Т. Насыров. Судьба татарской прессы в 1930-е гг.

Судьба татарской прессы в 1930-е гг.
В первые месяцы после октября 1917 г. большевики одним из главных и решающих направлений своей деятельности считали ликвидацию оппозиционной прессы и развернули против нее непримиримую борьбу. На первом же заседании Совнаркома 27 октября 1917 г. был принят специальный Декрет о печати. На его основе в короткий срок в различных регионах России были закрыты сотни небольшевистских газет и журналов, реквизированы их типографии, запасы бумаги и денежных средств, арестованы издатели и редакторы. Так, до осени 1918 г. советские власти вынудили прекратить свою деятельность более 40 периодических изданий на татарском языке: газеты «Вакыт» (Время), «Ил» (Отчизна), «Корылтай» (Съезд), «Тормыш» (Жизнь), «Хөррият» (Свобода), «Сарай», «Йолдыз» (Звезда), «Кояш» (Солнце), журналы «Шура» (Совет), «Сөембикә» (Сююмбике), «Аң» (Сознание), «Ялт-Йолт» (Сверкание) и др.1
Одновременно с подавлением небольшевистской прессы развернулся процесс создания многоязычной партийно-государственной периодики. За годы Советской власти в нашей стране разновременно зародилось более 700 большевистских газет и журналов на татарском языке.
Советская пресса осуществляла свою деятельность строго в рамках директивных предписаний монопольно правившей партии, партийных съездов и конференций, была жестко идеологизирована и стояла на пролетарско-классовых позициях. Это находило конкретное отражение непосредственно в названиях газет и журналов. Во многих из них были такие ортодоксально-классовые термины, как «коммунизм», «социализм», «коммунист», «большевик», «ударник», «рабочий», «колхозник» и т. п.
В 1930-е гг. в Советском Союзе, наряду с массовыми политическим репрессиями, прокатилась волна гонений на многонациональную партийно-государственную прессу. Эта кампания также была связана непосредственно с политической деятельностью Сталина. В 1930 г. на XVI съезде ВКП (б) он выдвинул свою концепцию: после победы социализма во всемирном масштабе в результате длительного экономического, политического и культурного сотрудничества наций из сотен языков будут выделяться сначала наиболее обогащенные, единые зональные языки, а потом зональные языки сольются в один общий международный язык, вобравший в себя лучшие элементы национальных и зональных языков2. Одним из таких зональных языков в рамках Советского Союза должен был стать русский язык.
Исходя из такой концепции во всех национальных школах было введено обязательное обучение русскому языку. Постепенно сокращалось, особенно в городах, количество национальных школ и дошкольных детских учреждений. В высших, специальных средних учебных заведениях преподавание почти полностью велось на русском языке. Письменность большинства народов, в том числе и татарского, была переведена на русскую графику — кириллицу. Функционировавшее с начала 1920-х гг. в г. Москве Центральное издательство народов СССР, которое выпускало произведения периодической и непериодической печати более чем на 20 национальных, в их числе и на татарском, языках, прекратило свою деятельность. В Москве были закрыты также центральные газеты и журналы, печатавшиеся на нерусских языках. То же самое произошло со многими периодическими изданиями, выпускавшимися в районах проживания национальных диаспор. Выпуск печатной продукции — книг, газет и журналов — был практически полностью перебазирован в соответствующие национальные республики.
В 1930-е гг. в Советском Союзе издавалось не менее 300 газет и журналов на татарском языке. Среди них были общесоюзные, союзно-республиканские, автономно-республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные и многотиражные издания. В те же годы, по предписаниям центральных и региональных властей, выпуск более 170 из этих изданий был прекращен3. Накануне своего закрытия около 100 татарских газет и журналов печатались вне пределов Татарстана: в различных районах Российской Федерации, Украины и Азербайджана.
В Москве прекратили существование семь общесоюзных и два общероссийских периодических изданий (три газеты и шесть журналов) на татарском языке. Все они зародились в советское время.
Первым переставшим выходить татарским периодическим изданием общесоюзного масштаба была общественно-политическая газета «Эшче» (Рабочий). 31 декабря 1931 г. увидел свет последний 2039-й номер этой газеты, издававшейся беспрерывно в течение более 13 лет. Она начала выходить 27 сентября 1918 г. в Казани, с 19 декабря 1918 г. печаталась в Москве, со 2 февраля 1920 г. — вновь в Казани и с 10 апреля 1921 г. вплоть до закрытия — снова в Москве. При зарождении газета «Эшче» называлась печатным органом Центрального и Казанского комитетов Российской мусульманской коммунистической партии (большевиков), с декабря 1918 г. — Центрального бюро мусульманских организаций РКП (б), с августа 1919 г. — Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП (б), с апреля 1921 г. — Центрального бюро агитации и пропаганды среди тюркских народов при ЦК РКП (б), с марта 1922 г. — Татаро-Башкирского бюро при ЦК РКП (б) и Народного комиссариата по делам национальностей, с октября 1923 г. — Татаро-Башкирского бюро при ЦК РКП (б), с февраля 1924 г. — Центрального бюро Татаро-Башкирской секции при ЦК РКП (б), с января 1928 г. — Татаро-Башкирского бюро при ЦК ВКП (б). С конца марта 1930 г. до прекращения своей деятельности ежедневная центральная татарская газета «Эшче» являлась органом Совета Национальностей ЦИК СССР.
До декабря 1918 г. она выпускалась редакционной коллегией, затем ее ответственными редакторами в различные годы были И. Рахматуллин, Б. Мансуров, В. Шафигуллин, С. Атнагулов, Х. Гайнуллин, С. Сагеев, М. Давыдов, Н. Сайфи, З. Юсупов, Х. Ишбулатов, И. Агишев.
Газета выходила под лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». «Эшче» стремилась строить свою деятельность по образцу и примеру большевистской «Правды». Она последовательно знакомила своих читателей с материалами съездов Коммунистической партии, ее конференций, пленумов Центрального Комитета, выступлениями на них В. И. Ленина, других руководителей партии и советского государства. На газетных полосах «Эшче» систематически повествовалось о деятельности национальных организаций Коммунистической партии, рассказывалось о работе Татаро-Башкирского бюро при ЦК РКП (б)-ВКП (б). Газета освещала историю борьбы против различных уклонов в рядах Коммунистической партии, особенно против «султан-галиевщины».
На страницах «Эшче» запечатлены многочисленные и ценные сведения об истории Гражданской войны, восстановления народного хозяйства, борьбы с голодом 1921-1922 гг., перехода к новой экономической политике, выполнения первых пятилетних планов, осуществления национальной политики в стране, об истории создания и развития Татарской и Башкирской автономных республик.
В газете «Эшче» печатались К. Абрамов, М. Джалиль, Г. Ибрагимов, Н. Исанбет, Н. Нариманов, С. Саид-Галиев, М. Султан-Галиев и др.
В 1929-1930 гг. редакция газеты «Эшче» выпускала приложение — газету «Белем ачкычы» (Ключ к знаниям) в количестве 17 номеров, посвященную проблемам перехода татарской письменности с арабской графики на латинский шрифт.
Газета «Эшче» по продолжительности своего издания, количеству вышедших номеров, редакторов, авторов, корреспондентов, тиражу, широте тематики опубликованных материалов и районов распространения занимала первое место среди всех 13 газет на татарском языке, выпускавшихся в различные годы в Москве.
Почти одновременно с рабочей газетой «Эшче» 30 декабря 1931 г. перестала издаваться и общесоюзная крестьянская газета на татарском языке «Игенчеләр» (Хлеборобы) — также орган Совета Национальностей ЦИК СССР. Газета зародилась 2 февраля 1924 г. как печатный орган Центрального бюро Татаро-Башкирской секции при ЦК РКП (б) и с января 1928 г. по 6 мая 1930 г. являлась изданием Татаро-Башкирского бюро при ЦК ВКП (б). Увидели свет 516 номеров газеты. По рекомендации Председателя ЦИК СССР М. И. Калинина ответственным редактором «Игенчеләр» был назначен Б. Мансуров4. После него газету редактировали М. Давыдов и Г. Ахтямов. На страницах газеты «Игенчеләр» публиковались С. Атнагулов, Г. Баязитов, М. Бикбулатов, Ф. Бурнаш, Г. Исмагилов, Н. Сайфи и др.
Газета «Игенчеләр» своей главной задачей считала пропаганду аграрной политики Коммунистической партии. Она знакомила своих читателей с постановлениями ЦК ВКП (б). Как и вся партийно-советская пресса того времени, газета выступала за ликвидацию кулачества как класса. Будучи последовательницей основной крестьянской газеты ЦК ВКП (б) «Беднота», газета «Игенчеләр» являлась центральным изданием, дававшим тематическую направленность всей остальной крестьянской прессе. На ее страницах систематически публиковались обзоры крестьянской периодики на татарском языке. Местные крестьянские газеты весьма часто практиковали перепечатку на своих страницах злободневных материалов из «Игенчеләр», выходившей под лозунгом: «Да здравствует союз рабочих и крестьян!».
С 13 ноября 1929 г. по 29 апреля 1930 г. редакция выпустила семь номеров газеты «Яңалиф сабаклары» (Уроки яналифа), посвященной вопросам перехода татарской письменности на латиницу.
30 декабря 1934 г. был остановлен выпуск ежедневной общесоюзной общественно-политической газеты на татарском языке «Коммунист» — органа Совета Национальностей ЦИК СССР. Она начала издаваться 9 января 1932 г. вместо ранее закрытых общесоюзных газет «Эшче» и «Игенчеләр». Увидели свет 845 номеров этой газеты. Ответственным редактором газеты был опытный журналист и публицист И. Агишев. Заведующим отделом литературы и искусства, ответственным редактором одной из выездных редакций был М. Джалиль. Выездные редакции газеты практиковали выпуск специальных номеров: «“Коммунист” в Касимове», «“Коммунист” в Ялан Катае», «“Коммунист” в Ногинске», «“Коммунист” в Ленинграде», «“Коммунист” в Метрострое».
Первоочередное внимание газета уделяла освещению деятельности Совета Национальностей ЦИК СССР. Она постоянно повествовала о насущных экономических проблемах, об индустриализации и электрификации страны. Рассказывала о новостройках пятилеток. В ней печатались материалы о реконструкции и строительстве предприятий в Татарстане: фабрики «Спартак», мехового комбината, завода синтетического каучука, фабрики кинопленки, авиастроительного завода в Казани, судостроительного завода в Зеленодольске и др. Широко освещалась жизнь села. Газета писала о состоянии народного образования, о развитии литературы и искусства. В ней с литературными произведениями выступали М. Джалиль, М. Зайни, Г. Ибрагимов, Г. Иделле, Ш. Камал, А. Кутуй, Ш. Маннур, К. Наджми и др. В газете подробно были представлены материалы 1-го Всесоюзного съезда писателей (Москва, 1934). «Коммунист» систематически печатал обзоры татарской периодической печати, в том числе газет «Кызыл Татарстан», «Урал кочегаркасы» (Уральская кочегарка), «Пролетар» (Пролетарий), «Баку эшчесе» (Бакинский рабочий)5. В разделе «За ленинскую национальную политику» освещалась общественно-политическая жизнь Татарстана, Башкортстана и других советских автономий.
Среди закрытых в Москве в 1930-е гг. периодических изданий на татарском языке были и четыре общесоюзных журнала.
После выхода декабрьского номера прекратил свое существование в 1932 г. ежемесячный большеформатный, богато иллюстрированный общественно-политический, научный и литературный журнал «Ударниклар» (Ударники) — орган ЦК комсомола. Его предшественником был журнал «Яшь эшче» (Молодой рабочий). За период своей деятельности журнал стал любимым изданием татарской и башкирской молодежи. Ответственными редакторами в разные годы были Г. Абдуллаев, А. Ерикей, Г. Ильясов, Г. Ахтямов.
В специальном обращении «Ударниклар» к читателям журнала говорилось: «Журнал “Ударниклар” станет штабом социалистического соревнования, движения ударничества и высоких темпов. […] Он будет содействовать становлению пролетарской художественной литературы, ее стиля, росту новых кадров пролетарских литераторов»6. И действительно издание из номера в номер повествовало о социалистическом соревновании, движении ударников, борьбе за досрочное выполнение намеченных планов на основе высоких темпов труда. Он широко популяризировал трудовые достижения передовых коллективов и отдельных производственников, в первую очередь молодых татарских рабочих, отличившихся на ударных стройках. Журнал большое внимание уделял проблемам развития современной литературы. В духе времени основным методом литературы и искусства считал социалистический реализм. На страницах «Ударниклар» были напечатаны многие литературные и публицистические сочинения.
В декабре 1932 г. в Москве вышел последний, 41-й номер ежемесячного красочно иллюстрированного, предназначенного для пионеров и учащихся журнала «Октябрь баласы» (Октябрёнок) — органа ЦК ВЛКСМ и Народного комиссариата просвещения РСФСР. Предшественником «Октябрь баласы» был журнал «Кечкенә иптәшләр» (Юные друзья), выходивший с марта 1924 г. по апрель 1928 г. как печатный орган Татаро-Башкирского бюро при ЦК ВЛКСМ. 13 апреля 1929 г. бюро ЦК ВЛКСМ решило возобновить выпуск журнала в новом алфавите с новым названием «Октябрь баласы»7. Самое деятельное участие в организации выпуска журнала «Октябрь баласы» принимал М. Джалиль, являвшийся с 1928 г. ответственным редактором «Кечкенә иптәшләр» (Юные друзья). Он же был бессменным ответственным редактором журнала «Октябрь баласы». К сотрудничеству в журнале были привлечены опытные художники К. Ахтямов, М. Закиров, Д. Красильников и др.
Журнал «Октябрь баласы» выходил под девизом: «За дело рабочего класса — будь готов!». На доступном для детей языке он умело повествовал об индустриализации страны, новостройках первой пятилетки, о движении ударничества. На его страницах освещались коренные преобразования села, борьба с неграмотностью и отсталостью.
На журнальных полосах «Октябрь баласы» получили первое литературное крещение такие писатели и поэты, как А. Абсалямев, А. Гарай, Н. Давли, И. Закиров и др. В каждом номере печатались тексты и ноты различных песен. В рубрике «Наука и техника» юных читателей знакомили с устройством радиоприемников, автомобилей и сельскохозяйственных машин. Также на страницах журнала рассказывалось об агротехнических приемах посева, ухода, выращивания и сбора сельскохозяйственных культур и овощей. Журнал имел широкую сеть детских корреспондентов.
С начала 1930 г. «Октябрь баласы» печатал специальное приложение для детей шахтеров «Донбасс пионеры» (Пионер Донбасса).
В январе 1933 г. вместо издававшегося в Москве и распространявшегося по всей стране общесоюзного детского журнала на татарском языке «Октябрь баласы» в Казани начали выпускать журнал республиканского масштаба «Пионер каләме» (Пионерское перо). Ныне этот журнал выходит под названием «Ялкын» (Пламя) и награжден орденом «Знак Почета».
В ноябре 1937 г. был остановлен выпуск научного и философского иллюстрированного журнала «Сугышчан алласыз» (Воинствующий безбожник) — органа Центрального Совета Союза безбожников. Он зародился в августе 1925 г., являясь изданием Центральной организации безбожников. До 5 (138) номера за май 1932 г. журнал носил название «Фән һәм дин» (Наука и религия). Каждый номер выходил под девизом: «Борьба против религии — борьба за социализм!». В первом номере издания говорилось: «Программа журнала “Фән һәм дин”, являющегося печатным органом “Центральной организации безбожников”, включает в себя следующие отделы: 1. Наука — природа. В этом отделе читатели будут ознакомлены с естественными науками и новостями в них. 2. Борьба против религий. В этом отделе будут освещаться воззрения на религии и Вселенную, общественно-философские взгляды, течения безбожников, пути борьбы против религий, отношение различных классов к религиям и другие»8.
В декабре 1937 г. прекратил свое существование последний общесоюзный выходивший в Москве журнал на татарском языке «Тау эше техникасы» (Техника горного дела). Это иллюстрированное большеформатное ежемесячное издание, являясь органом технико-пропагандистского сектора Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР и Всесоюзного научно-технического объединения издательств, печаталось с октября 1932 г. Его ответственными редакторами в разные годы работали Г. Тухфатуллин, С. Садыков, Ф. Ягудин, С. Шафиев. С журналом сотрудничали ученые, высококвалифицированные специалисты и инженеры. На страницах издания активно выступали рабочие корреспонденты. По определению редакции, задачи журнала были нацелены «на повышение уровня технических знаний татарских рабочих и специалистов: угольной, нефтяной и горнорудной промышленности, — обмен опытом передовых шахт, промыслов и отдельных бригад и мобилизацию масс на выполнение производственных планов»9.
В 1930-е гг., наряду с общесоюзными периодическими изданиями, в Москве был прекращен выпуск и двух союзно-республиканских общероссийских журналов на татарском языке.
В 1931 г. остановили издание ежемесячного общественно-педагогического, научного журнала «Мәгариф эшчесе» (Работник просвещения) — органа отдела социального воспитания Народного комиссариата просвещения РСФСР. За период печатания с января 1926 г. увидели свет 52 номера журнала. Он предназначался для освещения вопросов организации учебно-воспитательного процесса в национальных школах и обмена опытом передовых педагогов и методистов. Первым ответственным редактором был И. Юманкулов. Предшественник журнала «Культура революциясе» (Культурная революция) — органа Наркомата просвещения и Центрального комитета «Яналиф» РСФСР, главной целью которого была помощь в решении задач культурной революции, всеобщей ликвидации неграмотности10. Выпуск журнала прекратился в декабре 1932 г.
Все центральные газеты и журналы на татарском языке, издававшиеся в Москве и закрытые в 1930-е г., отличались хорошим полиграфическим оформлением, разноцветностью обложек, высоким качеством шрифтов и бумаги, многочисленными фотоснимками и иллюстрациями. Их подписчики имелись в Поволжье, на Урале, в Сибири, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Азербайджане, на Украине, в Белоруссии, на Дальнем Востоке, в Москве, Ленинграде, других регионах.
До конца 1930-х гг., помимо закрытых в Москве центральных общесоюзных и общероссийских периодических изданий, было остановлено печатание еще двух татарских газет союзно-республиканского масштаба, выходивших в Азербайджане и Украине.
11 марта 1938 г., после выхода 822 номеров, по решению ЦК КП (б) Азербайджана, было прекращено издание еженедельной общественно-политической газеты «Баку эшчесе» (Бакинский рабочий)11. Газета печаталась в Баку с 28 апреля 1930 г. в издательстве «Бакинский рабочий» на татарском языке. Ответственными редакторами в разные годы были И. Хайрутдинов, Х. Ризван, Ш. Рахматуллин. Она была предназначена, в первую очередь, для 18 тысяч татарских рабочих, трудившихся в Баку и на его нефтяных промыслах. Газета большое внимание уделяла вопросам индустриализации страны, развертыванию различных форм соревнования между нефтяниками Баку, шахтерами и металлургами Донбасса. Например, в своем номере от 12 июня 1933 г. «Баку эшчесе» поместила письмо прославленного донецкого шахтера Н. Изотова, присланное специально в эту газету, с обращением к нефтяникам-татарам12. Немало места на своих страницах газета отводила освещению жизни хлопкоробов республики. На газетных полосах систематически печатались материалы о ходе борьбы за ликвидацию неграмотности среди взрослого населения, о введении всеобщего обязательного семилетнего образования среди подрастающего поколения. В газете активно сотрудничали рабочие и сельские корреспонденты.
23 апреля 1939 г. увидел свет последний номер другой союзно-республиканской газеты на татарском языке «Донбасс эшчесе» (Рабочий Донбасса). Она начала издаваться 29 ноября 1930 г. в областном центре Сталино, будучи печатным органом Всеукраинского совета профсоюзов. Позже газета считалась также изданием Сталинского обкома КП (б) Украины, областного Совета депутатов трудящихся. До 29 июля 1937 г. выходила под названием «Пролетар». Первым ответственным редактором газеты был Б. Мансуров. Газета широко освещала жизнь рабочих татар, трудившихся на шахтах и металлургических заводах Донбасса, популяризировала развернувшиеся среди них ударничество и стахановское движение. При этом она систематически использовала материалы из татарских газет, выпускавшихся в донецких городах Горловка, Енакиево, Кадиевка, Макеевка и Чистяково.
В 1930-е гг. были закрыты многочисленные газеты и журналы на татарском языке и в автономных республиках РСФСР. В одной Татарской АССР тогда прекратили свое существование более 70 периодических изданий и среди них — более 20 республиканского масштаба. Хронологически этот процесс выглядел следующим образом.
В январе 1933 г. перестал выходить ежемесячный иллюстрированный журнал «Колхоз яшьләре» (Колхозная молодежь), являвшийся органом Татарского обкома ВЛКСМ и Татаро-башкирского бюро при ЦК ВЛКСМ. Его родоначальник под названием «Кызыл Шәрекъ яшьләре» (Молодежь Красного Востока) появился на свет еще в январе 1922 г. С мая 1924 г. журнал именовался «Октябрь яшьләре» (Молодежь Октября), с июля 1925 г. до января 1930 г. — «Авыл яшьләре» (Сельская молодежь). Его ответственными редакторами последовательно были М. Парсин, Г. Галиев, С. Фахри, Ф. Мубаракшин, Ш. Рамзи, Ф. Исхаков. Этот большеформатный иллюстрированный журнал освещал жизнь сельской молодежи, знакомил ее с важными общественно-политическими, экономическими и культурными новостями. Особое внимание на страницах издания уделялось воспитанию подрастающего поколения.
30 августа 1935 г. вышел последний 733-й номер печатного органа Татарского обкома ВКП (б) и Народного комиссариата земледелия ТАССР «Колхоз газетасы» (Колхозная газета). С 25 апреля 1924 г. до 25 февраля 1930 г. она выходила под названием «Крестьян газеты» (Крестьянская газета). С 1 марта по 10 мая 1931 г. выездная редакция в Сармановском районе выпускала газету «“Колхоз газетасы” чәчүдә» (“Колхозная газета” на посевной). Весной 1932 г. в Актанышском районе — «“Колхоз газетасы” Актанышта» (“Колхозная газета” в Актаныше). Издание широко использовало опыт печатавшихся в Москве центральных крестьянских газет «Беднота» и «Игенчеләр», главное внимание обращало на проблемы колхозного и совхозного строительства. Газета регулярно писала о ходе индустриализации в стране, помещала фоторепортажи о новостройках.
В декабре 1936 г., после выпуска 85-го номера, прекратил свою деятельность издававшийся с декабря 1932 г. ежемесячный иллюстрированный промышленно-технический журнал «Техника». На его страницах повествовалось о работе оснащенных современной техникой ранее действовавших и вновь построенных в Татарстане промышленных предприятий, а также о внедренных организационно-технических новшествах. Журнал систематически популяризировал опыт ударников и стахановцев. Ответственные редакторы журнала «Техника» в разные годы — инженер Г. Альмиев и Н. Кукряков, ответственный секретарь — А. Алиш.
После выхода 45-ти номеров в феврале 1937 г. не стало двуязычной газеты «Сакта» (На страже) — органа Народного комиссариата внутренних дел и политуправления милиции ТАССР. Она издавалась с 1931 г. Название и публиковавшиеся на страницах газеты материалы печатались на русском и татарском языках. Основной целью издания являлось освещение деятельности правоохранительных органов республики.
8 мая 1938 г. прекратила свое существование печатавшаяся три раза в неделю, иллюстрированная газета «Кызыл армеец» (Красноармеец). С 7 июня по 15 ноября 1924 г., являясь еженедельным изданием политуправления Приволжского военного округа, она печаталась в Самаре. Тогда увидели свет 18 номеров газеты. С 23 февраля 1925 г. до закрытия выпускалась в г. Казани. Здесь вышли еще 1 545 номеров газеты. До мая 1937 г. издавалась как орган политуправления Приволжского военного округа и Татарского обкома ВКП (б), затем как орган политотдела Казанской стрелковой дивизии имени ТатЦИКа. Редакция «Кызыл армеец» в виде приложения с мая 1929 г. до января 1933 г. выпускала газету «ОСОАВИАХИМ». Вышло 124 ее номера.
Были закрыты и другие республиканские издания: газета «Сугышчан алласызлар» (Воинствующие безбожники), «Культармеец газеты» (Газета культармейца), «Совет экспорты өчен» (За советский экспорт), а также журналы «Яңалиф» (Новый алфавит), «Ярыш» (Соревнование), «Татарстан Советлары» (Советы Татарстана) и др.
За пределами Татарстана также вынуждены были прекратить свою деятельность газеты и журналы на татарском языке республиканского масштаба, выходившие в Башкорстане и Удмуртии. Так, 13 марта 1933 г. в Уфе вышел последний номер газеты «Колхоз ударчысы» (Ударник колхоза) — органа Народного комиссариата просвещения Башкирской АССР. Газета выходила с 19 апреля 1931 г. Ее редакторами в разное время были Г. Гузай, Р. Камал, И. Насыров, М. Бикбулат. Основное внимание газета уделяла борьбе с неграмотностью. Особо подчеркивалась в этом роль комсомольцев. Широко освещалась жизнь колхозов, на ее страницах помещались также материалы о ходе индустриализации в стране. В литературном разделе публиковались отрывки из художественных произведений.
В 1934 г. в Уфе перестал издаваться художественно-литературный журнал «Пионер», в 1936 г. — журнал «Матбугат ударнигы» (Ударник печати).
В феврале 1937 г. после выхода 141 номера не стало ежемесячного, богато иллюстрированного сатирического и юмористического журнала «Сәнәк» (Вилы). Он начал выходить в свет в июне 1925 г., будучи приложением газеты «Яңа авыл» (Новая деревня) — органа Башкирского обкома ВКП (б) и ЦИКа Башкирской АССР13. На страницах «Сәнәк» часто перепечатывались из издававшегося в Москве журнала «Крокодил» карикатуры известного русского художника Б. Ефимова.
6 октября 1940 г. в Ижевске вышел завершающий номер общественно-политической газеты «Ленин юлы» (Ленинский путь), издававшейся с 10 февраля 1933 г. Длительное время одним из ответственных редакторов ее являлся известный татарский ученый и журналист И. Бурнашев. Газета «Ленин юлы» выпускалась, главным образом, для татарского населения Удмуртии. Освещала общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь республики, а также местных татар — рабочих металлургической и машиностроительной промышленности, тружеников села, работников народного образования и культурно-просветительных учреждений.
В 1930-е гг. был прекращен выпуск всех краевых газет и журналов на татарском языке. Одним из первых таких периодических изданий стала общественно-политическая газета «Яңа авыл» (Новая деревня) — орган Горьковского крайкома ВКП (б). 25 марта 1933 г. вышел ее последний 231-й номер. Эта газета начала выходить 5 января 1930 г. в Нижнем Новгороде. Основное внимание газета обращала на новости сельской жизни. Также на газетных полосах нашли освещение и вопросы борьбы с неграмотностью и религиозными предрассудками, культурного строительства в деревне. В постоянной рубрике «Из жизни рабочих» газета знакомила своих читателей с процессом индустриализации, особенно подробно с историей становления знаменитого Горьковского автомобильного завода. Редакцией газеты «Яңа авыл» был подготовлен и издан в журнальном формате единственный номер литературного альманаха «Беренче адым» (Первый шаг). Татарская краевая газета «Яңа авыл» была закрыта по указанию партийных органов «за грубейшие политические ошибки»14.
Недолговечной оказалась судьба и газеты «Күмер ударниклары» (Ударники угля), выпускавшейся для работающих на Дальнем Востоке татарских шахтеров. Ее первый номер вышел 27 января 1932 г. в рабочем поселке Артем Приморского края. Однако уже 23 апреля 1933 г. газеты «Күмер ударниклары» не стало.
Номер от 12 мая 1935 г. оказался последним для одной из старейших татарских общественно-политических газет советского периода «Ялкын» (Пламя) — органа Сталинградского крайкома ВКП (б) и крайисполкома, Астраханского горкома ВКП (б), городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и горпрофсовета. Эта газета зародилась 1 сентября 1918 г. в Саратове под названием «Ышаныч» (Доверие). С 12 октября 1920 г. именовалась «Ялкын», с 11 января 1924 г. до 8 марта 1932 г., до переезда в Астрахань, — «Идел буе» (Поволжье) и после этого — вновь «Ялкын». Ответственными редакторами газеты в разные годы работали А. Раджапов, И. Аюпов, З. Сюнчелей, Дж. Юсуф15. Редакция «Ялкын» поддерживала тесную связь с выходившей в Москве центральной татарской газетой «Коммунист»16.
16 февраля 1936 г. в Новосибирские вышел последний номер общественно-политической газеты «Азат Себер» (Свободная Сибирь) — органа Западно-Сибирского крайкома ВКП (б). Зародилась она на базе газеты «Кызыл яу» (Красная Армия) — органа политотдела Реввоенсовета 5-й армии Восточного фронта, издававшейся с 6 декабря 1918 г. в Бугульме, Уфе, Челябинске и Омске. 23 декабря 1919 г. газета «Кызыл яу» переименовалась в «Азат Себер» и до 21 июля 1921 г. печаталась в Омске. С сентября 1921 г. вплоть до закрытия газета «Азат Себер» выходила в Новониколаевске. Ответственными редакторами газеты «Азат Себер» в разные годы трудились Ф. Ахмедов, С. Фахриев, Х. Гайсин, М. Юсупов, И. Валеев, Х. Курмаев. Редакция «Азат Себер» выпускала приложения: в 1921-1923 гг. — журнал «Яшьләр сәхифәсе» (Молодежная страничка), в 1929-1931 гг. — журнал «Яңалифче» (Яналивец) и в 1933-1934 гг. — газету «Яңалиф походы» (В поход за новым алфавитом).
В Самаре были закрыты два периодических издания на татарском языке краевого масштаба: журнал «Комбайн» и газета «Колхозчы» (Колхозник). Сельскохозяйственный, литературно-художественный иллюстрированный ежемесячный массовый журнал «Комбайн» — орган Средне-Волжского краевого земельного управления и Средне-Волжского организационного комитета Союза советских писателей СССР — издавался с апреля 1932 г. по февраль 1933 г. В разные годы ответственными редакторами были Г. Новачи Ф. Мубар, Х. Юсупов.
28 марта 1938 г. было остановлено издание общественно-политической газеты «Колхозчы». С 6 октября 1928 г. до 31 января 1930 г. она именовалась «Урта Идел» (Среднее Поволжье). Ответственными редакторами в разные годы были И. Исхаков, Ф. Мубар. С декабря 1928 г. по август 1929 г. как приложение к газете «Колхозчы» издавался ежемесячный литературный, общественно-политический и сельскохозяйственный иллюстрированный журнал «Урта Идел» (Среднее Поволжье). В 1931-1933 гг. редакция «Колхозчы» выпускала приложение — газету «Культура фронтында» (На культурном фронте), освещавшую в основном введение яналифа.
В 1930-е гг. прекратился также выпуск областных и окружных газет на татарском языке. Так, начавшая издаваться 16 сентября 1932 г. для шахтеров-татар Подмосковного угольного бассейна еженедельная рабочая газета «Мәскәү кочегаркасы» (Московская кочегарка) уже 24 июня 1933 г. была вынуждена прекратить свою деятельность. Эта газета, являясь органом подмосковного бюро Московского комитета ВКП (б), обкома профсоюзов угольщиков и объединения «Москва-уголь», печаталась в рабочем поселке Донской Московской области.
После выхода 709-го номера от 1 апреля 1938 г. не стало общественно-политической газеты «Коммунист» — органа Челябинского обкома ВКП (б) и облисполкома Совета депутатов трудящихся. Со времени своего зарождения — 20 декабря 1931 г. до 6 апреля 1935 г. она называлась «Төзү ударнигы» (Ударник стройки). Газета выпускалась для татароязычных рабочих челябинских тракторного, металлургического и трубопроводного заводов, промышленных предприятий Магнитогорска, Златоуста, Копейска и сельских тружеников Челябинской области. В 1933-1934 гг. выходило ее приложение — газета «Курылыс ekningici» (Ударник стройки) на казахском языке.
27 февраля 1939 г. был прекращен выпуск общественно-политической газеты «Коммунист» — органа Оренбургского обкома ВКП (б) и облисполкома Совета депутатов трудящихся17. Она издавалась с 28 июля 1935 г. для татар, занятых в промышленности и сельскохозяйственном производстве, в учреждениях культуры и просвещения. Увидели свет 474 номера газеты. Ее редакторами в разные годы были Х. Юсупов и С. Алеев.
28 февраля 1939 г. очередь дошла до одной из самых крупных региональных общественно-политических газет на татарском языке советского периода — органа Свердловского обкома ВКП (б) «Социализм юлы» (Путь социализма). В этот день вышел ее последний, 3111-й номер. Газета зародилась 23 января 1919 г. под названием «Коммунист», являясь органом татаро-башкирской секции при Вятском губернском исполкоме. С 14 августа 1925 г. до 18 мая 1930 г. она именовалась «Сабан һәм чүкеч» (Плуг и молот). С 8 апреля 1919 г. газета «Коммунист» была печатным органом политотдела 3-й армии Восточного фронта, с 30 января 1920 г. — политкомиссии I-й Трудовой армии, с 9 июля 1920 г. — татаро-башкирского бюро при Екатеринбургском губкоме РКП (б), с 1 января 1924 г. — татаро-башкирского бюро при Уральском обкоме РКП (б) и с 14 августа 1925 г., после переименования в «Сабан һәм чүкеч», до 24 января 1934 г. — Уральского обкома ВКП (б). В 1924-1927 гг. редакция газеты выпускала пользовавшийся большой популярностью иллюстрированный литературный, политический, научный и сатирический журнал «Шәпи агай» (Дядюшка Шапи). Первый номер журнала, посвященный 5-летию газеты «Коммунист», вышел на 48 страницах 23 января 1924 г. В 1932-1933 гг. издавались приложения газеты: «Культура өчен» (За культуру) и «Уралмаш ударнигы» (Ударник Уралмаша) в г. Свердловске, «Күмер өчен» (За уголь) и «Урал кочегаркасы» (Уральская кочегарка) в г. Кизеле. Редакция газеты часто выступала и как издатель татарских книг. Редакторы газеты в разные годы: К. Мухтаров, Н. Бахтияров, Ш. Абашев, X. Ишбулатов, С. Садыков, И. Галиев, С. Нураев, С. Хасанкаев, С. Мулюков. В деятельности газеты участвовали сотни рабочих и сельских корреспондентов. В рубрике «Литературные странички» печатали свои рассказы, стихи и очерки молодые писатели, поэты и журналисты Уральского региона. Газета активно сотрудничала с татаро-башкирской секцией Ассоциации пролетарских писателей Урала, затем — Союза советских писателей Урала.
Несколько раньше в Свердловске была ликвидирована молодежная и детская периодическая печать на татарском языке. 15 апреля 1934 г. был выпущен последний номер общественно-политической газеты «Алмашка» (На смену). 5 марта 1935 г. остановили печатание детской газеты «Яшь коммунар» (Молодой коммунар). Газеты являлись органом оргбюро ЦК ВЛКСМ по Свердловской области.
15 августа 1935 г. прекратилось издание еженедельной общественно-политической газеты «Магнит эшчесе» (Рабочий магнит) — органа Магнитогорского окружного комитета ВКП (б), окружного исполкома Совета и окружного профсовета. Она издавалась с 6 июля 1931 г. в Магнитогорске. Ее редакторами являлись А. Гисматуллин, Асанов. Предназначалась она для рабочих-татар, занятых на строительстве одного из крупнейших предприятий черной металлургии СССР18.
В 1930-е гг. перестало выходить немало городских газет на татарском языке. В их числе: «Ленинград эшчесе» (Ленинградский рабочий), в Перми — «Ленин юлыннан» (По ленинскому пути) и «Ударник», в Лысьве Пермской области — «Очкын» (Искра) и Чусовом — «Ударник», в Красноуральске — «Бакыр өчен» (За медь) и Надеждинске — «Эшче» (Рабочий»), в Златоусте — «Большевиклар сүзе» (Большевистское слово), в Тюмени — «Коммунизмга» (К коммунизму), в Горловке — «Ударник», в Енакиево — «Ударник байрагы» (Знамя ударника), в Кадиевке — «Кадиевка пролетары» (Пролетарий Кадиевки), Макеевке — «Күмер ударнигы» (Ударник угля), в Чистякове — «Күмер өчен» (За уголь).
В 1930-е годы прекратили выпуск более 30 районнных газет на татарском языке, издававшихся на территории Башкирской АССР, Куйбышевской, Пензенской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Челябинской, Омской областей РСФСР, Украины и Азербайджана.
В те же годы были закрыты более 50 татароязычных многотиражных газет. В их числе были печатавшиеся в Москве: «Метрострой ударнигы» (Ударник Метростроя), «Метрострой коммунисты» (Коммунист Метростроя), «Мартеновка», «Можрез ударнигы» (Ударник Можреза), «Электросталь ударнигы» (Ударник Электростали), а также в городе на Неве «Ленинград кызыл портовигы» (Красный портовик Ленинграда) и др.
Преследованиям подвергались не только десятки национальных газет и журналов, но и многие журналисты, редакторы, издатели и другие сотрудники многонациональной печати России как дооктябрьского, так и советского периодов.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Насыров Т. Репрессированная татарская пресса (1917-1918 гг.) // Гасырлар авазы – Эхо веков. – Казань. – 2006. – № 1. – С. 28-32.
2. Сталин И. Марксизм и вопросы языкознания. – Москва, 1953. – С. 54.
3. Насыров Т. Тернистый путь татарской прессы // Научный Татарстан. – Казань. – 2003. – № 3/4. – С. 53.
4. Сайдашева М. Мансуров Бурхан Хуснутдинович // Борцы за счастье народное. – Казань. – 1967. – С. 314.
5. Татарская энциклопедия. – Казань, 2006. – Т. 3. – С. 373.
6. Ударниклар. – 1930. – № 1. – Б. 2.
7. Мустафин Р. Муса Джалиль. Жизнь и творчество в довоенный период. – Казань, 1986. – С. 135.
8. Фән һәм дин. – 1925. – № 1. – Б. 5.
9. Тау эше техникасы. – 1932. – № 1. – Б. 2.
10. Культура революциясе. – 1931. – № 1. – Б. 2.
11. Гусейнов А. А. Печать, рожденная Октябрем. – Баку, 1981. – С. 103.
12. Баку эшчесе. – 1933. – 12 июня.
13. Башкоростанда милли матбугат альбомы // Ватандаш. – 2003. – № 3. – С. 117.
14. Фәтхуллин К. Р. Каләм изгегә тартыр: Нижгар татар журналистикасы тарихы. – Түбән Новгород, 2005. – Б. 53-68, 192, 196, 198.
15. Гайнанов Р. Р., Мәрданов Р. Ф., Шәкүров Ф. Н. Татар вакытлы матбугаты (1905-1924). Библиографик күрсәткеч. – Казан, 1999. – Б. 196.
16. Хамматов Ш. Ш. Муса Джалиль — солдат партии. – Казань, 1984. – С. 46.
17. Татарская энциклопедия. – Казань, 2006. – Т. 3. – С. 373.
18. Татарская энциклопедия. – Казань, 2008. – Т. 4. – С. 13.
Талгат Насыров,
кандидат исторических наук