Д. А. Мустафина. Продолжая традиции просветительства (К 80-летию со дня рождения А. Х. Махмутовой)

Рубрика:
Тип статьи:
Персоналии
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
22.12.2017
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2017

Альта Хазеевна родилась и выросла в семье по современным меркам весьма многодетной. Дети – мальчик и пятеро девочек – отличались примерным поведением, старательностью и особой нацеленностью на получение знаний. Их стремление быть в числе первых, думается, было продиктовано желанием соответствовать родительскому положению в обществе. Их отец работал сначала секретарем сельского совета, затем – инспектором райфинотдела, а мать была учительницей. Родители принадлежали к числу искренне уважаемых людей не только в деревне, но и во всей округе. К ним в трудные минуты односельчане-земляки обращались за советом-помощью и непременно находили и понимание, и поддержку. Признанный всеми авторитет отца и матери стал для детей обязывающим ко многому и определяющим жизненное кредо фактором.

Альта Хазеевна пошла по стопам матери. Получив первоначальное образование в своей родной деревне Бизяки, поступила в педагогическое училище в Елабуге. С дипломом учительницы младших классов в 1955 г. еще совсем юной, романтичной девушкой она приехала в Казань, в город, с которым связаны вся последующая ее жизнь и деятельность. Развитие, обогащение внутреннего мира школьников, в особенности младших, в полной мере удается лишь людям любознательным, обладающим замечательным свойством удивляться и делиться с другими своим «открытием». Эту бескорыстную щедрость Учителя и поистине безграничную любовь к ученикам и младшим коллегам Альта Хазеевна пронесла через всю свою жизнь и проявляет по сей день.

Имея за плечами университетское образование (она училась без отрыва от производства и в 1965 г. получила диплом по специальности «Историк. Преподаватель истории и обществоведения») и 10-летний опыт работы в школе, А. Х. Махмутова поступила в аспирантуру при кафедре истории СССР Казанского университета. С марта 1968 г. была принята на должность ассистента кафедры истории СССР историко-филологического факультета, в 1971 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, в 1983 г. стала старшим преподавателем кафедры истории СССР дооктябрьского периода, в 1986 г. была избрана на должность доцента кафедры и в 1990 г. получила ученое звание доцента по кафедре истории татарского народа.

Ее трудовые будни складывались из чтения лекций, проведения семинарских занятий и ряда специальных дисциплин. Проведение самых различных культурно-массовых мероприятий силами постоянно меняющегося студенческого контингента, формирование и умножение факультетских традиций, обеспечение преемственности поколений в сфере художественной самодеятельности и нравственно-патриотического воспитания-движения – все это требует помимо недюжинных организаторских способностей и силы убеждения, умения выявлять таланты, вселять веру в собственные силы, разрешать возникающие проблемы самого различного характера.

О результативности приложенных Альтой Хазеевной в данной сфере усилий можно судить как по призовым местам, которых удостаивались представители историко-филологического факультета в 1970-1980-е гг., так и по фундаментальности возникших в указанные годы коллективов. Достаточно вспомнить известный всей Казани «ТЮМИФФ», проводившиеся в 1980-1989 гг. незабываемые «Дни» историка, или знаменитый «Снежный десант».

В процессе открытия в университете нового факультета (татарской филологии, истории и восточных языков) и новой кафедры (истории татарского народа) профессор М. А. Усманов, в то время являвшийся проректором по учебной работе университета, привлек А. Х. Махмутову к организации функционирования указанных структурных подразделений, возложив на нее обязанности заместителя декана и заместителя заведующего кафедрой.

Постоянное пребывание в гуще событий и в соответствующем административной должности «тонусе», необходимость бесконечной организации или координации и контроля той или иной разновидности деятельности ничуть не повлияли на характер и манеру общения Альты Хазеевны: она оставалась спокойно-приветливой со всеми без исключения. Проявляла и огромное терпение к нерадивым и не выставляемую напоказ жесткую принципиальность и убежденность в своей правоте.

Оставив в 2010 г. преподавательскую работу в Казанском университете, она с еще большим энтузиазмом стала заниматься исследовательскими поисками. И за последнее семилетие подготовила к печати шесть (!) объемных книг, не считая множества статей, докладов и выступлений на конференциях различного уровня, а также на радио и телевидении. Тематика, структура, основные идеи этих работ вынашивались подспудно, долго и скрупулезно. Содержание публикаций не оставляет сомнений в том, что их автор является одним из компетентнейших специалистов по проблемам истории России и в том числе татарского общества рубежа XIX-XX вв.

Побудительным фактором, определившим круг научных интересов А. Х. Махмутовой и весомости достижений, на наш взгляд, стало изучение особенностей становления светского образования у татар, предпринятое ею в период обучения в аспирантуре при кафедре истории СССР Казанского университета и выполнения диссертационного сочинения под руководством профессора В. Н. Смирновой. Это исследование на соискание ученой степени кандидата исторических наук составило основу ее первой монографии1. В процессе изучения выбранной темы она фронтально выявляла в фондах архивохранилищ Санкт-Петербурга (Ленинграда), Казани и Москвы источники, потенциальные информативные возможности которых выходили далеко за рамки интересующего ее аспекта истории. Это обстоятельство определило проблематику и алгоритм последующих изысканий ученого, предпринятых спустя два десятилетия после выхода упомянутой книги.

Продолжением изучения школьного вопроса стало обращение к рассмотрению деятельности известной династии просветителей – представителей семьи Нигматуллиных-Буби, основавших целый комплекс учебных заведений для татар, в частности, получившее известность во всем тюрко-мусульманском мире медресе в деревне Иж-Бобья. Углубление в проблему увенчалось содержательной монографией, вызвавшей восторженные отзывы и благодарность широкого круга читателей2. Следует подчеркнуть, что своей книгой «Лишь тебе, народ, служенье» Альта Хазеевна напомнила современному рационально-расчетливому, погружающемуся в бездуховность обществу об истинной красоте и высоком смысле существования-бытия человека.

Ее исследование не просто дань памяти и история одной удивительной семьи настоящих педагогов, высоконравственных, чутких и подвижнически-бескорыстных, но и в целом панорамная картина зарождения и развития просветительского движения у татар. Более того, эта публикация открыла завесу, окутывавшую проблему татарского просветительства, его особенностей, обусловленных социальным происхождением деятелей. Посредством освещения жизненного пути одной семьи, оставившей глубокий след в истории этноса, исследовательница сумела показать сущность национально-демократического движения в целом, своеобразие джадидизма. И тем самым первой в отечественной историографии воздала дань глубокого уважения представителям национальной элиты, передававшим свои знания и умения подрастающему поколению, бескорыстно прилагавшим силы к приобщению народа к достижениям мировой цивилизации, ставшим поводырями, выведшими его на путь прогресса.

При этом А. Х. Махмутова не навязывает собственную логику восприятия личности Губайдуллы, Габдуллы, Мухлисы Нигматуллиных и заданную цельность образов этих интеллектуалов и их ближайшего окружения, а оставляет возможность самому читателю реконструировать их социальное лицо и духовный мир, представить неподдающуюся визуальной фиксации трансформацию обыденного обучения грамоте в приобщение своего народа к передовой западноевропейской культуре.

Семья Нигматуллиных из деревни Буби была выбрана в качестве объекта изучения отнюдь не случайно, ведь представители этого рода одними из первых в конце XIX ‒ начале ХХ в. взялись за коррекцию системы ценностей в татарском обществе, за «прокладывание» путей повышения уровня образования и культуры народа. Не сломались и не изменили избранной стезе под натиском непонимания и открытого давления. Преданность героев книги Делу просветительства, проявляемые ими мудрость, жертвенность и уважение к подрастающему поколению пробуждают в читателе чувство глубокого восхищения, веру в будущность народа.

Эта публикация ценна тем, что воссоздает атмосферу российской действительности, в которой протекала деятельность просветителей, освещает их конкретные действия, направленные на преодоление объективных трудностей и религиозной зашоренности ради учреждения комплекса учебных заведений, организации и обеспечения учебного процесса, создания материальной базы функционирования учебных заведений (медресе).

В книге нашло отражение и глубокое понимание Нигматуллиными-Буби важности, точнее судьбоносности для этноса светского образования девушек и женщин, чем мальчиков и мужчин. В Иж-Бобья для девочек были учреждены специальные классы, переросшие в 1895 г. в женское медресе, а в 1901 г. открыта шестилетняя женская школа. Спустя шесть лет в рамках медресе стало функционировать женское русско-татарское училище. Круг дисциплин, преподававшихся в этих учебных заведениях, свидетельствует о существенном превалировании светских дисциплин над предметами религиозного характера. Их спектр фактически не отличался от «набора» учебных курсов в современной школе.

Достоинством книги является и то, что А.Х. Махмутовой удалось без эмоционального напряжения показать выпавшие на долю представителей семьи Нигматуллиных трудности и лишения, их верность идеалам и принципам просветительства, свойственную им глубокую порядочность и силу духа. Исторические условия, в которых развернулась деятельность детей Габдулгалляма Нигматуллина ‒ Губайдуллы, Габдуллы и Мухлисы, были сложными. Судьбы их также оказались непростыми. Упоминание даже отдельных событий из их жизни: закрытие медресе и арест братьев, вынужденный переезд Мухлисы-ханум в Троицк и причисление ее к числу «врагов народа», эмиграция одного из братьев за пределы России и т. д. ‒ дает представление о крутых изломах их жизненных путей. Оказавшись за пределами Родины, Габдулла Буби не отказался от своего кредо: открыл школу в г. Кульджа в провинции Синьцзян в Китае. А Мухлиса, перебравшись в Троицк и став руководителем женского мектебе, за последующие три года сумела организовать женское медресе и добилась открытия женской учительской семинарии. Она стала первой и единственной российской женщиной, удостоенной избрания на должность казыи. Будучи репрессированной, ушла из жизни, не очернив и не предав никого.

В основу рассматриваемой монографии был положен целый комплекс неизвестных научному сообществу источниковых материалов, как являющихся плодом творчества и деятельности членов семьи Нигматуллиных, так и отражающих отношение правительственных структур и самого достаточно замкнутого татарского общества к  реализации просветительских идей. Несомненным украшением издания стали фотографии из государственных и частных архивов.

Характерно, что А.Х. Махмутова квалифицирует упомянутое и последующие свои сочинения как научно-популярные, адресуя их широкому кругу читателей, подавляющая часть которых не особенно «жалует» подстрочные примечания, предусмотренные каноническими требованиями к оформлению результатов научного исследования. Умышленный отказ от научно-справочного аппарата, привычно-обязательного для монографических исследований, ничуть не умаляет научной ценности и значения написанных ею книг. Принятая ею форма изложения и оформления своих сочинений (с непременным приложением визуальных источников) является характерной особенностью ее исследовательского почерка. Отсылки на привлеченный к анализу источниковый материал и литературу исследовательница приводит непосредственно в самом тексте, в качестве его органической составляющей. В этом отношении ее задача облегчается тем, что предшественников в исследовании объекта ее научного интереса практически не было. Имена же тех, кто в той или иной мере коснулся отдельных сюжетов темы, нашли достойное отражение в контексте ее суждений. К тому же она сознательно стремится уйти от академической сухости, гасящей порывы души, затрудняющих зарисовку палитры переживаний, затушевывающей бурлящий характер эмоционально-интеллектуальной атмосферы начала ХХ в., которую автор решилась воссоздать. Все ее сочинения пронизаны высоким нравственно-духовным началом. Они обладают удивительным свойством: побуждают к размышлениям, оставляют простор искушенному воображению, не содержат суждений непререкаемого характера, отличаются завидной объективностью. Их можно и нужно прочитывать неоднократно, расширяя и корректируя собственные оценочные суждения о татарском обществе начала ХХ в., и об эпохе в целом.

Последующее погружение в проблему просветительства и общественного движения начала ХХ столетия привело к фокусировке научного интереса А.Х. Махмутовой на порожденном джадидизмом женском движении, ведь именно просветители-джадидисты обратили внимание на приниженное положение татарской женщины, на необходимость разрушения уз затворничества, способствовали «пробуждению» женщин и зарождению их общественной активности в Волго-Уральском регионе. Итогом изысканий Альты Хазеевны стали три, уже ставшие бестселлером, книги: одна из них была опубликована на русском, а две – на татарском языке3.

Все три публикации подкупают читателя своей искренностью интонации, внутренней динамичностью излагаемого, логичностью и аргументированностью выводов. В преамбуле одной из них приведено посвящение, адресованное матери автора ‒ сельской учительнице Валиахметовой Ркии Ахметовне. Между тем прочитавшего эти книги не оставляет мысль о том, что своими научными изысканиями Альта Хазеевна воздала дань памяти славным, скромным труженицам ‒ самозабвенно преданным своему делу сельским учительницам, продолжательницам традиций, заложенных передовыми женщинами, ставшими объектом ее исследовательского интереса.

В книге «Пора и нам зажечь зарю свободы!» показано обусловленное исламом своеобразие общественной жизни татар, изложены сущность и особенности женского вопроса в татарском мусульманском обществе на рубеже XIX-XX вв. Раскрыты причины актуализации «женского вопроса» в национальном движении начала ХХ столетия и роль джадидизма в его решении, освещены особенности реформаторского движения в мусульманском обществе в условиях буржуазных преобразований и заинтересованность самых разных слоев в женском равноправии и свободе. Первой в отечественной историографии А.Х. Махмутова проследила влияние произведений арабского публициста Касима Амина, газеты «Терджиман» И. Гаспринского, просветительских идей Р. Фахретдинова, К. Насыри и других идеологов джадидизма на формирование нового отношения к женщине, на осознание необходимости системы женского образования. Показала истоки и результаты становления феминизма, вернула в «копилку» народной памяти имена десятков женщин, чьи усилия привели к новому мировосприятию ‒ это Г. Биктимирова, Х. Гисматуллина, Г. Рахматуллина, Х. Насырия, Г. Самитова, Ф. Сулеймания, М. Акчурина, А. Халили, А. Сайфи, З. Бурнашева, Х. Таначева, Ф. Кулахметова, Фатима-Фарида, М. Мозаффария, Ф. Аитова, Л. Хусаинова, С. Шакулова и др. В числе этих женщин не только те, кто стоял у истоков становления светского женского образования, но и поэтессы, и писательницы, журналистки, актрисы, девушки, получившие профессиональное образование в средних и высших учебных заведениях России и зарубежных стран, активные участницы общественного движения: Н. Сайфуллина (Абруй Сайфи), Х. Гисматуллина, А. Терегулова, С. Кулахметова, Ф. Саинова, З. Габитова, Р. Габитова, С. Гиззатуллина, Б.-Л. Назирова, Р. Котлыярова, А. Батыршина, С. Шакулова, М. Ахмерова, Х. Таначева, С. Ахмерова, З. Ахмерова, С. Якубова, И. Туктарова, Д. Булгакова, У. Асфандиярова и др.

Результатом не прекращавшихся архивных поисков и изучения выявленного материала стала подготовка к изданию историко-документального и биографического сборника «Милләт аналары». В этой работе представлены публицистические статьи видных писателей и общественных деятелей Г. Ибрагимова и Г. Исхаки о положении и роли женщины в обществе, документы Первого съезда российских мусульманок, фотографии и малоизвестные архивные материалы о выдающихся женщинах, вступивших на путь просветительства (З. Акчурина-Гаспринская, М. Акчурина, Х. Акчурина, М. Мозаффария, М. Буби, Л. Хусаенова, Ф. Аитова, Фатымаи-Фарида, С. Шакулова), посвятивших себя борьбе с застойным состоянием татарского мира и внесших неоценимый вклад в приобщение народа к достижениям европейской цивилизации, в продвижение этноса по пути прогресса. Особую ценность среди приведенных в сборнике материалов представляют воспоминания современников и современниц (учениц) об этих женщинах и их деятельности. Тем более что подавляющую часть воспоминаний Альта Хазеевна зафиксировала лично сама при встрече с их авторами.

Третья книга «Җитәр инде, без дә торыйк», посвящена тем же славным дочерям народа, составившим цвет этноса и движущую силу женского движения в Волго-Уральском регионе в начале ХХ столетия. Вместе с тем следует отметить, что эта публикация не является переводом предыдущей книги с русского языка на татарский, и тем более ее редакцией, а представляет собой абсолютно новое авторское изложение объекта исследования, не дублирующее прежнее. Достаточно упомянуть, что оно было выполнено с привлечением дополнительного ранее не вводившегося в научный оборот архивного материала.

Книги Альты Хазеевны находят своего читателя в разных социальных слоях и группах населения. Существуют в их числе и те, кто считает своим долгом выразить свое отношение к прочитанному и выплескивает порывы души в письмах, адресованных автору. Подобные отклики свидетельствуют о том, что результаты исследований А. Х. Махмутовой, оказались востребованными, ее книги являются весьма своевременными и восприняты как возвращение угасающей памяти, как возвращение истории народу.

Год своего 80-летия она встретила, подготовив к печати на татарском и русском языках историю своей «малой родины» ‒ деревни, в которой появилась на свет4. Книги были адресованы разной читательской аудитории ‒ односельчанам и всем землякам, кто не утратил вкус родной речи, и их детям и внукам, испытывающим затруднения при чтении татарских текстов. Хотя, в сущности, эти книги отличаются друг от друга не только языком изложения, но и структурой, содержанием, аргументационным рядом выводов и наблюдений. Ведь Альта Хазеевна не прекращала поиски и выявление в государственных и частных архивах новых свидетельств о родной деревне. А расширение источниковой основы с неизбежностью повлекло изменение архитектоники, обогащение и углубление содержания и выводов исследования. Необходимо отметить, что своими монографиями по истории деревни Бизяки она почтила память своего отца, напомнила всем нам о преемственности поколений и традиций и показала пример истинного патриотизма и жизнелюбия.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Махмутова А. Х. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса. 1861-1917). – Казань: Изд-во Казанского ун-та. ‒ 1982. ‒ 96 с.

2. Махмутова А. Х. Лишь тебе, народ, служенье! (История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби). ‒ Казань: Магариф, 2003. ‒ 455 с.

3. Пора и нам зажечь зарю свободы! (Джадидизм и женское движение). ‒ Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. ‒ 254 с.; Милләт аналары: тарихи-документаль һәм биографик җыентык / Төз.-авт. А. Х. Мәхмүтова. ‒ Казан: Җыен, 2012. ‒ 560 б.; Мәхмүтова А. Х. Вакыт инде: без дә торыйк... (Җәдидчелек һәм хатын-кызлар хәрәкәте формалашу): очерклар. ‒ Казан: Татар. кит. нәшр., 2012. ‒ 366 б.

4. Мәхмүтова А. Х. Бәзәкәм ‒ туган бишегем. ‒ Казан: «Яз» нәшр., 2016. ‒ 456 б.; Махмутова А. Х. Колыбель моя, Бизяки. ‒ Казань: изд-во «Яз», 2017. – 528 с.

 

Сведения об авторе

Мустафина Дина Абдулбаровна, кандидат исторических наук, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета, e-mail: maktub29@yandex.ru.

 

About the author

Dina A. Mustafina, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at Institute of International Relations, History and Oriental Studies of Kazan Federal University, e-mail: maktub29@yandex.ru.

 

В редакцию статья поступила 06.11.2017 г., опубликована:

Мустафина Д. А. Продолжая традиции просветительства (К 80-летию со дня рождения А. Х. Махмутовой) // Гасырлар авазы ‒ Эхо веков. ‒ 2017. ‒ № 3/4. ‒ С. 233-240.

 

Submitted on 06.11.2017, published:

Mustafina D. A. Prodolzhaya traditsii prosvetitelstva (K 80-letiyu so dnya rozhdeniya A. H. Makhmutovoy) [Continuing the traditions of enlightenment (Dedicated to the 80th anniversary of the birth A. Kh. Makhmutova). In Russ.]. IN: Gasyrlar avazy ‒ Eho vekov, 2017, no. 3/4, pp. 233-240.

Другие статьи
Тема строительства Казанского обвода долгие годы в силу особой значимости объекта и секретности документов не была предметом специального исторического исследования.
Вторжение гитлеровской Германии, начавшееся в июне 1941 г., потребовало от высшего политического и военного руководства СССР
Тема строительства оборонительных рубежей, участие в этой работе жителей тыловых регионов СССР мало изучена как в отечественной, так и в региональной историографии. Некоторые сюжет
Первое упоминание о Тетюшах в «Разрядных книгах» относится к 1571 г. Крепость была построена на правом берегу реки Волги как сторожевой пограничный пункт на территории «Дикого поля
Известный просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914) был патриотом России и тюркских народов страны. Эти черты позволяли ему публично выражать свое мнение и ратовать за лучшую жи
В статье рассматривается влияние революционных событий 1917 г. на жизнь уездного города Чистополя с целью выявления особенностей и характерных черт.