А. М. Гайнетдинов. Г. Баруди белән бәйле эпиграфик истәлекләр

Эпиграфика как исторический источник играет важную роль в изучении истории, культуры и языка татарского народа. Традиция установки надгробных камней с надписями на арабской графике в Поволжье пришла вместе с золотоордынской цивилизацией. Именно в период Золотой Орды эта традиция широко распространилась и продолжается по сей день. Статья посвящена описанию эпиграфических памятников, связанных с именем выдающегося религиозного ученого, педагога, издателя и общественного деятеля Галимджана Баруди. Эти памятники сохранились на кладбище Ново-Татарской слободы Казани и имеют важное научное значение, поскольку содержат информацию, которую невозможно получить из других исторических источников. В статье анализируются и описываются эпиграфические памятники, установленные на могилы родственников Г. Баруди, а также представлены результаты работы по расшифровке арабоязычных и татарских текстов, присутствующих на камнях. Данная информация приводится в транскрипции и переводе на современный татарский язык. Некоторые надгробные памятники представлены с комментариями и краткими биографическими сведениями о лицах, на могилах которых они установлены. Новизна исследования заключается в том, что эпиграфические памятники, имеющие прямое отношение к Г. Баруди, представляют собой большую научную ценность и впервые вводятся в научный оборот.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Татарский
Дата публикации:
10.08.2019
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 2 2019
Ознакомительная часть статьи

Татар эпиграфикасының фән өчен зур әһәмиятен аңлап, Татарстан Республикасы Фәннәр академиясенең Ш. Мәрҗани исемендәге тарих институты соңгы елларда эпиграфик экспедицияләр оештыра башлады. Казан шәһәрендәге татар зиратларында сакланган эпиграфик истәлекләр галимнәр тарафыннан моңарчы әле тиешле дәрәҗәдә өйрәнелмәгән иде. Бу фәнни бушлыкны тутыру өчен, 2016 елда без Казан шәһәренең Яңа бистә зиратында сакланып калган ташъязмаларны тәфсилләп тикшердек, шулай ук аларның урыннарын билгеләдек. Шул рәвешле, Яңа бистә каберстанында безнең тарафтан барлыгы 1 500 тирәсе ташъязма истәлек табылды. Зираттагы иң борынгы кабер ташы 1813 елга карый, ул Йосыф Бикбау улына куелган. Тупланган материал нигезендә 1 300гә якын кабер иясенең исемнәре ачыкланды һәм аларның тулы исемлеге төзелде. Кызганычка каршы, 200гә якын борынгы ташбилгеләрнең кемгә куелганлыгын ачыклап булмады, чөнки алар инде ватылган һәм текстларына зыян килгән, күбесенең фрагментлары гына сакланып калган. Яңа бистә зиратында бик күп атаклы шәхесләргә куелган истәлекләр табылды. Мәсәлән, олуг дин галимнәребез белән бәйле кабер ташларын, шулай ук Апанаевлар, ‎Апаковлар, Юнусовлар, Борнаевлар, Замановлар, Әҗемовлар, ‎Үтәмешевләр, Аитовлар, Яушевлар, Субаевлар һәм башка затлы нәселләргә караган шәхесләрнең ташбилгеләрен, шул исәптән могтәбәр галимебез Галимҗан Барудига нисбәтле борынгы кабер ташларын ачыкладык. Хәзер инде безнең максат – барлык истәлекләрнең текстларын тулысынча хәзерге татар теленә күчереп чыгу, эпиграфик мирасыбызны халыкка кайтару.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
В Казани День Белого цветка проводился в 1912-1917 гг. В статье рассматривается роль казанской интеллигенции в организации праздника, участие медицинской общественности в процессе
В статье на примере Казанской губернии показано, как государство и местные органы управления регулировали сферу культуры после Февральской и Октябрьской революций.
Публикация посвящена рассмотрению истории органов ЗАГС на территории Казанской губернии (АТССР) в первые годы после установления советской власти (1917-1921).
В статье рассматриваются вопросы становления и развития национального тюрко-татарского школьного образования в Дальневосточной республике в 1921-1922 гг.
Статья посвящена такому малоизученному виду помощи населению ТАССР в голодные 1921-1923 гг., как посылочные операции. Помощь голодающим в форме посылок оказывали в основном иностра
Статья посвящена исследованию проблемы перехода на латинский алфавит в 1920-е гг., которые играли важную роль в истории татарского народа.