Я. Пилипчук. Женщины в истории кыпчаков

Статья посвящена гендерной истории кыпчаков. Женщина в кочевом социуме имела значительные права, хотя социум кыпчаков был патриархальным. Некоторые аристократки сохраняли кочевые привычки и в христианских и мусульманских социумах, где права женщины существенно ограничивались. Теркен-хатун, Ай-Чичек-хатун, Кумар-хатун, Эржебет, Анна-Анисия, Разийа-cултан были из числа тех аристократок которых на Западе бы назвали «волчицами» за властность. Положение незнатных кыпчакских женщин же было тяжелым. Лично свободные женщины были вынуждены исполнять тяжелые работы по хозяйству. Невольницы практически не имели прав и были фактически живым товаром.
ARTICLE TYPE:
Научная статья
ARTICLE LANGUAGE:
Русский
PUBLICATION DATE:
20.06.2014
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2014

Женщины в истории кыпчаков

Женщины в кыпчакском обществе играли заметную роль. Этот языческий социум был патриархальным, но отношение к женщине в нем было более демократичным, чем в христианском или мусульманском социумах IX-XIII вв. Из многих кыпчакских аристократок мы можем проследить за биографиями всего нескольких женщин.

Одной из наиболее заметных персон в истории кыпчаков была Теркен-хатун из племени йемек и клана байаут. Теркен являлась женой султана Текеша, матерью султана Ала ад-Дина Мухаммеда б. Текеша и родственницей наместника города Отрар и вождя восточных кыпчаков Инал-хана. Она фактически была одной из самых влиятельных лиц в государстве хорезмшахов. По ее приказу могли даже уволить и убить чиновника или эмира. Одной из ее жертв был Умар-хан из туркменского племени языр1. Во время завоевания земель она получала свою долю. Она использовала собственную тугру, печать, была грамотной и имела прекрасный каллиграфичный почерк. Когда монголы взяли крепость Илал, Теркен-хатун была лишена власти и на протяжении тринадцати лет находилась в тюрьме2.

Происхождение Теркен-хатун является одним из сложных вопросов в истории Средней Азии. По данными Джувейни, она принадлежала к племени канглы3. Абу-л-Гази также придерживался этого мнения4. Ан-Насави указывал, что она принадлежала к клану байаут племени йемек5. По мнению А. Кадырбаева, Теркен-хатун — это не имя, а титул. К тому же, он был известен киданям как Телицянь6. Согласно данным Ан-Насави, отцом Теркен-хатун был хан из клана байаут по имени Джангкиши. Ибн Халдун называл его Джанкашем. Джувейни считал, что отец Теркен-хатун происходил из племени урани. Таким образом, можно предположить, что вследствие брачных связей племен Дешт-и-Кыпчак Теркен-хатун могла быть связана сразу с несколькими кланами и племенами7.

У Теркен-хатун были и соперницы. Мать-султанша ощущала конкуренцию со стороны невестки. Ан-Насави упоминал о хатун Ай-Чичек. Эта женщина происходила из племени канглы и была женой Ала ад-Дина Мухаммада б. Текеша. Ее сыном был Джелал ад-Дин Манкбурни. Она конкурировала за влияние с Теркен-хатун. Ай-Чичек хотела сделать хорезмшахом своего сына, в то время как Теркен-хатун стремилась возвести на престол Узлаг-шаха. Китайские источники зафиксировали еще одну женину-регентшу из племени канглы — Шаньметгумали (Кумар-хатун). Она фактически руководила внешней и внутренней политикой своего племени8. Всех известных вождей канглов монголы перебили во время войны с хорезмийцами9.

Благодаря данным «Жития царя царей Давида» нам известно о Гуарандухт — дочери хана Отрока (Атрака). Она вышла замуж за царя Давида, брак закрепил политический альянс грузин с кыпчаками. Известно также, что Гуарандухт приняла христианство10. З. Папаскири утверждает, что Гуарандухт была второй законной женой Давида IV Строителя. На момент переселения кыпчаков в Грузию она уже несколько лет состояла с ним в браке. От брака Давида с Гуарандухт родился сын Вахтанг, но он не смог претендовать на трон, и престол наследовал Деметре — сын Давида от первого брака с армянской княжной11.

Среди князей Руси обычай жениться на кыпчакских аристократках завел Олег Святославич. Он женился на дочери кыпчакского хана Оселука. Не известно, были ли от этого брака дети. Законный преемник престола Всеволод родился от брака Олега с византийской аристократкой Феофано Музалон12.

Иногда кыпчакские вожди навязывали брак Рюриковичам. Князь Святополк после поражения в 1094 г. был силой женат на дочери Тугоркана. Не исключено, что в качестве брачного дара он заплатил дань кыпчакам. Брак с дочерью Тугоркана позволил ему на некоторое время успокоить ситуацию на южных границах. Детей от этого брака не было. Также вследствие плена Игоря Святославича и его сына Владимира в 1185 г. Кончак породнился с северскими Ольговичами. В 1187 г. Владимир Святославич женился на дочери Кончака. Династия Игоря Святославича породнилась с ведущим кыпчакским племенем Восточной Европы — токсоба. От брака с кыпчакской княжной родились сыновья Изяслав и Всеволод13.

Владимир Мономах женил своего сына Юрия Долорукого на дочери Аепы. Скорее всего, это произошло в январе 1108 г.14 От брака Юрия Долгорукого с дочерью Аепы родились Ростислав и Андрей Боголюбский15. По сведениям тверского летописца, Андрей (сын Владимира Мономаха) был женат на внучке Тугоркана. По мнению С. Гуркина, возможно, от этого брака родились Владимир и Ярополк Андреевичи16.

Одна из династий Мономаховичей — смоленские Ростиславичи — также поддерживали связи со степными правителями. Рюрик Ростиславич, который некоторое время был киевским князем, женился на дочери хана племени бурдж-оглы Белукa. Инициатором брака был отец Рюрика Ростислав. От этого брака родились две старшие дочери Рюрика и, возможно, Ростислав Рюрикович17. Мстислав Мстиславович Удало был женат на дочери вождя племени дурут Котяна. От этого брака родилась дочь Анна, ставшая впоследствии женой Данила Романовича, князя Галицко-Волынской Руси18.

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо стал родственником Юрия Кончаковича. Два могущественных правителя Восточной Европы договорились о браке своих детей. Ярослав Всеволодович женился на дочери Юрия Кончаковича. Но надежды на этот альянс не оправдались. Да и дочь Юрия Кончаковича была бездетной. Преемников родила другая женщина — дочь Мстислава Удалого Ростислава (Феодосия)19.

Не все смирялись с решениями родителей или с общественным мнением. Эти случаи были настолько из ряда вон выходящими, что обязательно фиксировались в хрониках. Внучка Владимира Мономаха, вдова Владимира Давидовича Черниговского убежала в степь, чтобы обвенчаться с ханом Башкордом. Это был единственный случай, когда княжна из рода Рюриковичей сочеталась браком с кыпчакским правителем. Ни до, ни после он не имел прецедентов в истории брачных отношений кыпчакских аристократок с христианскими государями20.

Известно, что дочь хана Сейхана вышла замуж за Иштвана V (сына Белы IV). Она носила христианское имя Эржебет (Елизавета). Брак между Иштваном и Эржебет должен был уладить конфликт между венграми и кыпчаками, который произошел в 1241 г. От брака Иштвана и Эржебет родился Ласло IV Кун. В 1247 г. Эржебет была крещена. Чешские хронисты, как, например, Бруно Оломоуцский, считали ее язычницей, но ее собственные документы опровергают эти предположения. На ее печатях было написано: «Божей волей королева Венгрии и дочь императора куманов». Император — это не кыпчакский, а европейский титул. Она назначала на церковные должности своих ставленников, например, Миклоша. Когда страной правил ее сын Ласло IV Кун, она защищала церковные владения от захвата подданными короля. Эржебет владела территорией венгерских банатов на территории современных северной Сербии и Боснии21.

В 1272 г. славянский бан Йоахим Гюткелед выкрал принца Ласло. Иштван V поспешил освободить сына из замка Капронц, где бан удерживал принца. Во время осады замка король узнал, что к заговору имела отношение Эржебет. Она была любовницей Йоахима Гюткеледа и интриговала против своего мужа. Неожиданно Иштван умер. 3 марта 1272 г. Эржебет и Йоахим Гюткелед провозгласили принца Ласло королем Ласло IV. Это вызвало возмущение части аристократов. Они хотели избрать королем Белу Ростиславича. Его сторонники напали на дом Эржебеты, но были рассеяны отрядом Миклоша Пока. В ноябре 1272 г. друг Йоахима Гюткеледа Генрик Кесеги (Нейметуйвари) убил Белу Ростиславича. Этот факт возмутил всех свояков Арпадов — чешского короля Пшемысла Оттокара II, галицкого князя Льва Даниловича и малопольского князя Болеслава Стыдливого.

Барон Йоахим Гюткелед стал регентом при малолетнем короле и женился на дочери Романа Даниловича и Гертруды Бабенберг. Этот брак разорвал его альянс с Эржебет, которая вышла из-под опеки Йоахима Гюткеледа. Славянский бан снова выкрал малолетнего короля, но его освободил Петер Чак, выступивший на стороне королевы22. Во время правления короля Ласло IV Куна при венгерском дворе находились кыпчакские аристократки Эдуа (Айдула), Мандула и Купчет (Купчек). Фавориткой короля была Эдуа. Архиепископ Лодомер особенно ненавидел именно эту кыпчакскую аристократку23.

Болгарский царь Калоян происходил из болгаризированой кыпчакской династии Асеней. Он был женат на дочери одного из кыпчакских ханов. Жена Калояна был любовницей начальника гвардейцев Манастраса. В 1207 г. Манастрас убил Калояна24. На вдове Калояна по степному обычаю женился Борил, который стал преемником Калояна25. Это совсем не значит, что Борил любил эту женщину, которую П. Павлов называет Анной-Анисией. Просто таковым был обычай левирата, распространенный среди кочевников. В случае смерти мужа родственник умершего должен был жениться на вдове, чтобы обеспечивать ее. По мнению П. Павлова, развод Борила с Анной-Анисией разозлил кыпчаков, и они привели к власти Ивана II Асеня26.

Заметной фигурой в Делийском султанате была Разийа-хатун27. Ее имя происходило от титула Разийят ад-Дунйа ва-д-Дин (Любимица мира и религии). Она принадлежала к династии кыпчакского происхождения — Шамсийа, первым султаном из которой стал Ильтутмыш. Султан назначил Разийу султаном после смерти своего сына Насир ад-Дина Махмуда в 1232 г. После смерти Ильтутмыша одна часть эмиров поддержала Разийу-хатун, а вторая — Шах-Туркан. Благодаря усилиям Шах-туркан Рукн ад-Дин Фируз-шах был провозглашен преемником престола.

Шах-Туркан начала репрессии против сыновей других жен покойного Ильтутмыша. По ее приказу был сначала ослеплен, а затем и убит Кутб ад-Дин. Во время вторжения в Пенджаб тюркского эмира Сайф ад-Дина в Дели произошло восстание против Шах-Туркан и ее сына. Восстание инспирировали сторонники Разийи-хатун, которые распространяли слухи. Шах-Туркан бросила на подавление всех своих людей, но восстание поддержали жители Дели и она была вынуждена укрываться во дворце. Рукн ад-Дин поспешил из Пенджаба на помощь матери, но не успел вовремя. Сама Шах-Туркан оказалась в плену. Гвардейцы присягнули Разийе, а Рукн ад-Дин попал в тюрьму и в 1236 г. был убит. По сведениям Ибн Баттуты, репрессии осуществляла не Шах-Туркан, а Рукн ад-Дин28.

С 1236 г. Разийа начала править Делийским султанатом. На монетах она приказала чеканить слова: «Опора женщин, владычица эпохи, султан Разийа, дочь Шамс ад-Дина Ильтутмиша».

Против Разийи выступили карматы и еретики Индии, которых возглавлял проповедник Нури-тюрк. Восставшие ворвались в Дели, но их остановили сторонники Разийи — эмир Насир ад-Дин Ал-Йитим Бахаи, эмир Шаир и имам Насири. На помощь Разийи пришли войска малика Ауда Нусрат ад-Дина. Но они были разбиты, а сам он умер в плену. Против Разийи действовали Малик Ала ад-Дин Джани, Малик Сайф ад-Дин Куджи, Малик Изз ад-Дин Кабир-хан Айяз и Малик Изз ад-Дин Мухаммед Салари. Разийа благодаря своему дипломатическому таланту перетянула на свою сторону Малика Изз ад-Дина Кабир-хана Айяза и Малика Изз ад-Дина Мухаммеда Салари. После подавления восстания она начала устранение своих врагов. Малик Сайф ад-Дин Куджи и его брат Фахр ад-Дин попали в плен, затем были убиты. Малик Ала ад-Дин Джани был убит в селе Накаван, а его голову доставили в Дели. Везир Низам ад-Дин Джунайди прятался в холмах Сир-Мур Бардари, где и был убит29.

Разийа-хатун назначила на высокие должности своих сторонников. Везиром стал Низам ал-Мульк ходжа Мухаззаб. Сайф ад-Дин Айбек был назначен главнокомандующим и получил титул Кутлуг-хана. Малик Изз ад-Дин Кабир-хана Айяз получил во владение Лахор. Все малики и эмиры Делийского султаната присягнули на верность Разийе-хатун. После смерти Сайф ад-Дина Айбека Разийа назначила главнокомандующим Кутб ад-Дина Хусейна б. Али Гури. Он получил приказ помочь гарнизону крепости Рантанбур, которую осадили индусы. Малик Ихтийар ад-Дин Алтунийа (Алтун-оба) получил должность виночерпия и был одним из любимцев Разийи. Он стал владеть областью Баран и крепостью Табар-Хинд. Ихтийяр ад-Дина Айтегина Разийа сделала церемониймейстером, а Малик Джамал ад-Дин Йакут ал-Хабаши (эфиоп) стал фаворитом Разийи, носившей мужскую одежду. Ибн Баттута сообщал, что тюркские эмиры завидовали этому африканскому выскочке. Джузджани же не сообщал о фаворите султанши30.

19 марта 1238 г. делийские войска взяли Гвалиор. Но потом эти войска выступили против Разийи. В 1239-1240 гг. эмир Лахора Малик Изз ад-Дин Кабир-хан Айаз поднял мятеж. Султанша отправила против него войска, и эмир заключил с султаншей мир. Ему была передана область Мултан, которая до того принадлежала Ихтийар ад-Дину Каракуш-хану Айтегину. В 1240 г. Разийа вернулась в Дели. Не прошло и двадцати дней, как против нее восстал Ихтийар ад-Дин Алтунийа. Его восстание поддержали малики и эмиры. Среди них был Ихтийар ад-Дин Айтегин.

В апреле 1240 г. Разийа выступила в поход на Табархинд. Вблизи этого города эмиры напали на султаншу и убили Джамал ад-Дина Йакута ал-Хабаши, а Разийу бросили в застенок крепости Табархинд. В правлении Разийи эмиры видели угрозу своей власти. Эта султанша, как хотела, меняла эмиров и предоставляла владения одних эмиров другим31.

Эмиры-чихильгани провозгласили султаном Муизз ад-Дина Бахрам-шаха (одного из сыновей Ильтутмиша). Регентом при нем стал Ихтийар ад-Дин Айтегин. Не прошло и месяца, как наместник Табархинда Ихтийар ад-Дин Алтунийа женился на Разийи и освободил ее из тюрьмы. Он стал во главе войск, поддержавших Разийу. К войску присоединились индусы, а также Малик Изз ад-Дин Мухаммед Салари и Малик Каракуш. Навстречу ее войска выступили силы Бахрам-шаха во главе с эмиром Тегином. В первой битве войска Разийи были разбиты, но сама она бежала. Во время второй битвы при Канхатале часть эмиров изменила султанше и Разийа попала в плен. Ее муж был схвачен на границах Мансупура. 14 октября 1240 г. Разийа и Ихтийар ад-Дин Алтунийа были убиты. Гробница Разийи на берегах Джамны стала местом паломничества для мусульман.

Султанша оставила после себя литературное наследство. Она писала стихи под псевдонимами Ширин Дихлави и Ширин Гури. Б. Учок считает, что она была талановитой поэтессой32.

Обязанности женщины в социуме кыпчаков состояли в том, чтобы управлять повозкой, ставить на возах юрту, изготовлять войлок, доить коров, готовить сыр, взбивать масло, сушить и обрабатывать кожу. Женщины изготовляли кожухи и ремонтировали одежду. Они были берегинями домашнего очага и воспитывали детей33.

Вильгельм Рубрук зафиксировал наличие у кыпчаков представлений о комфортабельности жилища. По его сведениям, кыпчакские женщины украшали юрту роcписью34. Ибн Баттута сообщал, что у хатун в Улусе Джучи существовали арбы с позолотой. Снаружи юрты украшались в технике аппликации. Изображения имели форму деревьев, животных, лоз и птиц. Войлок красили белым цветом, чтобы сделать его более ярким. Черный войлок украшали красивой росписью35.

Женщины, о которых не заботились ни семья, ни муж, как правило, были чагами — прислугой при хозяйстве более богатых кочевников. Этот статус был аналогичный статусу челяди у мужчин36. Чаг могли подарить союзникам, как и скот37.

Женщины-невольницы выполняли в хозяйстве наиболее тяжелые работы. Они обкатывали войлок, обрабатывали шкуры, шили одежду из шкур, носили воду, пряли нитки, топили печи, готовили еду, доили коз и коров. Кроме того, ими уплачивали контрибуцию. Женщины-невольницы становились наложницами. Их обозначали термином abynčy (те, кто приносит наслаждение). Иногда наложница могла и изменить свое положение, став любимой женой. Но можно предположить, что так везло далеко не всем невольницам38. Также женщины служили живым товаром, который использовали как плату при нарушении обычного права (адата). Тот, по чьей вине мужчина становился калекой, должен был отдать калеке свою дочь. Кража женщины из другого племени могла привести к войне39. Кыпчакские женщины сопровождали своих мужей во время походов40.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны (Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны) / Пер. с араб., вступ. ст., коммент. З. М. Буниятова. – М., 1996. – Гл. 9, 11, 14, 17-19. – С. 58-59, 65-66, 73-74, 78-83.

2. Там же. – Гл. 18. – С. 79-82.

3. Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны / Пер. с араб., пред., коммент., прим. и указатели З. М. Буниятова. – Баку, 1973. – С. 326.

4. Кадырбаев А. Ш. Персидские и китайские источники о переселении кипчакских племен в Дашт-и Кипчак (в XI — начале ХIII в.) // Историко-культурные взаимосвязи Ирана и Дашт-и Кипчака в XIII-XVIII вв. Материалы международного круглого стола. – Алматы, 2004. – С. 26.

5. Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал… – С. 70, 326, прим. 1; Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны (Жизнеописание султана Джалал…). – Гл. 19. – С. 82-83.

6. Кадырбаев А. Ш. О миграциях и расселении кыпчакских племен в степях Евразии до эпохи Чингис-хана // Altaica. VIII. – M., 2003. – С. 103; Он же. Персидские и китайские... – С. 26.

7. Golden, P. B. Cumanica II: The Őlberli: The Fortunes and Misfortunes of an Inner Asian Nomadic Clan // Archiwum Eurasiae Medii Aevi. – Wiesbaden, 1986. – Vol. VI. – P. 23, note 78.

8. Кадырбаев А. Ш. Тюрки и иранцы в Китае и Центральной Азии XIII-XIV вв. – Алматы, 1990. – C. 32-33, 44.

9. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с перс. О. И. Смирнова; прим. Б. И. Панкратов, О. И. Смирнова; ред. А. А. Семенов – М.-Л., 1952. – Т. 1. – Кн. 2. – C. 198-208, 220-221.

10. Житие царя царей Давида // Символ. – 1998. – № 40. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XI/1080-1100/David/frametext1.htm.

11. Папаскири З. В. Грузия и Восточная Европа в XI-XII вв.: дис. … канд. ист. наук. – М., 1978. – C. 17-19; он же. У истоков грузино-русских политических взаимоотношений. – Тбилиси, 1982. – C. 85-89.

12. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). – М., 1962. – Т. 2. – Стб. 334; Гуркiн С. В. Русько-половецькi матримонiальнi зв’язки // Схiдний свiт. – 2000. – № 2. – С. 157.

13. ПСРЛ. – Т. 2. – Стб. 216, 659; Т. 1. – Cтб. 226; Гуркiн С. В. Указ. соч. – С. 157-158.

14. ПСРЛ. – Т. 2. – Стб. 258-259; Т. 1. – Стб. 282-283.

15. Гуркiн С. В. Указ. соч. – С. 157.

16. Там же. – С. 158.

17. ПСРЛ. – Т. 2. – Стб. 521-522; Гуркiн С. В. Указ. соч. – С. 158.

18. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – М., 1950. – С. 62, 265; Гуркiн С. В. Указ. соч. – С. 158.

19. Гуркiн С. В. Указ. соч. – С. 158; ПСРЛ. – Т. 1. – Стб. 426.

20. Гуркiн С. В. Указ соч. – С. 158; ПСРЛ. – Т. 2. – Стб. 501.

21. Berend, N. At the Gate of Christendom: Jews, Muslims and «Pagans» in Medieval Hungary, c. 1000 — c. 1300. – Cambridge, 2001. – P. 261-263; Paloczi-Horvath, A. Pechenegs, Cumans, Iasians: Steppe Peoples in Medieval Hungary. – Budapest, 1989. – P. 53; Vasary, I. Cumans and Tatars: Oriental Military in the Pre-Ottoman Balkans, 1185-1365. – Cambridge, 2005. – P. 99, 102-103.

22. Войтович Л. В. Князь Лев Данилович. – Львiв, 2012. – C. 121-124.

23. Chronicon Dubnicense: Cum codicibus Sambuci Acephalo et Vaticano, cronicisque Vindobonensi picto et Budensi accurate collatum // Historiae Hungaricae fontes domestici. Pars prima: Scriptores, vol. 3. Quinque-Ecclesiis, 1884. – S. 107; Scriptores Rerum Hungaricarum Veteres ac Genuni. Cura et Studio Joannis Georgii Schwandtneri. Pars Prima. – Vindоbonae, 1766. – S. 189.

24. Павлов П. Бунтари и авантюристи в средневековна България. – Велико Търново, 2000. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://liternet.bg/publish13/p_pavlov/buntari/.

25. Летопись великого логофета Георгия Акрополита / Под ред. И. Троицкого. – СПб., 1863. – C. 27-28.

26. Павлов П. Половцы во внутриполитической жизни Византии и Болгарии XIII-XIV вв. // Stratum Plus. – 2005-2009. – № 6: Причерноморские этюды. – СПб., Кишинев, Одесса, Бухарест, 2009. – C. 397-398.

27. Кадырбаев А. Ш. За пределами Великой степи. – Алматы, 1997. – C. 68-74.

28. Учок Б. Женщины-правительницы в мусульманских государствах. – М., 1982. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rikonti-khalsivar.narod.ru/Bahrie0.htm.

29. Там же.

30. Там же.

31. Там же.

32. Там же.

33. Половець В. М. Половцi. – Чернiгiв, 2007. – C. 51-56.

34. Джиованни де Плано Карпини. История монголов. Вильгельм де Рубрук. Путешествие в Восточные страны / Пер. с лат. А. И. Малеина; ред., вступит. ст. и примеч. Н. П. Шастиной. – М., 1957. – C. 92.

35. Ахинжанов С. М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. – Алматы, 1995. – C. 250.

36. Плетнева C. А. Половцы. – М., 1990. – C. 133.

37. Новгородская первая летопись… – С. 62, 265.

38. Кляшторный С. Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. – СПб., 2003. – C. 477-480, 482-48.

39. Кумеков Б. Е. Кыпчаки: хозяйство, общественный строй, племенной состав // История татар. Т. 2: Волжская Булгария и Великая Степь. – Казань, 2006. – C. 476-478.

40. Плетнева C. А. Указ. соч. – C. 135.

OTHER ARTICLES
Публикация посвящена биографии первого главного редактора журнала «Гасырлар авазы – Эхо веков» Д. Р. Шарафутдинова. В приложении к ней дан полный библиографический указатель трудов
В феврале 2014 г. ушел из жизни первый главный редактор научно-документального журнала «Гасырлар авазы – Эхо веков» Д. Р. Шарафутдинов. Воспоминания его коллеги посвящены совместно
Публикация посвящена анализу и включению в научный оборот одного из публично-правовых актов — ввозной грамоты, данной казанским воеводой Д. А. Долгоруковым Костромскому Богоявленск
В статье проводится анализ факторов и путей развития помещичьих хозяйств в Казанском уезде в пореформенный период. В фокусе внимания исследователя оказались крупные и средние дворя
Неурожайный 1898 г. вызвал сильный голод среди крестьян Мензелинского уезда Уфимской губернии. Князь С. И. Шаховской организовал широкомасштабную и разноплановую помощь голодающим.
Реформы джадидизма явились предпосылкой для формирования основ мусульманской культуры нового времени. Основными направлениями джадидистского движения стали: реформа системы образов