Хайрулаев М. Х. Шазалийская иджаза Сайфуллы-кади Башларова – источник по истории суфизма в Поволжье и на Кавказе

Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
15.06.2021
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1 2021
Ознакомительная часть статьи

Статья посвящена иджазе1 по шазалийскому тарикату, написанной Сайфуллой-кади Башларовым (1853-1919) для Хасана Кахибского (1852-1937). Впервые публикуются факсимиле2 и перевод иджазы с арабского языка на русский с научными комментариями. Этот документ является важным историческим источником не только для Северного Кавказа, где впоследствии наибольшее развитие получил шазалийский тарикат, но и для Поволжья, представитель которого Мухаммад-Салих аль-Аджави в 1915 г. в Астрахани передал иджазу дагестанцу С. Башларову. Для понимания роли этого источника в истории ислама приводим его перевод с небольшим историко-биографическим экскурсом, связанным с деятельностью автора источника, С. Башларова, его наставника и преемника.

Сайфулла-кади Башларов родился в с. Ницовкра Казикумухского ханства в Дагестане, основное образование получил в Астрахани и Дагестане. В суфизм вступил и стал тарикатским шейхом под наставничеством накшбандийского халидийского шейха Мухаммад-Закира Чистави (1804-1893), преемника Махмуда Алмали (1810-1877), в г. Чистополь Казанской губернии. С. Башларов является также преемником других поволжских шейхов: от Зайнуллы Расулева (1833-1917) он получил иджазу по тарикату накшбандия муджадидия халидия, от Мухаммада-Мурада Рамзи (1854-1934) – по кадирии, от Мухаммада-Салиха Аджави – по тарикатам шазалия и накшбандия муджадидия3.

До Сайфуллы-кади Башларова Шазалии в Дагестане не было, т. е. распространение этого тариката связано именно с ним и его учеником Хасаном Кахибским. Перу С. Башларова принадлежат такие труды, как «Мавафику садат фи риязи ахли ас-саадат фи хавзиль мурадат» («Состояния святых в садах счастливых людей в достижении желаемого», на аварском аджаме4), «Канзу-ал-маариф («Сокровищница познаний», на арабском языке, один из самых объемных трудов по суфизму на Северном Кавказе конца XIX – начала XX в.), «Таржамат мухтасар бугъят са’лук фи хикмат ва сулук» («Сокращенное разъяснение желаемой цели презренного в мудрости следования пути (тариката)», труд на лакском аджаме в стихах), труд по медицине «Даират ал-маариф ат-тибия» («Круг познания в медицине», труд написан, в основном, на арабском языке, но также в тексте произведения имеются названия лекарств и методы лечения на русском, латинском, и других языках).

Пока не удалось точно установить, откуда был родом и где похоронен Мухаммад-Салих Аджави. В Институте восточных рукописей РАН имеется рукописный сборник иджаз Мухаммад-Салиха. В иджазах и письмах он упоминается как Мухаммад-Салих б. Абду Халик аль-Аджави аль-Кирманхани аль-Казани, в других иджазах – как Салих б. Абду Халик аль-Казани аль-Аджави. Нисба Кирманхани/Ханкирман указывает на историческую область г. Касимова, который некогда являлся центром ханства. Нисба Аджави может служить обозначением татарского села Азеево (тат. Эҗе), которое находится в ста километрах от Касимова. Ныне село Азеево относится к Ермишинскому району Рязанской области. А нисба Казани означает, что он какое-то время жил в Казани – возможно, когда учился.

Известно, что Мухаммад-Салих получил иджазу по тарикату шазалии от мухаддиса5 Мухаммада Али Захира Витри (1845-1904) 23 числа Зуль-каады 1320 г. х. (20 февраля 1903 г.)6, от него же он получил иджазы по накшбандии муджадидии (24 мухарамма 1322 г. х. (10 апреля 1904 г))7 и по разным шариатским наукам. Интересен и тот факт, что от Витри иджазы получили Галимжан Баруди (1857-1921) и Зайнулла Расулев (по наукам хадисоведения и разным хизбам (молитвам) и, вместе с тем, вероятнее всего, по тарикату шазалии, 3 числа месяца сафар 1314 г. х. (13 июля 1896 г.))8. Причем, задолго до этого З. Расулев получил иджазы от шейха Ахмада Зиятдина Камашханави (1813-1893) по накшибандии и на чтение разных хизбов9. З. Расулев передал все эти иджазы С. Башларову в месяце раджаб 1325 г. х. (август 1908 г.).

Помимо Витри, Мухаммад-Салих являлся преемником ряда суфийских шейхов, таких как Ахмад-Сайфуддин б. Иса, который был из числа сейидов10, преподавал в мечети имени султана Мухаммад-хана Абуль-Фатха в Стамбуле. Ахмад-Сайфуддин б. Иса был переселенцем из Ширвана и являлся преемником Ахмада Хамди Хусамутддин б. Саадуллах Мухаммад Саид аль-Хусайни ад-Дагистани (1848-1925). Упомянутый шейх Ахмад-Сайфуддин также был и преемником Ахмад Зиятддина Камашханиви.

Мухаммад-Салих передал иджазу по шазалии и накшбандии Сайфулле-кади Башларову 1 марта 1915 г. в г. Астрахани11. Сайфулла-кади находился в ссылке в Астрахани по подозрению в участии в антиписарском восстании12, а Аджави приехал в Астрахань в гости к своему сыну Ибрагиму. В сборнике иджаз Мухаммад-Салиха есть иджаза, данная его сыну13.

Таким образом, в трудах и письмах Сайфуллы-кади Башларова мы прослеживаем влияние поволжских шейхов на формирование его суфистских взглядов. При этом основным и, пожалуй, единственным известным преемником С. Башларова является Хасан Кахибский14, с которым он делился своими тайнами, знаниями и поддерживал близкую связь до самой смерти. Предположительно, они познакомились во время учебы в медресе с. Кудали (ныне село Гунибского района Дагестана) в 1883 г.15 и по 1919 г. вели переписку.

Х. Кахибский, с разрешения С. Башларова, собрал все его письма в один сборник под названием «Мактубат Мир Халид Сайфулла илла фукара ахль Ллах» («Письма Мир Халида Сайфуллы бедным рабам Аллаха»). Духовный путь Кахибского начался под руководством Абдурахмана Асави (1834-1904), который сделал его своим преемником в накшбандии-халидии-махмудии. После смерти своего наставника Кахибский стал учеником и далее преемником другого халидийско-махмудийского шейха – Шуайба Багини (1856-1912), после кончины Ш. Багини он перешел под опеку С. Башларова16.

С. Башларов передал Кахибскому все иджазы, которые были у него: по Накшбандии, Шазалии, Кадирии, по различным шариатским наукам и молитвам. Таким образом, на Хасане Кахибском объединились разные ветви Накшбандии, Кадирии и Шазалии, эти ветви сохранились по сей день, благодаря цепочке преемственности. Х. Кахибский является автором более десяти трудов по суфизму. В труде под названием «Талхис маариф фи таргиб Мухаммадариф» («Краткое изложение сокровенных знаний для наставления Мухаммадарифа») две главы он посвятил разъяснению обязанностей, зикров и хатма Шазилии17.

Копия сборника писем Сайфуллы-кади Башларова Хасану Кахибскому, среди которых сохранилось публикуемое факсимиле иджазы по шазалийскому тарикату, была любезно предоставлена нам преподавателем исламского университета г. Буйнакска Абдулкаримом Магомедовым18. Как исторический источник, иджазы дают важную информацию о цепочке преемственности в определенной отрасли исламских знаний, показывая процесс и географию их распространения. Суфийская иджаза – это документ, дающий право на самостоятельное воспитание мюридов (учеников) и являющийся основанием для продолжения тарикатской сети или ответвления. Передача иджазы в духовном наставничестве воспринималась как очень важное событие, поскольку знаменовала начало нового этапа в распространении исламских знаний. Публикуемый источник интересен и тем, что в его сильсиле19 отразились уникальные биографические подробности и обстоятельства, место и время передачи некоторых иджаз. Ниже приведены перевод и факсимиле иджазы по шазалийскому тарикату, написанной собственноручно С. Башларовым в 1915 г. Представим перевод иджазы:

«Именем Аллаха Милостивого, и милующего.

Нет помощи кроме как от Аллаха, на него я уповаю, Он обладатель великого трона.

Хвала тому (т. е. Аллаху), который довел (до познания) того человека, который опирался на Него, и постоянно находился у Его врат. После признания невозможности выразить хвалу Аллаху, что не смогли выразить языки красноречивых, и оказались не в состоянии пророки и аулия20, и даже самый совершенный из них признался в том, что он не в состоянии перечислить все похвалы. О, Аллах, я не могу тебя восхвалить, как ты Сам восхваляешь Себя. Благословение и приветствие самому достойному приближенному, его семье и сподвижникам, пока стремятся к познанию Тебя, и любви к Тебе. Затем, когда иджаза на пути Всевышнего Аллаха является одним из наилучших средств, чтобы достичь совершенства, для того, кто желает увеличить свет познания, вступив на истинный путь в воспитании. Результата иджазы невозможно достичь, кроме как вступив в ряды тех, чьи тайны идут к Всевышнему Аллаху, и тех, кто вошли в небесный мир (сокровенный мир), и взглянули на одно из божественных мгновений, и занялись поминанием Аллаха – величайшего Властелина, и стали одними из обладателей состояний, и вступили в цепочку людей, поминающих Аллаха, и действовали в соответствии со словами Всевышнего: «И поминай Аллаха с трепетом [и надеждой на принятие] и страхом [что твои мольбы не будут приняты] тихо, а не громко, утром и вечером. И не будь из беспечных [кто забывает о намазе и поминании Аллаха]»21.

Так как среди моих последователей был тот, кто придерживался истинного пути и следовал его ясному курсу, и в поиске явной истины засучил рукава в усердии и старании и придерживался получения и обучения22 от обладателей проницательности и помощи, и он – этот преуспешный, достойный ученый, совершенный, воспитанный, преуспевший человек, отец Мухаммада – Хасан б. Мухаммад аль-Кахи, ад-Дагистани, ан-накшбанди, аль-муджадиди23, да продлит Аллах ему помощь и даст посредством него всеобщее благо благоразумным людям, и да осветит Аллах мое и его сердце светом веры, и да прольет этот свет на нас из океана познаний и совершенств. Его (Кахибского) благое намерение, и ясная цель привели к озарению его правильного пути тем, что имеется у этого презренного24 раба (Башларова), от которого мало пользы и способности в таких делах.

Тем самым, я сделал вывод о его (Кахибский) совершенстве, заботясь о нем, доводил до него то, что находится у других, наставлял его на путь достойнейших предводителей, и соединились его цепочка и смысловое родство со всех сторон с Господином всех людей25. Я помог ему тем, чем владею, надеясь на всеобщее благо и на то, что он помолится за меня перед Всевышним о помощи и благом конце. Я дал ему разрешение (иджазу) по милости Пречистого Всевышнего на высший шазалийский тарикат, да очистит Аллах души шейхов, и да будет польза от их благодати, после того, как я узнал о его (Кахибского) надежности и достойности, как и в других тарикатах, которые доверили предводители (т. е. накшибандийские шейхи) и дали ему иджазы. Его отвергание – мое отвергание, его рука – моя рука26. И я разрешил чтение шазалийских заданий утром и вечером, которые начинаются с чтения салятуль машишият, и чтение вирда каждый день после утреннего и вечернего намаза. Это «Ля иллаха илла Ллах»27 – сто раз, «астахфируллаха ллази ла илаха илла хува хаююль каююм ва атубу илайхи»28 без слова «азым»29 – сто раз, восхваление пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приетствует) – сто раз, постоянное соблюдение поминания Всевышнего Аллаха, пока не станет необходимым, как еда, с физической и внутренней чистотой и с прощением всех из уммы пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Основа всего этого – богобоязненность, чувство того, что Всевышний наблюдает за вашими тайными и явными деяниями. Так же, как я принял это, таким же образом от предводителей, обладателей состояний и высоких степеней. Как наш шейх, воспитанный, освободивший себя от всего, кроме Всевышнего, ученый, хафиз30, мухаддис, Абуль Хавас аль-хаджи Мухаммад-Салих аль-Аджави аль-Кирманхани, во время четвертой поездки в пресветлую Медину в мечети Пророка [получил иджазу] от познавшего Бога мухаддиса-господина Мухаммада Али аз-Захири аль-Витрии аль-Хусейнии [и так далее по цепочке], от познавшего Бога и прожившего более ста лет господина аль-хаджи Мухаммада Фанджира аль-Фаси аль-Магриби31, после первого путешествия первого джуммаду ас-сани в 1287 (август 1870) году в город Фес, да помилует его Аллах, от познавшего Бога (аль-вали) совершенного господина аль-Араби б. Ахмада ад-Даркави аз-Зархани (1746-1824)32, от познавшего Бога, преуспевшего в науках Абуль Хасана Али б. Абдрахмана аль-Имрани (1677-1779)33, из знатных сынов Имрана, прозванного «Джамал» от господина аль-Араби б. Абдуллы (1667-1722)34, от его отца, познавшего Аллаха, Абуль-Аббаса Ахмада (1633-1708)35, от познавшего Аллаха, Саййиди Касима аль-Ахсаса (1594-1672)36, от познавшего Аллаха господина Мухаммада б. Абдуллы Маана (1571-1652)37, от познавшего Аллаха господина Абдрахмана б. Мухаммада аль-Фаси аль-Фихри (1565-1627), от его брата, познавшего Аллаха, Абуль Мухасина Саййиди-Юсуфа б. Мухаммада аль-Фаси аль-Фихри (1530-1604)38, от познавшего Аллаха Абу Салима Ибрагима б. аз-Завави ат-Туниси (?-1523), от познавшего Аллаха Абуль Аббаса Саййиди Ахмада Заррука, умершего в 899 году (1494 г.)39, от познавшего Аллаха Абуль Аббаса Ахмада б. Укбы аль-Хазрами (1453 г.)40, от познавшего Аллаха господина Яхьи б. Ахмада аль-Вафаи (1368-1448)41, от его дяди господина Али б. Вафы (1360-1404)42, от господина Давуда аль-Бахили аль-Искандарии (?-1329)43, от Таджуддина б. Аттаиллаха аль-Искандари (1260-1309)44, от Абуль Аббаса аль-Мурси (1219-1281), от познавшего Аллаха видного имама тариката, доверенного хакиката (истины) господина Абуль Хасана Али б. Абдуллы б. Абуль Джаббара аш-Шарифи аль-Хусайни, известного как Шазали45, умершего в 656 г. х. (1258 г.) и родившегося в 571 г. х. (1175 г.), да принесет Аллах пользу от него, и всех остальных шейхов тариката. Цепочка познавшего Аллаха Шазили, а также его связь с Али бин Абу Талибом (599-661)46, да освятит Аллах его лицо, известна и популярна, не будем удлинять (письмо) упоминанием здесь.

Я дал иджазу совершенному и вышеуказанному (Кахаибскому), чтобы он передавал разрешение (иджазу) в этом (тарикате Шазалии) тем, кого посчитает достойным получить божественный свет познания, абсолютным, всеобщим разрешением (иджаза мутлак), с завещанием ему, чтобы не забывал меня в благих молитвах после вирда.

Да поможет Всевышний мне и ему (Кахибскому) в том, что Он любит и чем доволен. Также я дал ему иджазу на то, чтобы он написал для каждой болезни суру «Фатиха» раздельными буквами, без огласовок для ношения и питья (смыть написанное водой и выпить), и чтобы произнес возле больного слова «я салям» 120 раз, сплевывая на больного после повторения упомянутого количества этих слов. Я завещаю себе, ему и всем братьям, отрицать свой вуджуд47, выполнять договоры, довольствоваться имеющимся, уповать на Господа, которому поклоняются, исправлять убеждения в соответствии с мнениями Ахль Сунны ва Джамаа48, не забывать меня и моих наставников в своих молитвах, прежде всего во время принятия молитв49 и, особенно, дуа о благой кончине, отказываться от ложных притязаний, постоянно видеть несовершенства в делах, быть искренним в намерениях, поскольку это душа поклонения, быть постоянным в поминании Всевышнего, постоянно читать рекомендованный тасбих50 (Субхана Ллахи ва би хамдихи адада халькихи ва ризаа нафсии ва зината аршии ва мидада калиматихи куллама закараху закирун ва гафала ‘ан зикри гафиллун…). И нет силы и могущества кроме как у Великого Аллаха51, благословение и приветствие Всевышнего Аллаха посланнику Мухаммаду, его семье и сподвижникам. И хвала Аллаху, господу миров.

Произнес своими устами, написал карандашом бедный, негодный раб, признающий свою немощность и упущения, являющийся пылью под обувью праведных бедняков52, отец Арслана Мир Халид Сайфулла ан-Накшбандии, аль-Халидии, аш-Шазилии, аль-Кадири, аль-Мухаммади, аль-Увайси сын Хусейна, ведущий род от воина муджахида шейха Башлар аль-Ницовкри аль-Кази Кумухи, ад-Дагистани, в ночь на пятницу месяц Раджаб 1333 г. х.53 До нас дошла54 с двумя печатями, и мы за ними следуем55».

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Документ, дающий право на обучение, наставничество.

2. В сборнике писем С. Башларова на арабском языке опубликован только текст иджазы без печатей (см.: Халид Сайфулла бин Хусейн. Мактубат Халид Сайфулла илал фукара ахл Аллах. – Махачкала: Рисалат, 2014. – С. 220-224).

3. Хайрулаев М. Х., Валеев Р. М. Биография и творческое наследие Сайфуллы-кади Башларова: проблемы и перспективы изучения // Вестник КАЗГУКИ. – 2018. – № 4. – С. 57.

4. Аджам – письменность у некоторых неарабских народов на основе арабского алфавита.

5. Мухаддис – исламский ученый-хадисовед, занимающийся наукой о хадисах и их методологией.

6. Институт восточных рукописей РАН, рукопись С – 2302, л. 63-64.

7. Там же, л. 56а.

8. Башларов С. «Сабат» (сборник иджаз по разным наукам и молитвам, которые Зайнулла Расулев передал С. Башларову), л-1б. (Данная рукопись хранится в личном архиве Ильяса Каяева).

9. Там же, л. 15б-16а.

10. Потомков пророка Мухаммада (с.а.в.).

11. Халид Сайфулла бин Хусейн. Указ. соч. – 140 с.

12. Государственный архив Саратовской области, ф. 53, оп. 1, д. 3, л. 36.

13. Шихалиев Ш. Ш., Наврузов А. Р. Из истории жизни и творчества Али Каяева и Сайфуллы-кади Башларова: документы и материалы. – Махачкала, 2018. – С. 125.

14. Родом из Кахиба, поэтому и нисба Кахиби.

15. Курбанова Г. М. Взаимоотношения государственных институтов власти с мусульманским духовенством Дагестана: исторический опыт (1877-1921 гг.): дис. … канд. ист. наук. – Владикавказ, 2014. – С. 95.

16. Хасан б. Мухаммад Кахиби. «Сифруль асна фи рабиталь хусна» (Величественная книга о прекрасной духовной связи). – Махачкала, 2011. – С. 5.

17. Хасан б. Мухаммад Кахиби. «Талхис маариф фи таргиб Мухаммадариф» (Краткое изложение сокровенных знаний для наставления Мухаммадарифа). – Махачкала, 2014. – С. 124-143.

18. Оригинал иджазы хранится в частной коллекции.

19. Цепь шейхов, через которых передаются знания.

20. Аулия – святые, любимцы Аллаха.

21. Коранический аят (7:205) (см.: Калям Шариф. Перевод смыслов. – Казань, 2020. – С. 206).

22. Т. е. сам вступил на путь тариката, и обучает ему других.

23. Хасан Кахибский в свою очередь передал иджазу шазилиии, и остальные все иджазы, которые у него были, Мухаммаду Ясуби (1886-1942), и далее передача шла по цепочке: Хумайд Хадыхи (1878-1952), Мухаммад Уриби (1862-1967), Мухаммад-ариф Кахи (1901-1976), Мухаммад Батлухи (1915-1995), Абдулхамид Инхии, Хамзат Тлахи (1892-1978), Мухаммад Акалчи, Мухаммад Хучади (1909-1987), Саид Чиркави (1937-2012). Саид Чиркави передал иджазы нескольким людям: Мухаммаду Инхели (1947), Абдулджалилю афанди (1943), муфтию Ахмаду афанди (1959) и др. Таким образом, видно, как сохранился и как распространился поволжский тарикат в Дагестане.

24. Таким выражением шейх Сайфулла-кади показывает презренность своего нафса (эго) в его глазах.

25. Т. е. с пророком Мухаммадом.

26. Т. е. его слово или обращение, это мое слово и обращение.

27. Нет никого и ничего, достойного поклонения, кроме Аллаха.

28. Прошу прощения у Аллаха, кроме Которого нет никого и ничего, достойного поклонения, Живого, Вечного и каюсь перед Ним.

29. Великий (одно из имен Аллаха).

30. Хафиз – человек, который знает Коран наизусть.

31. Известно, что он в 1860 г. был шазилийским шейхом в городе Фесе. Шейх Али б. Захира аль-Витри встречался с ним (см.: Мухаммад Ахмад Варникат. Тарикат Шазилия ва а’аламуха. – Ливан, 2009. – С. 223).

32. Родился в первой половине XII в. в семье Абдуллы в племени Бану Зарвал, происходит из рода Арифа сеййида Мухаммада б. Юсуфа, похороненного в г. Тамсин (Марокко), по прозвищу «щит» (у него был щит, которым он пользовался во всех сражениях, и его детей называли Диркиююн, в дальнейшем так стали называть всех последователей Мавлая Араби). Он из потомков Абуль Аббаса, господин Ахмад б. Мавля Идрис Анвар б. Идрис Акбар. Первоначальное образование получил в своем селе, начал читать Коран, выучил его наизусть, овладел семью риваятами (способами чтения); затем переехал в г. Фес для получения знаний и обучался у великих ученых этого города. Посещал могилы праведников и читал там Коран. Когда ему исполнилось 23-24 года, вступил на путь суфизма, перешел под опеку большого арифа-господина Али Джамаля аль-Имрани в 1768 году, впоследствии стал его преемником. После смерти своего шейха занял его место, чтобы воспитывать муридов (см.: Ахмад Абд Салям Балкаид, Мухсину Харис. Шумус арифин фи такаллуби саджидин.  – С. 253-254. Электронный ресурс. Режим доступа: https://archive.org/details/shafsajd1).

33. Али б. Абд Рахман б. Мухаммад б. Али б. Ирбахим б. Имрани аш-Шарифи аль-Хасани аль-Идриси аль-Имрани из знатного рода Имран племени Бану Хасаан по прозвищу «Джамаль». Жил в г. Фес, работал во властных структурах. Во время правления Абу Абдуллы Мухаммада б. Амира аль-Муминина Исмаила, опасаясь за свою жизнь, отправился в Тунис. Он был среди тех, кто был в правлении до султана, и султан навредил им (арестом, преследованием). В Тунисе он встретился с шейхами, получил от них помощь, они отправили его в г. Уаззан к шейху Мавлаййа Таййибу аль-Вазани. Ирмани встретился с ним в 1740 г. Мавлаййа Таййиб отправил его в г. Фес. Затем он стал муридом господина аль-Араби б. Ахмад б. Абдулла Маан аль-Андалуси. Имрани служил ему более 16 лет, получил огромную пользу. После кончины своего шейха построил себе завию, обрел много последователей и помощников. Скончался в субботу, 15 апреля 1779 г., в г. Фесе, был похоронен в своей завии, его могила известна и посещаема (см.: Ахмад Абд Салям Балкаид, Мухсину Харис. Указ. соч. – С. 251-253).

34. Абу Абдулла господин Мухаммад аль-Араби б. саййид Ахмад б. саййид Мухаммад б. Мухаммад б. Абдулла Маан аль-Андалуси, родился в октябре 1667 г. Получил полноценное домашнее воспитание, ограничиваясь домом и завией и не зная о другом, отец прививал ему такие качества, как честь, уважение, стыд, щедрость, стремление. Стал преемником своего отца, в завии своего деда. Скончался в четверг, 23 сентября 1722 г., похоронен рядом с дедом (см.: Ахмад Абд Салям Балкаид, Мухсину Харис. Указ. соч. – С. 249-250).

35. Абу Аббас саййид Ахмад б. саййид Мухаммад б. Мухаммад б. Абдулла Маан аль-Андалуси, был великим исламским ученым, его современники из числа ученых стремились его посетить, они повиновались ему полностью, сидели перед ним, как ученики перед учителем, от него получили пользу многие люди. Духовный путь его начался при отце, после его смерти он встал под опеку шейха саййида Касима аль-Хасаси и начал ему служить. Скончался в понедельник, 27 сентября 1708 г. Похоронен рядом со своим отцом, могила его известна и посещаема (см.: Ахмад Абд Салям Балкаид, Мухсину Харис. Указ. соч. – С. 244-248).

36. Абу Фадл саййид Касим б. Хажи Касим б. Касим аль-Хасаси аль-Андалуси аль-Фаси, родился в 1594 г., был сиротой, воспитывался матерью, его отец умер, когда он находился в утробе матери. Он пошел на могилу Абу Махасина аль-Фаси; не зная ни его, ни его имени, он воскликнул: «О, хозяин этой могилы, если ты истинный аулия Аллаха, я требую от тебя, чтобы Аллах объединил меня с шейхом, которому мы будем служить ради Аллаха, и никто не будет служить ему, кроме меня». После этого Аллах воссоединил его с первым шейхом. Это был саййид Мубарак б. Убабув аль-Куши, он служил ему до кончины. После его смерти, встал под опеку Арифа аль-Фаси (Абд Рахман б. Мухаммад). Касим был под его опекой 10 лет, после его смерти перешел под опеку его преемника саййида Мухаммада б. Абдуллы Маан аль-Андалуси, находился под его опекой 23 года. Умер в ночь воскресенья месяца рамадан, 7 января 1673 г., был похоронен рядом со своим шейхом Мухаммадом б. Абдуллой, его могила известна и посещаема (см.: Ахмад Абд Салям Балкаид, Мухсину Харис. Указ. соч. – С. 242-244).

37. Абу Абдулла и Абу Насаих саййид Мухаммад б. Мухаммад б. Абдулла б. Маан аль-Андалуси из числа потомков Якуба Мансура Мувахиди. Учил Коран с риваятами. Получил пользу в приобретении знаний от саййида Хасана б Мухаммад аль-Дарави и других шейхов его времени, стал изучать исламские науки и достиг в этом совершенства. На путь суфизма вступил под руководством шейха Абу Махасина, находился под его опекой четыре года. После кончины Абу Махасина перешел под опеку его брата и наследника Абду Рахмана, находился под его опекой 23 года. После смерти шейха стал продолжателем его пути. Скончался в воскресенье, 11 мая 1652 г., похоронен рядом с шейхом Юсуфом аль-Фаси (см.: Ахмад Абд Салям Балкаид, Мухсину Харис. Указ. соч. – С. 237-241).

38. Родился в г. Эль-Келаа-Дес-Сранга (Марокко, расположен в области Марракеш-Тенситфт-Эль-Хауз) в 1530 г., впоследствии переселился в г. Фес. Был известен под именем Абуль Мухсин как знаток арабского языка и фикха (юриспруденции). Стал на путь суфизма и был популярным шейхом своего времени в Марокко. Умер в 1604 г. Его сын Мухаммад аль-Араби все рассказы, полученные от него, объединил в книгу под названием «Мира’ту махасин мин ахбари шейх Абуль Мухсин» («Зеркало благих дел в рассказах Абуль Мухсина»), также в эту книгу вошли все его письма сподвижникам с вопросами и ответами (см.: Мухаммад Ахмад Варникат. Указ. соч. – С. 252).

39. Ахмад б. Ахмад б. Мухаммад б. Иса родился в г. Таза в Марокко, умер в г. Триполи. Автор многочисленных трудов по исламским наукам. Автор тафсира (комментариев) священного Корана, комментариев на труды «Рисаляту ибн аби Зайд аль-Кайрувани» («Послание Инб Аби Зайда аль-Кайрувани»), «Каваид суфият» («Методы суфиев») и другие произведения. Родился в четверг, 12 числа месяца мухаррам. Воспитание получил от бабушки по линии матери, она была из числа аулия, чистой и праведной женщиной. В четыре года выучил наизусть Коран. Бабушка воспитывала его целенаправленно, и он полюбил поклонение и азкары (понимание Бога). Начал изучать шариатские науки, в чем достиг совершенства. Стал известным ученым, к которому стремились ученые из разных мест. Начал изучать суфизм и полюбил его, стал муридом Абдулы аль-Маки. Отправился в Египет и там стал муридом Абуль Аббаса Ахмада б. Укбы аль-Хазрами, а затем его преемником. Потом переехал в г. Триполи, где распространился тарикат Шазилия. Умер там же, похоронен в западной части города (см.: Абу Али Хасан б. Мухаммад аль-Магриби. Табакату аш-Шазилияту кубра. – Бейрут, 2005. – С. 117-118).

40. Полное имя Таджудин Абу Аббас Ахамад б. Укба аль-Хазрамии аль-Ямани аш-Шазили аль-Вифаи, дата рождения неизвестна. Родился и жил в г. Хадрамаут, оттуда переехал в Египет, где встал на путь суфизма под руководством Яхьи б. Ахмад аль-Вафа, стал его преемником. Умер шейх Яхъя в 857 г. х. (см.: Абу Али Хасан б. Мухаммад аль-Магриби. Указ. соч. – С. 114).

41. Племянник Али аль-Вафа, родился в Египте. Постоянно находился рядом с отцом и дядей Али (см.: Ахмад Абд Салям Балкаид, Мухсину Харис. Указ соч. – С. 220).

42. Родился в Египте, сын известного шейха Мухаммада аль-Вафа. Мухаммад аль-Вафа умер, оставив его и брата Ахмада, Али был тогда маленьким. Они оба росли под опекой Мухаммада Зайляи. Когда Али исполнилось 17 лет он начал воспитывать муридов в завии своего отца и стал популярным. Является автором многих трудов: «аль-Васая», «аль-Баису аля халяси фи ахвали хавас», «аль-Кавсару мутариу мин абхаси арбаи» по фикху, «аль-Масамиу раббания» по суфизму, и «Мафатиху хазаини алияти». Он был очень красноречивым. Умер в 1404 г., на его похоронах было огромное количество людей (см.: Ахмад Абд Салям Балкаид, Мухсину Харис. Указ. соч. – С. 217-219).

43. Работал стражем порядка при дворе правителя в Александрии. Впоследствии его сердце склонилось к Шазилийскому тарикату (он стал шейхом этого тариката), и вокруг него собралось много муридов. Скончался в Александрии в 1329 г. Для тех, кто считал его необразованным, он оставил некоторое количество трудов по суфизму, в том числе: «Уюну хакаик», «Латифату марзият фи шархи дуаи шазилият», и некоторые комментарии к хизбам Шазили (см.: Мухаммад Ахмад Варникат. Указ. соч. – С. 123).

44. Абу Фазль саййид Ахмад б. Мухаммад б. Абду Карим б. Абдурахман б. Абдулла б. Ахмад б. Иса б. Хусейн б. Аттауллах аль-Джузами, последователь Маликитского мазхаба, родом из Александрии, был одним из столпов Шазилии, его называли «полюсом познавших». Был знатоком в таких науках, как тафсир (толкование Корана), хадисоведение, фикх (юриспруденция), тасаввуф (суфизм), нахв (синтаксис), усуль и др. От него пользу (в познании Творца) получили очень многие, вступив в его тарикат. Автор трудов: «Хикаму атаия» по таухиду (по вероубеждению), «Танвир фи искати тадбири» (начал составлять этот труд в Мекке, завершил в Дамаске), «Мифтаху фалях» (книга по описанию поминания Аллаха и его степеней), «Таджу урус», «Унвану тавфик» (комментарии к книге познавшего Бога нашего господина Абу Мадйана ат-Тильмисани) и др. Скончался 25 ноября 1309 г. в Египте, похоронен там же, его могила известна и посещаема (см.: Абу Али Хасан б. Мухаммад аль-магриби. Указ. соч. – С. 95-96).

45. Абу Хасан от Абду Салама б. Машиша б. Абу Бакра аль-Хасани аль-Идриси (?-1225), от Абду Рахмана б. Хусейна аль-Зияти (?), от Тукаюддина аль-Факира (Абду Рахман аль-Нахрундии аль-Ираки) (?-1198), от Мухаммада Фахрддина (?), от Абуль Хасана Нуруддина (?), от Мухаммада Таджуддина (?), от Мухаммада Шамсуддина аль-Маадани, от Зайниддина аль-Кизвини, от Абу Исхака Ибрахима аль-Басри, от Абуль Касима Ахмада аль-Марвани, от Абу Мухаммада Саида, от Саида б. Абдуллы аль-Мисри, от Абу Абдуллы Мухаммада Фатху Сууда, от Саида аль-Газвани, от Абу Мухаммада Джабира, от господина Хасана б. Али б. Аби Талиб (624-670), от Али б. Аби Талиба (четвертого праведного правителя правоверных), от Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

46. Четвертый праведный халиф.

47. Отрицание своего существования, т. е. осознание того, что все происходящее – от Аллаха.

48. Последователи пути пророка Мухаммада и единогласного мнения ученых.

49. То есть время, наиболее благодатное для принятия молитв, согласно изречениям пророка Мухаммада, например, до и после утренней молитвы, во время дождя, в пятницу, в день стояния на горе Арафат во время хаджа и т. д.

50. Тасбих – это определенная форма поминания Аллаха.

51. Ва ля хавля вала кувата илла биллахиль алиййиль азим.

52. Имеются в виду шейхи.

53. Май 1915 г.

54. Точно таким же образом получил иджазу и сам С. Башларов.

55. В конце документа оттиск двух разных печатей Сайфуллы-кади Башларова. В одной печати написано: «О, Сайфулла, помни о своем предстании перед Аллахом», в другой – «О, Сайфулла, все блага Аллаха довод для тебя».

 

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
На примере Лаишевского уезда рассматривается функционирование наиболее распространенного типа школ второй половины XIX – начала XX в. – земских.
На основе ранее изданных работ и архивных документов, раскрывается вклад фабрикантов Дебердеевых, проживавших в с. Пенделка Кузнецкого уезда Саратовской губернии, в развитие школьн
Данное исследование посвящено теме домашних краж, совершенных женщинами, работающими в услужении на территории Таврической губернии конца XIX – начала XX в.
В статье обобщается накопленный материал о деятельности общественных организаций, созданных специально для оказания помощи населению Казанской губернии, пострадавшему от неурожая и
Джордж Фрост Кеннан является одним из ярких представителей эпохи «Холодной войны». В статье автор рассматривает эпизод посещения Казани известным американским дипломатом, которое с
Статья посвящена изучению нескольких эпизодов из парадной истории российского самодержавия – посещений Казани в 30-х и начале 70-х гг. XIX в. наследником престола, а затем императо