Смирнова Н. Н. Из истории мехового объединения имени Хусаина Ямашева
Рождение отечественной меховой промышлености
С первых месяцев установления Советской власти Высший совет народного хозяйства ставил задачу создания отечественной меховой промышленности, перевода кустарных методов обработки пушно-мехового сырья на фабричную основу. Были национализированы частные овчинно-шубные производства, издан закон, охраняющий охотничьи промыслы. Но гражданская война, иностранная интервенция, нехватка муки, соли для выделки и консервации шкурок отодвинули решение этой важной задачи на продолжительное время. И только в 1927 г. Народному комиссариату внешней торговли было поручено строительство первой меховой фабрики в Казани, на что было выделено 13 миллионов рублей.
Казань, как площадка для строительства будущего флагмана отечественной меховой промышленности, была выбрана не случайно. Здесь сходились железнодорожные и водные пути, по которым заготовители везли сырье. В Новотатарской слободе стояли корпуса национализированных заводов. Их можно было использовать под меховое производство, а за счет кустарей из деревенской бедноты на первых порах решить кадровый вопрос. Немало умельцев проходили выучку и на овчинно-шубных заводах, расположенных в слободах, где слава, как и барыши, доставались не мастерам, а хозяевам и предприимчивым коммерсантам. Их мало заботили тяжелые условия труда, антисанитария в мастерских-клетках, заработки ремесленников, которые «получали 10‑15 копеек с меха». И добыча мягкого золота в цехах мало чем отличалась от труда старателей на приисках.
С помощью «живого градусника», роль которого выполнял кто‑нибудь из рабочих, определялась и готовность закваски. В раствор с овсяной мукой и добавлением серной кислоты, лили кипяток, и когда «обнаженный человек выскакивал из чана краснее кумача, считалось, что закваска подошла в самый аккурат».