Маликов Р. И. Проблема сохранения татарских эпиграфических памятников г. Буинска XIX – начала ХХ в.

На территории Республики Татарстан имеется большое количество эпиграфических памятников. Статья посвящена старотатарскому кладбищу г. Буинска. Целью исследования является показ сохранившихся до наших дней ценных мусульманских эпиграфических памятников, написанных на камне-известняке арабским шрифтом. В исследовании приводятся имена видных религиозных деятелей, богословов, меценатов г. Буинска XIX-ХХ вв. и расшифровка надписей некоторых могильных камней. Автор призывает защитить древние надгробные камни и могилы от постепенного разрушения и предлагает сохранить историческую часть захоронений старого татарского кладбища в виде мемориального комплекса, доступного для посещения. Материал иллюстрирован оригинальными фотографиями эпиграфических памятников с разъяснениями.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
23.06.2021
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 2 2021
Ознакомительная часть статьи

Одним из источников исторической памяти народа служат кладбища. Не случайно некоторые завоеватели уничтожали кладбища и исторические памятники, с целью стереть историю народа. Во все времена у татарского народа существовало особо трепетное отношение к кладбищам и могилам предков. По предписаниям ислама, посещение кладбища, с чтением молитв по усопшим близким и размышлением о грядущей смерти, считалось одним из наиболее важных, богоугодных дел. Благодаря этому, татары во время религиозных праздников, после пятничных намазов, в тяжелые дни жизненных испытаний или возвращаясь на малую родину, старались побывать на кладбище.

Чтобы сохранить места захоронений своих близких, с древнейших времен во многих народах существует традиция устанавливать надгробные камни и ухаживать за могилами. Таким образом, кладбища являются не только территорией захоронений, но стали обозначать места родовых гнезд, малую родину и служат местом поминания предков. С началом «атеистического» периода в истории нашей страны и до настоящего времени благородные традиции многих народов России, и в том числе татар, постепенно стали стираться. Это ярко отразилось и на состоянии некоторых кладбищ. Местами они стали заброшенными, мало посещаемыми, особенно трудно видеть запущенные могилы выдающихся соплеменников, многие из которых не сохранились до наших дней.

В г. Буинске издавна существует татарское мусульманское кладбище, очевидно имеющее историю более чем 500 лет1. До наших дней там сохранились древние могильные камни периода ХIХ – начала XX в., принадлежащие известным ученым, просветителям, видным религиозным деятелям и меценатам.

Эпиграфические памятники на старотатарском кладбище г. Буинска представляют собой историческую и культурную ценность по следующим причинам:

– Они связаны с именами известных религиозных деятелей Габдулвахида бин Габдуррахмана (1808-1852), Габдуннасыра Мухаммадаминова (1806-1886), Нургали Хасанова (1852-1919), Абдуллы Губайдуллина (?-13.10.1923), Фазелджана Фазлуллова (1832-1894), мецената Мухамадшарифа Муллина (1821-1905) и др.

– Надгробия представляют собой произведения татарского искусства на камне, большая часть их связана с именами известных мастеров-каллиграфов Хасана Валидовича Валидова и Гарифзяна Хасановича Валидова (Гарифҗана Буави). Их работы по камню имеют большую ценность в истории культуры татар2.

– Эти надгробные камни выделяют Буинск среди других малых городов Татарстана, как город, имеющий древнюю историю и богатую культуру.

– В дореволюционный период надгробные камни устанавливались только знатным и состоятельным людям. К примеру, стоимость одного камня равнялась стоимости лошади, а более богатые надгробные камни оценивались в несколько лошадей3. На этих камнях хранятся следы истории жителей г. Буинска с конца XVIII в.

– В большинстве населенных пунктов, по разным причинам, таких старых надгробных камней уже осталось очень мало. К примеру, в 1930-х гг. в селе Нурлаты Буинского района ТАССР председателем колхоза все надмогильные камни кладбища использовались под фундаменты фермы, а в д. Беловожке их применили для строительства автодороги. Однако, в самом Буинске большая часть надгробий сохранилась в относительно хорошем состоянии, благодаря бережному отношению старожилов города. В то же время, за последние 15-20 лет, из-за сильной запущенности кладбища и ухудшения экологии (кислотные осадки), надгробные камни стали быстрее разрушаться. Если не принимать скорейших мер по их сохранению, в дальнейшем они будут полностью утрачены.

В июле 2018 г. научные сотрудники Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан Ильхам Гусманович Гумеров и Венер Мударисович Усманов прибыли с экспедицией для изучения древних надгробных камней татарского кладбища г. Буинска. Они были удивлены такому большому количеству сохранившихся эпиграфических памятников дореволюционного времени. Было обнаружено более 200 могильных камней из известняка, исписанных арабском шрифтом. В течение нескольких дней все камни были ими изучены, пронумерованы, сделаны фотоснимки. Собранные материалы были внесены специалистами в общую базу данных татарских эпиграфических памятников Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ. Некоторые из работ были выложены для ознакомления исследователей на сайте Мирасханэ (http://miras.info/monuments).

 

Краткие сведения могил известных личностей

Нигматулла бине Башир аль-Буави (17??-1820?) – религиозный деятель, купец, педагог, имам мечети г. Буинска и руководитель Буинского медресе4.

Хусаин бин Хуснутдин аль-Буави (17??-1842) – религиозный деятель, ишан, педагог, имам мечети г. Буинска и руководитель Буинского медресе5.

Габдулвахид бин Габдуррахман бин Мухаммадкули аль-Буави, аль-Ханафи (1808-17.04.1852) – видный религиозный деятель, ученый богослов, ишан, педагог, имам мечети г. Буинска и руководитель Буинского медресе. Автор книг по арабской грамматике6.

Мухаммадаминов (Аминов) Габдуннасыр Мухаммадаминович – (1806-1886) – видный в Среднем Поволжье религиозный деятель, ученый богослов, имам мечети г. Буинск и руководитель Буинского медресе. Незаурядная личность, более 30 лет он обучал и воспитывал шакирдов, из которых более 100 стали имамами в мечетях Симбирской и Казанской губерний. Его зятем был известный татарский ученый Шигабутдин Марджани, женатый на его дочери Зухре7.

Хасанов Нургали Хасанович (1852-1919) – известный в Среднем Поволжье религиозный деятель, ученый богослов, ишан, ахун, имам мечети первого прихода г. Буинска и руководитель Буинского медресе. Автор более 10 трудов. Он обучил и воспитал большое количество шакирдов, среди которых около 200 стали имамами, 10 ахунами (мухтасибами), большое количество – муэдзинами, учителями мектебе и медресе, 8 мударрисами (руководителями) крупных медресе Среднего Поволжья. Среди его учеников были два депутата Государственной думы – Хади Атласи и Абдулла Нежметдинов, видные ученые, писатели, общественные деятели татарского народа конца XIX – начала ХХ в. Его заслуги были признаны властями Российской и Османской империй. Награжден золотой и серебряной медалями «За усердие» от императора Николая II и высшим почетным орденом «Османие» I степени от султана Абдулхамида II, также двумя нагрудными российскими медалями8.

Губайдуллин (Рахматуллин) Абдулла Губайдуллович (18??-13.10.1923) – видный религиозный деятель, ишан, ахун, педагог. Около шести лет преподавал в медресе Мухаммадия, был близким помощником богослова, шейха Галимджана Баруди. С 1905 г. имам мечети второго прихода (ныне Центральная мечеть им. «Габделмалик»), организатор и руководитель крупного начального джадидистского медресе им. «Хильмия» в г. Буинске9.

Губайдуллина Шамсезоха Юсуфовна (1889-09.04.1921) – абыстай, педагог, жена Абдулла хазрата Губайдуллина. Обучала начальным знаниям, основам ислама и рукоделию многих татарских девушек г. Буинска в женском отделении медресе им. «Хильмия».

Муллин Мухамадшариф (Шарип) Губайдуллович (1821-24.10.1905) – известный меценат, купец второй гильдии г. Буинска. Построил в Буинском уезде пять мечетей и несколько зданий Буинского медресе, которые он содержал до своей кончины. По смерти завещал 6 000 рублей и 43 гектара земли в д. Новые Чечкабы на содержание Буинского медресе и мечети первого прихода10.

Муллина Гайниджамал Габбасовна (1833 – 27 месяца рамадан 1913) – известная благотворительница, жена купца Муллина Мухамадшарифа Губайдулловича. Вместе с мужем посвятила свою жизнь во благо своей религии и нации. Они много сил и средств направили на развитие религиозного просвещения и помощь нуждающимся в Буинском уезде. За два года до своей кончины она пожертвовала в качестве вакфа свой дом, имущество и земли рядом с медресе во благо деятельности Буинского медресе11.

Валидов Хасан Валидович (1812-17.07.1893) – известный каллиграф. Начальное образование получил в медресе д. Исаково, затем учился в медресе городов Казани, Бухары, Мекки. Три раза совершил хадж и вернулся на родину. От работы имама отказался, преподавал в Буинском медресе, переписывал старые книги и изготавливал надгробные камни. Его сын Гарифзян Хасанович Валидов (1879-30.09.1946) также был педагогом и известным каллиграфом. Изготовил множество надгробных камней, похоронен на этом кладбище12.

Хасанов Ибрагим Нургалиевич (24.01.1895-03.05.1937) – видный религиозный деятель, педагог. Окончил Буинское медресе, там же преподавал. С 1924 г. – последний руководитель Буинского медресе и имам мечети первого прихода г. Буинска до закрытия 1 января 1930 г. Жертва политических репрессий13.

Фазлуллов (Нигматуллин) Фазелджан Фазлуллович (1832-1894) – видный религиозный деятель, педагог. 34 года работал имамом в с. Старое Азимово Атнинского района. Умер в 1894 г., возвращаясь из хаджа, в возрасте 62 лет, похоронен в г. Буинске.

Гафаров Мухаметзян Мухаммадвалиевич (1866-1948) – видный религиозный деятель, ишан, хаджи. После окончания Симбирского медресе долгие годы работал имамом 3-й соборной мечети д. Новые Чукалы Буинского уезда. С 1930 по 1939 г. был имамом 2-й соборной мечети (ныне Центральная мечеть им. «Габделмалик») г. Буинска. Он был последним имамом, пережившим репрессии, гонения. Сумел сохранить деятельность мечети до 1939 г.

На мемориальном участке также сохранились могилы двух видных абыстаев-педагогов, двух муэдзинов и нескольких религиозных активистов, купцов и уважаемых людей г. Буинска дореволюционного периода.

Достойным наиболее пристального внимания эпиграфическим памятником татарского кладбища г. Буинска является надгробный камень известного богослова, ишана Нургали Хасанова. Он представляет особый научный интерес. Высота его составляет 187 см, ширина 41 см, толщина 30 см, с высеченной на вершине чалмой. С четырех сторон стелы написана подробная биография, родословная, перечислены учителя, деятельность, жены и дети.

Благодаря вышеуказанным сведениям на надгробном камне, были начаты исследовательские работы. В результате поиска других исторических источников, было найдено большое количество сведений из биографии и жизнедеятельности богослова Нургали Хасанова. Таким образом, такие эпиграфические надписи имеют особую ценность для историков и исследователей.

Большая часть эпиграфических памятников на татарском кладбище г. Буинска представляет собой небольшие, хорошо обработанные надгробные камни с красивыми арабографическими каллиграфическими надписями. По стилю написания и обозначениям на плитах, большая часть надписей идентифицируется как сделанные каллиграфом, мастером-резчиком камней Гарифзяном Валидовым. Созданные им надгробия оригинальны по форме (в виде прямоугольных столбцов со сферическими завершениями и вершинами, стилизованными в виде полусферических и луковичных куполов мусульманских мечетей), небольшие по размеру (40-50 см в высоту и 15-20 см в ширину и толщину). На лицевых и обратных сторонах вырезались надписи арабским почерком «таглик». На камнях указывались имя и отчество умерших, возраст, дата смерти. Часто встречались краткие тексты из аятов Корана, небольшие поэтические строки на татарском языке о тяжести вечной разлуки с миром и наставления или просьбы помолиться за усопшего. Под текстами обычно имелась подпись «Гамоле Гарифжан Буави» («Работа Гарифзяна Буави»), иногда надписи заключались в прямоугольные резные обрамления. Техника резьбы была углубленно-выемчатая, без орнаментального оформления. Надгробия, созданные Гарифзяном Валидовым, сохранились, помимо кладбища г. Буинска, и в соседних населенных пунктах14.

Для примера приведем расшифровку надписи еще одного надгробного камня. Он представляет собой надмогильную стелу с полукруглым навершием, с «плечиками», изготовленную из местного известняка. Размеры: 12×30×45 см.

 

Транскрипция на татарский язык

Перевод на русский язык

Лицевая сторона

1) Әль хүкмү лилләһ

2) 1898 сәнә октябер 5 дә

3) Мөәзин Габделәхәд бин Гимаде-

4) ддин 27 яшендә мәдфүн.

По воле Аллаха,

В 1898 году 5-го октября

Муадзин Габдулахад сын Гымад-

еддина в 27 летнем возрасте похоронен.

Обратная сторона

1) Йә Рахман!

2) Мәрхүм 7 ел Буа шәһәрендә

3) Азан укымышдыр

4) Рахматуллаһи галәйһ!

О, Милостивый!

Усопший 7 лет в городе Буинске

Читал азан

Да обрадует его Аллах своей милостью!

Левая сторона

1) Гамәле Гарифҗан

Работа Гарифзяна

 

 

С целью сохранения на долгие годы эпиграфических памятников старого татарского кладбища г. Буинска необходимо создать мемориальный комплекс с выполнением следующих работ:

1) во избежание новых захоронений и придания исторического вида мемориальному участку, оградить территорию забором из камня-известняка периметром 40×40 м;

2) для сохранения и наглядности, установить старинные могильные камни на небольшие квадратные тумбы из цокольного красного кирпича в 4 ряда по 6 кирпичей (24 кирпича на 1 тумбу, всего 250 тумб). Это местная традиция, и в таком виде на кладбище стоит заметное число дореволюционных надгробных камней;

3) установить на площадке беседку (восьмигранной формы, размером 3,5×3,5 м) с полумесяцем и встроенными скамейками по периметру, для удобства посетителей, поминания и чтения молитв усопшим, а также для проведения уроков по истории, краеведению и эпиграфике;

4) проложить брусчатку общей площадью более 100 кв.м. (40 м дорожки шириной 1,5 м, на площадке, где будет установлена беседка размером 3х6 м и вокруг 4-х могил);

5) установить небольшие ворота с полумесяцем (высотой 2 м, шириной 1,5 м) и две калитки (высотой 120, шириной 1,5 м);

6) установить две скамьи (размером 2,5 м) возле могил двух ученых: Габдуннасыра Мухамматаминова и Нургали Хасанова;

7) установить на могилах известных личностей таблички с биографиями и QR-кодами;

8) обработать надгробные камни гидрофобизирующим раствором для сохранения от атмосферных влияний;

9) рекультивировать почву участка и посеять низкорослую траву (клевер, карликовый газон, мятлик луговой, полевица побегоносная).

В результате проделанной работы, на долгие годы сохранятся эпиграфические памятники жителей г. Буинска. В дальнейшем это позволит внести данный объект в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Республики Татарстан и туристический маршрут города.

Сохранение старых захоронений, надгробных камней в виде мемориального комплекса, позволит местным жителям и гостям увидеть еще один памятник истории, уцелевший с дореволюционного периода. К сведению, на примере старых кладбищ Стамбула, Баку, Бухары и других городов, мы видим, как там хорошо сохранены многовековые надгробные камни и могилы, включенные как достопримечательность в программу туристических маршрутов. А во время проведения некоторых международных конференций и мероприятий включают в программу посещение кладбищ, где рассказывают об известных похороненных личностях. Таким трепетным отношением к могилам проявляют уважение к своему прошлому. Чего, при желании, и мы можем легко достичь, имея пока еще уцелевшие памятники прошлого...

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. По существующим сведениям, на территории г. Буинска во времена Волжской Булгарии располагались селения, а позднее, во время Казанского ханства, поселения стали небольшим татарским городом. В 1551 г. город был сожжен Иваном Грозным во время завоевания Казани, позже поселение заново было выстроено, в 1788 г. дан статус города (см.: Буа ягым – тау ягым. – Казан: «Идел-Пресс», 2000 – Б. 34; Русский энциклопедический словарь / Главный редактор: профессор С.-Петербургского университета И. Н. Березин. Т. 4. – Санкт-Петербург: Тип. т-ва «Общественная польза», 1873-1879. – С. 404; Симбирский сборник. Т. II. – Симбирск: Типография губернского правления, 1870. – С. 115; Сборник исторических и статистических материалов Симбирской губернии. Приложение к Памятной книжке 1868 года. – Симбирск: Типография Симбирского губернского правления, 1868. – С. 71).

2. Ахметзянов М. Гарифҗан Буави // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2009. – № 2. – С. 168-169; Буинская энциклопедия. – Казань: «Идел-Пресс», 2010. – С. 20, 60, 82-83.

3. Гайнетдинов А. М. Әтнә районы эпиграфик истәлекләре. – Казан: ТР ФА Ш. Мәрҗәни исем. тарих институты, 2017. – Б. 5.

4. Фәхреддин Ризаэддин. Асар. Т. 1. – Казан: Рухият, 2006. – Б. 177.

5. Мурад Рамзи. Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи Казан ва Булгар ва ал-мулук ат-татар [Собрание сведений из прошлых событий Казани, Булгара и татарских царей]. Т. 2. – Оренбург, 1908. – Б. 452.

6. Фахреддин Ризаэддин. Асар. Т. 2. Ч. 11 (на татар. яз. арабской графикой). – Оренбург: Типография Каримовых, 1905. – С. 217; Фәхреддин Ризаэддин. Асар. Т. 2. – Казан: Рухият, 2009. – Б. 52, 209.

7. Гайнетдинов А. М. Мәрҗәни белән бәйле эпиграфик истәлекләр. – Казан: ТР ФА Ш. Мәрҗәни исем. Тарих институты, 2018. – Б. 57-59; Фәхреддин Ризаэддин. Асар. Т. 3-4. – Казан: Рухият, 2010. – Б. 137; Марджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казань ва Булгар [Кладезь сведений о делах Казани и Булгара]. – Казань Типо-литогр. ун-та, 1900. – Т. 2. – С. 283.

8. Маликов Р. И. История Буинского медресе. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. – С. 6.

9. Гусева Ю. Н. Ишанизм как суфийская традиция Средней Волги в XX веке: формы, смыслы, значение, Москва: Издательский дом «Медина», 2013. – С. 56; ГА РТ, ф. Р-3682, оп. 3л, д. 449, л. 23; Салихов Р. Р., Хайрутдинов Р. Р. Мусульманская община г. Буинска и Буинского уезда на рубеже XIX – начала XX в. // Мечети в духовной культуре татарского народа (XVII в. – 1917 г.). Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25 апреля 2006 г., г. Казань). – Казань, 2006. – С. 242.

10. ГА УО, ф. 88, оп. 4, д. 209, л. 275; Маликов Р. И. История Буинского медресе. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. – С. 6.

11. ГА УО, ф. 1, оп. 44, д. 376, л. 7.

12. Фәхреддин Ризаэддин. Асар. Т. 3-4. – Казан: Рухият, 2010. – Б. 329.

13. Маликов Р. И. Указ. соч. – С. 9.

14. Татарская энциклопедия. Т. 2. – Казань: Идел-Пресс, 2005. – С. 60.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
На конкретных примерах рассмотрены формы и методы идеологической работы государства с молодежью через структуры ВЛКСМ.
Речь идет о малоизвестных страницах предблокданой эвакуационной эпопеи: в отличие от истории эвакуации Эрмитажа и Русского музея, сюжеты вывоза других музеев северной столицы и ее
Статья посвящена образованию Особого технического бюро № 40 (ОТБ № 40) и его деятельности в годы Великой Отечественной войны, заложившей основы так называемой «химической шарашки»
В публикации рассматриваются основные этапы появления и перемещения документов военной истории в фондах Государственного архива Республики Татарстан.
Территориальные рамки исследования охватывают Таврическую губернию, где с 1866 г. начинают функционировать органы земского самоуправления.
В статье на основе широкого круга источников реконструируется система школьного обучения в Мензелинске – уездном центре Уфимской губернии. Приводится краткий обзор развития учебных