе и Тургуту Рейсу. Было достаточно много предпосылок для начала этой морской кампании. Одной из них стал акт агрессии по отношению к турецкому послу, который совершили венецианцы, напав на корабль с ним. Еще одним значимым поводом стал захват двенадцати галер из эскадры губернатора Гелиболу, принадлежащих Османской империи, совершенный Андреа Дориа12. Османский капудан-паша с его командой приняли решение совершить поход на юго-восток Италии в Апулию – в качестве ответного шага на брошенный венецианцами вызов. Так Тургут Рейс в составе команды Хайреддина-паши захватил в мае 1537 г. около десяти тысяч пленных в Апулии, но на этом османские моряки не остановились и вместе с двадцатипятитысячной армией отплыли в Грецию, на Корфу13. 25 августа 1537 г. крепость Ангелокастро на Корфу окружили османские войска, а через пару дней к ним присоединилось еще двадцать пять тысяч солдат. Этого оказалось недостаточно, чтобы захватить главную венецианскую крепость в Греции. Потерпев здесь неудачу, османский флот отправился на венецианские территории (Ионические и Эгейские острова), где удалось как захватить пленных, так и забрать драгоценности, что очень ценил султан Сулейман I.
Западные государства боялись последствий, к которым могли привести участившиеся морские военные кампании Османской империи, разорявшие подвластные им территории. По этой причине, в 1537 г. по приказу папы римского Павла III была создана Священная лига. В Священную лигу входили Венеция, Генуя, Испания, Мальтийский орден и другие папские владения.
Одним из важных векторов внешнеполитической деятельности султана Сулеймана I было разорение территорий своего давнего противника – Карла V. В связи с этим была начата подготовка нового флота, которую, однако, не удалось завершить до решающего сражения. Священная лига приняла решение неожиданно напасть на османский флот, чтобы, застав врасплох своего давнего врага, сокрушить его. Однако об этом плане удалось узнать заранее. 25 сентября 1538 г. произошла встреча флотов Османской империи и Священной лиги в Артском заливе недалеко от греческой крепости Превеза. Флот Священной лиги находился под командованием адмирала Андреа Дориа и включал в себя 157 галер с шестидесятитысячной армией, в то время как морской флот Османской империи, построившийся в форме буквы «Y», состоял приблизительно из 122 галиотов и галер14. С самого начала удача была на стороне османского флота. Десант Священной лиги не смог высадиться у крепости Превеза из-за продуманных контрдействий команды Хайреддина-паши, заранее укрепившей цитадель, тем самым защитив турецкий флот с суши. Флот Андреа Дориа был более многочисленным, однако он был вынужден остаться в море, что было крайне опасно в осенний период. Для того чтобы переждать некоторое время и решить, как действовать в такой ситуации дальше, флот Священной лиги направился на юг к острову Сакка Сессола15. 28 сентября 1538 г. произошло решающее сражение, изменившее положение Османской империи. Корабли Священной лиги были атакованы османским флотом. Флот Андреа Дориа не мог наступать в ответ из-за штиля, поэтому часть его галеонов была уничтожена. С изменением погоды венецианский адмирал не спешил идти в бой, но не все галеры ему подчинились, в результате чего тридцать шесть галер (около трех тысяч человек) оказались захвачены, десять галер потоплены и три галеры сожжены16. Флот Османской империи не пострадал, хотя около четырехсот человек были убиты, и примерно девятьсот человек ранены.
Одну из ключевых ролей в сражении при Превезе сыграл Тургут Рейс, управлявший задним крылом правого фланга, который включал в себя двадцать галер и десять галиотов17. Ему удалось не только захватить несколько папских галер, в том числе галеру, которой командовал Джованни Баттиста Довизи – священник из Биббьены (Италия), и взять в плен всю команду. Испугавшись более серьезных потерь, которые мог бы нанести османский флот солдатам и флоту Священной лиги, Андреа Дориа признал поражение и покинул место сражения. Султан Сулейман I Великолепный по достоинству оценил действия основных фигур, благодаря которым победа оказалась за Османской империей. А Хайреддин-паша Барбаросса, оценивая роль своих подчиненных в битве, сказал о Тургуте Рейсе: «Драгура – лев, он более смелый человек, чем я»18. Одержав победу над объединенным флотом Священной лиги в битве при Превезе, Османская империя обрела статус могущественнейшего государства в Средиземноморье. Теперь у нее появилась возможность без затруднений расширять территории и благосостояние государства, так как новое положение империи было признано западными державами, которые к тому же теперь еще больше боялись ее.
Спустя несколько месяцев после сражения у Превеза Тургут Рейс принял решение отправиться с тридцатью шестью галерами и галиотами в морскую кампанию для расширения территорий. Так в 1539 г. ему удалось завоевать принадлежащую венецианцам крепость Кастельнуово, расположенную в Албании, однако Османской империей было потеряно примерно пятнадцать тысяч солдат, а Священной лигой в два раза меньше. Стоит отметить, что данное сражение Османской империи оказалось последним со Священной лигой, к тому же султан Сулейман I в 1540 г. cогласился заключить мирное соглашение с Венецией. По данному соглашению Венеция обязывалась признать права Османской империи над такими территориями, как Далмация, Морея, острова Ионического и Эгейского морей, а также должна была выплатить контрибуцию – три тысячи дукатов золотом19. Таким образом, благодаря Тургуту Рейсу, границы влияния Османской империи вновь были расширены. В этом же году он предпринял попытку завоевать Корфу. Так, столкнувшись с двенадцатью галерами, находившимися под командованием венецианца Франческо Паскуалиго, он захватил в плен их, а также галеры Антонио да Канала. Султан Сулейман I ценил преданность Тургута делу, поэтому в благодарность назначил его губернатором Джербы, которая впоследствии стала его основным местом обитания.
На протяжении осени 1539 г. и зимы 1540 г. Тургут Рейс занимался морским разбоем – захватывал и грабил корабли Священной Римской империи. Так, например, им были взяты в плен генуэзские галеры у берегов Италии (регион Лигурия), также он со своей командой, состоящей из тринадцати галиотов и двух галер, высадился на острове Гоцо Мальтийского архипелага, разграбил его и взял в плен часть местных жителей20. В ответ Карл V направил против Тургута Рейса и его команды эскадру из восьмидесяти одной галеры под командованием адмирала Джанеттино Дориа – племянника знаменитого Андреа Дориа. Узнав об этом, Тургут Рейс отправился к берегам Корсики в Тирренское море и там продолжил заниматься грабежами, веря, что там его не поймают. Однако он ошибся. Корабли Джаннетино Дориа застали врасплох османского моряка и его команду, Тургут Рейс был отправлен в плен в качестве галерного раба во флот к Андреа Дориа, который давно мечтал расправиться не только со своим давним врагом Хайреддином Барбароссой, но и его сподвижниками, кем как раз являлся Тургут. В течение трех лет Священная Римская империя была свободна от набегов и разорений Тургута Рейса, вплоть до 1543 г., когда Хайреддин-паша – главнокомандующий Османского флота – выкупил своего верного друга за более чем три с половиной тысячи золотых дукатов, зная, что тот еще принесет пользу Османской империи, завоевывая новые территории21. Он не ошибся. Выйдя из плена, Тургут Рейс, желая не только отомстить обидчикам, но и обогатить государственную казну, стал совершать морские набеги на итальянские и испанские территории, к которым в дальнейшем добавились территории Северной Африки. В 1546 г. ему удалось подчинить тунисские территории. Теперь Османской империи принадлежали Махдия, Монастир, Сус и Сфака. КарлV не мог смириться с потерей своих территорий, потому на этот раз отправил в морскую кампанию против османских моряков адмирала Андреа Дориа. Однако поймать пиратов не удалось, так как они на несколько месяцев обосновались в Тулоне, где, согласно франко-турецкому договору, на них нельзя было напасть.
Хайреддин-паша Барбаросса в течение тринадцати лет находился на посту командующего османским флотом, вплоть до своей смерти в 1546 г. После его смерти перед султаном Сулейманом I не встал вопрос, кого назначить на эту должность. Османский султан ценил опытного моряка Тургута Рейса за то, что тот всегда действовал исходя в первую очередь из государственных интересов, поэтому, назначая его на должность командующего османским флотом, он был уверен, что новый капудан-паша добьется дальнейшего расширения территорий империи и поспособствует росту государственной казны.
Тургут Рейс, боясь разочаровать повелителя, вступив в должность, приступил к активным действиям. Так, летом 1547 г. он со своим флотом, состоящим из двадцати трех галер и галеонов, отправился в морскую кампанию на Мальту. Эта кампания прошла удачно, ему удалось разграбить остров, высадившись в его южной части. Это сделать оказалось нетрудно, так как Габсбурги были заняты в это время внутригосударственными делами, связанными с бунтами в стране и убийством вице-короля. Затем, в этом же году новому командующему османским флотом удалось пройти по побережью Италии – Апулии, Калабрии, Корсики и Сицилии – и захватить там достаточно много драгоценностей и пленных. Недалеко от Липарских островов османский моряк совершил нападение на судно, принадлежащее Мальтийскому ордену, которое перевозило из итальянских владений доходы рыцарей, составлявшие около двадцати тысяч дукатов22. Султан Сулейман I был крайне доволен деятельностью Тургута Рейса, поэтому в благодарность за преданность и качественное выполнение обязанностей он даровал ему титул бейлербея Алжира.
В течение 1549-1550 гг. Тургут Рейс со своей командой, состоящей из двадцати одной галеры, продолжил заниматься опустошением итальянских и мальтийских владений, а также захватом встречных судов. За этот период данные территории значительно опустели и перестали быть привлекательными для османского моряка, поэтому было решено в составе тридцати шести галер отправиться к Северной Африке для дальнейших захватов. Так, в феврале 1550 г. удалось вновь захватить территории Туниса: Махдию, Монастир и Сус. Интересен тот факт, что это было сделано мирным путем в ночное время. Кроме того, все были заняты внутригосударственными делами, связанными с недовольством населения правителем Махдии Хамидом, поэтому османские корабли не были замечены. Тургут Рейс не стал задерживаться надолго в Тунисе и отправился к побережью Испании, приказав своему племяннику Хисару Рейсу следить за порядком в Тунисе.
Надолго задержаться у испанских территорий, а также у Корсики и Генуи османскому флоту не удалось, так как до Тургута Рейса дошли известия о нападении летом на Махдию Андреа Дориа и Клода де ла Сангля – представителя Мальтийского ордена. Чтобы оказать помощь своему гарнизону османский капудан-паша собрал войско, состоящее из более чем четырех тысяч воинов. Однако враги оказались на этот раз сильнее. Стоит отметить, что в тот период отношения между Османской империей и Испанией не были напряженными, но вследствие нападения на Махдию, османский султан в послании к Карлу V заявил, что не собирается терпеть нападения христиан на мусульманские крепости. На это им был получен ответ, что данные шаги были направлены не против Османской империи, а против пиратов, которые незаконно захватили чужие территории.
Тургут Рейс принял решение некоторое время провести на Джербе, готовя свой флот к будущим кампаниям, однако он не успел осуществить задуманное. Андреа Дориа в борьбе с османским моряком был настроен решительно. Так, в октябре 1550 г. венецианский адмирал со своим флотом, который на тот момент был гораздо больше и сильнее флота Тургута Рейса, подошел к Джербе, заблокировав выход из бухты острова. Командующий османским флотом был не готов сражаться, поэтому благодаря хитрости ему и его команде удалось перетащить флот по вырытым каналам на противоположную сторону острова и, избежав захвата, направиться в Константинополь23.
Желая отомстить захватчикам, Тургут Рейс решил подготовить флот, который превосходил бы по силе и количеству флот противника. От султана Сулеймана I им было получено сто двенадцать галер и более двенадцати тысяч янычар, готовых сражаться за интересы империи24. Так, в 1551 г. османский капудан-паша совместно с адмиралом Синаном-пашой отправились в морскую кампанию по направлению к Сицилии, куда они прибыли в мае. По дороге османские корабли атаковали венецианские военные укрепления, нанося им огромный урон. Отомстив также и сицилийцам за захват и разрушение Махдии, Тургут Рейс со своей командой отправился на Мальту, где их появление стало неожиданностью. Высадившись с янычарами в гавани Марсамскетто, османы захватили и разграбили такие небольшие города как Бирга, Сенглеа и Мдина. Однако, увидев, как качественно укреплена крепость Сант-Анджело, командующий османским флотом понял, что им ее не одолеть, и принял решение отправиться на остров Гоцо, находящийся неподалеку. Это решение оказалось удачным – почти все население Гоцо (примерно пять тысяч человек) было захвачено в плен, а все богатства острова отправлены в казну Османской империи, что порадовало Сулеймана Великолепного.
Нельзя не упомянуть морскую вылазку, совершенную в августе 1551 г. Тургутом Рейсом и Синаном пашой в Триполи, контролировавшийся в тот период Мальтийским орденом и являвшийся значимой стратегической точкой. Рыцарю Мальтийского ордена Гаспару де Вилле, который командовал фортом, было предложено сдать крепость. Однако несмотря на тот факт, что силы были неравные (в его распоряжении было примерно шестьсот итальянских наемников, триста рыцарей Мальтийского ордена и около ста арабских солдат – против шести тысяч османских солдат), начальник гарнизона форта предпочел защищать крепость. Хотя перевес османского войска был значительным, ему достаточно долго не удавалось захватить крепость. 15 августа 1551 г., после разрушения части стены крепости, командующий фортом решил сдаться, надеясь, что гарнизон отпустят. Но он ошибся: к султану Сулейману I были отправлены новые пленные, что было оценено правителем. Эта кампания сыграла значимую роль для Османской империи, так как теперь не только ее морские походы остались без контроля, но и Триполитания приобрела статус вилайета Османской империи25. За это Сулейман I даровал Тургуту Рейсу титул санджакбея Триполи.
Несмотря на то, что в этот период османский султан был нацелен на расширение территорий на восток, западное направление не оставалось без внимания. На протяжении всего своего правления Сулейман I боролся с Карлом V. Очередная морская кампания против императора Священной Римской империи и его союзников должна была совершиться Османской империей совместно с Францией в 1553 г. Французский флот под командованием бывшего французского посла в Османской империи Антуана Эскалена де Аймара по договоренности должен был встретиться в Неаполитанском заливе с османским флотом, которым командовали Тургут Рейс и Синан-паша. Османские моряки несколько дней ждали французских союзников, но те так и не появились, поэтому было решено, прежде чем вернуться в Константинополь, совершить походы на соседние территории, что в результате стало вызовом христианскому миру и причиной охлаждения османо-французских отношений. Так, в ходе походов, морякам удалось захватить остров Понцо и разорить его, а также ограбить порты Корсики, Сардинии и другие близлежащие территории, принадлежащие Папской области и Неаполитанскому королевству26. Такие действия вызвали ответную реакцию у западных правителей, и венецианский адмирал Андреа Дориа отправился со своим флотом, состоящим из сорока галер в кампанию против османских моряков. Ему удалось настичь флот Тургута Рейса в Неаполитанском заливе, но удача оказалась на стороне османского моряка. Он не только захватил семь галер, принадлежащих противникам, но и достаточно много пленных, среди которых был даже полковник Николо Мадруццо. Одержав победу в данном сражении, Тургут Рейс отправился в походы к итальянскому побережью, что принесло немало драгоценностей в османскую казну. А затем объединился, как было запланировано ранее, с французским флотом у греческого острова Хиос. Следующая встреча с флотом Карла V произошла в августе 1552 г. Решающей битвой стала битва у острова Понцо, состоявшаяся 5 августа 1552 г. В результате вновь была доказана непобедимость османского флота, у которого теперь появилась возможность почти беспрепятственно совершать набеги на итальянское, сардинское и сицилийское побережья.
Султан Сулейман I в очередной раз убедился, что не зря назначил Тургута Рейса главнокомандующим османским флотом. За победу над флотом Карла V османскому флотоводцу было даровано звание бейлербея Средиземного моря. В течение трех следующих лет Тургут Рейс совершал кампании по захвату и разорению территорий Сардинии, Сицилии, Калабрии, Тосканы и Эльбы27. Совместно с французским флотом, в августе 1553 г. был совершен поход на Корсику, где французы смогли закрепиться, но стоило османскому флоту отправиться в Константинополь, генуэзский флот во главе с Андреа Дориа к весне подошел к острову и достаточно быстро вернул его себе. Тургут Рейс продолжил военные морские операции, однако они проходили медленно, и османского флотоводца заподозрили в подкупе испанской стороной, поэтому пост капудан-паши был передан Пияле Мехмеду Паше, при котором Тургут остался советником.
Несмотря на беспочвенные подозрения к бывшему командующему османским флотом, султан высоко ценил его деятельность, поэтому в 1556 г. назначил его пашой Триполи. Теперь Тургут Рейс занялся укреплением стен и возведением новой крепости в Триполи. Но он также успевал совершать походы, среди которых был и поход на итальянский остров Лампедуза, вблизи которого были захвачены несколько судов с вооружением, принадлежащим Венеции, а также походы по побережью Лигурии. Также османский моряк активно участвовал в расширении территорий Османской империи – ему удалось захватить новые земли в Тунисе (город Гафса) в декабре 1556 г., итальянский город Кариати летом 1557 г., несколько ливийских городов и города побережья Испании в 1558 г.28
Власти Испании опасались, что Тургут Рейс продолжит разорять и покорять себе испанские территории, поэтому в 1559 г. испанцы попытались захватить Алжир, однако это у них не получилось. Османскому моряку удалось узнать, что на этой кампании испанцы не собираются останавливаться, и их главной целью для победы над Тургутом является Триполи, который всегда был важной стратегической точкой. Королю Испании Филиппу II удалось объединить флот Генуи, Испании и Священной Римской империи, включающий в себя до ста галер, находящихся под командованием Джованни Андреа Дориа, а главнокомандующим в этой кампании был испанский герцог Медина-Чели. 10 февраля 1560 г. объединенный флот отправился в поход против османского флота. Однако не пройдя и полпути, около двух тысяч солдат и моряков скончались из-за болезней. Джованни Андреа Дориа, проанализировав ситуацию, пришел к выводу, что поход на Триполи с оставшимися силами обречен на провал. По этой причине было решено отправиться на Джербу, которая была не менее важным пунктом. 7 марта 1560 г. объединенный флот подошел к Джербе и стал строить укрепления на острове, не ожидая, что османский флот появиться здесь раньше лета, но они ошиблись. Уже 11 мая к Джербе подошел флот под командованием Пияле Мехмеда-паши, включавший в себя восемьдесят шесть галер, а через несколько дней – флот Тургута Рейса. В первый же день битвы османским морякам удалось захватить или утопить почти весь вражеский флот. Что касается командующих объединенными войсками, то оба они (Джованни Андреа Дориа и Медина-Чели) сбежали, а командование перешло к испанскому полководцу Альваро де Санде, который на протяжении трех месяцев держал осаду, ожидая помощи, но, не дождавшись ее, сдался. В результате этой битвы султан Сулейман I получил около пяти тысяч пленных, территория Джербы вновь вернулась к Османской империи, а османскому флоту, и в частности Тургуту Рейсу, который сыграл значимую роль в этом сражении, удалось доказать свою непобедимость.
Тургут Рейс продолжил заниматься грабежами на итальянских и испанских территориях, в то время как османский султан вновь решил расширять территории в западном направлении. После предыдущих морских кампаний, единственными, кто препятствовал захватнической политике османов, были госпитальеры, базирующиеся на Мальте и не менее сильные и храбрые, чем османские военные. 18 мая 1565 г. османский флот, состоящий примерно из двухсот кораблей, большая часть которых были военными галерами, и не менее тридцати тысяч солдат подошли к Мальте и начали военные действия. Флотом командовал нынешний капудан-паша, Пияле Мехмед-паша, а Тургут Рейс был его советником и играл в этой кампании одну из ключевых ролей. Кроме того, он подошел к Мальте с дополнительными силами – двадцатью тремя галерами и не менее чем четырьмя с половиной тысячами солдат. На Мальте же было около двух тысяч солдат, несколько сотен госпитальеров и около пяти тысяч местных жителей29. Руководил вражескими войсками рыцарь Мальтийского ордена Жан Паризо де ла Валетт. Османские войска начали захват с форта Святого Эльма. Командовал осаждающими войсками Тургут Рейс, так как он был самым опытным в этом деле. Стоит упомянуть, что крепости госпитальеров были укреплены по новым технологиям фортификации, и захватить их было действительно непросто. В течение нескольких недель османским военным так и не удалось захватить форт Святого Эльма. По этой причине Тургут Рейс решил заняться захватом форта Сант-Анджело. Данное решение стало для него судьбоносным. 17 июня 1565 г. вражеское пушечное ядро, выпущенное из осаждаемого форта, ранило османского моряка. 23 июня 1565 г. Тургут Рейс умер в возрасте восьмидесяти лет30. Для османских моряков он был героем, которого уважали и хотели ему подражать. Его смерть стала ударом для османских военных, теперь рядом с ними не было такого мудрого и опытного человека, с которым они могли бы достигнуть своей цели. В результате великая осада Мальты была проиграна Османской империей. Гибель Тургута Рейса значила для государства конец постоянных побед и господства в Средиземноморье.
Тургут Рейс прожил долгую жизнь, большую часть которой он посвятил службе османскому султану Сулейману I. Этот османский моряк сделал многое для своей империи, находясь еще на службе у Хайреддина-паши Барбароссы, именно поэтому Сулейман Великолепный, не задумываясь, назначил его на пост главнокомандующего османским флотом, а в дальнейшем, за заслуги перед империей, удостаивал его титулов. Тургут Рейс всегда действовал исходя из государственных интересов, желая не разочаровать султана. Благодаря частым военным кампаниям Тургута Рейса, которые почти всегда заканчивались успехом, удалось расширить территории Османской империи до ее максимальных размеров. Именно он стал ключевой фигурой в битве при Превезе, так как ему удалось победить ту часть вражеского флота, которой командовал выдающийся адмирал Андреа Дориа. Таким образом, благодаря Тургуту Рейсу, Османская империя приобрела статус самой могущественной морской державы Средиземноморья, которую боялись все западные государства. Этому османскому моряку затем не раз удавалось подтверждать непобедимость Османской империи и ее флота, что приводило в ужас другие державы и вызывало одновременно страх и уважение перед бывшим пиратом. Возможно, именно смерть Тургута Рейса стала причиной того, что Османская империя вышла проигравшей из великой осады Мальты, так как только такой опытный моряк как он мог бы повести за собой солдат и добиться победы.
Сейчас исследователи во всем мире продолжают интересоваться фигурой выдающегося османского моряка Тургута Рейса, деталями его участия в морских кампаниях, а также его ролью в расширении государственных территорий. Личность Тургута Рейса вызывает интерес, потому что, являясь человеком из бедной семьи, а затем пиратом, ему удалось добиться карьерного роста, стать главнокомандующим османским флотом, получить несколько титулов и признание султана Сулеймана I, а также сыграть ключевую роль в изменении статуса империи и расширении ее территорий.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Крачковский И. Ю. Морская география в XV-XVI вв. у арабов и турок. – М.: Академия Наук СССР, 1954. – С. 571.
2. Губарев В. К. Сто великих пиратов. – М.: Вече, 2011. – С. 48.
3. Güner İ. Turgutreis Kasabası’nın Coğrafyası // I. Turgut Reis Türk Denizcilik Tarihi Sempozyumu. – Bodrum, 2011. – S. 251.
4. Hakses Ali Rıza Muğla Menteşe Büyükleri. – Muğla, 1999. – 223 s.
5. Kılıç A. Turgut Reis: Yaşamları ve Yapıtlarıyla // Osmanlılar Ansiklopedisi. – İstanbul, 1999. – C. 2. – S. 631.
6. Там же. – S. 635.
7. De Bunes Ibarra Miguel Angel; Kutlu M.N. Barbaros Hayreddin Paşa ve Magrib’in osmanlilaşmasi // OTAM (Ankara Üniversitesi Osmanlı Tarihi Araştırma ve Uygulama Merkezi Dergisi). – 2001 – Vol. 12. – S. 263.
8. Рагунштейн А. Пираты под знаменем ислама. Морской разбой на Средиземном море в XVI – начале XIX века. – М.: Вече, 2012. – С. 41.
9. Şemseddin Sami. Kamusü’l- alâm: tarih ve coğrafya lûgati ve tabir-i esahhiyle kâffe-yi esma-yi hassa-yi camidir. Dictionnaire universel d’histoire et de géographie / Par Ch. Samy-Bey Fraschery. – İstanbul: Mihran Matbaası, 1891. – C. III. – S. 2073.
10. Там же. – С. 43.
11. Там же. – С. 46.
12. Bostan I. Preveze Deniz Muharebesi // Türkiye Diyanet Vakfı Islam Ansiklopedisi. – Istanbul, 2007. – Vol. 34. – S. 343.
13. Büyüktuğrul A. Preveze Deniz Muharebesine İlişkin Gerçekler. – Ankara, 1973. – S. 69.
14. Hammer Baron Joseph Von Büyük OsmanlıTarihi (çev. Mümin Çevik, Erol Kılıç). – İstanbul, 1990. – C. 5. – S. 128.
15. Büyüktuğrul A. Preveze Deniz Muharebesine İlişkin Gerçekler. – Ankara, 1973. – S. 78.
16. Bostan I. Preveze Deniz Muharebesi // Türkiye Diyanet Vakfı Islam Ansiklopedisi. – Istanbul, 2007. – Vol. 34. – S. 344.
17. Там же. – S. 345.
18. O’Shea S. Sea of Faith: Islam and Christianity in the Medieval Mediterranean World. – New York, 2006. – P. 296.
19. Zinkeisen J. W. Osmanlı İmparatorluğu Tarihi, (çev. Nilüfer Epçeli). – İstanbul: Yeditepe Yayınları, 2011. – S. 567.
20. Рагунштейн А. Указ. соч. – С. 58.
21. Там же. – С. 61.
22. Hamilton Currey E. Akdeniz’in Büyük Korsanları, (çev. Kerem Özdural). – Istanbul, 2007. – S. 270.
23. Там же. – S. 273.
24. Там же. – S. 275.
25. Там же. – S. 279.
26. Peçevî İ. Peçevî Tarihi (çev. Murat Uraz). – İstanbul, 1968. – S. 112.
27. Рагунштейн А. Указ. соч. – С. 77.
28. Там же. – С. 80.
29. Bradford E. Turgut Reis (Son Sefer). – İstanbul, 1973. – S. 112.
30. Там же. – S. 114.
Список литературы
Губарев В. К. Сто великих пиратов. – М.: Вече, 2011. – 430 с.
Крачковский И. Ю. Морская география в XV-XVI вв. у арабов и турок. – М.: Академия Наук СССР, 1954. – С. 547-588.
Рагунштейн А. Пираты под знаменем ислама. Морской разбой на Средиземном море в XVI – начале XIX века. – М.: Вече, 2012. – 288 с.
References
Bradford E. Turgut Reis (Son Sefer) [Turgut Reis (The last campaign)]. Istanbul, 1973, 279 p.
Büyüktuğrul A. Preveze Deniz Muharebesine İlişkin Gerçekler [The facts about the naval battle of Preveze]. Ankara, 1973, 145 p.
Gubarev V. K. Sto velikih piratov [One hundred most famous pirates]. Moscow, Veche publ., 2011, 430 p.
Güner İ. Turgutreis Kasabası’nın Coğrafyası [Geography Of Turgut Reis town]. Bodrum, I. Turgut Reis Türk Denizcilik Tarihi Sempozyumu, 2011, pp. 244-271.
Hakses Ali Rıza Muğla Menteşe Büyükleri [The famous people of Muğla Menteşe]. Mugla, 1999, 223 p.
Hamilton Currey E. Akdeniz’in Büyük Korsanları (çev. Kerem Özdural) [Great Pirates of the Mediterranean]. Istanbul, 2007, 379 p.
Hammer Baron Joseph Von Büyük Osmanlı Tarihi (çev. Mümin Çevik, Erol Kılıç) [Great Ottoman History]. Istanbul, 1990, vol. 5, 290 p.
Kılıç A. Turgut Reis: Yaşamları ve yapıtlarıyla [Turgut Reis: lives and works]. Istanbul, Osmanlılar Ansiklopedisi publ., 1999, vol. 2, 704 p.
Krachkovsky I. Yu. Morskaya geografiya v XV-XVI vv. [Marine geography of the Arabs and Turks in the 15th-16th centuries]. Moscow, Academy of Sciences of the Soviet Union publ., 1954, pp. 547-588.
O’Shea S. Sea of Faith: Islam and Christianity in the Medieval Mediterranean World. New York, 2006, 432 p.
Peçevî İ. Peçevî Tarihi (çev. Murat Uraz) [History of Peçevi]. Istanbul, 1968, 544 p.
Ragunshteyn A. G. Piraty pod znamenem islama. Morskoy razboy na Sredizemnom more v XVI – nachale XIX veka [Pirates under the banner of Islam. Filibuster in the Mediterranean in the 16th – early 19th century]. Moscow, Veche publ., 2012, 288 p.
Zinkeisen J. W. Osmanlı İmparatorluğu Tarihi (çev. Nilüfer Epçeli) [The history of the Ottoman Empire]. Istanbul, Yeditepe Yayınları publ., 2011, 794 р.
Фото предоставлены авторами статьи.
The photos are submitted by the author of the article.
Сведения об авторах
Абидулин Алим Маратович, кандидат исторических наук, доцент кафедры восточных языков и лингвокультурологии Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, научный сотрудник Института Востоковедения РАН, e-mail: abidulinam@ gmail.com
Козуб Екатерина Алексеевна, магистрант Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, e-mail: katya-kozub@yandex.ru
About the authors
Alim M. Abidulin, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at Department of Oriental Languages and Cultural Linguistics, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Researcher at Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, e-mail: abidulinam@gmail.com
Ekaterina A. Kozub, Master student, Institute of International Relations and World History, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, e-mail: katya-kozub@yandex.ru
В редакцию статья поступила 07.04.2021, опубликована:
Абидулин А. М., Козуб Е. А. Пират на службе султана: Тургут Рейс – гроза Cредиземноморья // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2021. – № 2. – С. 161-174.
Submitted on 07.04.2021, published:
Abidulin A. M., Kozub E. A. Pirat na sluzhbe sultana: Turgut Reis – groza Sredizemnomorya [The pirate on Sultan’s service: Turgut Reis, the terror of the Mediterranean]. IN: Gasyrlar avazy – Eho vekov [Echo of centuries], 2021, no. 2, рр. 161-174.