М. М. Имашева. Белая «татарская» мечеть г. Астрахани

Белая мечеть г. Астрахани является первой каменной культовой мусульманской постройкой в регионе. В статье, на основании архивных документов и материалов описана история ее создания, архитектурные особенности, современное состояние. Построенная на месте существовавшей с XVII в. деревянной мечети, первая каменная астраханская мечеть стала родоначальником оригинального местного типа каменных мечетей. Она является уникальным архитектурным сооружением, выделяющимися элементами внешнего и внутреннего декора, а также традициями мусульманского и православного культового зодчества. Автором проекта выступил неизвестный русский мастер, взявший за основу образца православную трапезную церкви. В начале ХХ в. Белая мечеть была одним из центров притяжения мусульман в губернском центре, а приход был одним из самых многочисленных в городе. В силу особенностей городской географии, приход мечети составляли наиболее имущие члены общины – представители средней татарской буржуазии. Беломечетная улица, на которой была построена мечеть, являлась местом жительства местной татарской элиты. В начале 1930-х гг. мечеть по решению Советской власти была закрыта и с течением времени здание было заброшено. В 1990-е гг. мечеть вновь была передана верующим, но в сильно разрушенном состоянии.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
22.12.2017
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2017

Аннотация

Белая мечеть г. Астрахани является первой каменной культовой мусульманской постройкой в регионе. В статье, на основании архивных документов и материалов описана история ее создания, архитектурные особенности, современное состояние. Построенная на месте существовавшей с XVII в. деревянной мечети, первая каменная астраханская мечеть стала родоначальником оригинального местного типа каменных мечетей. Она является уникальным архитектурным сооружением, выделяющимися элементами внешнего и внутреннего декора, а также традициями мусульманского и православного культового зодчества. Автором проекта выступил неизвестный русский мастер, взявший за основу образца православную трапезную церкви. В начале ХХ в. Белая мечеть была одним из центров притяжения мусульман в губернском центре, а приход был одним из самых многочисленных в городе. В силу особенностей городской географии, приход мечети составляли наиболее имущие члены общины – представители средней татарской буржуазии. Беломечетная улица, на которой была построена мечеть, являлась местом жительства местной татарской элиты. В начале 1930-х гг. мечеть по решению Советской власти была закрыта и с течением времени здание было заброшено. В 1990-е гг. мечеть вновь была передана верующим, но в сильно разрушенном состоянии.

 

Abstract

White Mosque of Astrakhan is the first Muslim stone religious building in the region. The article, based on archival sources, describes the history of its construction, its architectural features, and the current state. Built on the site of the wooden mosque, having existed since the 17th century, the first stone mosque of Astrakhan became the “ancestor” of the original local type of stone mosques. White Mosque is a unique architectural construction outlooking with its external and internal decoration, as well as the traditions of Islamic and Orthodox religious architecture. The author of the project was an unknown Russian master who took the church refectory as the basis of the sample. Due to the socio-ethnic characteristics of the development of the Astrakhan Muslim community, the most active and quantitatively dominating part of which were the Tatars, the White Mosque was called Tatar. In the early twentieth century, the White mosque was one of the centers of attraction for Muslims in the provincial center, and its ward was one of the largest in the city. Due to the nature of the urban geography, the mosque ward consisted of the most well-to-do members of the community – the representatives of the upper middle class of Tatars. Belomechetnaya street, where the mosque was constructed, was the place of residence of the local Tatar elite. In the early 1930s, by the decision of the Soviet government, the White Mosque was closed and the building was derelicted as the time passed. In the 1990s the mosque was returned to the faithful, but mostly in ruins. In October 2008, during the celebration of the 450th anniversary of Astrakhan, the renovated building of the mosque was inaugurated. The restoration works were carried out under the financial assistance of the city of Kazan and the Republic of Tatarstan.

 

Ключевые слова

Астрахань, мечеть, татары, махалля, торговый двор, мечетная архитектура, культовая архитектура, классицизм, михраб, минарет, молельный зал.

 

Keywords

Astrakhan, mosque, Tatars, mahalla, commercial court, mosque architecture, religious architecture, classicism, mihrab, minaret, prayer hall.

 

В историческом центре Астрахани среди многочисленных культовых построек располагаются и «татарские» мечети. Под таким названием в городе известны каменные мечети, выстроенные до революции 1917 г. на средства астраханских мусульман. Самой ранней из них является Белая мечеть (Ак-мечеть).

Белая мечеть была построена в 1809-1810 гг. на территории торгового Бухарского двора, составной части астраханского городского общества татар Трех дворов. Общество возникло в результате объединения Бухарского, Гилянского и Агрыжанского дворов (караван-сараев) в отдельную этносоциальную корпорацию на основании указов Екатерины II и Павла I.

Население общества Трех дворов в этническом отношении было очень разнообразным, а его возникновение связано с экономикой Нижнего Поволжья. Астрахань на протяжении многих столетий являлась главными торговыми воротами страны на Восток. Караван-сараи восточных торговцев появились в городе практически сразу с момента его основания, а российские центральные и местные власти, всячески покровительствовали этому[1].

В XVII-XVIII вв. на средства казны были построены гостиные дворы – Гилянский, в котором сосредоточились торговцы из Персии и ее провинций на побережье Каспийского моря (т. н. «кызылбаши», преимущественно этнические азербайджанцы и персы); Бухарский, где проживали и торговали среднеазиатские торговцы (в основном узбеки); Агрыжанский с мусульманами-индусами, охотно вступавшими в браки с местными татарками[2].

Несмотря на то, что жители дворов имели различные этнические корни, все они именовались татарами, прежде всего в силу того, что говорили на тюркских языках и имели устойчивые экономические, а несколько позже и брачные, отношения с астраханскими юртовскими татарами.

В 1799 г. по указу Павла I, они были выделены в особое городское общество и получили собственный сословный суд – Астраханскую татарскую управу. В 1879 г. управа была упразднена, а татары общества Трех дворов переписаны в астраханские мещане, окончательно смешавшись к тому времени с астраханскими и казанскими татарами, проживавшими в губернском центре.

Территория Трех дворов, располагавшаяся на окраине Астрахани и включавшая административные участки города, стала центром формирования астраханской махалли, получившей неофициальное название Татарской слободы. Основными занятиями населения стали мелкая торговля, извоз, хлебопекарное производство.

В начале XIX в. в обществе татар Трех дворов были записаны купцы, осуществлявшие значительную внешнюю торговлю со странами и территориями Азии, прилегавшими к Каспийскому морю. Одним из самых состоятельных был Даут Юсупович Измайлов, этнический узбек, уроженец Бухары. Впрочем, для российских властей он был татарином. Так он именовал себя во всех официальных документах.

В 1800-1810 гг. на собственных расшивах купец переправлял товары и пассажиров с Мангышлакской пристани в Астрахань и обратно[3]. С Мангышлака караваны переправляли товары в Хиву, Бухару и другие города. В Астрахани Д. Измайлову принадлежали мыловаренный и салотопенный заводы[4].

В январе 1809 г. в прошении на имя губернатора Льва Александровича Кожевникова он писал: «Состоящая во второй части города Астрахани в татарской слободе деревянная мечеть, называемая Белой, от древности и давней постройки пришла в такую ветхость, что богомолье в ней по закону нашему отправлять опасно. По поводу сему живущие около той мечети татары просят меня из усердия к религии нашей поправить оную починкою. Но я для лучшего благоустройства и красы в городе, равно и для прочности желаю на том же самом месте построить по имеющемуся у меня архитектурному плану каменную мечеть»[5]. К плану была приложена и смета строительства.

Первые упоминания о Белой мечети в Астрахани содержатся в сочинении академика С. Г. Гмелина «Путешествие по России для исследования трех царств природы», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1777 г. Автор пишет, что в Бухарском татарском дворе Астрахани «находится нововыстроенная большая Татарская мечеть. Она деревянная, однако построена на каменном основании»[6]. Большинство исследователей соглашается, что речь в данном случае идет о Белой мечети, располагавшейся в Бухарском татарском дворе.

В марте 1809 г. полицмейстер Малышев и архитектор Кулаков осмотрели место где располагалась деревянная мечеть, согласно высочайше конфирмованному в 1801 г. плану г. Астрахани, оно оказалось предназначенным для застройки. 30 апреля 1809 г. губернское правление разрешило постройку[7]. К сожалению, ни в одном из изученных нами документов, имя архитектора не упоминается.

Строительство шло быстро, и на генеральном плане города 1810 г. показана каменная мечеть, обозначенная в экспликации «вновь выстроенной татарской мечетью». Это самое раннее графическое изображение мечети на карте города, которое дает нам представление об очертаниях ее первоначального вида и общих габаритах. Таким образом, название «татарская», было впервые употреблено официально, а затем утвердилось и в обиходе. Кроме того за мечетью закрепилось и старое название, перешедшее от бывшей на этом месте деревянной ‒ Белая мечеть (Ак-мечеть).

По мнению современника одного из первых астраханских краеведов И. В. Ровинского мечеть получило такое название поскольку являлась главной татарской мечетью в городе, была «всех пространнее и получше сделана»[8]. Она располагалась в самом центре махалли, на пересечении трех улиц (Беломечетной, 2-й Мечетной и Адмиралтейской), которые в дальнейшем стали центром сосредоточения местной татарской элиты. Сегодня это пересечение улиц З. Космодемьянской, Бэра и Казанской.

Белая мечеть, как самая ранняя каменная культовая мусульманская постройка в городе дала начало оригинальному архитектурному типу астраханских каменных мечетей. В начале XIX в. купец Измайлов не смог найти архитектора-мусульманина и вынужден был обратиться к русскому зодчему. Это было обусловлено тем, что после присоединения мусульманского Поволжья к России, произошел упадок исламской культовой архитектуры и период свободного развития монументального мусульманского зодчества в бывших Казанском и Астраханском ханствах закончился, мусульманская традиция практически прервалась.

Поскольку каменных мечетей Астрахани не существовало, мастер взял за образец тип приходской православной церкви, имевшей традиционную трехчастную объемно-пространственную композицию и состоявшей из основного четверика, трапезной и колокольни. Архитектор механически перенес формы церковной архитектуры в мечетную. Своим объемно-пространственным и планировочным решением, а также пропорциями некоторых частей композиции мечеть напоминает православный храм, лишь приспособленный к нуждам мусульманского богослужения.

С мусульманской традицией строительства культовых сооружений здание Белой мечети связывает его ориентация михрабом на юг, а также устройство в молельном зале галереи-антресолей для женщин. А вот разделение молельного зала на два помещения, которое выразилось как во внутреннем планировочном, так и в наружном объемном решении больше напоминало русские православные храмы с основной храмовой частью и трапезной.

И здесь мы с большой долей уверенности можем сделать вывод, что при своем становлении мусульманская культовая архитектура в Астрахани формировалась в русле общерусской, мечетная архитектура в рассматриваемый период была предельно приближена к церковной. Но в дальнейшем их пути разошлись, развитие типа астраханской мечети пошло по пути отказа от навязанной ей трехчастности объемно-пространственной композиции, которая мало соответствовала как утилитарным, так и эстетическим представлениям о мусульманской культовой постройке.

Здание мечети выполнено в архитектурных формах позднего классицизма. Декоративное убранство ее было крайне скупым и сдержанным. По верху стен двухчастного молельного зала, нижнего четверика и михраба проходил профилированный карниз незначительного выноса, который опирался на расположенные по углам объемов широкие лопатки. Восточный и западный фасады южной половины молельного зала дополнительно разделялись профилированным карнизом на два яруса, с двух сторон которые поддерживали малые лопатки. Проемы нижней части стены, устроенные в одну линию с проемами северной половины молельного зала, располагались в два яруса. Средние окна верхнего яруса были обрамлены наличниками с профилированным карнизом в завершении. В верхней части стены располагался большой полукруглый проем, обрамленный архивольтом с замковым камнем. Под ним вытянутая в длину прямоугольная ниша. Две небольшие ниши устроены также над капителями малых лопаток.

С юга здание мечети ограничивалось 2-й Мечетной улицей, с севера – Беломечетной, а с запада – Адмиралтейской. С востока к нему примыкало соседнее владение. Здание мечети не располагались по красной линии улицы, а было сдвинуто в глубину двора. Ориентируясь на юг, оно было построено не строго параллельно Адмиралтейской улице, а под небольшим углом к ней.

В 1810 г. постройка представляла вытянутый с юга на север прямоугольник размером 12,5 на 5 саженей. Стены мечети были сложены из красного кирпича размером 25,5х12,5х6 см известковым раствором ворстовой кладкой. Снаружи и внутри они были оштукатурены.

К сожалению, не сохранился и чертеж первоначального плана мечети. После ознакомления и утверждения чиновники передавали его для исполнения просителю. Видимо, так произошло и в данном случае.

Молельный зал мечети (вытянутый с юга на север, размером 11х22,5 м) состоял из двух частей: южного высокого трехсветного под плоским граненным куполом и северного пониженного двухсветного под двускатной вальмовой крышей. Изнутри помещения, имевшие плоские деревянные перекрытия, разделялись каменной стеной с устроенными в ней тремя арочными перекрытиями: средний и два боковых. По периметру стен северного помещения располагались галереи-антресоли для женщин. С галереи через расположенный над главным дверным проемом вход можно было попасть в минарет и подняться по внутренней лестнице на верхнюю площадку.

Южная часть представляла собой вытянутый с востока на запад прямоугольник размером 11х13,5 м. Высота его достигала 16 метров. Оконные проемы располагались в три яруса. Он имел пологое восьмигранное куполообразное покрытие, на низком деревянном восьмигранном барабане. Покрытие завершалось тонким восьмигранным барабанчиком с шаром и полумесяцем над ним.

Габариты Северной части молельного зала составляли 13х14 м. Она была двусветной, по высоте значительно уступала южной части и равнялась восьми метрам. Покрыта была двускатной вальмовой крышей.

С юга к молельному залу примыкал полукруглый выступ михраба. Он освещался расположенными в два яруса оконными проемами. По высоте равняли северной части и имел металлическое покрытие в форме конхи.

С севера к молельному залу примыкал минарет. Первоначально он состоял из нижнего квадратного в плане четверика, равного по высоте северной половине зала. Ширина минарета равнялась ширине михраба и составляла четыре метра. Позднее нижний четверик минарета был окружен арочными галереями. Их ширина равнялась ширине молельного зала, высота же значительно уступала им и равнялась четырем метрам.

Над нижним четвериком минарета располагалась его верхняя цилиндрическая часть. Диаметр ее лишь незначительно уступал ширине нижнего четверика, а высота превышала в полтора раза. Цилиндр освещался расположенными в два яруса оконными проемами. С площадки верхнего яруса минарета имелись выходы на круглый балкон. Минарет был покрыт куполом с тонким восьмигранным барабанчиком в завершении, увенчанным шаром и полумесяцем над ним.

Окна верхнего минарета имели наиболее богатое архитектурное обрамление. В нижнем ярусе они состояли из двух частей: нижней прямоугольной, вытянутой в высоту и верхней полукруглой. Объединялись они ленточным наличником. Проемы верхнего яруса были обрамлены наличниками «с ушками» и треугольным фронтоном в завершении.

В отличии от окон минарета, проемы первого и второго ярусов молельного зала были лишены обрамлений. Окна нижнего яруса имели вытянутые в высоту пропорции, их высота в два с половиной раза превышала ширину. Прямоугольные проемы имели деревянную перемычку с уложенной на нее клинчатой кирпичной. Над западным дверным проемом помещена прямоугольная ниша, располагавшаяся на одной линии с окнами.

Мечеть имела три входа: главный, северный, устроенный в нижнем четверике минарета и западный, располагавшийся по центру фасада северной половины молельного зала.

Уже в 1870 г. Белая мечеть считалась исторической достопримечательностью Астрахани. Газета «Астраханские губернские ведомости» в числе архитектурных памятников города упоминает: «Татарская мечеть Ак-мечеть, построена в 1810 г. вместо бывшей на этом месте деревянной, просуществовавшей 130 лет»[9].

В документах Астраханской городской управы за 1914 г. по оценке городского недвижимого имущества в пятом участке города значится домовладение Татарского общества: «Белая мечеть и каменный о 5 окнах дом, занятый училищем». Прихожан мечети обоего пола насчитывалось 800 человек[10].

После революции 1917 г. и гражданской войны здание мечети перешло в собственность новой городской власти. В списке муниципализированных домовладений г. Астрахани за 1923-1928 гг. значится домовладение татарского общества по адресу: угол ул. Беломечетной, 2-й Мечетной и Адмиралтейской. Домовладение состояло из следующих построек: Белой мечети, каменного дома и каменного корпуса[11].

В годы Советской власти внутренний архитектурный ансамбль мечети сильно пострадал. В начале 1930-х гг. она была закрыта, а в ее здании разместился цех кожгалантереи. К началу реставрационных работ в конце 1990-х гг. сохранился лишь молельный зал, примыкавшие к нему михраб и минарет были утрачены (михраб был разобран в 1960-е гг.). Первоначальный облик сохранившихся частей был изменен. Оконные проемы растесаны, бывший одноэтажный объем разделен перекрытиями на три этажа.

Но перестройка архитектурного ансамбля началась еще в дореволюционное время. К окружающей минарет арочной галерее было пристроено торговое помещение с рустованными лопатками по углам и большими прямоугольными дверными проемами, впоследствии заложенными. Затем, уже в 1930-е гг., минарет и окружающие его галереи были разобраны, на их месте было возведено одноэтажное жилое здание. С конца 1970-х гг. оно находилось в аварийном состоянии, и не использовалось по назначению.

В конце 1990-х гг. мечеть была передана Духовному управлению мусульман Астраханской области. В октябре 2008 г., во время празднования 450-летия Астрахани, прошла торжественная церемония открытия здания мечети. Реставрационные работы были проведены при финансовой поддержке правительства Республики Татарстан.

В ходе восстановительных работ мечеть была оштукатурена и окрашена в белый цвет. Крыша мечети и минарета выкрашены синим цветом. Это придало зданию исключительно выразительный образ.

Сегодня Белая-мечеть является соборной, в ней ежедневно совершаются богослужения по шафиитскому мазхабу. Несмотря на то, что в обиходе она продолжает называться «татарской», прихожане ‒ люди разных национальностей (татары, ногайцы, казахи, узбеки, чеченцы и др.). По оценкам имама М. Юнусова постоянных прихожан, 40-50 человек, на пятничную молитву собирается до 150 человек, в дни больших религиозных праздников до двух тысяч человек.

Белая мечеть – признанный религиозный центр Астраханского региона, значительный памятник татарской истории и символ многонациональности города.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

 


[1]. Гусарова Е. В. Астраханские находки: история, архитектура, градостроительство Астрахани XVI-XVIII вв. по документам из собраний Петербурга. ‒ СПб., 2009. ‒ С. 58-59.

[2]. Голикова Н. Б. Очерки по истории городов России конца XVII – начала XVIII в. ‒ М., 1982. ‒ С. 160-165.

[3]. Государственный архив Астраханской области (ГААО), ф. 13, оп. 1, д. 32149, л. 1.

[4]. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 1070, л. 71.

[5]. Там же, ф. 13, оп. 1, д. 20097, л. 1.

[6]. Гмелин С. Г. Путешествие по России для исследования трех царств природы. Ч. II. Путешествие от Черкасска до Астрахани и пребывание в сем городе: с начала августа 1769 г. по пятое июня 1770 г. – СПб., 1777. – С. 76.

[7]. ГААО, ф. 13, оп. 1, д. 20097, л. 6.

[8]. Равинский И. В. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний по гражданскому и естественному их состоянию в отношении к земледелию, промышленности и домоводству. – СПб., 1809. – С. 56.

[9]. Астраханские губернские ведомости. – 1870. ‒ 12 августа ‒ № 29.

[10]. ГААО, ф. 94, оп. 1, т. 8, д. 35489, л. 2-3.

[11]. Там же, ф. 1922, оп. 1, д. 715, л. 11-12.

 

Список литературы

Гмелин С. Г. Путешествие по России для исследования трех царств природы. Ч. II. Путешествие от Черкасска до Астрахани и пребывание в сем городе: с начала августа 1769 г. по пятое июня 1770 г. – СПб.: Имп. АН, 1777. – 518 с.

Голикова Н. Б. Очерки по истории городов России конца XVII – начала XVIII в. ‒ М.: МГУ, 1982. – 218 с.

Гусарова Е. В. Астраханские находки: история, архитектура, градостроительство Астрахани XVI-XVIII вв. по документам из собраний Петербурга. ‒ СПб.: Нестор-История, 2009. – 492 с.

Равинский И. В. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний по гражданскому и естественному их состоянию в отношении к земледелию, промышленности и домоводству. – СПб.: Имп. тип., 1809. – 527 с.

 

References

Gmelin S. G. Puteshestvie po Rossii dlya issledovaniya treh tzarstv prirodi. Ch.2. Puteshestvie ot Cherkasska do Astrahani i prebivanie v sem gorode: s nachala avgusta 1769 g. po pyatoe iyunya 1770 g. [A journey across Russia to research the three realms of nature. Part 2. A journey from Cherkassk to Astrakhan and staying in this city: from the beginning of August 1769 till June 5, 1770. In Russ.]. St. Petersburg, Imp. AN publ., 1777, 518 p.

Golikova N. B. Ocherki po istorii gorodov Rossii kontsa XVII – nachala XVIII v. [Essays on the history of the Russian cities of the late 17th – early 18th century. In Russ.]. Мoscow, МGU publ., 1982, 218 p.

Gusarova E. V. Astrahanskie nahodki: istoriya, arhitektura, gradostroitelstvo Astrahani XVI-XVIII vv. po dokumentam is sobraniy Peterburga [Astrakhan findings: the history, architecture and city development of Astrakhan of the 16th-18th centuries according to the documents from the collections of Petersburg. In Russ.]. St. Petersburg, Nestor-Istoria publ., 2009, 492 p.

Ravinskiy I. V. Hozyaystvennoe opisanie Astrahanskoy i Kavkazskoy guberniy po grazhdanskomu i estestvennomu ih sostoyaniyu v otnoshenii k zemledeliyu, promishlennosti i domovodstvu [The economic description of Astrakhan and Caucasian provinces in terms of their civil and natural conditions in respect to agriculture, industry and home economics. In Russ.]. St. Petersburg, Imp. Tip. publ., 1809, 527 p.

 

Сведения об авторе

Имашева Марина Маратовна, доктор исторических наук, доцент Казанского федерального университета, e-mail: imaschewa@yandex.ru.

 

About the author

Marina M. Imasheva, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor at Kazan Federal University, e-mail: imaschewa@yandex.ru.

 

В редакцию статья поступила 05.09.2017 г., опубликована:

Имашева М. М. Белая «татарская» мечеть г. Астрахани // Гасырлар авазы ‒ Эхо веков. ‒ 2017. ‒ № 3/4. ‒ С. 276-284.

 

Submitted on 05.09.2017, published:

Imasheva M. M. Belaya “tatarskaya” mechet g. Astrahani [White “Tatar” Mosque of Astrakhan. In Russ.]. IN: Gasyrlar avazy ‒ Eho vekov, 2017, no. 3/4, pp. 276-284.

Другие статьи
Тема строительства Казанского обвода долгие годы в силу особой значимости объекта и секретности документов не была предметом специального исторического исследования.
Вторжение гитлеровской Германии, начавшееся в июне 1941 г., потребовало от высшего политического и военного руководства СССР
Тема строительства оборонительных рубежей, участие в этой работе жителей тыловых регионов СССР мало изучена как в отечественной, так и в региональной историографии. Некоторые сюжет
Первое упоминание о Тетюшах в «Разрядных книгах» относится к 1571 г. Крепость была построена на правом берегу реки Волги как сторожевой пограничный пункт на территории «Дикого поля
Известный просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914) был патриотом России и тюркских народов страны. Эти черты позволяли ему публично выражать свое мнение и ратовать за лучшую жи
В статье рассматривается влияние революционных событий 1917 г. на жизнь уездного города Чистополя с целью выявления особенностей и характерных черт.