Э. Вагабова. Школы Совета Съезда бакинских нефтепромышленников (конец ХIХ — начало XX в.)

Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
20.06.2016
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2016

Школы Совета Съезда бакинских нефтепромышленников

(конец ХIХ — начало XX в.)

Развитие капитализма в Северном Азербайджане в начале 70-х гг. ХIХ в. способствовало бурному развитию нефтяной и нефтеперерабатывающей, химической и других отраслей промышленности. Это в свою очередь вызвало острую потребность в квалифицированных рабочих кадрах. Образовательный уровень промыслово-заводского населения был низким. Единственной школой на промыслах была Кокоревская школа, открытая в 1882 г. Бакинским нефтяным обществом (40 учеников)1. На I Съезде Бакинских нефтепромышленников в 1884 г. говорилось о необходимости открытия школ в промысловых районах Баку, но из-за отсутствия средств этот вопрос так и не был решен. В 1886 г. в Балаханах «Товарищество Бр. Нобель» открывает школу для детей и служащих рабочих фирмы (30 учеников). Спустя 10 лет, в 1896 г. открываются школы Торгового дома «Бенкендорф и Ко», Каспийско-Черноморского общества и сельская Сабунчинская2.

Необходимо отметить, что открытие школ не входило в функции Съезда бакинских нефтепромышленников. Главной целью этой организации, согласно «Положению о съездах», являлась защита общих интересов нефтяной промышленности и выполнение обязательств (медицинская помощь, постройка, содержание и освещение дорог, осушение промыслов и пр.). Однако необходимость обучения детей рабочих и служащих промыслово-заводского района проявлялась все отчетливей. В 1890 г. на VII Съезде Совета нефтепромышленников был поднят вопрос об открытии начальной школы в Балаханах, но необходимых средств не нашлось3. Совет Съезда неоднократно ходатайствовал перед Министерством госимуществ об отводе участка земли в центральной части промыслов на постройку здания для школы4. Только в 1896 г. на X Съезде на постройку школьных зданий было выделено 17 тысяч рублей5.

9 ноября 1897 г. была открыта первая школа Съезда в Сабунчах. Первое время количество учеников составляло 21, но уже через месяц их число достигло 73. 10 ноября 1897 г. была открыта школа и в Биби-Эйбате на 32 ученика6, а в 1898 г. — в Чёрном городе на 45, в 1899 г. — в Раманах на 104 человека.

В школы Съезда принимались дети обоего пола, при приеме предпочтение отдавалось детям служащих фирм, платящих попудный сбор*. Обучение было бесплатным. Ученики, родители которых получали зарплату менее 50 рублей в месяц, бесплатно пользовались книгами и учебными пособиями. К концу 1899 г. в школах съезда обучалось 242 учащихся: в сабунчинской — 108, черногородской — 94, биби-эйбатской — 407.

Большое внимание уделялось питанию детей. Для начала горячие завтраки было разрешено ввести в Сабунчинской школе8. Учащиеся, которые могли оплатить завтрак, вносили деньги за месяц вперед, остальным средства выделял Совет. Таким образом, завтраки получали все дети. Завтракали в два приема: младшие классы — после второго урока, старшие — после третьего. Завтрак одного ребенка обходился в 4-5 копеек. Видя, что удовлетворительное питание способствует общему увеличению трудоспособности и внимания детей, Совет решил не ограничиваться опытом лишь одной школы и запросил у XIII Съезда три тысячи рублей для устройства завтраков в других школах9.

В 1900 г. Советом было проектировано открытие второй школы на промыслах в Раманах на 100 человек и школы в Белом городе на 40-50 учащихся. К концу 1900 г. количество учащихся всех пяти школ составляло 500 человек (черногородской — 135, сабунчинской — 104, раманинской — 104, биби-эйбатской — 87, белогородской — 70). Желающих было много, несмотря на вновь открытые школы места всем в них не хватало. Поэтому в 1901 г. началось строительство новых школ и расширение уже имевшихся: были открыты школы в Балаханах и еще одна в Чёрном городе. Благодаря этому число учащихся достигло 700 человек.

В 1901 г. были расширены Сабунчинская и Раманинская школы. Теперь обучением было охвачено 757 человек. В 1902 г. открывается вторая Раманинская школа на 100 учеников. Двумя параллельными отделениями пополнились школы в Белом городе, Биби-Эйбате и Чёрном городе10. В 1902 г. началось преобразование первой Сабунчинской школы из одноклассной в двухклассную, было открыто пятое отделение на девять человек.

29 сентября 1903 г. педагогический совет первой Сабунчинской школы, обсуждая проект «Положения о школах Съезда бакинских нефтепромышленников по вопросу о типе школ», пришел к заключению о необходимости увеличения срока обучения: в одноклассных школах — до четырех лет, в двухклассных — до шести11. Совет Съезда обратился также к дирекции народных училищ с ходатайством о предоставлении льгот по отбыванию воинской повинности для окончивших одноклассную школу третьего разряда и двухклассную второго разряда. Прошение было удовлетворено12.

Всего к 1904 г. насчитывалось девять школ с 40 отделениями13. Однако следует отметить тот факт, что, несмотря на большое стремление рабочих дать своим детям образование, во многих промыслово-заводских школах наблюдался отсев учеников, вызванный тяжелыми материальными условиями в семьях. Дети оставляли учебу, чтобы помогать старшим по дому. Наибольшее число уходящих детей приходилось на март, апрель и май. Этому способствовала перемена места работы некоторых родителей (полевые работы) и открытие навигации на Каспии14. Около 40 % учащихся оставляли школу по причине отъезда из Баку, 24,2 % детей в 1908 г. не явились в школу после летних каникул (в 1909 г. таких детей было 17,9 %15). Наблюдался также пропуск учащимися уроков по причине болезни, недостатка одежды, плохой погоды, домашних обстоятельств, лени и др. Наибольшее число пропущенных уроков пришлось на 1904/1905 учебный год16, когда известные февральские события (армяно-азербайджанская смута) привели к массовому бегству людей из Баку. К примеру, в Балаханской школе в этот период количество учащихся снизилось с 280 до 100. В августе события приобрели еще больший накал — начались поджоги и грабежи. Была подожжена и сгорела дотла Раманинская школа, а Балаханская и Забратская были разграблены. В панике население бежало из города. В результате этих событий численность учащихся всех школ сократилась с 1 690 до 1 05417.

В 1906-1907 гг. школы были восстановлены, появились еще три в Биби-Эйбате, Забрате и Раманах, увеличилось число отделений (с 26 до 46) и учеников до 1 727. При Сабучинской школе согласно программе 13 января 1881 г.* были открыты так называемые национальные классы, которые являлись подготовительными для общерусских. В первом и втором отделениях национального класса преподавание велось на родном языке, с русским же языком было устное знакомство18. После двухлетнего обучения в отделениях национальных классов ученик переходил во второе общее отделение и обучался уже вместе с русскими детьми. Национальный состав учащихся школ был неравномерен, преобладало количество русских детей. Составители «Краткого обзора деятельности Съезда бакинских нефтепромышленников по народному образованию» сравнительно небольшой процент «туземного элемента» в русле проводимой в Российской империи национальной политики объясняют «невысокой степенью культуры некоторых народностей Кавказа»19.

Количественные и качественные показатели школ Совета Съезда бакинских нефтепромышленников

Учебные годы

Количество школ

Количество отделений

Всего учащихся

Мальчики

Девочки

1897/1898

2

2

105

75

30

1898/1899

3

4

205

115

90

1899/1900

3

6

242

136

106

1900/1901

5

11

500

292

208

1901/1902

7

17

757

463

294

1902/1903

8

25

986

571

415

1903/1904

8

33

1383

806

577

1904/1905

9

40

1690

1017

673

1905/1906

4

26

1054

651

403

1906/1907

7

46

1727

1030

697

1907/1908

8

58

2212

1430

782

1908/1909

8

60

2148

1361

787

1909/1910

8

55

2146

1346

800

1910/1911

9

57

2323

1397

926

1911/1912

9

57

2328

1369

959

Школы Съезда были под ведомством Дирекции народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области. Она осуществляла контроль за деятельностью школы, утверждала программы и преподавательский состав.

В 1906 г. директор народных училищ А. С. Тхоржевский совместно с инспекторами Коптеловым и Ганиевым, а также заведующим отделением народного образования Съезда И. Н. Филатовым предприняли ознакомительную поездку во вторую Сабунчинскую школу. Итогом стало решение о преобразовании национальных классов в мусульманские подготовительные отделения, где «преподавание должно вестись на русском языке, но вести его должен непременно преподаватель-мусульманин, знающий родные языки по возможности всех мусульманских групп, входящих в состав его класса»20. Практическое осуществление решения пришлось на 1910/1911 учебный год.

1 января 1907 г. при Совете Съезда была учреждена училищная комиссия с целью осуществления контроля за деятельностью школ, в том числе и финансовой. В ее состав помимо членов Совета вошли представители школ, как правило, заведующие, управделами и их помощники. Комиссия не имела утвержденного Советом устава, вследствие чего ее работа была не планомерной и продлилась всего год21.

Неоднократно на общих педагогических собраниях школ предметом обсуждения был вопрос выработки одной общей для всех школ Съезда программы. Однако окончательное осуществление он получил только в 1907 г., когда комиссия из числа педагогов выработала примерную программу, рассчитанную на четырехлетний курс обучения.

На 27 Съезде бакинских нефтепромышленников (27 ноября — 16 декабря 1906 г.) было принято постановление об ограничении средств, выделяемых школам, также было решено, что обучение должно охватывать только детей лиц, причастных к общему фонду нефтепромышленников. Исключение делалось для детей бедных и безработных22. Поэтому в 1908 г. вместо готовившихся к открытию четырех школ, были открыты только две с 12 отделениями. В 1907/1908 учебном году была открыта только одна вторая Сабунчинская школа. Также были открыты семь армянских классов и четыре азербайджанских23.

В конце 1908 г. Дирекция народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области подняла вопрос об обязательном трехгодичном обучении. Мотивировалось это тем, что курс обучения в народной начальной школе составлял три года, также принималось во внимание нежелание родителей задерживать детей еще в школе на один год24. Поэтому вопрос о четырехгодичном курсе обучения был рассмотрен на педагогических советах школ и общих собраниях педагогов. Все педагоги пришли к единому мнению о необходимости и обязательности 4-летнего обучения.

Дети, окончившие одноклассные школы Съезда, поступали на обучение в городские школы и лишь незначительная часть в первый класс средних учебных заведений, коммерческие училища и гимназии25. Ежегодно школы Съезда выпускали около 200 детей. В 1908 г. Съезд бакинских нефтепромышленников учредил четыре стипендии им. И. И. Воронцова-Дашкова (в ознаменование 50-летнего пребывания его на Кавказе) для оканчивающих школы Съезда в размере 250 рублей26.

Таким образом, цель Съезда бакинских нефтепромышленников — дать бесплатное начальное образование детям своих рабочих и служащих, а также всего промыслово-заводского района — в целом была достигнута. Примечательным было и то, что в школах были открыты национальные классы, где преподавание велось на азербайджанском языке, что значительно способствовало распространению грамотности среди детей нефтепромысловых районов.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Мамедов М. Хозяйственная деятельность Совета Съезда бакинских нефтепромышленников (1893-1905) // Национальный Музей истории Азербайджана. – Баку, 2009. – С. 73; Бакинские известия. – 1904. – 3 января.

2. Государственный исторический архив Азербайджанской Республики (ГИА АР), ф. 309, оп. 1, д. 764, л. 39; Каспий. – 1897. – № 175; Отчет о деятельности Совета, избранного на IX съезде нефтепромышленников. – Баку, 1896. – С. 135.

3. Краткий обзор деятельности Съезда бакинских нефтепромышленников по народному образованию за время с 1897 по 1912 г. – Баку, 1913. – С. 3.

4. Там же. – С. 4.

5. Там же. – С. 5; Труды десятого очередного Съезда нефтепромышленников в г. Баку с 20 апреля по 2 мая 1896 г. – Баку, 1896. – С. 137.

6. Отчет о деятельности Совета, избранного на XIII съезде нефтепромышленников. – Баку, 1900. – С. 21-22.

7. Там же. – С. 22.

8. Бакинские известия. – 1904. – 13 января.

9. Труды тринадцатого очередного съезда нефтепромышленников в г. Баку с 3-го по 17-е мая 1888 г. – Баку, 1899. – С. 75; Труды ХХ-го очередного съезда нефтепромышленников в гор. Баку с 31 января по 13-е февраля 1905 года. – Баку, 1905. – Т. II. – С. 414.

10. Краткий обзор деятельности… – С. 6.

11. Там же. – С. 20.

12. Там же. – С. 106.

13. Труды XX-го очередного… – С. 48.

14. Отчет о деятельности Совета съезда за 1910 г. XXX-му очередному съезду нефтепромышленников. – Баку, 1911. – С. 17.

15. Краткий обзор деятельности… – С. 101.

16. Там же. – С. 101-102.

17. Там же. – С. 9.

18. Там же. – С. 25.

19. Там же. – С. 95.

20. Там же. – С. 26.

21. Там же. – С. 35-36.

22. Там же. – С. 11.

23. Там же; Труды четырнадцатого очередного съезда нефтепромышленников г. Баку с 5-го по 28-е мая 1900 г. – Баку, 1900. – С. 42-50.

24. Краткий обзор деятельности… – С. 19, 27.

25. Там же. – С. 105.

26. Там же. – С. 16.

 

 


* Норма обложения нефти в размере 1/10 копеек с пуда.

* Имеется ввиду «Учебный план начальной школы в среде туземного населения Кавказского учебного округа» от 13 января 1881 г.

Другие статьи
Основателем династии ханов Гиреев, правивших в татарских постзолотоордынских государствах вплоть до конца XVIII в., был Хаджи-Гирей. В 1430-1440-х гг. при поддержке знатных татарск
Свияжский Богородицкий монастырь стал не только центром организации богослужебной практики, но и возглавил политическую линию правительства, нацеленную на распространение и насажде
Восстание под предводительством С. Т. Разина оставило яркий след в истории русского государства. Начавшись с похода донских казаков «за зипунами» на Волгу и Каспийское море, оно по
Становление системы государственного начального образования нерусских народов Среднего Поволжья происходило в начале XIX в., когда по инициативе императора Александра I было учрежд
Привлекательность Ялты как курорта и туристической местности создала городу репутацию Российской Ривьеры. Во второй половине XIX в. сюда приезжали как представители аристократическ
За период своего 47-летнего (1871-1918) существования школа Л. П. Шумковой из маленького начального учебного заведения г. Казани выросла в известную в России частную женскую гимназ