Назыпова Л. Р. Новые данные о родословной Ризаэтдина Фахретдинова

УДК 929.5
Новые данные о родословной Ризаэтдина Фахретдинова
Л. Р. Назыпова,
Государственный архив Республики Татарстан,
г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация
New information about Rizaetdin Fakhretdinov’s genealogy
L. R. Nazypova,
The State Archive of the Republic of Tatarstan,
Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation
Аннотация
Родословная ученого, просветителя Ризаэтдина Фахретдинова известна и сохранена им самим. Р. Фахретдинов бережно относился к родословным, в своей книге «Асар» он приводит родословные многих имамов и мулл. Именно поэтому до сих пор его родословная специально не изучалась по архивным документам. По материалам I и II ревизий установлено, что после отъезда из д. Ширданы Свияжкого уезда предки Р. Фахретдинова проживали в населенных пунктах Нижние Чупты и Киркали; между 1743 и 1763 гг. Юлдаш со своей семей переселился в д. Кичучатово. Следовательно, он не мог быть основателем этой деревни. Автор делает вывод о том, что частые переезды предков Р. Фахретдинова в XVIII в. были вызваны проблемами социально-экономического характера и являлись проявлением внутренней миграции татар края.
Abstract
The genealogy of a scholar and educator Rizaetdin Fakhretdinov is well-known and preserved by himself. R. Fakhretdinov paid particular attention to genealogy, and in his book named “Asar” he described genealogies of many imams and mullahs. So far, his genealogy has not been the subject of study based on archival documents. The materials of the censuses 1 and 2 demonstrate that after the departure from Shirdany village of Sviyazhsk uyezd R. Fakhretdinov’s ancestors lived in Nizhniye Chupty and Kirkali settlements; between 1743 and 1763, Yuldash and his family moved to Kichuchatovo village. So, he could not be the founder of that village. The author concludes that the frequent relocations of R. Fakhretdinov’s ancestors in the 18th century were caused by social and economic problems and were the manifestation of the Tatars’ internal migration in the region.
Ключевые слова
Родословная Ризаэтдина Фахретдинова, д. Кичучатово, д. Большие Ширданы, д. Каркали, д. Старые Чупты, служилые татары, тептяри.
Keywords
Genealogy of Rizaetdin Fakhretdinov, Kichuchatovo village, Bolshiye Shirdany village, Karkali village, Stariye Chupty village, service Tatars, Teptyars.
Ризаэтдину Фахретдинову – богослову, ученому, просветителю, педагогу, муфтию забвение не грозит. Научным сообществом в честь великого татарского ученого регулярно проводятся различные научно-практические конференции, круглые столы, активно исследуется его письменное наследие, переводятся и издаются на кириллице его книги, пишутся новые статьи и монографии. На родине ученого, в селе Кичучатово Альметьевского района Республики Татарстан, с 1995 г. успешно функционирует мемориальный музей.
В фондах мемориального музея хранится родословная рода Ризаэтдина Фахретдинова. На сегодня исследователям известны две родословные ученого: одна из них начата самим Ризаэтдином Фахретдиновым и закончена односельчанином и инициатором создания мемориального музея Самдуном Фархетдиновым в 1995-1997 гг. Авторство второй родословной, созданной в 1976 г., принадлежит племяннику Ризаэтдина Фахретдинова – Назипу Зиятдиновичу Фахретдинову.
По данной теме имеется ряд публикаций, среди которых привлекают внимание статья Мухсина Нуруллы об истории рода Р. Фахреддина, исследование М. И. Роднова о семье ученого, основанное на материалах земской переписи 1900 1901 гг., публикация А. Ю. Хабутдинова.
Ризаэтдин Фахретдинов приводит о своей родословной следующие сведения: «Субханкул бин Бикмухаммед бин Юлдаш бин Ишкай бин Тумкай бин Янгильде бин Кайбулла бин Кормыш.
Эта родословная написана пятьдесят-шестьдесят лет тому назад, я переписал ее у жены Фасихуддина бин Субханкула. Юлдаш бин Ишкай был родом из деревни Ширдан Свияжского уезда Казанской губернии, переехал к истоку реки Кичу. Основанную им деревню назвал не собственным именем Юлдаш, а по названию реки Кичучатово. У Юлдаша были сыновья Биккул, Бикмет, Мурад. У Бикмета (Бикмухаммеда) бин Юлдаша были сыновья Субханкул и Рахманкул. Последний не оставил потомства, поэтому с его стороны род прервался».
В Писцовой перечневой книге
Свияжского уезда 1646-1651 гг. («Список перечневой Свияжска[го] уезду свияжских мурз и сл[ужи]лых татар и недорослей поме[стным] землям с книг писма и меры») по деревне Большие Ширданы, отложившейся в Российском государственном архиве древних актов, предки Р. Фахретдинова упоминаются среди служилых татар: «Дер. Татарские Большие Ширданы на речке Большие Ширданы за помещиками. № 61. Янгильда Кайбулин. Двор помещичий. 14 четей, 200 копен. Примерно сверх 13 четей без четверика. 20 копен. Большие Ширданы. Янгильда Кайбулин да в д. Наратлех, а на его поместной земле живут себе дворами: 1. сын Янгилды Темяшко Янгилдин. 2. брата его родного Утямышка Тамосов крестьянских дворов нет. В той же деревне Досая Аишева крестьянских дворов 4 (2 двора бежали, в 2 дворах 7 человек, все татары, из них 1 семейство кабального человека)». Как известно, самым древним представителем рода Р. Фахретдина является Янгильд Кайбулин, он – прадед Юлдаша.
Согласно Р. Фахретдинову, Юлдаш переселился в деревню Кичучатово (основал эту деревню). Однако анализ ревизских сказок 1719, 1742 гг. по дер. Кичучатово (I и II ревизии) не содержат сведений о Юлдаше и его семье.
Семья Юлдаша нами выявлена в материалах I ревизии (1719 г.) по деревне Нижние Чупты (ныне деревня Старые Чупты Чекмагушского района Республики Башкортостан), они числятся среди ясашных татар «Юлдаш Ишкеев 30 лет, у него сын Биккул 1 месяц». В документах II ревизии (1742 г.) информация о них отсутствует.
Дальнейшие поиски по материалам ревизий приводят нас на территорию Татарстана. Во II ревизской сказке в деревне Киркали (ныне деревня Каркали Лениногорского района Республики Татарстан) они значатся среди ясашных татар: «под номером 38 492 переселенный из Нижних Чептов Юлдаш Ишкеев 56 лет, у него дети Биккул 27 лет, Бикмет 20 лет, Мрат 18 лет и Мухаммад 5 лет, у Бекмета сын Субханкул 1 месяца».
В материалах III ревизии 1762 г. по деревне Киркали зафиксирована информация о переезде Юлдаша Ишкеева со своей семьей в деревню Кичучатово. Действительно, в ревизской сказке 1762 г. по деревне «Кичучатово что на речки Урта Ямаш на ключе Якты Каран тоже» среди тептяр записан «Юлдаш Ишкеев перешедший из деревни Киркали 72 лет и у него дети Биккул, Бикмет, Мрадым, Мухаммад, у Бекмета сын Субханкул 17 лет, Рахманкул 17 лет».
В воспоминаниях Асмы Шараф, дочери Ризаэтдина Фахретдинова, содержатся такие строки: «По словам отца, его прапрадед Юлдаш бине Ишкай родился и вырос в древнем мусульманском селе Шырдан, что находился на высоком берегу Волги. После поражения Казанского ханства, испугавшись насильственной христианизации, мусульмане Шырдана были вынуждены переселиться в другие места».
Казанское ханство пало в 1552 г., а Юлдашу Ишкееву в 1719 г. было 30 лет, то есть он родился примерно в 1690 г., почти через 140 лет после завоевания ханства. Согласно вводимым в научный оборот текстам ревизских сказок предки Р. Фахретдинова до 1719 г. не числятся в дополнительной переписи среди беглых и прячущихся, а записаны как проживающие в деревне.
По материалам Писцовой перечневой книги 1646-1651 гг., предки Ризаэтдина Фахретдинова как раз относились к татарским помещикам. Они могли бежать от насильственной христианизации в период между 1646 и 1719 г., и скорее всего это переселение приходится на 1681-1690 гг., т. е. после принятия указа царя Федора Алексеевича от 24 мая 1681 г., которым повелевалось вотчины и поместья татарских помещиков, не пожелавших креститься и оставшихся в своей вере, передавать их родственникам, перешедшим в христианство.
Никто из исследователей рода не указывает точное время переселения из деревни Ширданы, упоминая лишь, что оно произошло «после поражения Казанского ханства». По мнению Мухсина Нуруллы, «После поражения Казанского ханства, испугавшись насильственной христианизации, его прадед Юлдаш был вынужден переселиться на территорию современного Альметьевского района Республики Татарстан».
Согласно М. Нуруллы «Сам Ризаэддин хазрат не любил использовать название «татары», а вместо этого предпочитал использовать определение “казанские тюрки”». Что интересно, если в метрической книге старшего сына Ризы Фахретдинова Габдрахмана, родившегося 15 января 1887 г., указано, что отец его – Р. Фахретдинов тептяр, мать Нурджамаль (Нурзямал). То в паспорте самого Р. Фахретдина от 17 марта 1912 г. указано, что он из д. Кичучатово по званию башкирец.
Резюмируя отметим, что, скорее всего, отец Юлдаша – Ишкей – бежал из Ширданов в деревню Нижние Чупты (ныне д. Старые Чупты Чекмагушского района Республики Башкортостан) примерно в период с 1681 по 1690 г., когда сам Юлдаш был еще малым ребенком. Затем ранее 1742 г. обосновался в деревне Киркали (ныне д. Каркали Лениногорского района Республики Татарстан). Между 1743 и 1763 гг. Юлдаш со своей семей переселился в Кичучатово. Следовательно, он не мог быть основателем этой деревни.
Очевидно, частые переезды предков Ризаэтдина Фахретдинова в XVIII в. были вызваны проблемами социально-экономического характера и являлись проявлением внутренней миграции татар края рассматриваемого периода.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Мухсин Нурулла. История рода Ризаэддина Фахреддина, или кто такие «тептяри». Электронный ресурс. Режим доступа: https://islam-today.ru/istoria/licnosti/istoria-roda-rizaeddina-fahreddina-ili-kto-takie-teptari/ (дата обращения 11.11.2019).
2. Роднов М. И. Семья Р. Фахретдинова по материалам земской переписи 1900-1901 гг. // Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова: Материалы межрегионального симпозиума (13 мая 2005 г.). – Уфа: ООО «Принт+», 2006. – С. 15-20.
3. Хабутдинов А. Ю. Каким должен быть муфтий и улем: пример Ризаэтдина Фахретдина (1858-1936). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.idmedina.ru/books/history_culture/?3434 (дата обращения 11.11.2019).
4. Асар. – Казань: Рухият, 2006. – Т. 1. – С. 62-63.
5. Российский государственный архив древних актов, ф. 1209, оп. 1, д. 6447, л. 38.
6. Там же, л. 40.
7. Там же, л. 258 об.
8. Там же, л. 259 об.
9. Там же, ф. 350, оп. 2, д. 3790, л. 310 об.
10. Там же, д. 3797, л. 56.
11. Там же, д. 3802, л. 547 об., 548.
12. Там же, л. 553.
13. Шараф А. Воспоминания об отце. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kitap.net.ru/riza2.php (дата обращения 15.11.2019).
14. Мухсин Нурулла. Указ. соч.
15. ГА РТ, ф. 204, оп. 177, д. 338, л. 69; Ханипова И. И., Назыпова Л. Р. Дважды обвиненный… Новые документы о деятельности Габдрахмана Фахретдинова // Историческая этнология. – 2019. – Т. 4. – № 1. – С. 179-198.
16. ГА РТ, ф. Р-2722, оп. 1, д. 2, л. 1.
Сведения об авторе
Назыпова Лилия Рафаиловна, начальник отдела по исполнению запросов генеалогического характера Государственного архива Республики Татарстан, e-mail: Liliya.Nazypova@tatar.ru
About the author
Liliya R. Nazypova, Head of Department of Genealogical Inquiries, the State Archive of the Republic of Tatarstan, e-mail: Liliya.Nazypova@tatar.ru
В редакцию статья поступила 29.08.2022, опубликована:
Назыпова Л. Р. Новые данные о родословной Ризаэтдина Фахретдинова // Гасырлар авазы – Эхо веков Echo of centuries. – 2022. – № 3. – С. 120-124.
Submitted on 29.08.2022, published:
Nazypova L. R. Novye dannye o rodoslovnoy Rizaetdina Fakhretdinova [New information about Rizaetdin Fakhretdinov’s genealogy]. IN: Gasyrlar avazy – Eho vekov [Echo of centuries], 2022, no. 3, рр. 120-124.