Р. Хайрутдинов. Татарский научно-исследовательский институт культурного строительства им. М. Горького

Татарский научно-исследовательский институт культурного строительства им. М. Горького
14 мая 1931 г. на заседании бюро Татарского обкома ВКП (б) было принято решение о реорганизации Татарского научно-исследовательского экономического института (ТНИЭИ)1. 27 мая на его базе были созданы два самостоятельных института — Татарский научно-исследовательский институт промышленно-экономических исследований (ТНИИПЭИ) и Татарский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономики (ТНИИСЭ)2. Последний был передан под руководство наркомзема, а отдел культуры и быта (ТНИЭИ), музеи и научные библиотеки, не вошедшие в структуру новых учреждений, остались в ведении наркомпроса.
Спустя месяц бюро Татарского обкома ВКП (б) вновь вернулось к вопросу о судьбе бывших гуманитарных подразделений ТНИЭИ. 3 июня 1931 г. было принято решение об организации в республике Центрального музея и Центральной библиотеки ТАССР, а также был поставлен вопрос о создании в Казани на базе существовавшего с 1922 г. кабинета марксизма-ленинизма Института марксизма-ленинизма (ИМЛ) с передачей ему из реорганизованного ТНИЭИ отдела культуры и быта3.
Реорганизация этого научно-исследовательского учреждения затянулась. Так, набор постоянных слушателей (аспирантов) Институт начал осуществлять только с 1933 г. В этой ситуации Татнаркомпрос попытался дезавуировать решение обкома. Постановлением коллегии комиссариата просвещения от 26 мая 1932 г. изучение гуманитарных проблем, входивших ранее в сферу научных интересов ТНИЭИ, было возложено на вновь создаваемый Татарский научно-исследовательский институт культурного строительства им. М. Горького (ТНИИКС).
Отсутствие в Казани подобного специального учреждения, по мнению членов коллеги, не давало возможности развернуть работу в этой сфере, так как того «требовал современный этап социалистического строительства». В постановлении об организации ТНИИКС, в частности, отмечалось: «Гигантский рост социалистической промышленности на территории Татарской республики, реконструкция сельского хозяйства, окончательная ликвидация на этой основе капиталистических элементов и строительство бесклассового социалистического общества во второй пятилетке со всей настойчивостью ставят вопрос о необходимости усиления научно-исследовательской работы и в области культурного строительства»4.
В составе научно-исследовательского учреждения планировалось открыть четыре отделения: педолого-педагогическое; по изучению местного края; языка, литературы и искусства; социалистического быта. В ведение ТНИИКС переходили научная библиотека и Центральный музей ТАССР. Организация и руководство новым институтом были возложены на С. Муртазина5. В срок до 1 июня 1932 г. ему было предложено представить план работы института с определением профиля каждого отделения и сметы расходов на 1933 г. После ликвидации в октябре 1932 г. музейного отдела Татнаркомпроса его функции и сотрудники перешли к созданному в составе ТНИИКС отделению охраны памятников старины и искусства.
В декабре 1932 г. в соответствующую комиссию Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции ТАССР для утверждения на 1933 г. были направлены штаты Института в количестве 43 и отделения охраны памятников старины и искусства в количестве 12 единиц технического персонала и сотрудников. В сопроводительном письме С. Муртазин указывал, что «исходя из пятилетнего плана Института» численность сотрудников была максимально сокращена6, и просил утвердить штат без изменений7.
Однако в судьбе ТНИИКС уже намечались серьезные перемены. Решением бюро обкома партии от 4 ноября 1932 г. была создана комиссия в составе А. Т. Биктагирова, И. Ш. Рахматуллина, Вашкевича, М. А. Вольфовича, Коносова, П. В. Аксенова, А. А. Терского и Паперного, которым было поручено в месячный срок подготовить доклад и предложения по вопросу о работе научно-исследовательских институтов г. Казани8.
11 января 1933 г. состоялось заседание президиума Института, на которое были приглашены управляющий делами К. Насыров, ученый секретарь Гайнутдинов, заведующий историческим отделом, профессор Н. Н. Эльвов, С. С. Атнагулов, профессор Н.-Б. З. Векслин, Б. П. Рождественский, Туюшев, заведующий отделением охраны памятников М. Б. Билялов, Яналеев. Речь шла о фактическом закрытии ТНИИКС.
2 февраля 1933 г. бюро Татарского обкома ВКП (б) поручило члену бюро Г. Г. Байчурину подробнее ознакомиться с работой Татарского научно-исследовательского института культурного строительства и высказать мнение о целесообразности его существования. Была создана новая комиссия в составе Г. Г. Байчурина (председатель), М. А. Вольфовича, И. Ш. Рахматуллина, Валеева и К. Х. Магдеева, которой было поручено «тщательно ознакомиться с работой научно-исследовательских институтов в Казани, установить необходимость существования каждого из них и добиться максимального сокращения и удешевления работы институтов»9.
Вскоре при заместителе наркома просвещения ТАССР И. К. Казакове была образована ликвидационная комиссия. На ее заседании 28 февраля 1933 г. И. К. Казаков поставил задачу завершить ликвидацию Института через месяц. В соответствии с постановлением комиссии все начатые и незавершенные работы исторического отделения передавались ИМЛ вместе с подписанными договорами между ТНИИКС и научными сотрудниками. Последующее прекращение или продолжение исследований было оставлено на усмотрение руководства ИМЛ.
Незавершенные работы по отделению языка, литературы и искусства и педолого-педагогическому отделению вместе с договорами должны были отойти Татарскому педагогическому институту. Материалы научных исследований по искусству и все имущество Института передавались в ведение музейного отдела Татнаркомпроса10. Функции Института культурного строительства «по части педагогики и литературы» также были переданы в Институт марксизма-ленинизма11.
23 марта 1933 г. бюро Татарского обкома ВКП (б), заслушав доклад комиссии о результатах обследования научно-исследовательских институтов, окончательно приняло решение ликвидировать* Институт культурного строительства, сосредоточив работу, ранее проводимую им, в аппарате наркомпроса и на кафедрах Татарского педагогического института12.
В июне 1934 г. последовало очередное преобразование Института марксизма-ленинизма. Его основной задачей стала научно-исследовательская работа по истории, экономике, культуре Татарии и переводу на татарский язык произведений классиков марксизма-ленинизма. В составе Института были образованы секции: экономическая (руководитель — Хасанов); историческая (Н. Н. Эльвов); литературы и искусства Татарии (Г. А. Нигмати); татарского языка (Рамазанов); философии (Т. С. Ищенко); бюро по переводам произведений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Институт возглавил бывший нарком просвещения республики И. Ш. Рахматуллин. В состав научных работников вошли также С. С. Атнагулов, Ф. К. Сайфи, Ф. А. Демышев, С. П. Батищев и Хайрутдинов13.
Историческая секция Института планировала подготовить и издать в 1935 г. совместно с Институтом истории Коммунистической академии второй том «Истории Татарии в материалах и документах» (от реформы 1861 г. до Февральской революции), том татарских летописей, исторических сказаний и легенд (на русском и татарском языках), том по истории Казанской крепостной мануфактуры, двухтомник «Сказания иностранцев о Татарии» (с древнейших времен до реформы 1861 г.), а также совместно с Историко-археологическим институтом Академии наук СССР два тома по «Истории колониальной политики самодержавия в XIX веке»14.
Однако в октябре 1935 г. Институт марксизма-ленинизма подвергся очередной реорганизации и был превращен в трехгодичное высшее партийное учебное заведение для подготовки преподавателей социально-экономических дисциплин для вузов и втузов ТАССР, а в феврале 1938 г. и вовсе ликвидирован.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 2, д. 949, л. 119.
2. Фаттахова Г. А., Валеев Р. К. Академический центр Татарии: 1920-е годы. – Казань, 2002. – С. 28.
3. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 2, д. 949, л. 138.
4. НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 1839, л. 28.
5. Там же, л. 28; оп. 1 л, д. 94, л. 7.
6. Там же, оп. 1, д. 1906, л. 9, 17, 18.
7. Там же, оп. 1 л, д. 94, л. 18.
8. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 2, д. 1123, л. 129 об.
9. Там же, оп. 3, д. 11, л. 11 об.
10. НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 1994, л. 1.
11. Там же, оп. 1 л, д. 94, л. 31.
12. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 3, д. 11, л. 45.
13. Там же, д. 246, л. 121-122.
14. Там же, л. 131.
Рамиль Хайрутдинов,
кандидат исторических наук
* Помимо ТНИИКС, ликвидации подлежали Татарское отделение Всесоюзного института рыбного хозяйства, НИИ Наркомтяжпрома. Татарский научно-исследовательский институт социалистической реконструкции сельского хозяйства было рекомендовано реорганизовать в Татарский научно-исследовательский колхозный институт, а НИИ общественного питания преобразовать в Институт по поднятию квалификации поваров и работников общественного питания.