Спиридонова Л. Н. Нерастраченное вдохновение (К 115-летию со дня рождения Ф. С. Маннапова)

В статье освещаются неизвестные факты из жизни татарского артиста Ф. С. Маннапова
Рубрика:
Тип статьи:
Персоналии
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
08.12.2012
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2012

Нерастраченное вдохновение

(К 115-летию со дня рождения Ф. С. Маннапова)

Фахри Маннапов вошел в историю татарской культуры как ее активный пропагандист, профессионал своего дела, незаурядный певец и артист. Он выступал на сцене Татарского академического театра им. М. Джалиля и Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан, был признан и любим народом.

Родился Фахри Сатритдинович Маннапов 6 июня 1897 г. С ранних лет увлекался театром и перед революцией поступил в театральную драматическую труппу в Оренбурге. Молодому и деятельному человеку было интересно все. Он брался за любую работу: драматического артиста, певца, администратора.

В 1921 г. Ф. С. Маннапов отправляется в Узбекистан, затем, спустя некоторое время — в Туркменистан. Там ведет культурно-просветительскую работу в политотделе отдельной эскадрильи при цирке. В 1925-1927 гг. является администратором Узбекского передвижного драматического театра.

Кочевая жизнь провинциального артиста забрасывает Фахри Маннапова опять в Оренбург, затем — в Астрахань. Работа в музыкальных спектаклях преподносит ему щедрый подарок — встречу с маститыми и талантливыми артистами.

Бурная творческая атмосфера в городах Поволжья способствовала обмену идеями, новостями и театральными новинками. Широко развивающееся театральное направление жило во многих городах с татарским населением — Оренбурге, Уфе, Самаре, Астрахани, Симбирске.

Извилистая дорога жизни в 1928 г. приводит Фахри Маннапова в Казань. Он сразу же подмечает особенности культурной жизни города: разрозненность и разнообразие театральных и музыкальных сил, а также сложности трудоустройства артистов.

Фахри Маннапов выдерживает экзамен в художественном совете бюро работников искусства. Ему присваивают квалификацию певца эстрадного концерта, артиста второй категории.

Одновременно он ведет и административную работу. Сначала в качестве помощника заведующего художественной частью Татарского концертного ансамбля под управлением Гумерова, а затем в качестве художественного руководителя объединения татарских артистов. Оценив организаторские способности Ф. С. Маннапова, руководство возлагает на него обязанности по устройству концертов. В то время в концертах успешно выступают многие татарские артисты — Камиль Мотыйги, Фатыйма Гумерова, Халим и Ярулла Чамал.

С 1929 г. он служил в труппе Татарского государственного академического театра (ТГАТ). Два года спустя, как член делегации, он поехал на театральную олимпиаду в Москве и участвовал во многих музыкальных спектаклях.

Неоднократно Ф. С. Маннапов являлся членом агитационно-художественной бригады по линии художественного обслуживания колхозов в период хлебозаготовительных кампаний. За участие в культурном шефстве над Красной Армией в 1933 г. Фахри Маннапов был награжден Почетной грамотой ЦК профсоюза работников искусства СССР.

В 1934 г. его направляют на учебу в оперную студию при Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Годы, проведенные в одном из лучших музыкальных учебных заведений, общение с талантливыми преподавателями и коллегами по оперному классу способствовали артистическому росту Маннапова. После завершения учебы он работал вместе с известными татарскими исполнителями, в будущем основоположниками оперного театра: Г. Кайбицкой, М. Рахманкуловой, З. Байрамовой, М. Булатовой, У. Альмиевым, Ф. Насретдиновым. Участвовал в записи музыкальных произведений на радио.

В день открытия Татарского государственного оперного театра, 17 июня 1939 г., он исполнял одну из главных партий оперы «Качкын» (Беглец) Н. Жиганова — арию Булата. В 1940 г. в опере «Ирек» (Свобода), уже в другом амплуа, исполнял партию безрукого солдата.

Мирную жизнь прерывает Великая Отечественная война. Фахри Маннапов, будучи прикрепленным к политотделу Казанской стрелковой дивизии, выезжал в составе актерских бригад на фронт.

Специальным приказом командования Казанской стрелковой дивизии Фахри Маннапову была объявлена благодарность за хорошую работу по организации концертов для воинов, исполнение программ, имеющих глубокое содержание. В 1946 г. он был награжден медалью «За победу над Германией».

В период оживления культурной музыкальной жизни послевоенной Казани Фахри Маннапов являлся художественным руководителем клуба художественной самодеятельности завода им. С. П. Горбунова. С коллективом он выступал на площадках не только дворцов культуры и клубов, но и в парках культуры и отдыха.

В 1950 г. Ф. С. Маннапов перешел на основную работу в Татарский государственный ансамбль песни и танца. Бесценный опыт, приобретенный за годы работы в театре и ансамбле, сторицей окупится через признание и аплодисменты зрителей.

Жизнь артиста прервалась 9 февраля 1956 г. С тех пор минуло несколько десятилетий, но память о нем жива. Его любовь к музыке, беззаветное служение театру служат вдохновляющим примером для нового поколения певцов и артистов.

Другие статьи
Публикация об учреждении государственных символов Татарской АССР.
Среди основных задач ТЮРКСОЙ — развитие и укрепление связей между тюркоязычными странами в сфере культуры и искусства. На примере этой организации рассматривается международное кул
Интервью со скульптором, заслуженным деятелем искусств Республики Татарстан М. М. Гасимовым.
О сановнике Казанского ханства первой половины — середины XVI в. князе Кострове. Некоторые наблюдения и выводы о генеалогии его происхождения, государственно-дипломатической, военн
Публикация текста самой ранней из известных науке подлинных грамот первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, архимандриту Герману из фондов Национального архива Республик
Публикация посвящена истории ежегодного принесения иконы Смоленской Божьей Матери в Казань в XIX в. и отражению этого события в изобразительных источниках.