Е. В. Миронова. Складывание централизованной культурной политики в Казанской губернии в 1917-1918 гг.

В статье на примере Казанской губернии показано, как государство и местные органы управления регулировали сферу культуры после Февральской и Октябрьской революций. В предреволюционный период искусство находилось в руках частных лиц и общественных организаций. Уже после Февральской революции создается культурно-просветительский отдел при Казанском совете солдатских и рабочих депутатов, который организовывал культурный досуг для широких масс населения. При большевиках частные культурные предприятия постепенно ликвидируются, и инициатива переходит в руки государства. Сделан вывод, что вместе с процессом огосударствления культуры открывается и доступ низших слоев населения к высокому искусству.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
10.08.2019
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 2 2019
Ознакомительная часть статьи

В Российской империи централизованное государственное управление культурой не сложилось1. Существовали общественные организации, которые содействовали развитию отдельных областей искусства, например, Императорское Русское музыкальное общество (ИРМО), Императорское общество поощрения художников и т. д.

Кроме того, некоторые элементы культурной политики были в компетенции министерств народного просвещения и внутренних дел. В последнем был сосредоточен главный инструмент, с помощью которого правительство влияло на культурные процессы – цензура. Временное правительство вскоре после своего создания ликвидировало Главное управление по делам печати, осуществлявшее надзор за печатной продукцией, а постановлением от 27 апреля 1917 г. отменила цензуру печати и публичных зрелищ, к которым относились театральные, музыкальные, живописные и кинематографические произведения2. Наблюдение за различными представлениями вверялось комиссарам Временного правительства, которые могли его приостановить, если оно вызывало общественные беспорядки3. Также произведение могло быть запрещено в случае нарушения уголовного законодательства.

Но от регулирования культуры власть устранилась. В ведении Министерства народного просвещения находились образование и наука, но культура в узком значении, как политика в области искусства, была отдана на откуп рынку, частным и общественным учреждениям. После Февральской революции эту функцию частично взяли на себя Советы. Образованные при них культурно-просветительские отделы были призваны нести образование в широкие народные массы, а роль искусства заключалась в приобщении крестьян и рабочих к «сокровищам» мировой культуры.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
В Казани День Белого цветка проводился в 1912-1917 гг. В статье рассматривается роль казанской интеллигенции в организации праздника, участие медицинской общественности в процессе
В статье анализируются и описываются эпиграфические памятники, установленные на могилы родственников Г. Баруди, а также представлены результаты работы по расшифровке арабоязычных и
Публикация посвящена рассмотрению истории органов ЗАГС на территории Казанской губернии (АТССР) в первые годы после установления советской власти (1917-1921).
В статье рассматриваются вопросы становления и развития национального тюрко-татарского школьного образования в Дальневосточной республике в 1921-1922 гг.
Статья посвящена такому малоизученному виду помощи населению ТАССР в голодные 1921-1923 гг., как посылочные операции. Помощь голодающим в форме посылок оказывали в основном иностра
Статья посвящена исследованию проблемы перехода на латинский алфавит в 1920-е гг., которые играли важную роль в истории татарского народа.